Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Елясова Ольга Владимировна

Особенности логоритмической работы с детьми, имеющими диагноз дизартрия и алалияи

скачать документ

Вернуться назад

Елясова Ольга Владимировна, учитель-логопед, ГБОУ ЛО «Павловский центр «Логос», Ленинградская область, п. Павлово ОСОБЕННОСТИ ЛОГОРИТМИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ ДИЗАРТРИЯ И АЛАЛИЯНарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико – грамматическом оформлении речевого высказывания предлагается эффективный метод преодоления речевых нарушений – логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Каждое логоритмическое занятие имеет сюжетный характер, проходит ярко, эмоционально, в атмосфере праздника. В программе логоритмического занятия проводится:- работа над нормализацией темпа и ритма речи;- развитие речевой моторики для правильного произношения звуков;- развитие слухового внимания;- развитие фонематического слуха (очень важный критерий для успешного обучения ребенка в школе);- развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;- развитие пространственной организации движений (как профилактики возникновения оптической дисграфии при обучении в школе);- увеличение словарного запаса, устранение речевых аграмматизмов; - пения, как метода регулирующего процесс дыхания, фонации и артикуляции;- игра на детских музыкальных инструментах;- игровая деятельность, воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться;- релаксация.Целью логопедической ритмики являются преодоления речевого нарушения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием путем воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом, музыкой и движением. Субъектом логоритмики является ребенок с фонетико-фонематическим недоразвитием, имеющий речевую патологию.Предметом логоритмики являются моторная несформированность, слухоречевой ритм и система движений в сочетании с музыкой и словом.Задачи логопедической ритмики: оздоровительные, образовательные, коррекционные и воспитательные. Оздоровительные: укрепление костно-мышечного аппарата, развитие физиологического дыхания, совершенствование моторных функций, улучшение соматического здоровья.Образовательные: формирование пространственных представлений,систематизация знаний о фонетической, лексической, грамматической сторонах речи, расширение представлений в области музыкальной культуры, совершенствование двигательных умений и навыков. Коррекционные: коррекция и компенсация нарушенных функций-речевых и моторных.Воспитательные: воспитание личностных качеств детей, развитие способности сотрудничества, взаимоподдержки и взаимовыручки. Педагогическое, логопедическое и симптоматическое лечение детей с дизартрией и алалией включает комплекс логоритмического воздействия, музыкально-ритмического воспитания.Задачи логоритмического возздействия:- подавить патологические двигательные реакции ребенка и урегулировать безусловно рефлекторную деятельность;- улучшить координацию движений — элементы основной двигательной деятельности;- улучшить общую двигательную активность ребенка;- cодействовать развитию психических функций детей: внимания, памяти, саморегуляции психической деятельности;- cодействовать нормализации речевой функции;- оказать воспитательное влияние на ребенка и выровнять его поведенческие реакции. Логоритмическая работа с детьми с диагнозом дизартрия делится на три периода. Задачи первого периода: воспитание статики движений; развитие общих движений рук, ног, туловища с постепенным введением упражнений с предметами; развитие мелкой моторики пальцев рук; мимических мышц лица; различных видов внимания: слухового, зрительного, и памяти; коррекция просодии речи; постепенное формирование нормального двигательного навыка.В первом периоде обращаю внимание на постепенное формирование двигательного навыка. Сначала сама эмоционально, в надлежащем темпе выполняю движение от начала до конца, чтобы дети восприняли целостный образ движения в его динамике. Затем даю расчлененный показ действия в более медленном темпе с пояснением всех элементов, составляющих движение. После этого дети сами воспроизводят действие, слушая указания педагога. Обращаю внимание детей на правильность выполняемых ими действий и поощряю их. Постепенно ввожу музыкальное сопровождение, сначала с пояснением, а затем дети самостоятельно выполняют движение под музыку.Во втором периоде логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией, средства логоритмики использую для развития: моторики артикуляционного аппарата, общих двигательных навыков, слухопроизносительных дифференцировок.Для развития моторики артикуляторного аппарата использую безречевые игры (показать удивление, огорчение, испуг и др.) и речевые игры со звукоподражанием.Для развития общих движений рекомендую игры с движениями, широко использую ходьбу под музыку на носочках, пятках, на полной ступне.В третьем периоде логоритмической работы с детьми, страдающими дизартрией, осуществляю закрепление речевых навыков, двигательных способностей и коллективных взаимоотношений. С этой целью провожу игры с пением, подвижные игры с правилами (несюжетные, сюжетные, с элементами спортивных игр), игры-драматизации. Соблюдаю требования к подбору музыкально-ритмического материала в зависимости от характера речедвигательных и общедвигательных нарушений. Музыкальное сопровождение занятий должно быть бодрым, ритмичным, стимулирующим движения речевых детей (марш, полька, галоп ), музыкальные произведения с короткими, но четко выраженными ритмическими фразами, а также с плавным, спокойным рисунком, с акцентирующими движение фразами. Песни обязательно с ритмичным припевом и плавным запевом.Для развития артикуляционного аппарата предлагаются упражнения для губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба. Упражнения выполняются ритмично, под счет, на акцент в музыке. Предлагаются также дидактические игры «Веселый язычок», «Вкусное варенье», «Почистим зубы», «Кошка спинку выгибает», «Маятник», «Как мы улыбаемся», «Пароход гудит» и др.Занятия по воспитанию правильного голоса рекомендую начинать с певческих и речевых упражнений сначала без движения, затем при движении. Проговариваются, а затем и поются упражнения и песни с танцем, с комбинациями ритмики. С детьми, страдающими разными формами алалии, логоритмическая работа проводятся в течение четырех этапов. На первом этапе создаются условия для установления контакта с детьми, поскольку, несмотря на индивидуальность каждого ребенка, в поведении детей на первых занятиях выделяется нечто общее: отказ от общения, ослабление ориентировочной деятельности, страх новой обстановки. В связи с этим вначале устанавливается внеречевой контакт с ребенком. На первых занятиях привлекаются мимические, ритмические, действенные формы взаимодействия, ласковая, ободряющая улыбка, поощрительный кивок головой. Использую тактику выжидания и формирую внеречевые контакты с каждым ребенком. Поэтому стараюсь, с большой выдержкой и терпением, тактом и вниманием к ребенку в первые несколько занятий выявлять его двигательные и музыкальные возможности.В первую очередь формирую и корригирую движения детей, а именно: основные движения, общеразвивающие и двигательные комплексы в подвижных играх. На втором этапе в логоритмические занятия также включаю задания, тренирующие основные движения: бег, ходьбу, прыжки и т. п.В упражнения и игры ввожу различные предметы, отличающиеся по величине, форме и цвету. Называя их во время движений, дети активизируют словарь. Проводятся упражнения и игры по воспитанию выразительности, ритма и темпа движений.На третьем этапе логоритмические занятия способствуют воспитанию памяти детей. Для развития зрительной, слуховой памяти проводятся упражнения и игры типа «Делай, как я», «Что изменилось?» (например, в построении детей), «Запомни и повтори» (движение, ряд движений или движение на координацию). Даются задания в запоминании порядка слов в предложении; проводятся игры со сложным комплексом движений и со сложной словесной инструкцией; подвижные и речевые игры; пение детьми попевок, песен.Исполнение песен воспитывает у детей вокально-хоровые навыки и помогает коррекции речи. Чтобы успешнее решались эти задачи, выясняю индивидуальные особенности каждого ребенка и подбираю доступный детям материал. Особое внимание уделяю развитию речевого дыхания, подвижности артикуляционного аппарата и работе над дикцией. Вначале поём изолированно только гласные звуки, далее — цепочки от 2 до 4 гласных и слоги, в которые входят согласные, не вызывающие затруднений у детей. Затем приступаю к разучиванию песен. Песни должны быть интересными и эмоциональными, чтобы у самых замкнутых и молчаливых детей возникло желание петь. Постепенно обогащается фонетический и словарный запас детей, расширяется по сложности и их песенный репертуар. Поскольку овладение фонетической и лексической сторонами речи идет не у всех детей равномерно, то и словарный состав песен должен быть разнообразным. Этому требованию отвечают ролевые песни. В них речевые роли получают дети с более богатым словарем, а звукоподражательные роли исполняют те, у кого медленно идет накопление и закрепление словаря. Работаю над песнями индивидуально, чтобы каждый ребенок сам слышал свое произношение. Если в первые месяцы при исполнении песен уделяется внимание выработке у детей правильного речевого дыхания и артикуляции, то в последующие месяцы внимание переключается на ритм песни. Ритм детских песен обычно очень прост. Он равномерный, размер двудольный. Чтобы дети легче усвоили ритм песни, использую драматизацию. Благодаря ей дети овладевают не только ритмом, но и содержанием песни. Каждое движение выполняется соответственно акценту в музыке и ударению в словах. Кроме того, инсценирование песни воспитывает чувство партнера, повышает положительный эмоциональный настрой занятия. Постепенно перехожу от работы над ритмом речи к работе над логическим ударением, плавностью и интонационной выразительностью фраз. На этом этапе - важно подбирать разные по эмоциональной насыщенности и выразительности песни. Ладовая окраска песен помогает ребенку выбрать правильную интонацию. Весело и задорно поют дети маршевые песни. В план логоритмической работы следует включать подготовку и проведение интегрированных занятий, развлечений. Праздничный подъем, радостное ожидание необычного и яркого события доставляют детям радость, создают у них хорошее настроение, вызывают эмоциональные переживания. Постепенно дети с алалией привлекаются к активному участию в представлениях.На четвертом этапе продолжается совершенствование многообразной речевой деятельности детей. Особое внимание уделяется анализу слов в предложении, запоминанию порядка слов. С этой целью на логоритмических занятиях провожу подвижные игры, сюжетно-ролевые, инсценировки песен, стихотворений, прозы с музыкальным сопровождением и без него.В упражнениях и играх воедино соединяются музыка, движение, слово. При овладении самостоятельной деятельностью и разными формами общения музыка и движение предваряют речь. По мере совершенствования всех видов деятельности музыка, движение и речь выступают в разных зависимостях, произвольно управляемых детьми. Если в начале этого этапа детям предлагаются упражнения на координацию движений с речью, способствующие воспитанию слитности и выразительности фраз, разучиваются различные инсценировки и игры с музыкальным сопровождением, то в последующем в деятельности детей на первый план выступают собственно говорение, диалоги, монологи детей, сложные словесные инструкции. Логоритмика способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, учит общению со сверстниками, способствует развитию не только двигательной сферы, пению. Осуществляется коррекция и развитие психологической сферы, что, несомненно, очень важно для работы с речевыми детьми.Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).Логопедическая ритмика содействует эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивает художественный вкус.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X