Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Наиля Фаритовна Гусакова

«Обучение грамоте детей с нарушениями зрения и речи в условиях инновационной тренинг-технологии»

скачать документ

Вернуться назад

«Обучение грамотедетей с нарушениями зрения и речи в условиях инновационной тренинг-технологии»подготовил:учитель-логопед Н.Ф. ГусаковаМАДОУ ДС КВ «Ручеёк»Обучение грамоте детей с нарушениями речи составляют одну из важнейших проблем логопедии. Не является исключением и современная коррекционная педагогика, рассматривающая различные вопросы подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушениями зрения. В исследованиях М.И. Земцовой, Г.В. Никулиной, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой и других подчеркивается, что нарушения зрения негативным образом влияют на чувственную сторону познавательной деятельности детей, особенно на перцептивную и мыслительную. Дошкольники этой группы показывают низкий уровень сформированности функционального базиса чтения, к ним относят зрительное восприятие и зрительная память, которые затрудняет возможность полноценно овладеть навыками чтения. Поэтому важное место готовности к обучению грамоте у данной группы дошкольников приобретает зрительная перцептивная готовность. Одним из показателей готовности ребёнка с нарушениями зрения к формированию навыков чтения на начальном этапе возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций:фонематического восприятия - дифференциация и различение фонем;фонематического анализа – возможности выделения звуков из потока речи;зрительного анализа – развитие операций мысленного или реального разбора целой графемы на составные элементы;зрительного синтеза – развитие обобщённого представления о графеме, процессом воссоединения целого из частей; зрительного мнезиса – зрительная память;оптико-пространственных представлений.На сегодняшний момент тема подготовки детей к школе актуальна, тем более она актуальная в вопросах обучению грамоте в связи:с наличием значительного процента детей, которым для успешного усвоения грамоты необходимы эффективные вспомогательные средства и модифицированные приемы, которые значительно бы повысили успехи и компетентность детей в вопросах обучения грамоте.А также возникают противоречие между тем, что нам диктуют новые федеральные государственные образовательные стандарты, целевым ориентиром которой является формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Противоречие между оказанием платных образовательных услуг – речь идет о будущей реализации программы по формированию навыков чтения. Современному родителю на важно может ли его ребенок выделять звуки в словах, складываются ли у ребенка предпосылки к обучению грамоты. Ему важен конечный результат – его ребенок должен читать и читать бегло.Противоречие между школой – она предъявляет свои негласные требования при поступлении ребенка в школу.Нарушение бинокулярного зрения у детей характеризуется следующими недостатками:Амблиопия - функциональные расстройства зрительного анализатора, а зрительный анализатор обеспечивает восприятие анализ окружающей среды и формирует зрительные ощущения. Косоглазие – отклонение зрительной линии одного из глаз от совместной точки фиксации.Зрение бинокулярное – зрение, в котором принимают участие оба глаза, а получаемые ими изображения сливаются в одно.Задания в коррекционно-развивающем процессе ориентированы на зрительное восприятие, требующие в свою очередь согласованных движений газ, многократных переводов взора с объекта на объект.По причине аномалий бинокулярного зрения, уменьшается объем поля зрения, замедляется темп восприятия сенсорной информации, сокращается ее содержание, возникают неточности переработки материала, а как следствие ошибочное суждение дошкольников.Неполноценность зрительного восприятия препятствует достаточно быстрому и точному запоминанию графических образов букв, ее дифференциации от сходных графем, установлению соответствия печатного и письменного, прописного и строчного варианта каждой буквы.Нарушение бинокулярного зрения обуславливается нарушениями правильного взаимодействия зрительной и глазодвигательной систем, где также имеет место и нарушения различительной способности глаза.Дети с нарушениями бинокулярного зрения неспособны сфокусировать оба глаза в одной точке, что не позволяет сосредоточиться на задании.Недостатки глазодвигательной координации является причиной сужением поля зрения, что приводит к изменениям процессов зрительного восприятия - нарушается целостность, одновременность, динамичность восприятия, что приводит к возникновению трудностей в пространственной ориентировке.Из-за нарушений функций поля зрения ребенок получает информацию в малом объеме. Зрительные операции чтенияПриобретая навыки чтения, каждая операция для детей с нарушениями бинокулярного зрения представляет собой сложную задачу, решение которой предполагает собой преодоление нескольких действий. Обучение чтению начинается с ознакомления ребенка со зрительными образами букв. Запоминание всех букв алфавита и умение идентифицировать каждую букву являются обязательными условиями овладения навыком чтения.Буквы русского алфавита являются плоскостными геометрическими объектами. Несмотря на многообразие существующих шрифтов и вариантов написания, все буквы состоят из ограниченного набора элементов: горизонтальная прямая, вертикальная прямая, наклонная, овал, полуовал. В связи с этим смыслоразличительное значение приобретают все элементы каждой буквы, а также их взаимное расположение в пространстве. Формирование первичных образов букв (восприятие) и дальнейшее их узнавание обеспечиваются зрительным анализом и синтезом с обязательным подключением зрительно-пространственных операций.Чтобы прочитать слог, ребёнок вынужден останавливать взгляд сначала на одной букве, потом на другой. А, поскольку, его поле зрение еще ограничено пределами знака, ребенок, обучаясь сливать слоги, делает первые попытки в чтении, сталкивается с тем, что должен контролировать движения глаз и соотносить их с читаемым материалом. Ему необходимо научиться выделить начало слога; проследить строку слева направо; точно перейти от одного слога к следующему, без пропусков и регрессивных движений глаз (т.е. возвращающие взор справа налево). Далее ребенку приходится последовательно узнавать следующую букву, соотнося ее с определенным звуком, осуществлять синтез двух знаков, и наконец, только после этого длительного действия ребенок сможет прочитать произнести слог в целом.Эти нарушения в рассогласовании действий глаз приводит:к неадекватной идентификации воспринимаемых образов;обеспечивает появление особенностей в формировании зрительных образов, и проявляются они в искажении предъявленной информации;к сохранению в памяти искаженного вида информации;к нарушению считывания (сканирования) информации.Сам процесс сканированием развивает упорядоченное, целенаправленное перемещение взгляда по объекту восприятия для обнаружения и рассмотрения его деталей. Это очень важный момент, так как чтение требует от чтеца единого направления сканирования информации – слева направо. Изменение этого направления приводит к различным ошибкам чтения.Функциональная база чтения Осваивая навык чтения как процесс декодирования, дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:На этапе овладения звукобуквенными обозначениями важную роль играет развитие у ребенка визуальной (зрительной) и аудиальной (слуховой) памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое восприятие, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением. Это этап аналитического чтения – формирует фонетико-фонематическую сторону речи.На этапе аналитико-синтетического чтения главную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления). Это этап становления послогового чтения. В принципе это и есть тот этап, на котором можно было бы и остановиться. Цель достигнута -  ребёнок достаточно хорошо может выделять звуки в словах, у ребёнка сформирована звуковая аналитико-синтетическая активность как предпосылки обучения грамоте. А если учитывать вышеизложенные противоречия, и не допустить искусственного замедления развития детей, а обеспечить ребенка максимальной возможностью для дальнейшего развития не мешая ему. Помочь ему сделать шаг к следующей ступени - ступени становления синтетических приемов чтения. Перейти к ступеням синтетических приемов чтения требует от ребенка развитие психических процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи.Синтетические приемы чтения помогут уверенно взойти на последнюю ступень синтетического чтения - это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения. Эта ступень невозможно без развития психических процессов: а так же координации движения глаз, сформированности у ребенка расширенного поля зрения.На процесс формирования навыка и наращивание темпа чтения у детей может повлиять применение некоторых упражнений по расширению поля зрения. Под понятием «поле зрения» обычно понимают широту охвата информации за одну фиксацию взгляда. Что же дает нам расширение поле зрения? Как оно влияет на процесс формирования навыков чтения? Постараюсь раскрыть положительные стороны предлагаемых упражнений.Ученые доказали, что при чтении глаза находятся в одном из двух состояний: остановки или движения. Восприятие изображения, или его «видение», происходит только в момент фиксации – движущийся глаз не воспринимает информацию. Во время движения глаз буквы, слоги, слова не воспринимаются, а темп чтения зависит от объема информации, воспринятой за короткое время фиксации взгляда. Другими словами темп чтения ребенка во многом зависит от величины поля зрения, т.е. от количества воспринимаемой им информации во время одной остановки глаз и числом остановок. Таким образом, можно сделать вывод: быстро воспроизводить слоги или читать слова – значит «шире глядеть», а именно захватывать в поле зрение как можно больше информации.Плюсы расширения поля зрения детей при обучении навыкам чтения+ Захватывать в поле зрение как можно больше информации.+ Сформированность у ребенка расширенного поля зрения, способствует высокой степени развития произвольности внимания, памяти, мышления, речи, координации движения глаз, и является мощнейшим стимулятором в формировании навыков чтения. + Расширенное поле зрение ребенка позволяет воспринимать графический образ слова не по отдельным элементам (буквам), а как единое целое.+ Расширенное П.З. уменьшает количество регрессий в его чтении, тем самым ускоряется темп чтения и чтение становится автоматизированным.Хотя регрессивные движения глаз встречаются не только при переходе к другой строке. Они необходимы для возврата к уже прочитанному, с целью уточнения, проверки понимания смысла, исправления допущенных ошибок.+ По мере овладения чтением благодаря расширенному полю зрения, у ребенка формируются предвосхищающие движения глаз, и такое «забегание» обеспечивает прогнозирование содержания предложении и даже текста.На уровень развития зрительного восприятия и уровень развития зрительной перцептивной готовности к обучению грамоте, учитель-логопед может включить комплекс упражнений в систему коррекционно-развивающего процесса. Предлагаемые тренажеры (упражнения) ориентированы, прежде всего, на профилактику возможных нарушений чтения и письменной речи посредством развития зрительного восприятия:формирование умения держать в поле зрения зрительный стимул во время выполнения заданий;развитие зрительно-моторной координации;совершенствование зрительно-пространственного восприятия.«Тренажеры» по расширению поля зренияУчитывая нарушения бинокулярного зрения у детей, для расширения оперативного поля зрения предлагается использовать статистический тип упражнений — созерцание зеленой точки. Созерцание зеленой точки помогает не только расширить поле зрения, но и способствует увеличению темпа чтения. Техника созерцания зеленой точки развивает концентрацию внимания, воспитывает в ребенке умение лучше сосредотачиваться на любом деле.Предлагаемые упражнения направлены на расширение поля зрения, а также на развитие переключаемости внимания. Предложите ребенку внимательно посмотреть на картинки, расслабленным и расфокусированным взглядом. Постарайтесь охватить всю картинку сразу, так, чтобы вся картинка попадала в поле зрения одновременно.На каждом этапе работа с таблицами ведётся в определённой последовательности: от простой к сложной. Скорость считывания таблиц тоже должна быть разной. Сначала таблицы считываются медленно, затем скорость увеличивается, и конечный результат – таблица считывается за 3-5 секунд. «Азбука - лото» карточки, разделенные на 9 квадратов и по мере увеличения.36 квадратов размеров 3+3 см, три из которых оставляются незаполненными или заклеиваются предметными картинками. В остальных 33 располагаются печатные буквы алфавита (в беспорядке), конверты с 33 фишками, размеры которые соответствуют размерам квадратов на карточке. Делаются на количество детей в группе, порядок расположения букв у всех разный.Умение читать сочетаниягласных звуков способомнаращиванияУмение читать слог спостепенным удалениембукв друг от другаДети смотрят на точку в центре и читают слоги.«Пирамида». Дети фиксируют взгляд на буквах центральной линии, распознает одновременно и буквы в расходящихся рядах. Можно усложнить задачу, найти слово.«Заполним квадрат» карточки с квадратами, разделанные на 9 частей, наборное полотно и карточки с предметными картинками по теме. Воспитатель чертит квадрат на доске, в трех или четырех клетках размещены буквы: Воспитатель открывает квадрат, который был закрыт листом бумаги. Дети несколько секунд рассматривают его, после чего квадрат закрывается. Дети стараются запомнить картинки и разместить их на своих квадратах в том же порядке, что на квадрате воспитателя. Усложненный вариант для подготовительной группы На наборном полотне устанавливаются буквы или слоги. «Абракадабра» карточки с бессмысленным набором буквВоспитатель показывает карточку с набором букв с количеством от 4 до 7 в течение нескольких секунд. Дети прочитывают (называют) буквы, а вызванный ребенок воспроизводит набор букв на доске. «Буква – хозяйка» - дети получают задание найти «хозяйку» каждой строки, т.е. букву, которая чаще всего встречается.«Кто быстрее найдет» - на доске вразброс прикреплены слоги. Педагог называет слог, ребенок снимает названный слог. Упражнение можно провести в виде игры-соревнования.«Не зевай» - на доске написаны 2-3 буквы (позднее это будут слоги). До определенного времени они закрыты полоской бумаги. Вызванный ребенок поворачивается спиной к доске, педагог в это время открывает буквы. Ребенок поворачивается лицом к буквам, подбрасывает мяч и рассматривает буквы, пока мяч не ударился о пол. Поймав мяч, он поворачивается лицом к классу и называет буквы, которые успел запомнить.«Читатель - молния» - на доске вывешиваются о 2 до 4 слогов, которые заранее прикрыты. Педагог открывает на несколько секунд слоги и снова их закрывает. На первых этапах дети называют слоги в хаотичном порядке, далее в той последовательности, в которой они были представлены.«Буквенные пирамиды» На доске вывешиваются карточка с прямыми слогами, отделяя гласный от согласного вертикальной чертой. Расстояние между буквами постепенно увеличивается, гласный и согласный с каждым слогом все больше отдаляются от вертикальной черты таким образом, что столбик слогов приобретает вид пирамиды. Ребенок должен «спуститься» или «взобраться» на не: прочитать слоги снизу вверх или сверху вниз. Аналогично(для детей подготовительной группы)записываются слова «Найди лишнее»Ситуация: на доске закрываются столбик одинаковых напечатанных слов (по лексической теме), среди которых одно отличается написанием от остальных какой-либо буквой: РИСМАКИМИШКАТОРТВОРОНАРИСМАКИМИСКАТОРТВОРОНАРОСРАКИМИШКАТОРТВОРОТАРИСМАКИМИШКАПОРТВОРОНАРасширять поле зрения можно и с помощью слоговых таблиц. Они не обязательно могут иметь «табличный» вид. Чтобы заинтересовать ребенка, таблицы можно «представить» в виде бабочки или цветка. Ребенку дается инструкция, не отрывая глаз от зеленой точки. Таблицы можно изготовить согласно лексическим темам (долька лимона).

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X