Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Светлана Евгеньевна Иванова

Коррекционная работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения

скачать документ

Вернуться назад

Коррекционная работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения Общеизвестно, что детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и развивается личность. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического и физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Воспитанники групп с нарушением зрения – дети с особыми потребностями. Опыт работы с детьми, имеющие различные нарушения в состоянии здоровья, убеждает нас в том, что реализация комплексной образовательной программы возможна при условии приоритетного решения вопросов индивидуальной коррекции и компенсации аномального развития ребенка. Доказано, что нарушение зрения отрицательно сказывается на общем физическом и психическом развитии детей. Трудности зрительно – двигательной ориентировки могут приводить к гиподинамии, что отрицательно влияет на развитие двигательной активности детей и общее функциональное состояние здоровья. Наряду с общими задачами физического воспитания мы решаем коррекционные задачи:1. Достижение соответствующего возрасту уровня физической подготовленности, развития физических качеств, ориентировки в пространстве и координации движений и др.; 2. Применение специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, развивающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку; 3. Преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями;4. Активизация и упражнение зрительных функций в тесной взаимосвязи с лечебно-восстановительной работой. Всестороннее обследование двигательной сферы детей с нарушением зрения позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития. К ним относятся особенности физического развития детей имеющих зрительную патологиюОтклонения выражаются в отставании в росте и массе тела, жизненной емкости легких, объеме грудной клетки, в значительном ослаблении мышц, в нарушении осанки, позы, искривлении позвоночника, плоскостопии.Снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора. Типичные нарушения движений тесно связаны с особенностями их психического и интеллектуального развития. Такие недостатки ярче всего проявляются в тех двигательных действиях, которые требуют значительного нервного напряжения и умственной работы. Нарушения развития моторики обнаруживаются, прежде всего, при выполнении дифференцированных и точных движений. Зрительные нарушения отрицательно сказываются на развитии быстроты движения. Выраженное отставание отмечается в беге, прыжках с места, координации точности движений, причем на всех этапах развития, что связано с пространственно-ориентировочной недостаточностью.Движения у детей с нарушением зрения замедлены, угловаты, неловки и неритмичны. Мимика и жестикуляция отличаются бедностью, однообразием и невыразительностью. Физическое воспитание детей с нарушением зрения так же направлено на улучшение деятельности всех органов и систем, укрепление здоровья и формирование двигательных качеств. Достигается это путем организации коррекционно-направленных занятий, предусматривающих развитие пространственно-ориентировочной деятельности, двигательной сферы, способности ощущать и оценивать быстроту движений, их амплитуду, степень напряженности и расслабления мышц, что является основной частью адаптивной физической культуры На физкультурных занятиях строим детей не по росту, а по зрительному принципу. Слабовидящие дети в вводной части находятся в конце колонны, а при выполнении упражнений впереди, перед педагогом. При выполнении основных видов движений и подвижных игр разделяем детей по группам здоровья. Выделяем три группы здоровья (их вы видите на экране). Оборудование физкультурного зала отвечает зрительным возможностям детей. Шведские стенки имеют разметку с красной меткой по середине с расходящимся косоглазием и по бокам со сходящимся. Скамейки также имеют продольные и поперечные метки красного цвета. Использование модулей, фитболов, дорожек со следами, балансиров делает занятия интересными и вариативными. Цветовое оформление пособий привлекает внимание детей и помогает ориентироваться в пространстве. Пропедевтика – коррекционная работа, которая подготавливает детей к основным видам движений. При проведении занятий учитываются основные факторы влияющие на состояние здоровья ребенка. Работая с детьми со сложными зрительными дефектами ими являются миопия высокой степени, атрофия зрительного нерва, катаракта, существенные изменения на глазном дне, мы уменьшаем физическую нагрузку, снижаем темп выполнения, уменьшаем дозировку, исключаем упражнения с поднятием тяжести и резкими движениями. Для таких детей проводим пропедевтические занятия с целью подготовки детей к выполнению основных видов движений на физкультурных занятиях и занятиях плаванием. Пропедевтические занятия эффективны в преодолении двигательных пространственных нарушений, так как создают условия для усвоения целостного двигательного акта, помогают поэтапно овладеть элементами техники движений. Пропедевтическая работа включает в себя индивидуальные задания, на развитие основного движения. Проводится индивидуально или небольшими группами по 2-3 человека, в виде 2-3 упражнений, продолжительностью не более 6-7 минут.Список литературыКоррекционно – педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения. Комплексы упражнений . Подвижные игры. Гимнастика. – М.: Школьная Пресса. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Сфера, 2008. Здоровьесберегающее образование: Аспекты органы зрения у детей. Методические рекомендации / авт. – сост. З.П. Малева. – Челябинск: Челябинский институт дополнительного профессионального образования педагогических работников, 2001.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X