Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Рубцова Ирина Анатольевна

особенности составления дорожной карты наставничества учителей начальных классов первого года работы

скачать документ

Вернуться назад

ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ДОРОЖНОЙ КАРТЫ НАСТАВНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПЕРВОГО ГОДА РАБОТЫСегодня наставничество в школе, позволяет обеспечить комфортное вхождение в профессию молодых учителей начальной школы. Для организации взаимодействия наставников и молодых учителей начальной школы перового года работы предлагается использовать такой инструмент как дорожная карта, которая позволяет наглядно показать стратегию достижения поставленной цели. Основные этапы организации и реализации взаимодействия наставников и наставляемых с использованием дорожной карты. 1 этап. На этом этапе важно актуализировать проблему, если она есть. Определить количество учителей первого года работы, проанализировать классы, с которыми они будут работать – не всегда начинающему учителю достается первый класс. Выявить профессиональные дефициты, которые могут быть обозначены молодыми педагогами еще до начала профессиональной деятельности. Определить основной и первичный круг проблем, если это возможно. Определиться с группой наставников. 2 этап. Разработка дорожной карты наставничества учителей первого года работы и условия ее реализации. Важным на этом этапе является принятие карты всеми участниками. Она должна быть понятна каждому участнику. 3 этап. Реализация дорожной карты. Основной трудностью этого этапа может являться сама специфика учительской деятельности, которая предполагает возникновение большого количества незапланированных ситуаций. Это должно учитываться и наставниками и наставляемыми. Необходимо понимать и принимать возникновение проблемных ситуаций, требующих незапланированных действий. 4 этап. Оценка прохождения дорожной карты, достижения поставленных целей. Фиксация проблем, ошибок, возможных изменений при планировании наставнической деятельности на будущий год. Аналитический семинар по итогам года с участием наставников и наставляемых. Вариант составления дорожной карты наставничества учителей первого года работы. Пошаговый план. Участники: представители управления школы, председатель и члены методического объединения учителей начальной школы, наставники и молодые учителя. Шаг 1. Установочный. Основная задача – определение основной группы, реализующей дорожную карту. Обсуждение наставниками и наставляемыми цели и задач взаимодействия для того, чтобы появилось принятие проблемы и одинаковое видение стратегии ее решения. Шаг 2. Цель. Основная задача – определение и формулирование главной цели. В процессе обсуждения фиксируется связка «цель-результат», которую в конце года можно будет оценить на достижимость. Шаг 3. Информационно-аналитический. Основная задача – сбор первичной информации о проблемах наставляемых и возможностях наставников, которая позволит оценить как ситуацию на старте, так и наличие инструментов для реализации. Шаг 4. Тематический. Основная задача – определение направлений организации взаимодействия и круга тем внутри этих направлений. Возможные формы взаимодействия, участники, содержание, предполагаемые результаты. Шаг 5. Плановый. Основная задача – наполнение дорожной карты согласно выбранным направлениям, определение сроков, частоты событий, форм организации и участников, критериев определения значимости и системы оценки достижения конкретных задач каждого события. Шаг 6. Редактирование. Основная задача – регулярный мониторинг реализации дорожной карты с оценкой необходимости корректирования. Описание возможных направлений организации взаимодействия наставников и наставляемых первого года работы. Предметной направление имеет своей целью помочь в устранении дефицитов в предметных знаниях учителей первого года. Здесь возможно привлекать учителей предметников, если у школы есть такие возможности. События этого направления могут проводиться раз в четверть или раз в полгода. Содержание возможно планировать исходя из учебного плана, реализуемого учителем. Список трудных предметных вопросов про-граммы начального образования определен в науке и практике и, конечно, меняется, однако не быстро. Здесь уместно использовать опыт, накопленный всеми учителями школы при переходе учеников из начального в сред-нее звено, который поможет определить круг тем. Возможная форма организации – круглый стол, методический семинар и т. д. Важно, что в этом направлении наставляемому не отводится пассивная роль. Он должен быть полноценным участником событий этого направления. Методической направление связано с планированием конкретных уроков или их фрагментов, посещением уроков и наставниками и наставляемыми, выбором методов и приёмов для достижения предметных и метапредметных результатов обучения по конкретным урокам или темам. События этого направления могут проводиться раз в неделю или раз в две недели. В отличие от предметного направления, которое целиком может реализоваться по готовому плану, здесь не все возможно предсказать. Проблемы и вопросы, связанные с методикой обучения могут возникать у учителей вне плана. По этому направлению основная работа ведется в паре наставник – наставляемый и именно они определяют, как все будет проходить. Возможная форма организации – беседа, посещение уроков. Технологическое направление позволяет решить вопросы, связанные с реализацией определенных образовательных технологий или форм работы в реальной профессиональной деятельности. Частота проведения – раз в месяц. Основная нагрузка здесь на наставниках. Они показывают возможности разных приемов и педагогических технологий в реальном уроке. По данному направлению могут работать как пары, наставник – наставляемый, так и группы. Наставник, который демонстрирует реализацию ка-кой-то технологии в реальном времени урока и все наставляемые. Учителя первого года обязательно анализируют результаты использования технологий после своих проб или приглашают наставника прямо на урок. Воспитательной направление, как и технологическое связано с реальной реализацией и организацией воспитательных мероприятий. Разбор, проведение или планирование как целых мероприятий, так и их элементов. Частота проведения – раз в четверть. Это возможно, так как план воспитательных мероприятий школы разбит по четвертям или семестрам. По этому направлению возможна совместная разработка целых воспита-тельных мероприятий или их фрагментов, а также совестное проведение. Заметим, что это только один из вариантов списка направлений, который возможно использовать для организации наставнической деятельности в начальной школе для учителей первого года работы. При составлении и реализации дорожной карты необходимо учитывать, что события внутри карты могут и должны корректироваться по текущей ситуации конкретного класса и учителя и образовательной потребности класса, отдельного ученика, группы учеников и самого учителя и могут возникнуть в ходе работы. Именно поэтому выбирается дорожная карта, а не план, она оставляет определенною степень свободы в реализации достижения цели.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X