Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Связаться с нами:
info@diplom-pedagogu.ru


Мы находимcя:
г. Москва

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Савченко Галина Александровна

Речевое развитие дошкольников средствами малых форм фольклора

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №57 «Одуванчик»Доклад. Речевое развитие младших дошкольников средствами малых форм фольклора5581654695825Подготовила:Воспитатель 1 квалификационной категорииСавченко Галина Александровна2018г.Доклад. Речевое развитие младших дошкольников средствами малых форм фольклора Овладение родным языком является одним из самых значимых приобретений ребенка в дошкольном детстве. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. На современном этапе, в соответствии ФГОС дошкольного образования содержание психолого-педагогической работы в детском саду представлено пятью основными образовательными областями, среди которых важное место занимает «Речевое развитие». Проблемы детской речи, особенности и факторы ее развития у детей Валентина .Викторовна. Гербова, Елизавета. Ивановна Тихеева, Ольга .Алексеевна Ушакова, Евгения Александровна Флерина, и др. Важнейшим средством и источником обогащения словаря и развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества. К ним относятся произведения малых фольклорных форм: сказки, колыбельные песни, частушки, заклички, пестушки, пословицы, поговорки, скороговорки, чистоговорки, потешки, загадки, считалки и др. Фольклор - это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. В буквальном переводе – это народная мудрость, народное знание. (Термин впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом). Некоторые аспекты речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора раскрыли в своих трудах А.М. Бородич, М.К. Боголюбская С.С. Бухвостова, Г.С.Виноградов, Е.Н. Водовозова, О.И. Давыдова, Ю.Г. Илларионова, Н.В. Казюк, А.Я. Мацкевич, И.В. Черная, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова и др. Актуальность исследования.На современном этапе имеет место противоречие между программными требованиями к использованию произведений устного народного творчества в решении задач речевого развития дошкольников и сложившейся практикой их применения в детском саду. В практике дошкольного образования эта работа зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, поговорок, потешек, песенок и других малых форм фольклора. При этом, на первое место выдвигается их содержательный аспект. Они мало используются воспитателями в повседневной жизни, в разных видах деятельности, в режимных моментах, до детей слабо доносится их нравственный смысл, жанровые и языковые особенности, не полностью востребован их большой педагогический потенциал в развитии личности ребёнка в целом и его речи, в частности. Нет системы работы по эффективному использованию малых форм фольклора. Поэтому выбранная тема аттестационной работы в настоящее время представляется весьма актуальной. В данной работе исследуются возможности развития речи детей младшего дошкольного возраста с использованием малых фольклорных форм. Решение данной проблемы составляет цель исследования – выявить влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников; теоретически обосновать и определить педагогические условия, способствующие повышению качества развития детской речи средствами устного народного творчества.Объект исследования – речь детей младшего дошкольного возраста.Предмет исследования – малые формы фольклора и их влияние на речь детей младшего дошкольного возраста.В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.2. Раскрыть психолого-педагогические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста.3. Выявить значение малых форм фольклора как средства развития речи младших дошкольников. 4. Изучить уровень развития речевых умений детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.5. Определить педагогические условия и систему работы, способствующие повышению качества развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора В теоретической части аттестационной работы отражены результаты изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. В первой главе раскрыты психолого-педагогические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста (раскрыты ниже); освещены взгляды исследователей на данную проблему. Раскрыты задачи и содержание работы по разным направлениям речевого развития младших дошкольников в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, реализуемой в ДОУ (формирование словаря, грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной речи). Дано теоретическое обоснование значимости использования устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного возраста; рассмотрены разные малые формы детского фольклора. Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения (сказки, пестушки, пословицы, поговорки, скороговорки, чистоговорки, потешки, загадки, считалки, колыбельные песенки и др.). Выявлено и раскрыто педагогическое значение (образовательное, воспитательное, развивающее) каждой из малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста и личности ребёнка в целом. Педагогическое значение. Произведения малых фольклорных форм в краткой, меткой, образной форме отражают все стороны жизни людей, в них заключена вековая народная мудрость, красота и сила русской речи.Русские народные песенки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Пестушка — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушками также сопровождают первые осознанные движения ребенка (топ-топ, хлоп-хлоп)Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта.Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.Потешка – это песенка-приговорка, в ней заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или «ладушки»), рук, мимики.Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах.Пословицы – это краткие народные изречения, имеющие поучительный смысл и передаваемые народом из поколения в поколение. Поговорка - это широко распространенное образное выражение, которое не имеет обобщающего смысла и поучительной тенденции. Также их называют языковыми афоризмами. Пословицы и поговорки легко запоминаются, так как они имеют рифму. Содержат прямой совет и подсказывают как поступить в данной ситуации. Способствует развитию памяти ребенка, увеличению словарного запаса; учат детей ярко, образно, выразительно, но в тоже время четко выражать свои мыслиА.П.Усова, О.С.Ушакова считают, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, ребенка готовят к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируют интонационную выразительность речиЗагадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она дает это определение в иносказательной, нарочито затемненной форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Илларионова Ю.Г. в книге «Учите детей отгадывать загадки», писала, что значение загадок в разностороннем развитии речи детей трудно переоценить. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова; помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя анализировать ее, выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с родным языком. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Загадки развивают в детях догадливость, воображение, логическое мышление, быструю реакцию. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности. Произведения устного народного творчества имеют также немаловажное значение в решении задач нравственного, умственного и эстетического воспитания дошкольника, его эмоциональной сферы, коммуникативной компетенции,способствует выработке адекватного отношения к окружающему миру.Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста: Речь маленького ребенка ситуативная, преобладает экспрессивное изложение. Она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Первые связные высказывания трехлетних детей состоят из двух-трех фраз, используют в общении с окружающими простые распространенные предложения, правильно произносят гласные и простые согласные звуки. Отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка. Ещё не всегда может управлять своим голосовым аппаратом, менять громкость, высоту голоса, темп речи. Дети неплохо перенимают интонацию и правильно передают ее, подражая речи взрослых. Совершенствуется речевой слух ребенка. В этом возрасте дети могут неправильно употреблять ударение, укорачивать многосложные слова. У четырехлетних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны речи: у одних речь чистая, с правильным произношением почти всех звуков, у других она может быть еще недостаточно ясной, с неправильным произношением большого количества звуков, со смягчением твердых согласных и т. п. Опытно-экспериментальная работа проводилась во II младшей группе МДОУ Детский сад № 57 «Одуванчик», Московской области, Дмитровского района В эксперименте принимали участие 10 детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). Основным содержанием практической части аттестационной работы стало:- проведение диагностики речевых умений детей 3-4 лет средствами малых форм фольклора; - определение педагогических условий и системы работы, способствующих повышению качества развития речи младших дошкольников средствами малых форм фольклора; На этапе констатирующего эксперимента опытно-экспериментальной работы решалась следующая задача исследования:- Провести диагностическое обследование и изучить уровень речевых умений у детей 3-4 лет средствами малых форм фольклора. Для решения поставленной задачи были использованы следующие методы исследования: опрос и беседа с детьми; количественный и качественный анализ полученных данных. При обследовании речи детей мы использовали диагностику О.С.Ушаковой (из пособия «Знакомство дошкольников с художественной литературой»). В эксперименте принимали участие 10 детей младшего дошкольного возраста (3-4 года): из них: 6 девочек и 4 мальчика. Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Констатирующий эксперимент включал серию из 4 диагностических заданий. Детям были предложены следующие задания: отгадать загадку, закончить потешку, повторить за воспитателем чистоговорку, спеть или продолжить колыбельную песню. Каждое задание оценивается отдельно по баллам и критериям, разработанным автором диагностики: Высокий уровень - 2 балла; Средний уровень – 1 балл; Низкий уровень - 0 баллов.Полученные результаты отражены в Таблице № 1 и диаграмме № 1. Отгадай загадкуКомочек пуха,Длинное ухо,Прыгает ловко,Любит морковку (Заяц)Затем задавались вопросы: Почему ты считаешь, что это заяц? Объясни, как ты отгадал? А ты сам знаешь загадки?Закончи потешкуПетушок-петушок,(дальше ребенок должен продолжить сам)Золотой гребешок,Маслена головушка,Шелкова бородушка,Что ты рано встаешь,Деткам спать не даешь?Вопросы: А ты знаешь какую-нибудь другую потешку? Если нет, то давай попробуем вместе вспомнить еще одну: «Водичка, водичка…»Повтори за мной чистоговоркуЗа-за-за - на лугу стоит коза!Спеть колыбельную песню (или продолжить за воспитателем)Вопросы: Знаешь-ли ты какую-нибудь колыбельную песню? Тебе мама пела? Спой, пожалуйста (если ребенок не знает, можно помочь ему). Я начну, а ты продолжай:Баю-баюшки-баю,Не ложися на краю:Придет серенький волчок,Тебя схватит за бочок.Каждое задание оценивается отдельно по баллам и критериям, разработанным автором диагностики. Критерии ответов детей: (каждое задание оценивается отдельно)Высокий уровень - 2 балла – ребенок отгадывает загадку, выделяет несколько признаков, объясняя как отгадал, сам вспоминает загадку. Продолжает за воспитателем потешку (всю или не менее 3х сточек). Повторяет правильно чистоговорку. Ребенок вспоминает несколько строчек из колыбельной песни и продолжает песню, начатую воспитателем.Средний уровень – 1 балл – ребенок правильно отгадывает загадку, пытается объяснить как отгадал, но сам загадки не называет. Продолжает за воспитателем потешку (одну или две строчки). Повторяет за воспитателем чистоговорку, но не очень четко, чисто произносит звуки. Ребенок не может вспомнить колыбельную песню, но продолжает песню, начатую воспитателем.Низкий уровень - 0 баллов – затрудняется в отгадывании загадки, отгадывание неверно, не может самостоятельно вспомнить загадку. Не может продолжить потешку. Не четко воспроизводит за воспитателем чистоговорку. Не знает ни одной строчки из колыбельной песни, не может продолжить песню, начатую воспитателем.Высшая оценка - 8 баллов – это высокий уровень речевых умений,Свыше 4 баллов – средний уровень,Ниже 4 баллов – низкий уровень.Таблица 1 Результаты диагностики речевых умений детей средствами малых форм фольклораФамилия, Имя ребенкаДиагностические заданияИтоговый баллзагадкапотешкачистоговоркаколыбельнаяПавел Ф. 3,5 г.22127Елена Т. 3,6 г.01214Максим Л. 3,6 г.22228Мария А. 3,7 г.12216Алла М. 3,6 г.22116 Денис З 3,6 г.11114 Евгений К. 3,6 г.11225Екатерина Б. 3,6 г.11204Юлия П. 3,6 г.21216 Юлия К. 3,6 г.02103 По результатам выполнения 4-х диагностических заданий были сделаны следующие выводы: По уровню сформированности речевых умений детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора, высокий уровень был отмечен только у 1 ребёнка (Максим Л.), что составляет 10%. Этот ребенок правильно отгадал загадку, выделяет несколько признаков, объясняя как отгадал, сам вспоминает 2 загадки (Крыластый,горластый, красные ласты - гусь; Сидит девица в темнице, а коса на улице - морковка). Уверенно продолжил за воспитателем всю потешку. Правильно повторил чистоговорку. Вспомнил несколько строчек из колыбельной песни и продолжил песню, начатую воспитателем. К среднему уровню отнесено 8 детей, что составило 80%, это говорит о том, что большая часть обследованных детей смогли правильно отгадать загадку, пытались объяснить, как её отгадали (потому что у зайца длинные уши; заяц любит морковку; зайчик быстро, хорошо прыгает). Самостоятельно вспомнить и загадать загадки не смогли. Дети продолжили за воспитателем потешку (одну или две строчки). Повторяли за воспитателем чистоговорку, но не очень четко и чисто произносят звуки. Дети не смогли вспомнить колыбельную песню, но продолжали песню, начатую воспитателем. Низкий уровень было отмечен у 1 ребёнка (Юля К.) что составило 10%, от общего количества обследованных детей. Ребёнок затруднялся в отгадывании загадки, не смог соотнести признаки с объектом, не может самостоятельно вспомнить загадку. Не может продолжить потешку. Не четко воспроизводит за воспитателем чистоговорку. Не знает ни одной строчки из колыбельной песни, не может продолжить песню, начатую воспитателем.Таким образом, суммарно по результатам 4-х диагностических заданий констатирующего эксперимента можно сделать выводы о том, что преобладающим у дошкольников 3-4 лет является средний уровень, он отмечен у 8 детей (80%). При выполнении заданий дети были отзывчивы, эмоциональны, с удовольствием повторяли за воспитателем потешки, чистоговорки, колыбельные песни, старались отгадать загадку. Однако лишь некоторые дети могли правильно и самостоятельно, без подсказки взрослого вспомнить произведения из детского фольклора. Легче всего дети справились с заданием повторить чистоговорку. Наибольшее затруднение у детей вызвали задания на отгадывание загадки и пение колыбельной песни, не все дети смогли продолжить потешку. Полученные результаты опытно-экспериментального исследования показали необходимость проведения специально организованной работы по речевому развитию младших дошкольников средствами малых форм фольклора в процессе специально организованной деятельности. На этом этапе опытно-экспериментального исследования решались задачи: определить педагогические условия и систему работы, способствующие повышению качества речевого развития младших дошкольников средствами малых форм фольклора. Прежде всего, мы наметили последовательность специально организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Она представлена в виде годового тематического плана работы по использованию малых форм фольклора в форме игр-занятий с детьми младшей группы с сентября по май, где на каждый месяц было определено содержание работы с детьми, подобран перечень произведений устного народного творчества, определён круг образовательных, развивающих и воспитательных задач. (Приложение № 1). – распечатать себе на защиту. Основное внимание в процессе игр-занятий мы уделили решению задач речевого развития. Приведём примеры некоторых из них. Например, диагностика показала, что дети плохо знают колыбельные песни. Нами был разработан конспект занятия на тему «Ходит сон близ окон» (ноябрь месяц). (Приложение № 2) В программное содержание были включены задачи: разучить с детьми колыбельную песенку; обогащать словарь детей словами «колыбель», «люлька», как синонимы слову «кроватка»; развивать навыки описательной речи; воспитывать интерес к устному народному творчеству. Диагностика показала, что дети также испытывали трудности при отгадывании загадок, только один ребёнок из 10 смог вспомнить и загадать загадки. Эту задачу можно решать на следующих занятиях: «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»; «Мы ходили в огород»; « Семья Петушка»; «Сундучок Деда Мороза», «Весёлые ложки», «В гости к бабушке Загадушке», «Во дворе у бабушки». При обучении детей отгадывать загадки (прежде всего описательного характера в соответствии с возрастными особенностями детей) мы рекомендуем использовать иллюстративный материал – дети сначала ищут картинки с отгадками, а затем объясняют свой выбор. С помощью иллюстраций дети легко называют признаки предметов, которые были загаданы. И по этим признакам называют отгадку. Во время обследования не все дети показали знание потешек, не смогли самостоятельно закончить потешку, прочитанную воспитателем. Поэтому нами запланированы ряд занятий, на которых мы будем разучивать потешки, закреплять знания детей об этом жанре фольклора. Для этих занятий отобраны произведения и тематика занятий: «Как у нашего кота», "Кисонька-мурысонька", "Пошёл котик на торжок", «Водичка, водичка, умой моё личико», «С гуся вода, а с Ванечки худоба», «Идёт коза рогатая», «В гости к Хозяюшке» «Сорока-белобока кашу варила» и другие. Нами запланирован целый ряд игр-занятий, где наряду с задачами развития речи решается задача - ознакомление младших дошкольников с предметами русского быта, традициями русского народа, на которых можно эффективно использовать произведения устного народного творчества. Например: «Пришла коляда - открывай ворота», «Весёлые ложки», «Масленица годовая - наша гостьюшка дорогая», «Приди, весна, с радостью», «Трень-брень, гусельки», «Ярмарка», «Солнышко, нарядись, красное, покажись». Например, на этом занятии задачи речевого развития решаются через такой продуктивный вид деятельности как рисование, т.е. прослеживается тесная взаимосвязь с образовательной областью «Художественно- эстетическое развитие»). Много внимания в тематическом плане уделено ознакомлению детей с самым доступным и любимым с детства фольклорным жанром - сказкой, и прежде всего, русской народной сказкой. Для этого отобраны сказки: «Колобок», «Девочка и лиса», «Заюшкина избушка», «Три медведя» -одновременно можно упражнять детей в сравнении предметов по размеру; закреплять правила сервировки стола; «Маша и медведь», «Курочка Ряба», «Кто в тереме живёт». (Их целью является: напомнить детям содержание сказки; учить отгадывать загадки о животных; развивать память, творческое воображение, речевую активность детей; познакомить детей с оригинальным текстом сказки; учить рассказывать сказку по серии картинок; подготовить детей к инсценированию (драматизации) сказки например, («Репка», «Теремок»). В сказке «Курочка Ряба» детям можно рассказать о традиции русского народа - красить яйца на Пасху). Как итоговое, проводится занятие «Сказки водят хоровод») В 3-4 года у детей начинает проявляться интерес к сверстникам, возникает потребность в общении с ними. Поэтому особую важность приобретает задача развития коммуникативных навыков. Целенаправленно этой задаче посвящено занятие во 2 младшей группе по коммуникативной деятельности с элементами фольклора на тему «Поможем бабушке Арине найти колобка» (Приложение № 3)Работа по использованию малых форм фольклора с целью развития речи детей должна проводиться не только на занятиях, но и в свободное от занятий время: на прогулке, в свободной самостоятельной деятельности, при организации режимных процессов, например:- в процессе организации приема пищи: «Умница Катенька,Ешь кашку сладеньку,Вкусную, пушистую,Мягкую, душистую».- в процессе организации сна:«Милая подружка - подушка.Одним ухом спит, другим слышит».«Спали, почивали, весело ль вставали?»- в процессе сборов на прогулку:Вот они, сапожки:Этот с левой ножки,Этот с правой ножки,Если дождичек пойдет,Наденем калошикиЭтот с левой ножки,Этот с правой ножки,Произведения устного народного творчества могут и должны сопровождать всю бытовую деятельность детей, воспитывая трудолюбие, умение правильно вести с окружающими, например: Поспешишь - людей насмешишь.Не сиди сложа руки, не будет скуки. Кто весел, а кто и нос повесил.Спеши, не спеши, а поторапливайся.Скоро пойдешь- ногу зашибешь.Умел потерять, умей и найти.Умей шутить, умей и перестать.Умей сказать, умей и смолчать.Весь дом вверх дном.Без проказ ни на час. На прогулке детям можно предложить поиграть в подвижные народные игры «Гуси-гуси», «Курочка-рябушечка». В утренние и вечерние часы можно провести речевые игры с элементами звукоподражания («Петушок», «Медвежата»); народные пальчиковые игры («Замок», «Банька», «Паучок»); игры-разминки для ножек и ручек: «Шла коза по лесу», «Пузырь» и другие. Особое внимание при проведении данных игр уделяется выразительности чтения потешек, прибауток. Ориентируясь на возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста и результаты диагностических заданий, нами были определены следующие педагогические условия по речевому развитию детей 3-4 лет средствами устного народного творчества:1.Целесообразный отбор произведений устного народного творчества с учётом возрастных особенностей детей и требований образовательной программы.2. Реализация предложенной системы работы (тематического плана на год) по использованию малых форм фольклора в речевом развитии младших дошкольников в процесс специально организованной деятельности. 3. Планомерная и систематическая работа по ознакомлению дошкольников с малыми формами фольклора и использованию их педагогических возможностей в речевом развитии детей в процессе разных видах детской деятельности (в играх, трудовой, бытовой, учебной, самостоятельной деятельности, на прогулке, в режимных моментах и др).4. Активизация использования малых форм фольклора в речи педагогов как образца для подражания. На основе подражания дети автоматически запоминают пословицы и поговорки и повторяют их вслед за взрослыми. Детям обычно очень нравится использование малых форм фольклора воспитателем; у малышей улучшается настроение, повышается аппетит, они меньше капризничают, лучше слушаются, быстрее выполняют указания взрослого, становится легче решать проблемы с дисциплиной. 5. Создание необходимой речевой предметно-развивающей среды по использованию малых форм фольклора (оформление книжного уголка, обновление и пополнение детской библиотеки; организация выставок книг с произведениями устного народного творчества; наличие уголка для театрализованной деятельности, инсценирования, драматизации, музыкального уголка с набором музыкальных инструментов (металлофон, бубен, колокольчики, барабан, треугольник, дудочка). Учитывая особенности видов мышления малышей (наглядно-образного и наглядно-действенного), книги с произведениями устного народного творчества должны быть с яркими и красочными иллюстрациями, что позволяет создать зрительный образ героев произведений, их действий, облегчает тем самым понимание смысла потешек, загадок, колыбельных песенок, сказок. Для поддержания интереса при заучивании и чтении потешек, коротких стишков, пестушек рекомендуется использовать образные игрушки (животных, куклы). Дети могут упражняться в уходе за куклой, как прообразом человека, причесывать, одевать, кормить, умывать, гулять, укладывать спать, петь ей колыбельную песенку, рассказывать потешку; учатся разговаривать с куклами ласково, нежно.6. Создание в повседневной жизни, в разных видах детской деятельности специальных игровых ситуаций, в которых дети учатся применять полученные знания на практике. Важно стимулировать и поощрять стремление детей использовать фольклор в повседневной жизни по напоминанию воспитателя, вместе с ним или по подражанию.7. Закрепление знаний устного народного творчества в продуктивных видах художественно-эстетической деятельности: рисование, лепка, аппликация (по сказкам, потешкам, прибауткам, загадкам);8. Творческое взаимодействие всех педагогов (музыкального руководителя, руководителя изостудии, логопеда, психолога, воспитателей) по использованию малых форм фольклора в речевом развитии дошкольников, в том числе с учётом возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).9. Использование разных форм сотрудничества с семьёй по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (разные формы взаимодействия, например: разработка советов, рекомендаций для родителей).10. Целенаправленное и эффективное использование педагогического потенциала произведений устного народного творчества в детском саду в соответствии с ФГОС дошкольного образования требует профессиональной компетенции современного педагога ДОУ в образовательной области «Речевое развитие». Выводы:Предполагается, что намеченная система работы будет способствовать повышению речевой активности, увеличению объёма знаний малышей в области устного народного творчества, обогащению и активизации словаря, развитию звуковой культуры и связной речи, формированию грамматического строя речи. Помимо речевого развития, представленная система работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с малыми формами фольклора через разные виды образовательной деятельности (игры-занятия, режимные процессы, самостоятельная свободная деятельность) будет способствовать познавательному, эмоциональному, коммуникативному и нравственному развитию малышей. Материалы «Приложения» также могут иметь практическую значимость для педагогов-практиков в решении задач речевого развития младших дошкольников средствами малых форм фольклора. В материалах приложения в аттестационной работе представлены: - годовой тематический план работы по использованию малых форм фольклора с детьми младшей группы (с сентября по май) (Приложение № 1);- конспект занятия «Ходит сон близ окон» (Приложение № 2); - конспект по коммуникативной деятельности с элементами фольклора во 2 младшей группе «Поможем бабушке Арине найти колобка» (Приложение 3). Таким образом, все задачи, поставленные в аттестационной работе, решены; цель исследования достигнута. Образовательная деятельность по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора будет продолжена в соответствии с перечисленными педагогическими условиями и намеченной на перспективу системой работы в соответствии с тематическим планом.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X