Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Шанхоева Фатима Тагировна

Развитие творческих способностей у младших школьников через технологии решения изобретательских задач

скачать документ

Вернуться назад

Развитие творческих способностей у младших школьников через технологии решения изобретательских задачАвтор: Шанхоева Фатима Тагировна ( г.Тюмень, магистр второго года обучения ФГФОУ ВО «Тюменский государственный университет»Аннотация: Статья посвящена проблеме развития творческого потенциала в современных условиях. По нашему мнению она является недостаточно сформированной.Ключевые слова: ТРИЗ, ТРИЗ-педагогика, творческие способности, творчество, творческий потенциал.ВВЕДЕНИЕНа сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания начального общего образования становится развитие творческих способностей младших школьников к творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения школьникам проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.Данная тема нашла отражение в нормативных документах. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования подчеркивается, что целью реализации основной образовательной программы является «создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей развитие творческих способностей…»Исходя из этого, стоит понимать, что главным в обучении является не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие наблюдательности, сообразительности, воображения, умения проводить анализ, сравнение, умение находить закономерности, воспитание творческой личности в целом.Анализируя опыт деятельности в начальной школе, научно-педагогическую литературу, удалось выявить противоречие между возрастающей потребностью общества в развитии творческого потенциала учащихся и недостаточной сформированностью креативных методов в работе с младшими школьниками. На наш взгляд противоречие обусловлено несоответствием между:- необходимостью развития нестандартного мышления школьника и существующими традициями в системе начального образования;- потребностью внедрения более эффективных методов и приёмов обучения, способствующих развитию творческого потенциала, и недостаточной разработанностью методического сопровождения;- потенциальной способностью каждого ребёнка к дивергентному мышлению, и недостаточно, сформированными умениями и навыками мыслить креативно.На основе сформулированных противоречий удалось выделить проблему исследования, которая заключается в поиске эффективных методов и приёмов развития творческого потенциала. Одной из универсальных технологий, включающей необходимые методы и приёмы, обеспечивающей высокий уровень развития творческих способностей младших школьников в начальной школе является ТРИЗ-педагогика. Цель исследования: Теоретически обосновать и изучить уровень выраженности творческих способностей младших школьников.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬМы рассмотрели более подробно одну из продуктивных технологий: ТРИЗ-педагогика. Проанализировали классическую структуру ТРИЗ и современные школы по данному направлению. В ходе анализа удалось определить наиболее эффективные направления для развития творческого потенциала младших школьников. Например, для формирования творческих способностей младших школьников особое место занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями. В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит исследовательский метод решения задач, проблемно- поисковый метод, а также системно-деятельностный подход что сближает ТРИЗ технологии с развивающим обучением, соответствует Федеральному государственному стандарту общего начального образования, который в свою очередь ставит главной задачей развитие личности учащегося. Для исследования сформированности творческих способностей у младших школьников была проведена диагностика по методикам, «Методика оценки воображения О.М. Дьяченко (Дорисовывание фигур) направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы, и «Методика Торренса «Тест креативности», на выявление уровня развития воображения.ЗАКЛЮЧЕНИЕРебёнок с раннего детства должен находиться в среде развивающего обучения: наблюдать, сравнивать, искать решения, додумывать, фантазировать, т.е. быть включённым в деятельность поиска и творчества. По итогам диагностического обследования младших школьников было выявлено, что ученики имеют низкий уровень сформированности творческих способностей, и необходимо реализация специальной методики развития творческого воображения и творческих способностей, основанной на приёмах ТРИЗ технологии, разработанные Альтшуллером Генрихом Сауловичем (теория решения изобретательских задач). Мы предполагаем, что внедрение такой методики будет эффективным, она сформирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся, а также углубит их предметные знания не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X