Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Балашова Галина Николаевна

«Особенности формирования экологических представлений у детей с ОНР»

скачать документ

Вернуться назад

«Особенности формирования экологических представлений у детей с ОНР» Балашова Галина Николаевна Воспитатель МБДОУ д/с №176 «Улыбка» г. Новосибирск. Такие познавательные процессы как ощущения, восприятие, память, воображение, мышление являются основной частью любой образовательной деятельности. А, значит, играют огромную роль в процессе по формированию экологических представлений и обеспечивают необходимую для него информацию. Они позволяют намечать цели, строить планы, определять содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.Если говориться об общих способностях ребенка, то имеются в виду уровень развития и характерные особенности познавательных процессов. Чем лучше развиты эти процессы, тем выше его способности, тем большими способностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов, зависит легкость и эффективность обучения, в том числе и уровень сформированности экологических представлений. По мнению Н. С. Жуковой, дети с расстройствами речи имеют специфические особенности как речевого, так и общего психического развития. Для этих детей характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной умственной работоспособностью и недостаточностью отдельных психических функций. У них отмечается слабость волевых установок, импульсивность, двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, аффективная возбудимость или вялость, апатичность. Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается у этих детей с нарушением внимания, памяти, замедлением скорости приема и переработки сенсорной информации, плохой координацией движений.Ряд  исследователей, изучавших особенности речи и познавательной  деятельности  детей с речевой патологией, отмечают  их трудности в  овладении сенсорными навыками (Н. С. Жукова, Р. Е. Левиной и другие). Дошкольники с  общим недоразвитием речи не владеют в одинаковой  степени всеми  необходимыми  сенсорными  эталонами, у них наблюдается  отставание  в формировании перцептивных  действий, что в свою очередь  сказывается на  успешности  называния тех или иных  свойств объектов и установлении причинно - следственных связей. Изучение сенсорных эталонов (цвета,  формы,  величина) затруднено в силу особенностей восприятия, что в свою очередь негативно влияет на формирование экологических представлений.Т. Б. Филичева отмечает, что процессы восприятия   у детей с ОНР замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не  обобщены. Они затрудняются в обследовании предметов и исследовании явлений природы, выделении нужных свойств, а главное – обозначении этих  свойств, словом.Дети с нарушением речи  допускают ошибки в определении  пространственного  положения предметов, затрудняются  в целостном  восприятии  предмета и особенно  его изображения. Так же они  испытывают  большие трудности  в сравнении, сопоставлении, определении сходства и отличия между объектами.Недостаточная речевая способность детей с ОНР не дает возможность правильно воспринимать информацию и расширять ее при речевом общении с окружающими. Исследователи считают, что задержка одного компонента приводит к задержке развития другого. Мышление  – один из важнейших психических процессов. Длительное время считалось, что уровень познавательного развития ребенка всецело связан  именно с интеллектом, с мышлением, а остальные  психические процессы – память, внимание, восприятие, играют вспомогательную роль. Последние исследования  Л.С. Выготского показали, что каждый  из этих психических процессов не только  дополняет мышление, но имеет и свое  собственное, а иногда даже  более важное значение. Эти  открытия  не уменьшили, а скорее  подчеркнули значимость мышления в общем познавательном развитии, в  понимании ребенком окружающей действительности.Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление у детей с ОНР ниже нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщений, явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом.Ребенок не владеет в соответствии с возрастом понятиями, обобщениями, классификациями, затрудняется выполнять анализ и синтез поступающей информации.Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что нарушения речи и особенности познавательных процессов значительно осложняют процесс формирования экологических представлений у детей с ОНР. Особенность формирования экологических представлений у детей с нарушениями речи состоит в применении принципов коррекции речевых патологий. В соответствии с положением о постепенном переходе от наглядно - действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мышлению предполагается использование на начальных этапах обучения более простых мыслительных операций (анализ, классификация) с опорой на наглядно-образное мышление, а на последующих этапах обучения - более сложных (обобщение, абстракция) с опорой как на образное, так и на словесно - логическое мышление. Словестно - логическое мышление характеризуется использование суждений и умозаключений. Оно не возможно без речи и является одной из ее функций. Речь и мышление тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.Процесс формирования экологических представлений должен осуществляться постепенно. Исходя из практики, мы может утверждать, что дети с ОНР не правильно называет времена года, не знают характерные признаки каждого времени года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности. Без помощи взрослого не смогут называть условия, необходимые для жизни, роста и развития растений. Затрудняются рассказать, как правильно ухаживать за ними. Такой ребенок с трудом распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. Он не соотносит представителей фауны со средой обитания, не знает характерные признаки. Не проявляют интерес и эмоционально не выражают свое отношение к животным, птицам и насекомым, растениям.Трудовые процессы выполняют не самостоятельно, качество труда низкое. Не проявляют интерес к познавательной литературе, к символическим языкам, не читают схемы, карты, пиктограммы, чертежи. Дети не стремятся объяснять связь фактов, не используют рассуждение «потому, что», не задают поисковые и проблемные вопросы. Познавательные отношения не устойчивы, связаны с яркими, привлекающими внимание событиями. Поэтому, в ходе коррекционной работы необходимо использовать НОД, стимулирующую активность и заинтересованность детей, способствующую переводу того или иного действия из зоны ближайшего в зону актуального развития. Важная роль отводится формированию и поддержанию интереса к объектам и явлениям природы.Для решения программных задач необходимо максимально использовать материал уголка природы в общеобразовательных занятиях и режимных процессах, считает С. Н. Николаева. Экологически правильная организация и оборудование зоны природы и развивающей среды в группе также является чрезвычайно важным условием для успешной работы по экологическому воспитанию детей с ОНР в детском саду.Список используемой литературы: Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 1994 г.Королева А. Земля - наш дом // Дошкольное воспитание. - 2004. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи - М., 1991.Филичева Т.Б Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, Программно-методические рекомендации. Москва, «Дрофа» 2009. Николаева С. Н «Создание условий для экологического воспитания детей», Москва, «Новая школа», 1993 г.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X