Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Наталья Валентиновна Мелихова

Наставничество в современном образовании: подходы и методы

скачать документ

Вернуться назад

Наставничество в современном образовании: подходы и методы Аннотация: в статье исследуется роль и важность наставничества в современных образовательных практиках. В работе подробно рассматриваются различные подходы к наставничеству, включая традиционное индивидуальное наставничество, групповое наставничество, коллективно-индивидуальное наставничество, коллективно-групповое наставничество. Автором анализируются разнообразные методы наставничества, включая советы и рекомендации, обратную связь, постановку целей и многие другие. Ключевые слова: наставничество, образование, подходы, методы, традиционное наставничество, групповое наставничество, коллективно-индивидуальное наставничество, коллективно-групповое наставничество, профессиональное развитие, личное развитие, советы, рекомендации, обратная связь, постановка целей.Наставничество реализуется в различных формах, типах, моделях и техниках. Формы организации наставничества можно классифицировать, модифицировав подход С.Г. Вершловского, по количеству участников: а) индивидуальное (персональное) – закрепление за наставником одного наставляемого;б) групповое – наставничество распространяется на группу специалистов; в) коллективно-индивидуальное – наставничество над молодым работником осуществляет структурное подразделение, трудовой коллектив, группа сотрудников;г) коллективно-групповое – наставничество педагогического коллектива или группы специалистов осуществляется над группой молодых работников. В системе современного образования чаще всего встречается индивидуальное наставничество. А групповое и коллективное наставничество иногда имеет место: при освоении группой учителей новых педагогических технологий или реализации общешкольного инновационного образовательного проекта, работа в творческих группах.В исследованиях зарубежных практик наставничества предложены пять основных техник его реализации, которые носят образные названия «сопровождение», «посев», «катализация» «показ», «сбор урожая». Их можно пояснить таким образом- «сопровождение» – наставник обязан предоставлять наставляемому необходимую и своевременную помощь посредством участия в развитии профессиональных умений и компетенций в процессе обучения;- «посев» – наставник содействует формированию у наставляемого знаний и умений, которые в данный момент для него не актуальны, но приобретут ценность в недалекой перспективе, когда новая ситуация этого потребует;- «катализация» – наставляемый погружается в среду изменений в системе образования или образовательном процессе, что дает импульс расширению его личностного и психолого-педагогического кругозора, трансформации профессиональных и личностных ценностей;- «показ» – наставник на своем собственном примере демонстрирует технологии, методики, приемы обучения и воспитания как способы решения образовательных задач, которые должен решать наставляемый;- «сбор урожая» – наставник концентрирует свое внимание и деятельность на получении обратной связи с наставляемым с целью анализа и осмысления достигнутых результатов и определения дальнейших перспектив.Для того, чтобы наставничество функционировало как развивающаяся система, совершенствовались его формы и типы, в образовательной организации может быть создан совет наставников, который по мере необходимости будет осуществлять взаимодействие с различными профессиональными сообществами и общественными советами.Непосредственное руководство и контроль организации наставничества осуществляет старший методист школы, который сопровождает, отслеживает, координирует:- ознакомление субъектов наставничества с приказом о создании наставнической пары; - создание необходимых условий для деятельности наставнических пар;- оказание методической и практической помощи в планировании работы наставников;- анализ, контроль и оценка работы наставнических пар на всех этапах наставничества; - информирование администрации образовательной организации и педагогического совета о процессе и результатах наставничества;- организация обучения наставников; - определение мер стимулирования и поощрения наставников.Руководители методических объединений, фактически выполняющие функции наставника наставников, должны:- рассматривать на заседаниях МО индивидуальные планы наставников; - проводить по мере необходимости инструктажи наставнических пар; - сопровождать, поддерживать наставников, фиксировать содержательные характеристики наставнической деятельности.Определяя педагога для выполнения функций наставничества, следует учитывать, обладает ли он такими качествами, как: - высокий уровень профессионализма личности, деятельности и общения; -способность бескорыстно мотивировать, вдохновлять других людей на позитивное отношение к работе и содействовать в достижении поставленных целей и задач; - опыт анализа, оценки, структурирования и трансляции имеющегося опыта работы; - готовность и умение создавать условия и рефлексивную среду для освоения коллегами педагогических технологий и методик, которыми владеет сам; - заинтересованность в успехах подшефного коллеги, готовность принимать личную ответственность за его неудачи и промахи;- потребность и активность в саморазвитии, самообучении, самосовершенствовании.Важно, что наставничество оказывает влияние не только на наставляемого. Для наставника это – также новый этап его профессионального роста, получение нового опыта и освоение новых компетенций.В современном образовании наставничество оказывает существенное воздействие на успех молодых специалистов и качество образования в целом. Разнообразные подходы и методы наставничества способствуют профессиональному и личному росту наставляемых и развивают навыки, необходимые для успешной карьеры. Наставничество предоставляет уникальную возможность улучшить образовательный процесс и содействовать развитию молодых специалистов. Оно объединяет знания и опыт более опытных поколений с энтузиазмом и амбициями новых поколений. Список литературы1. Забродин Ю.М. Построение системы дифференциации уровней квалификации профессионального стандарта педагога / Ю.М. Забродин, П.А. Сергоманов, Л.А. Гаязова [и др.] // Психологическая наука и образование. – 2015. 2. Льюис Г. Менеджер-наставник. Стратегия раскрытия таланта и распространения знаний / Г. Льюис. – Минск: Амалфея, 1998. 3. Тарасова Н.В. «Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов» Рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций», Москва, 2020г, Научно-исследовательский центр социализации и персонализации образования детей

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X