Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Быковская Софья Станиславна

статья

скачать документ

Вернуться назад

Статья«Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием элементов технологии ТРИЗ»Быковская С.С. воспитательМБОУ «СОШ № 41»ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ«Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием элементов технологии ТРИЗ»   Представляю вашему вниманию инновационную технологию ТРИЗ в условиях модернизации дошкольного образования.Мы должны воспитывать ребенка так, чтобы он был: любознательным, активным, проявлял интерес ко всему новому, самостоятельным, коммуникабельным и ответственным. Потому что думать – это так интересно!Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированных к дошкольному детству является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Принципы и аксиомы общей теории сильного мышления позволяют педагогам учить детей решать проблемные ситуации в различных видах деятельности. Система ТРИЗ – педагогика в России развивается с начала 80 – х. годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно-мыслящих личностей, умеющих решать проблемы.Конечно, у Альтшуллера есть ученики и последователи: Светлана Гин, Т.А.Сидорчук, С.В.Лелюх и др.Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.Сегодня я представляю опыт своей работы «Развитие связной речи дошкольников средствами ТРИЗ технологии».Проводя мониторинг, я столкнулась с множеством проблем в развитии речи дошкольников:                                       • Недостаточный словарный запас • Односложная, состоящая из простых предложений речь • Грамматически неоформленная речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение •  Неспособность доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ • Трудности в составлении описательных, повествовательных рассказов по картине, на предложенную тему, пересказе текста           • Проблемы звукопроизношения Технология  ТРИЗ  позволяет наилучшим образом (быстро и качественно) решать проблемы речевого развития. Играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи.Основными целями ТРИЗ-образования для детей дошкольного возраста являются формирование связной речи на основе использования творческого мышления для продуктивной деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.К методам и приёмам ТРИЗ относятся: мозговой штурм, метод каталога; метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод синектики (аналогий), метод маленьких человечков, метод эвроритм, системный оператор, метод Робинзона Крузо, типовые приёмы фантазирования, приемы сочинения сказок, игры на развитие системного мышления, составление загадок.Деятельность педагога по развитию связной речи детей дошкольного возраста включает несколько этапов:1 этап (накопление опыта). Такие методы ТРИЗ, как составление загадок, метафор, системных сравнений становятся пусковым механизмом в становлении речевого творчества детей.Для этого организуются игры, которые нацелены на развитие творческого воображения. Дети учатся системно мыслить, находить общие черты предметов и явлений, выделять отличия, части предметов, с помощью игр: «Кто в чём?», «Кто кем был?», «Кто кем стал?», «Кто откуда?», «Что от чего?» и др.Также на этом этапе применяется игра по принципу объединения: «Что общего?», выведение итогов по разным параметрам «Морфологический анализ». Игры на классификацию предметов, развивающие фантазию «С чем это схоже?», не менее ценны и типовые приемы фантазирования (приемы РТВ): увеличение-уменьшение, ускорение-замедление, оживление-окаменение.Технология системного анализа «Системный оператор» дает заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям, определить прошлое и будущее предмета. Также выполняется работа по усвоению модели имя признака - значение имени признака, через игры: «Поиграем со временем», «Раз, два, три - признак назови», «Найди ошибку» и т. п.2 этап (процесс детского творчества). Метод каталога - построение связного текста сказочного содержания с помощью случайно выбранных персонажей. Благодаря этой технологии дети учатся обдуманно составлять связный текст по определённому алгоритму, где добро в итоге побеждает зло.3 этап - появление новой продукции. Полагаясь на полученные знания, дети учатся находить выход из любой ситуации. В этом случае педагог лишь наблюдает и задаёт направление деятельности. Например, создаются ситуации, которые провоцируют детей на самостоятельную познавательно-исследовательскую, художественно-речевую, художественно-продуктивную, игровую деятельность. Дети сами выбирают свой уровень в данной деятельности, а также средства и материалы, которыми будут пользоваться. Задача педагога состоит в содействии творческому процессу, в позволении обсуждать ситуацию и находить нестандартные решения.Использование методов ТРИЗ способствует, с одной стороны стимуляции познавательной деятельности детей, созданию мотивационных установок на проявление творчества, гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности, а с другой созданию условий развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами, омонимами и антонимами), развитию связной речи, осмысленности построения лексико-грамматических конструкций.Иначе говоря, результативность использования приемов ТРИЗ-технологий в процессе развития связной речи у детей дошкольного возраста соответствует высказыванию Л. С. Выготского: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас находятся в зоне ближайшего развития».Технологии ТРИЗ отличаются высокой эффективностью, в их основе лежит точный алгоритм к действию, всегда приводящий к ожидаемым результатам, позволяя вырастить из детей изобретателей, способных во взрослой жизни предлагать новые решения и идеи. Кроме того, предложенные методы универсальны и применимы в любой области педагогики.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫВыготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. Т.5. – М.: Педагогика, 2003. – 136 с.Лелюх, С.В. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников / С.В. Лелюх, Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. – Ульяновск, УИПКПРО, 2003. – 239 с.Сидорчук, Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т.А. Сидорчук. – Ульяновск: Волга-ТРИЗ, 2004. – 52с.Сидорчук, Т.А. Методы развития воображения дошкольников / Т.А. Сидорчук. – Ульяновск: Волга-ТРИЗ, 2007. – 77 с.Сидорчук, Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи / Т.А. Сидочук. – Ульяновск: Волга-ТРИЗ, 2006. – 178с.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X