Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Альфия Расимовна Кудакаева

Формирование навыков коллективного музицирования средствами детского оркестра народных инструментов ( из опыта работы)

скачать документ

Вернуться назад

Формирование навыков коллективного музицирования средствами детского оркестра народных инструментов (из опыта работы)Кудакаева А.Р.преподаватель по классу балалайки, гитары, руководитель детского оркестра народных инструментовМБУ ДО «ДМШ № 2»Г. НижнекамскВ обучении инструменталистов - исполнителей, в подготовке их к дальнейшей профессиональной деятельности важная роль отводится оркестровому классу, как учебной дисциплине. Во время репетиций оркестрового класса решаются широкий круг задач: формирование у учащихся широкого художественного и музыкального кругозора, совершенствование исполнительской культуры, работа над интонацией, изучением штрихов, звукоизвлечением и фразировкой, работа над балансом звучания в оркестровых группах и балансом между группами оркестра в сочинениях композиторов различных стилей и эпох, практика взаимодействия с дирижёром, привитие навыков исполнения в оркестровых пьесах солирующих партий и др.Поэтому, создание детских оркестровых коллективов должно быть первоочередной задачей образовательного учреждения.На базе МБУ ДО ДМШ№2 г. Нижнекамска в 1980г. был создан детский оркестр народных инструментов. Основной целью детского объединения «Оркестр народных инструментов» является включение каждого учащегося в оркестровую практику, повышение уровня музыкальных навыков игры на народных инструментах через освоение комплексного обучения. Главная же задача педагога: создать условия для развития музыкальных способностей детей; определить последовательность формирования исполнительских навыков на каждом инструменте; сформировать систему методов и приемов формирования духовно-нравственной личности через комплексное обучение.В оркестре занимаются дети от 9 до 15 лет. Несмотря на большую разницу в возрасте, это – дружный коллектив единомышленников, который в достаточной мере владеет техническими и художественно-выразительными средствами оркестрового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, заложенных в музыкальных произведениях. Каждое занятие включает в себя несколько составных частей: изучение нового материала согласно основным разделам общеобразовательных программ, разбор текста, работа над штрихами, динамикой, артикуляцией, фразировкой, музыкальным образом, спецификой звукоизвлечения. На уроках формируется навык ансамблевой игры - умение слушать, играть в группе, понимать жесты дирижера.Я использую индивидуальный подход для организации учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями учащегося. Для реализации цели и задач применяются такие технологии, как предметно-ориентированная –когда уделяется часть учебного времени развитию у детей воображения, умения фантазировать; личностно- ориентированная – позволяет поддерживать эмоциональное благополучие учащегося, учитывать в процессе формирования нравственной и эстетической культуры многофакторность влияния на растущего человека, условия его существования, внутренних психологических предпосылок его развития; деятельностный и культурологический подход – определяющий культуру как основу творческой активности, как способ бытия учащегося, предполагает обновление знаний ценностных ориентаций, формирование нового опыта в процессе обучения и воспитания путем включения в активную познавательную деятельность; кинетический подход – обучение детей совершенному владению исполнительскими навыками.На первоначальном этапе в оркестре мы разучиваем простейшие пьесы, лучше всего народные мелодии. Но уже в них должны звучать основные элементы оркестра: мелодия, бас, аккомпанемент, оркестровая педаль. И уже в этих незатейливых построениях необходимо добиваться в первую очередь ансамблевого звучания: одновременности, слаженности взятия и окончания звука, точности в исполнении штрихов (стаккато в группе баяна соответствует удару в группе домр и балалаек; легато у баянов – тремоло струнной группы). В любом динамическом нюансе добиваться дифференциации звучания: 1 место – мелодия, 2 место – подголосок, 3 место – бас, 4 место – аккомпанемент, 5 место – оркестровая педаль. Ну, и конечно, в любом даже маленьком произведении необходимо добиться ясной фразировки, нужного темпа, объяснить форму.Если на начальном этапе развития оркестра эти требования доводятся до совершенства, на следующих этапах развития, где исполняются пьесы иной степени сложности, участники оркестра как правило уже готовы к восприятию требований руководителя, процесс разучивания облегчается.Несмотря на то, что состав оркестра ежегодно обновляется (контингент и количество групп), содержание и основные задачи, темы повторяются каждый год, однако изменяю репертуарный план оркестра, уровень его сложности. В репертуар оркестра регулярно включаю обработки народных мелодий, произведения русских классиков, советских композиторов, национальную музыку.Знания и умения, полученные учащимися в оркестровом классе, необходимы выпускникам впоследствии для участия в различных непрофессиональных творческих музыкальных коллективах, а также для дальнейших занятий в оркестровых классах профессиональных учебных заведений.ЛитератураВопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах: Материалы научн.-метод. конференции. Вып. 3. - Ростов н/Д: РГК, 2003. - 72 с. ПоздняковА. Работа дирижера с оркестром русских народных инструментов. – М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1964. – 134 с.Спанов У.К. Психолого-педагогические особенности и пути формирования музыкальных потребностей школьников в коллективе оркестра народных инструментов:дис.канд.пед.наук. - М., 1988. - 198 с.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X