Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Смольянова Наталья Владимировна

Заикание. Помочь своему ребенку как ?

скачать документ

Вернуться назад

«Заикание. Помочь своему ребёнку как…? » Тема нашей сегодняшней встречи - это рассмотрение системы работы с заикающимися детьми и овладение некими практическими приемами необходимыми для повышения эффективности логопедической работы. У заикающихся детей очень часто отмечается общая моторная неловкость, отсутствие чувства ритма, неразвитость мелкой моторики, зажатость артикуляционного аппарата, наличие сопутствующих навязчивых движений и слов. Крайнюю затрудненность вызывают упражнения на пространственную ориентировку и переключаемость право – лево, верх – низ, особенно когда это связано с речевым сопровождением. Многоступенчатые инструкции порой вообще недоступны. Так, при выполнении артикуляционных упражнений, крайне сложно удерживать артикуляционный уклад и загибать /разгибать пальцы рук под счет логопеда. Это обусловлено тем, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует прямая функциональная связь. Нарушение общей и мелкой моторики характерно для всех логопатов, а у заикающихся особенно. Учитывая, что заикание – это моторное нарушение речевого аппарата, обусловленное расскордионированность его работы, мы ставим перед собой цель разработать такую комплексную систему упражнений, которая будет иметь логоритмическую направленность в каждой ее составляющей. Все, существующие на сегодня, методики коррекции речи при заикании, включают в себя отработку основных речевых компонентов: - расслабление, снятие мышечного напряжения;-постановка диафрагмального дыхания;- голосовые модуляции; - восстановление темпо-ритмического рисунка речи. Все упражнения строятся в строгом соответствии с анатомическими и физиологическими особенностями речеобразования: В данной работе будут рассмотрены ключевые моменты интенсивного курса комплексной логоритмической коррекции заикания. Так как при заикании страдают все речевые отделы: дыхательный, голосовой, артикуляционный, нарушается скоординированность их работы, то вся работа носит целостный и комплексный характер. В обязательном порядке курс включает в себя: 1. Подготовительные упражнения.а) Расслабление и элементы аутотренинга, аффирмации;б) Артикуляционная, мимическая и пальчиковая гимнастики. 2. Речевое дыхание.3. Мягкая голосоподача. Гласные звуки. 4. Согласные звуки.5. Внешние метрономы речи.6. Фразовая речь. Голосовые модуляции. 7. Комплексная логоритмика.8. Чтение, как прием автоматизации нового навыка речи и расстановки ритмических ударений. Заикание – это непроизвольное мышечное сокращение речевой мускулатуры, именно поэтому необходимо изначально научиться чувствовать и управлять своим мышечным тонусом. Заикающиеся взрослые настолько привыкли за годы заикания к своей зажатости и постоянному мышечному напряжению, что считают такое свое состояние нормой и на предложение расслабить руки, лицо не могут это сделать. Поэтому тренировку мышц на расслабление мы начинаем всегда с максимального их напряжения. Именно после сильного напряжения мышцы рефлекторно расслабляются. Так мы постепенно учимся ощущать и сохранять расслабление тела в трех положениях: лежа, сидя и стоя. Так как нам надо научиться удерживать расслабление в верхнем плечевом поясе и на лице, то при выполнении упражнений на напряжение следим, чтоб в работу не включались ноги. С детьми эти упражнения мы называем игрой в прятки, со взрослыми «Сброс напряжения». Рассмотрим технику выполнения расслабления мышечного аппарата через максимальное напряжение. Кулаки крепко сжаты, руками обхватываем себя за плечи, голова наклонена вперед к груди, зубы сжаты, глаза зажмурены. Удерживаемся в таком положении максимально долго, до ощущения боли в мышцах. В это время логопедом фиксируется внимание, что напряжение – это больно, плохо, тяжело (рис. 1). Затем отпускаем руки, расслабляем лицо и тело (рис. 2). Логопед проговаривает ощущения тепла, покоя и расслабления в теле и многократно повторяет аффирмации: «Я расслаблен», «Я спокоен, я расслаблен», «Когда я говорю, я всегда расслаблен», «Я всегда говорю спокойно, плавно, уверенно». В день берется не более 2-х аффирмаций. Главная задача – почувствовать, запомнить и закрепить в подсознании чувство расслабления. INCLUDEPICTURE "/var/folders/yq/7dfpz6gn1q1gl13qdrjxpyn40000gn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTempFiles/page9image29969664" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "/var/folders/yq/7dfpz6gn1q1gl13qdrjxpyn40000gn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTempFiles/page9image29972576" \* MERGEFORMATINET Рис. 1 рис.21. Артикуляционная гимнастика Основной целью артикуляционной гимнастики при заикании является расслабление и снятие зажимов в органах артикуляции: нижней челюсти, губ, щек, языка. Все упражнения можно разделить на 3 блока. Упражнения для расслабления нижней челюсти. Упражнения для губ. Упражнения для языка. В зависимости от типа и места локализации судорог и зажимов, подбираются блоки упражнений. При выполнении артикуляционных упражнений соблюдается принцип, что после сильного напряжения наступает рефлекторное расслабление мышц. Каждое упражнение в обязательном порядке сопровождается теми или иными движениями кистей рук, ладоней или пальцев и сопровождаются либо ритмичными стихами, либо счетом. 1.1. Упражнения для расслабления нижней челюсти. а) Зевки с широко раскрытым ртом и закрытым ртом (сжимаем/разжимаем ладони рук). Выполняем по 3-4 раза, на выдохе при зевке с открытым ртом включаем фонацию; б) Покусывание верхней/нижней губ. - Рот широко открыт, ладонь ведущей руки открыта вверх. На счет «раз» прикусываем верхнюю губу и одновременно соединяем в щепотку пальцы руки. «И» - рот широко открываем и пальцы разжимаем. «Два» - прикусываем верхнюю губу, пальцы в щепотку. «И» - разжимаем пальцы, рот открываем и т.д. - Рот широко открыт, ладонь ведущей открыта и повернута вниз. На счет «раз» прикусываем нижнюю губу и одновременно соединяем в щепотку пальцы руки. «И» - рот широко открываем и пальцы разжимаем. «Два» - прикусываем нижнюю губу, пальцы в щепотку. «И» - разжимаем пальцы, рот открываем и т.д. INCLUDEPICTURE "/var/folders/yq/7dfpz6gn1q1gl13qdrjxpyn40000gn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTempFiles/page8image29891280" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "/var/folders/yq/7dfpz6gn1q1gl13qdrjxpyn40000gn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTempFiles/page8image29890864" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "/var/folders/yq/7dfpz6gn1q1gl13qdrjxpyn40000gn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTempFiles/page8image29891904" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "/var/folders/yq/7dfpz6gn1q1gl13qdrjxpyn40000gn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTempFiles/page8image29890032" \* MERGEFORMATINET - Рот широко открыт, ладонь ведущей открыта и повернута в верх. На счет «раз» прикусываем верхнюю губу и одновременно соединяем в щепотку пальцы руки. «И» - рот широко открываем и пальцы разжимаем. «Два» - прикусываем нижнюю губу, пальцы в щепотку. «И» - разжимаем пальцы, рот открываем и т.д. Считаем до 10 в каждой позиции сначала в медленном темпе, потом в среднем. Следим, чтоб движения ладони четко совпадали с движениями нижней челюсти и счетом. Шутова Н.Г. «Статические логоритмики. Часть I. Артикуляционная, пальчиковая и мимическая гимнастики при заикании» Логопедический центр «Академия речи» г. Ульяновск www. zaikanienet.com в) «Бегемот». Удержание в статичном положении широко открытого рта до 30 сек. Рот открыт на величину кулака. Следить за открытием не только вверх/вниз, но и в ширину (ладони широко раскрыты и напряжены) Напряжение в руках должно связаться с напряжением в раскрытой челюстю. Расслабляем руки и расслабляется челюсть. «Бегемот разинул рот, Булку просит бегемот». г) «Экскаватор». Рот широко открыть, слегка выдвинуть нижнюю челюсть вперед, словно зачерпнуть ковшом экскаватора и медленно, с напряжением закрыть рот. Повторить 10 – 15 раз. (Рукой повторяем движения челюсти: вниз - вперед – вверх). 9 INCLUDEPICTURE "/var/folders/yq/7dfpz6gn1q1gl13qdrjxpyn40000gn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTempFiles/page9image30037280" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "/var/folders/yq/7dfpz6gn1q1gl13qdrjxpyn40000gn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTempFiles/page9image30047264" \* MERGEFORMATINET 1.2. Упражнения для губ а) «Улыбка – трубочка». Беззвучная длительная артикуляция звуков И, У. «Улыбка» - под счет логопеда загибаем поочередно 5 пальцев на правой руке. «Трубочка» - удерживая сжатый правый кулак, загибаем пальцы на левой руке. «Улыбка» - удерживая сжатый левый кулак, под счет по очереди разгибаем пальцы на правой руке, «Трубочка» - разжимаем пальцы левой руки. Повторить 2-3 раза; б) Смена артикуляционных укладов. Беззвучное проговаривание гласных А, У, И. Каждый артикуляционный уклад сопровождается определенным положением пальцев рук. Логопед проговаривает, а заикающийся показывает. «Рот открыли, улыбка, трубочка. Открыли, трубочка, улыбочка». И т.д.«А» - пальцы ведущей руки сжаты, только в вертикальном положении открыты большой и указательные пальцы. Показываем таким образом широко открытый рот. «У» - большой и указательный пальцы сближены между собой в виде трубочки и имитируют положение губ при произнесении данного звука. INCLUDEPICTURE "/var/folders/yq/7dfpz6gn1q1gl13qdrjxpyn40000gn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTempFiles/page10image30043520" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "/var/folders/yq/7dfpz6gn1q1gl13qdrjxpyn40000gn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTempFiles/page10image30034576" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "/var/folders/yq/7dfpz6gn1q1gl13qdrjxpyn40000gn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTempFiles/page10image30038320" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "/var/folders/yq/7dfpz6gn1q1gl13qdrjxpyn40000gn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTempFiles/page10image30042272" \* MERGEFORMATINET «И» - большой и указательный пальцы широко раскрыты в горизонтали, показывая широкую улыбку. Чередуем данные гласные, следя за тем, чтобы артикуляционный уклад и движения пальцев совпадали. Скорость выполнения данного упражнения подбирается индивидуально, в зависимости от моторных и координационных возможностей заикающегося и постепенно увеличивается до максимальной; в) «Поцелуйчики для мамочки». Каждый пальчик на двух руках получает по звонкому поцелую, без втягивания щек и оттопыривания губ. Губы собираются вперед трубочкой в маленький кружок и звонко взрываются поцелуем; г) «Сердитая мама». На полуулыбке сильно сжимаем губы, втягивая уголки губ вовнутрь, словно показываем сердитую маму. Динамично напрягаем и расслабляем губы до 10-15 раз и расслабляем через свободный выдох через губы «Как фыркает лошадка». Повторяем упражнение в длительном, статичном напряжении губ до 30 сек. INCLUDEPICTURE "/var/folders/yq/7dfpz6gn1q1gl13qdrjxpyn40000gn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTempFiles/page11image30053040" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "/var/folders/yq/7dfpz6gn1q1gl13qdrjxpyn40000gn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTempFiles/page11image30052416" \* MERGEFORMATINET Выдыхаем через мягкие губы и расслабляем их. Напряжение и расслабление губ сопровождаем приближением и отдалением указательного пальца. д) «Хомячки». Надуваем сильно щеки и удерживаем их, пока «считаем шаги до норки», загибая и разгибая по очереди пальцы на руках. Досчитали до 10 – загнули пальцы, еще раз до 10 – разогнули пальцы. Как правило, детям бывает очень сложно выполнить поочередное загибание – разгибание пальцев рук и при этом еще удерживать нужный артикуляционный уклад. Поэтому необходимо очень строго следить за правильным и четким выполнением этих упражнений. Соединяя артикуляционные и пальчиковые упражнения, мы нарабатываем новые моторные маршруты в коре головного мозга. А ритмичный счет вслух позволяет организовать внутреннюю ритмику речи. Именно это является первоочередной задачей при восстановлении речи при заикании. INCLUDEPICTURE "/var/folders/yq/7dfpz6gn1q1gl13qdrjxpyn40000gn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTempFiles/page12image30063232" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "/var/folders/yq/7dfpz6gn1q1gl13qdrjxpyn40000gn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTempFiles/page12image30054704" \* MERGEFORMATINET 1.3. Упражнения для языка а) Максимальное высовывание языка вперед и статичное удержание его в таком положении до 1-2 минут (указательный и большой пальцы левой руки сомкнуты в кольцо, попеременно в него складываем колечком пальцы правой руки, затем руки меняют положение. Постепенно усложняем действия пальцев, двигая «колечки» из пальцев вверх и вниз и меняя положение рук в пространстве). Сверху/снизу правая рука и т.д. Логопед при этом считает: «Раз, два, три, четыре», когда делаем движения от указательного пальца к мизинцу и «Раз, два, три, четыре, раз, два, три», когда пальцы двигаются от указательного к мизинцу и обратно к указательному. Для малышей целесообразно начинать с более простого варианта, когда пальцы по очереди замыкаются в колечки без соединения рук. б) «Змейка». Быстрое вытягивание и убирание языка. Сопровождаем движением ладони. Язык вытянули – ладонь вытянули вперед, язык убрали, ладонь закрыли; в) «Конфетка». Упираемся кончиком языка по очереди в одну и другую щеки, словно у нас там конфетка. Нажимаем на «конфетку» пальцем через щеку, чтобы проверить, насколько она твердая. Тем самым провоцируем мышцы языка на сильное напряжение; г) «Любопытный язычок». С усилием протискиваем язык сквозь зажатые зубы (Напряженным кулачком с усилием ведем по второй ладошке); INCLUDEPICTURE "/var/folders/yq/7dfpz6gn1q1gl13qdrjxpyn40000gn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTempFiles/page14image30053664" \* MERGEFORMATINET д) «Пожевали» язык. Массируем язык от кончика и до середины верхними зубами (ведущей рукой похлопываем по второй ладони от кончиков пальцев до середины и обратно синхронно с языком ); е) «Печем блины». Расслабляем язык, похлопывая слегка вытянутый язык верхней губой, произнося при этом «пя-пя-пя». Удержать расслабленный тонкий широкий язык на нижней губе до 20-30 сек. (слегка похлопываем расслабленными ладошками). INCLUDEPICTURE "/var/folders/yq/7dfpz6gn1q1gl13qdrjxpyn40000gn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTempFiles/page14image30050960" \* MERGEFORMATINET 2. Мимические упражнения а) Упражнения для мышц лба. Прижать указательные пальцы по линии бровей, при этом их плюсневые косточки должны зажать места крепления мышц на висках. Попытаться приподнять брови вверх, при этом пальцы давят на их вниз.Повторить в динамике 10 – 15 повторов и в статике до 20 – 30 секунд. Похлопать кончиками пальцев по лбу, расслабить его. INCLUDEPICTURE "/var/folders/yq/7dfpz6gn1q1gl13qdrjxpyn40000gn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTempFiles/page16image30392320" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "/var/folders/yq/7dfpz6gn1q1gl13qdrjxpyn40000gn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTempFiles/page16image30392528" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "/var/folders/yq/7dfpz6gn1q1gl13qdrjxpyn40000gn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTempFiles/page16image30392736" \* MERGEFORMATINET б) Упражнения для мышц щек и носогубных складок. Рот широко открыть, губы завернуть за зубы. В таком положении попытаться улыбнуться, как бы помогая указательными пальцами подняться центру щеки. Пальцы слегка касаются лица. Выполнить улыбку в динамике 10 – 15 раз и расслабиться. Выполнить это же упражнение в статическом напряжении, считая до 10 – 20. Расслабить мышцы. Вполне достаточно тратить на них в день 15-20 минут и уже через одну, две недели Вы заметите результат. При выполнении любого упражнения при заикании, обязательным условием является четкое следование ритмическому рисунку фраз с движениями рук, ведь чем больше анализаторов мы вовлекаем в процесс обучения, тем быстрее знания переходят в умения и навыки. Удачи Вам в Ваших начинаниях!

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X