Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Гондурова Зинаида Николаевна

"Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами художественной литературы"

скачать документ

Вернуться назад

Гондурова Зинаида Николаевна, воспитатель ГКОУ ЛО «Павловский центр «Логос», Кировского района, Ленинградской области «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами художественной литературы». Овладение родным языком как способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. У таких детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у них снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Формирование связной речи у детей с ОНР относится к одной из важнейших задач нашей работы с дошкольниками. Существуют разнообразные традиционно используемые приемы работы, позволяющие добиться определенных успехов в коррекционной работе по развитию связной речи. Могучим и действенным средством разностороннего воспитания детей служит художественная литература, оказывающая огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Чтобы речь ребенка к концу дошкольного возраста была более содержательной, достаточно точной и выразительной, на занятиях активно провожу работу по заучиванию стихотворных текстов. Стихотворная речь лучше запоминается. В стихах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет его кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию; развивается память, формируется культурный уровень. Каждое произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас, формирует его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи. Чем больше ребенок учит наизусть, тем больше объем памяти формируется у него для дальнейшего обучения. Не надо думать, что ребенок еще мал и не может понять и заучить стихотворение. Это неверно. Да, ребенку непросто запомнить то, что не связано с его опытом, личными переживаниями, интересами, потребностями, настроением. Поэтому для заучивания стараюсь подбирать такие стихи, которые интересны детям, помогают им играть, общаться, сопровождать свои действия, движения. Дети с большим удовольствием заучивают такие стихи, читают их на праздниках и развлечениях. В своей работе мы с коллегами практикуем конкурсы чтецов, как одну из форм организации деятельности детей, которая дает возможность самовыражения каждому ребенку. Таким образом, можно сделать вывод, что заучивание стихов, понимание их смысла способствует формированию правильного произношения, что очень важно для общей культуры речи, для нормального речевого общения детей со сверстниками и взрослыми, успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу – для усвоения школьной программы. Еще одним из средств речевого развития ребенка можно назвать загадки. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. Загадки не спутаешь ни со скороговоркой, ни со считалкой. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на всестороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слов, помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Наблюдения показывают, что отгадывание загадок происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы является пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. И если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспомнит ответ. Дети с ОНР среднего дошкольного возраста затрудняются в отгадывании загадок в силу ограниченности опыта и словаря. Для того чтобы ребенок отгадал загадку о предмете или явлении он должен его хорошо знать и представлять. Поэтому прежде чем отгадывать загадки, знакомлю детей с этими предметами, рассматриваем их, включая разные анализаторы в обследовательские действия. Например, для того чтобы дети отгадали загадки про овощи и фрукты, надо чтобы они рассмотрели, ощупали, понюхали, попробовали, назвали словом каждое ощущение. Детям с ОНР очень важна наглядная опора, поэтому для них рекомендуется использование тематического принципа в работе с загадками и использование обобщенных картинок. Только тогда дети будут отгадывать загадки осмысленно. Предлагая ребенку отгадать загадку, обращаю внимание на необходимость объяснить свою отгадку и доказать ее. Для ознакомления детей с дедуктивным и индуктивным способами отгадывания загадок, а также общей структурой речи-доказательства использую предметные модели. Знакомлю детей со значением каждой карточки-модели, возможностями их использования при отгадывании загадок. Модели в значительной степени помогают детям в построении своего доказательства, включая в него тезис, доводы и выводы. Дети дошкольного возраста уже способны в краткой форме объяснить, как они догадались об отгадке. Для этого задаю вопрос: «Как ты узнал? Как ты догадался?» Помогаю сформулировать ответ в форме сложного предложения: «Я думаю это …, потому что …». Придумывание загадок, сложнее, чем их отгадывание. Сначала дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети. Изучая темы по познавательному развитию, рекомендуется учить детей придумывать загадки на все предметы: овощи, фрукты, вещи, мебель, домашние и дикие животные и другие предметы. Детям очень нравится вид этой творческой работы. Систематическое обращение к загадке помогает детям понять, как емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность, интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. Из всех жанров устного народного творчества наибольшим потенциалом для развития связной речи, на мой взгляд, является сказка, представляющая особую ценность тем, что сконцентрировала в себе всю совокупность выразительных средств русского языка. Такие черты русской сказки, как увлекательность, образность, эмоциональность, динамизм, поучительность близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать и воспринимать окружающий мир. Ознакомление детей со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи, проникается ее поэзией. Часто, рассказывая хорошо знакомые сказки, дети значительно обогащают свои навыки монологической речи. Сказка в развитии речи детей – знакомство с особенностями народного разговорного жанра, поэтому требует рассказывания, а не чтения. Это усиливает эмоциональное воздействие на детей, способствует лучшему восприятию основного замысла сказки, так как взрослый разговаривает с ребенком. Именно при рассказывании воспитывается важное умение слушать и понимать речь взрослого. В старшем дошкольном возрасте дети способны глубоко осмыслить содержание сказки, правильно оценить поступки героев. Дети должны уметь отличать сказку от рассказа, стихотворения. Поэтому после рассказывания народной сказки задаю вопросы: «Что я сейчас рассказала?», «Почему ты думаешь, что это сказка?» Вместе с детьми обсуждаем характерные особенности построения сказки (зачин, повторы, концовка), последовательность событий, характеризуем сказочных персонажей, определяя свое отношение к ним, обращаем внимание на средства художественной выразительности сказки. Подобные рассуждения позволяют детям выразить свое мнение, что ценно для развития их мышления, внимания, памяти и воображения. Сказка является универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарный запас, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают правильно строить диалоги, развивают связную монологическую речь. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность. Сказка помогает педагогу восполнить у дошкольников недостатки в употреблении лексики, грамматики и звукопроизношения, побуждает детей участвовать в различных формах монологической и диалогической речи, способствует развитию коммуникативной функции речи. Особое внимание в своей работе уделяю формированию умения у детей рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизированной сцене, т.е. искусству драматизации. Для этой цели подбираю знакомые и любимые детьми сказки, богатые диалогами, динамикой речи. Именно драматизация сказок позволяет дошкольникам овладеть навыками использования разнообразных выразительных средств в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения), способствует повышению речевой активности. Драматизация сказок является одним из видов театрализованных игр, в которых дети имеют возможность перевоплощаться в героев любимых сказок. Содержание сказки подсказывает ребятам действия, а образ героя воссоздают они сами с помощью жестов, выразительности речи, движений, обращения к другим героям. Ребенок сам выбирает выразительные средства, которые перенял у взрослых. Естественно, без участия взрослых здесь не обойтись. Именно взрослый должен создать условия, необходимые для драматизации. Он руководит всем процессом игры, является постановщиком и режиссером. Хороший эмоциональный настрой игре-драматизации придает использование русских народных инструментов (ложки, балалайки, гармошка, колокольчики), аудио запись русской народной музыки и песен. Детям нравится этот вид деятельности. Они с удовольствием выступают с драматизацией сказок перед родителями, на детских праздниках. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать трудности в общении, воспитывает умение взаимодействовать со сверстниками, помогает приобрести уверенность в своих силах и возможностях, побуждает к дальнейшему творчеству. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи. Наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Все вышеперечисленные формы работы позволяют качественно и количественно изменить уровень речевого развития дошкольников.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X