Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Летова Наталья Владимировна

Различные формы и методы работы, применяемые при работе с одаренными детьми.

скачать документ

Вернуться назад

Различные формы и методы работы, применяемые при работе с одаренными детьми.(работа по теории и методике обучения иностранным языкам)Летова Наталья ВладимировнаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №30 гор. Ульяновска (МБОУ гимназия №30)Учитель английского языка СодержаниеВведение.................................................................................................................... 2 стр.Глава 1.Психолого-педагогическое обоснование понятия одаренные дети....... 2-3 стр.Глава 2.Функции педагогов на этапе школьного обучения при работе с одаренными детьми.................................................................................................. 3-5 стр.Глава 3.Условия успешной работы с одаренными учащимися........................... 5 стр.Глава 4. Некоторые проблемы развития одаренных детей.................................. 5-7 стр.Глава 5.Практическое использование методов работы с одаренными детьми на уроках английского языка................................................................................ 7-9стр.Заключение................................................................................................................ 9 стр.Библиографический список использованной литературы.................................... 10 стр. Введение Актуальность исследования. Что такое одаренность? Одаренность - это в системе, развивающееся в течение всей жизни качество психики человека, которое и определяет возможность достижения им более высоких, незаурядных результатов либо в одном, либо в нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Активная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы "Одаренные дети". Актуальность исследования заключается в том, что одаренные дети - это будущее нашей страны, которые смогут реализовать не только свой интеллектуальный потенциал, но применить его на благо государства. Объектом исследования является психолого-педагогическое обоснование такого явления - как одаренность. Предметом исследования является одаренный ребенок. Задачи исследования способы выявления и развития одаренного ребенка в школьный период и на уроках английского языка. Методы исследования делятся на те, которые применяются на теоретическом уровне: анализ научной литературы по данной теме.анализ и синтез полученной информации.сравнение существующих методов активизации учебной деятельности и выявление наиболее значимых и успешных. и на практическом уровне:анализ педагогического опыта ведущих педагогов.научное наблюдение в нашей гимназии.обобщение опыта преподавания учителей гимназии.пробное обучение с использованием существующих методик работы с одаренными детьми. Итак, мы рассмотрим данные вопросы и постараемся решить актуальные проблемы воспитания и развития одаренных детей. Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование понятия одаренные дети. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или по крайней мере имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Одаренные дети часто имеют превосходную память, которая имеет в своей основе раннюю речь и абстрактное мышление. Одаренные дети отличаются тем, что они вполне способны самостоятельно классифицировать ту или иную информацию, опыт, а также умеют широко использовать накопленные знания. Широкий словарный запас, умение задавать собеседнику вопросы часто привлекают внимание к одаренным детям. Такие детки с неподдельным удовольствием читают различные словари, энциклопедии, придумывают слова, которые, по их мнению, выражают их собственные понятия и события, предпочитают игры, которые требуют активной работы всех умственных способностей. Такие дети легко справляются с познавательной деятельностью. При этом трудности не заставляют их отказаться от активности. Они с удовольствием принимают сложные задания, которые требуют определенной затраты времени и терпеть не могут, если им будет предложен готовый ответ.Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.В силу маленького жизненного опыта одаренные дети часто придумывают задания, с которыми трудно справиться. Им необходимо понимание, определенная помощь и некая поддержка со стороны взрослых. Конечно, не желательно привлекать внимание на их неудачи, а лучше стоит попробовать еще раз вместе с детьми сделать то, что не получилось. Одаренным детям присущи следующие черты:Довольно сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся довольно рано. Личные системы ценностей у одаренных детей достаточно широкие.Они достаточно болезненно воспринимают общественную несправедливость. Они устанавливают высокие требования не только к себе, но и к окружающим их людям. Но эти дети очень живо откликаются на правду, справедливость.К сожалению, они не всегда могут четко развести реальность и фантазию.У них довольно хорошо развито чувство юмора. Одаренные дети очень любят несообразности, игру слов, часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". Они уверены, что такие попытки полезны.Для одаренных детей, зачастую характерны преувеличенные страхи, так как они могут вообразить множество опасных последствий. Мы рассмотрели некоторые особенности одаренных детей на психологическом уровне и пришли к выводу, что эти дети отличаются от своих сверстников по многим аспектам, но также представляют определенную трудность в работе с ними. Глава 2. Функции педагогов на этапе школьного обучения при работе с одаренными детьми Роль учителя в системе определения творческого потенциала обучающихся заключается в:реализации личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;создании системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие одаренности детей повышенного уровня обучаемости; изучении факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся; внедрении в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности. управлении процессом развития интеллектуальных способностей учащихся. Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание - обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ - определение индивидуальных образовательных траекторий - технологии - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность - помощь семьи в образовании и воспитании детей.Чтобы развить человека, надо рационально выбрать задачи, цели, содержание, методы, а также различные формы обучения, которые позволят найти и развить саму одаренность ребенка. Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;на приоритете внутренней свободы перед внешней; свободы, необходимой для творческого саморазвития;на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики "самобытности", изначальными компонентами которого являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Это позволяет дать толчок развитию индивидуальности творческой личности. В этот период большинство детей достаточно открыты для изучения всего нового, непознанного, неизвестного, поэтому их достаточно легко заинтересовать различными заданиями игрового характера, разнообразными методами работы и возможностью выбора упражнений по индивидуальному плану. Условно можно выделить три категории одаренных детей: Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;принцип возрастания роли внеурочной деятельности;принцип индивидуализации и дифференциации обучения;принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. Таким образом мы проанализировали функции педагогов в работе с данными детьми и пришли к выводу, что реализации личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности и является главной задачей педагога. Глава 3. Условия успешной работы с одаренными учащимися. 1.1 Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, направленности деятельности. Учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, с интересом работает над обогащением своих собственных знаний, готов позаимствовать опыт у других, заниматься саморазвитием и самообразованием. 1.2. Формы работы с одаренными учащимисятворческие мастерские;групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;факультативы;кружки по интересам;занятия исследовательской деятельностью;конкурсы;интеллектуальный марафон;научно-практические конференции;участие в олимпиадах;работа по индивидуальным планам;сотрудничество с СУЗами. Наиболее часто используемые формы работы с одаренными детьми это факультативы, занятия исследовательской деятельностью и участие в олимпиадах. Глава 4. Некоторые проблемы развития одаренных детей. Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно. Можно выделить две целевые установки процесса развития талантливых детей. 1. Создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка. Чтобы достичь этой цели необходимо провести целый ряд мероприятий, направленных на изучение начальных условий деятельности. К ним можно отнести: вычленение критериев одаренности, выявление детей по данным критериям, изучение их интересов и начального уровня развития. Дальнейшая работа с талантливыми учащимися будет включать в себя разработку теоретической основы и практических планов коллективных, групповых и индивидуальных занятий, а также действия по анализу и систематизации педагогической деятельности. 2. Воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из его интересов. Данная цель предполагает изучение и развитие индивидуальных личностных качеств ребенка, а также создание определенных физических и психологических условий для его развития . Подобные действия могут создать благоприятную обстановку для формирования личности с заранее планируемыми качествами. Педагогические программы развития одаренных детей необходимо строить исходя из того, что обе эти задачи должны решаться одновременно. На построение таких программ оказывают влияние не только общие требования педагогики и психологии, но и личность, характер ребенка, то есть они в значительной степени должны носить индивидуальный характер. Одаренность - сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия. К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т.д. К отрицательным -индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость. Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы. В стандартных жизненных ситуациях в качестве источников можно использовать рассказы, замечания и суждения преподавателей, родителей, сверстников и друзей, а также результаты различных тестов. Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом, чтобы он представлял интересы воспитавшего его общества. Но именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Довольно часто одаренные дети не хотят подчиняться общим требованиям в школе: не выполняют домашних заданий, не хотят изучать поэтапно то, что им уже известно, и т.д. Наравне с этой проблемой существует и другая - рано развившиеся дети думают значительно быстрее, чем пишут. Это приводит к тому, что их работы плохо оформлены, неаккуратны, выглядят незавершенными. В некоторых случаях это может привести к полному отказу ребенка от фиксации своих мыслей. Такие случаи единичны, чаще встречается нестабильность интересов, что приводит к ситуации, когда ребенок не знает, кем хочет стать в будущем. Обычно одаренные дети проявляют повышенную требовательность к себе и другим, нетерпимость к нарушителям собственных канонов. Такие особенности поведения и сознания позволяют одаренному ребенку отказаться от кумиров и авторитетов, что, с одной стороны, затрудняет процесс обучения, с другой - помогает сформировать свой собственный стиль. На ранних стадиях работы с одаренными детьми можно наблюдать и другую неприятную особенность -поверхностность знаний. Это объясняется множественностью интересов ребенка, его желанием заниматься всем, к чему возникает интерес. Следует сказать и о том, что одаренные дети доставляют неудобства не только другим, но, зачастую, и себе самим. Наиболее ярко это проявляется в общении, то есть возникают проблемы межличностной коммуникации одаренных детей. Беря на себя роль организатора, руководителя в раннем возрасте, они, тем самым, вызывают недовольство со стороны остальных участников общения или игры. Это недовольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности человека, взявшего власть в свои руки. Позже одаренные дети бывают склонны к командованию, управлению другими, становятся более жесткими и нетерпимыми. Этот факт можно рассматривать с различных точек зрения: если талантливый ребенок приложит максимум усилий к привлечению внимания к своей личности, то он будет иметь высокий авторитет и уважение группы, в которой развивается; и, напротив, невостребованные управленческие таланты приводят к тому, что человек отвергается коллективом. В первом случае создается благоприятная психологическая обстановка для дальнейшего развития личности, во втором -конфликты могут привести к полной потере интереса к дальнейшему развитию. Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Глава 5. Практическое использование методов работы с одаренными детьми на уроках английского языка В работе с одарёнными детьми я использую различные приёмы, формы и методы и современные технологии. групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися; кружок;  конкурсы; интеллектуальный марафон; участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам; научно-исследовательские конференции. использование элементов современных технологий (проектов, индивидуализации и дифференциации, критического мышления, портфолио, игровые технологии, на основе личностно- ориентированного и компетентностного подходов в обучении Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия  с одаренным ребенком–индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. (Для подготовки к олимпиадам. конкурсам,  проектам, исследовательским работам) План индивидуальных занятий с обучающимся включает в себя:Определение темы консультаций Выбор формы контроля по предмету: тесты, вопросы, проектыПредоставление темы, плана, основных вопросов, понятий и терминовСписок необходимой литературы,Задания для самопроверки. Урочные формы деятельности: На мой взгляд, основной задачей учителя является организация образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями обучающихся. С этой целью я разрабатываю и использую на уроках систему упражнений, способствующих развитию у обучающихся коммуникативных умений и навыков научно-исследовательского характера. Эти упражнения должны постоянно поддерживать интерес у детей к изучению иностранного языка. На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием    Для индивидуальной работы на уроке с такими детьми использую дополнительный материал развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера, например: введение, тренировка и контроль материала по различным видам речевой деятельности повышенного или высокого уровня. В данном случае абсолютно логично и эффективно использование ИКТ технологий (видео, аудиокниги, интерактивные и аудиодиски, DVD, ресурсы интернета), Мною разработаны разноуровневые тесты по лексике, грамматике, аудированию, страноведению. Учащиеся привлекаются к разработке и проведению интеллектуальных марафонов, отдельных этапов уроков. Одарённым детям даются домашние задания повышенной трудности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся к школьным и муниципальным олимпиадам, конкурсам, праздникам на английском языке  Задания повышенной трудности для сильных учеников: 1. Ассистент учителя. При подготовке к уроку продумываю различные дополнительные задания для учащихся, которые намного быстрее "схватывают" материал. Так же организую дополнительные стимулирующие (для "сильных") и поддерживающие (для "слабых") занятия. Для таких занятий разрабатываю задания, которые направлены на углубление и совершенствование материала, пройденного на уроке «Сильные»  дети могут в рамках урока проводить либо некие “веселые минутки”, разучивая с классом песни, устраивать кукольные театры и т.д. Либо по конкретному тематическому заданию вместе с учителем составлять, а потом в классе проводить викторины, конкурсы. Наш опережающий ученик не выставляет себя, не противопоставляет себя классу, а работает на него.Например, ученик получил от учителя  задание сделать доклад об одной из стран изучаемого языка, проработал массу  литературы и выступил с интересным сообщением перед классом. Такие доклады могут быть регулярными и максимально интерактивными, т.е. обращенными к классу. Таким образом, выступая в роли учителя, ученик и сам получает очень много информации для себя.   Уверена, что очень важно оказать полное доверие ученикам. С этой целью последний урок в конце четверти  иногда проводится учениками, которые выступают в роли учителя. Они составляют план урока, придумывают творческие задания для остальных обучающихся: кроссворды, ребусы, заполнение пропусков в предложениях словами или фразами и т. д. На среднем этапе обучения  применяю лексико-грамматические упражнения, развивающие умение учащихся применять знания на практике и умение логически мыслить: а) перефразировать предложение; б) найти ошибку в предложении; в) заменить подчёркнутое слово на нужное по смыслу; г) расставить фразы в диалоге в нужном порядке. На старшем этапе обучения успешно использую технологию дебатов и дискуссий. Они помогают учащимся не бояться экспромтов, развивают коммуникативные навыки, умение делать выводы и работать в команде, умение логически мыслить, рассуждать. Такая работа позволяет наладить сотрудничество учителя и ученика, взаимное доверие и уважение учащихся друг к другу. Одарённые дети креативны. Учитель может использовать следующие приёмы, стимулирующие и развивающие творчество детей во время учебных занятий: ролевые игры, создание викторин, творческие задания УМК "Английский в фокусе" авторы Эванс, способствует выявлению и развитию одаренных детей, так как содержит комплекс заданий, позволяющий вариативно подходить к детям с различной степенью развития.   Одарённые дети – это первые помощники учителя на уроке. Учитель может успешно использовать лидерские способности одарённых детей, особенно при организации работы в группах. Возглавляя работу в группе, такие ученики вовлекают остальных детей в процесс, способствуют раскрытию не только своего актёрского таланта, но также помогают членам своей команды обнаружить их творческие возможности, вдохновить их, внушить им, что они тоже могут создавать и экспериментировать.  Я использую на уроках такие задания, которые стимулировали бы творческое мышление ребят. К таким заданиям относятся ребусы, головоломки, чайнворды и другие. Так как одаренных школьников отличает высокая скорость переработки и усвоения информации, они предпочитают не только решать головоломки, чайнворды, кроссворды, ребусы, но и сами составляют такого рода задания. При этом ребята прочно усваивают лексический материал, запоминают написание слов, учатся работать со словарем.   Внеурочные формы деятельности:     Что касается форм и методов внеурочной работы, то  широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают  факультативы, кружки, конкурсы, привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсов вне школы и система внеурочной исследовательской работы учащихся.   Здесь, работая в малых группах, я стараюсь максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход,  применяя  разные  методы  работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работу с научной литературой, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей. Уже привычными стали следующие мероприятия:проведение предметного дня английского языкапроведение олимпиад по иностранным языкам;конференции;система факультативных и кружковых занятий; проведение творческих конкурсов,выполнение творческих информационных и исследовательских проектов на английском языке.проведение интеллектуальных игр по страноведению, экскурсии по школе Как показывает анализ данной информации педагогическое сопровождение одаренных детей это сложный, многоступенчатый процесс, в котором задействованы психологические, интеллектуальные, индивидуальные основы ученика и педагога. Заключение Подводя итоги, следует сказать, что выявление, развитие, сопровождение творческих детей это процесс крайне трудный, кропотливый и требующий высокой степени профессионализма педагога. Чтобы воспитать одаренного ребенка нужно и учителю быть креативным и творческим. Воспитание одаренного ребенка требует от педагога перманентного развития своих способностей и желания провести его мягко и ненавязчиво по пути познания, оставив в стороне желание дать готовую информации, лишая его радости самостоятельного нахождения крупиц знания из которых позднее сложится монолит интеллектуальности данной личности. Хочется верить, что большинство наших учителей, несмотря на трудности профессии, дают возможность вырасти крепкому мощному дереву из слабого ростка. Библиографический список использованной литературы1.Андреев В.И., Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества[Текст]//-Казань,2007.2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального институ[Текст]// Воронеж: Издательство НПО«МОДЭК»,2003.3. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. Вопросы психологии[Текст]// ИЯШ – 1982. – № 4. С. 5 – 17.4. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. . [Текст]// –М.:Арманов-центр,2010.5. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года//Научный редактор Л.П. Дуганова6. Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего образования [Текст]//– Москва: Просвещение, 2009 г7.Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования[Текст]//– Москва: Просвещение, 2009 г.8. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст]//-М., 2003. С.183

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X