Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Сарандова Светлана Мударисовна

Работа над певческим дыханием на уроках сольного пения

скачать документ

Вернуться назад

Работа над певческим дыханием на уроках сольного пенияСарандова Светлана МударисовнаМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальнпя школа г. Зеленодольска РТ» (МБУДО «ДМШ г. Зеленодольска РТ»)преподавательПение – самый доступный и распространенный вид искусства. Певческий инструмент – человеческий голос всегда с нами. Пение оказывает лечебное воздействие на весь организм. Во время пения голосовые связки вибрируют, резонанс передается во все органы тела человека, тем самым нормализуется работа системы кровообращения и обмена веществ. Пение поднимает настроение, уходят стресс, депрессии. Пение полезно в любом возрасте.Пение – это музыкальное искусство, поэтому певец должен иметь музыкальный слух, владеть певческими приемами и техникой, которые позволяют свободно управлять своим голосом.Основой пения является дыхание. Правильное певческое дыхание – это база, от которой зависит качество звука. Самая известная истина - «Искусство пения – это искусство дыхания», так как именно этот процесс является источником возникновения звука. Однако певческое дыхание является одной из спорных областей в музыкальной педагогике. Существует большое многообразие методик, но ни известные вокалисты, ни успешные педагоги не пришли к единому мнению, хотя все понимают важность процесса дыхания в звукообразовании. На протяжении веков было проведено множество исследований ученых, врачей, педагогов – вокалистов и исполнителей по решению проблемы правильного и эффективного певческого дыхания, количества и типа дыхания. Одни педагоги начинают обучение певца с показа правильного дыхания, другие – не считают нужным заострять на этом внимание, если ученик не делает грубых ошибок. Дыхание – это процесс, который обеспечивает поступление в организм человека кислород и удаляет из организма углекислый газ. Воздух попадает в легкие из атмосферы через носоглотку, гортань и трахею. Дыхательная мускулатура производит набор и удаление воздуха из легких, тем самым обеспечивая его циркуляцию. При поступлении воздуха в легкие расширяется грудная клетка, а диафрагма сокращается, давя на брюшную полость, тем самым выпячивая живот вперед. Носоглотка – это верхняя часть глотки, которая расположена позади полости носа.Гортань - участок дыхательной системы, который соединяет глотку с трахеей и содержит голосовой аппарат.Трахея – полая трубка около 15 см, которая проходит в грудную полость и разделяется на правый и левый бронхи.Лёгкие - парный орган дыхания, который расположен в грудной полости. Легкие имеют форму полуконуса, основание которого лежит на диафрагме. Мышц не имеют и сами расширяться не могут. Вдох производится благодаря движению грудной клетки и опусканию диафрагмы.Диафрагма – мышца сложной формы, напоминающая купол, который прикрепляется к стенкам полости тела. При сокращении (вдох) купол диафрагмы уплощается и оттягивается вниз, а при расслаблении (выдох) – поднимается.Частота и глубина дыхания регулируется нервной системой. Дыхание бывает произвольное и непроизвольное. Непроизвольное дыхание происходит без нашего вмешательства, вдох и выдох совершаются ритмично и равномерно. При произвольном дыхании человек управляет вдохом и выдохом: может дышать только животом или грудной клеткой, задерживать дыхание, контролировать глубину и продолжительность вдоха и выдоха. Дыхание имеет свойство приспосабливаться в зависимости от поставленных задач. В повседневной жизни у дыхания одна задача – обеспечить газообмен в крови человека. При пении появляются более сложные задачи - образование певческого звука, поэтому координация мышц будет происходить иначе.В пении различают 4 типа дыхания:- ключичное (верхнереберное, верхнегрудное) – активно работают мышцы плечевого пояса и шеи, в результате чего поднимаются плечи, диафрагма малоподвижна (такое дыхание часто встречается у детей, но для пения оно не приемлемо);- грудное – внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям грудной клетки, диафрагма при вдохе поднимается, а живот втягивается (такое дыхание больше характерно для женщин);- брюшное (диафрагмальное) – дыхание осуществляется за счет активных сокращений диафрагмы и мышц живота, грудная клетка остается неподвижной, а живот несколько выдвигается вперед (это дыхание чаще встречается у мужчин);- смешанное (грудобрюшное) – активная работа мышц грудной и брюшной полости, а так же нижнего отдела спины. Плечи и верхняя часть грудной клетки остаются неподвижными, легкие и нижние ребра раздвигаются в стороны, диафрагма опускается, а живот выдвигается вперед. Этот тип дыхания является самым распространенным.Дыхание состоит из трех фаз – вдоха, задержки дыхания и выдоха, которые различаются по своим функциям. Во время вдоха легкие наполняются воздухом, а голосовой аппарат приходит в состояние готовности перед извлечением звука, его атакой. Певческий вдох берется спокойно, бесшумно, достаточно глубоко с ощущением полузевка. Не следует набирать много воздуха, так как это приводит к затруднению подачи звука. Шум при вдохе вызывает сухость во рту, что плохо скажется на звуке, создает посторонний шум при пении и наносит вред голосовым связкам. Добиваться бесшумного вдоха помогает зевок и спокойное глубокое дыхание. Для глубокого вдоха необходимо набирать его в нижний отдел грудной клетки и расширять нижние ребра, что заставляет выдвигать вперед верхнюю часть живота. Такие движения позволяют увеличить объем грудной клетки и растянуть диафрагму, что создает условия для ее оптимальной работы – длительное сокращение с наименьшим напряжением.Вдох рекомендуется делать одновременно через нос и через рот, то есть вдох через нос с приоткрытым ртом, с преобладанием носового вдоха с приподнятым мягким небом.Задержка дыхания – это мгновенная пауза между вдохом и выдохом, которая позволяет зафиксировать вдыхательную позицию грудной клетки и ротоглоточного аппарата в положении полузевка.Выдох имеет главное значение в качестве звука. Собственно, выдох – это и есть звук. От характера выдоха зависит ровность звуковедения, плотность звуковой ткани, протяженность звука. В процессе дыхания участвуют мышцы вдыхатели и выдыхатели, а также мышцы диафрагмы и брюшного пресса. При обычном дыхании мышцы вдыхатели работают только при вдохе. При певческом дыхании мышцы вдыхатели продолжают свою работу и при выдохе. Существует такое понятие, как «удержанное дыхание», то есть при выдохе певец продолжает удерживать нижние ребра в положении вдоха и сохранять ощущение вдоха – «пить звук». Это называется опорой звука. Иными словами, опора дыхания - это умение поддерживать необходимое для голосообразования подскладочное давление выдыхаемого воздуха. Важно следить за тем, чтобы сохранение вдоха не было связано с перенапряжением мышц, так как это может привести к нарушению дыхания.Певческое дыхание должно воспитываться постепенно и систематично с первых уроков с учетом возрастных особенностей будущего певца.У детей младшего школьного возраста (6 – 10 лет) преимущественно развито ключичное дыхание. Оно очень поверхностное и короткое. С первых занятий нужно приучать ученика делать бесшумный спокойный вдох, не поднимая плечи, и равномерный выдох. Целесообразно использовать на уроке зеркало, чтобы ученик мог наглядно контролировать движения своего тела. При пении ученик должен стоять на двух ногах, плечи откинуть слегка назад, голову держать ровно, грудь - приподнять.По мере роста ребенка, его регулярных занятий, мышечная система будет укрепляться и развиваться, дыхание становиться более глубоким и равномерным. Этому в первую очередь способствуют дыхательные упражнения и правильно подобранный репертуар. Следует использовать напевные песни. Исполняя их, ребенок тренируется в глубоком вдохе и постепенном расходовании воздуха, торможении выдоха. Пение напевных песен тренирует диафрагму.Упражнения для начального этапа обучения:Лечь на спину. На живот положить книгу. При вдохе следить, чтобы книга поднималась вверх, а при выдохе опускалась вниз. Почувствовав работу брюшной мышцы, попробовать дышать стоя. При этом контролировать работу этой мышцы, приложив руки к животу.Упражнение «шарик». Стоя, уперев руки в живот, сделать вдох. Живот должен надуться, словно воздушный шарик. Выдох производить медленно, протягивая согласную «с» - Шарик проткнули и воздух постепенно из него выходит. При этом удерживать нижние ребра в положении вдоха.Упражнение «Задуваем свечи» - тренирует короткий глубокий выдох из живота. Сделать глубокий вдох, затем, будто задувая свечи на торте (3, 5, 7 штук и так далее по мере увеличения дыхания) делать короткие, резкие выдохи толкая мышцу пресса.В переходном возрасте (11 – 15 лет) дыхание постепенно углубляется, становится более произвольным. Дети уже осознанно могут контролировать процесс вдоха и протяженного выдоха, правильное положение тела и певческого аппарата. Если в младшей группе работа над дыханием в основном состояла в воспитании спокойного вдоха и выдоха, привычки не поднимать плечи и дышать животом, то в среднем возрасте при более развитой межреберной мускулатуре акцент делается на ощущение раздвигающихся ребер при вдохе. Для этого необходимо сначала педагогу, а затем и самому ученику, пытаться раздвинуть ладони, крепко прижатые к нижним ребрам. На следующем этапе нужно научить сохранять нижние ребра в раздвинутом состоянии на всем протяжении вокальной фразы. Умение удерживать ребра в этом состоянии способствует наиболее экономному расходованию дыхания и улучшению его регулирования. Для развития этого навыка эффективно следующее упражнение: ученик должен представить, что на него одет спасательный круг. При вдохе, раздвигая нижние ребра, он как будто надувает его и во время пения «плывет» на нем, то есть удерживает ребра в раздвинутом положении.Важно научить певца предвидеть, какой длины будет вокальная фраза и распределить дыхание. Итальянский певец, профессор Гандольфи считал, что дыхание должно быть взято соразмерно той музыкальной фразе, которую предстоит исполнить.У детей старшего школьного возраста (15 – 17 лет) дыхание – это произвольный процесс. Они уже умеют делать глубокий вдох ребрами и животом, удерживать их при выдохе и распределять дыхание на всю вокальную фразу. Для того, чтобы сохранить устойчивость работы этих мышц, дыхание закрепляется брюшными мышцами. Умение сохранять длительный певческий выдох напрямую связано с вопросом опоры звука. – умении петь на экономном расходовании дыхания при активном смыкании связок. Развитие певческого дыхания не может быть оторванным от звука и состоять только лишь из упражнений. Работа дыхательных мышц тесно связана с работой гортани и резонаторов. Основным критерием певческого дыхания, вокальной опоры является, в первую очередь, качество звука. Звук должен быть свободный, «полетный», не форсированный, богат тембровыми красками, звонкий, округлый. Звук без опоры – вялый, тусклый, бестембренный, не собранный, без вибрато.Е. Образцова пишет: «Когда мы поем, в мышцах не должно быть напряжения. Живот, диафрагма, плечи, шея, лицо, язык - все должно быть мягкое. Если при пении есть напряжение мышц, значит, пение неверное, и голос будет быстро уставать, но говоря о мягких мышцах, я не имею в виду их расслабленность… Вдох должен быть таким, как будто нюхаешь цветок». Итак, мы видим, что певческое дыхание – это основа вокального звука. Дыхание определяет не только рождение звука, но и его силу, тембр, динамику, высоту и многое другое. Один из ведущих вокальных педагогов начала 20 века Умберто Мазетти считал «необходимым условием пения - умение сознательно управлять дыханием». Главное для певца не количество воздуха при вдохе, не сила дыхания, а то, как удерживается и расходуется это дыхание, как регулируется вдох во время пения. Научиться красиво и правильно петь очень не просто. Для этого необходимы регулярные занятия под наблюдением опытных педагогов. Развить правильное певческое дыхание помогают дыхательные упражнения, правильно подобранный репертуар с учетом возрастных особенностей певца и теоретические знания в области вокального искусства. Певцу необходимо многое знать и понимать. «Пение – сознательный процесс, а не стихийный, как многие полагают», - Елена Васильевна Образцова, русская оперная певица.Список литературы1. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки.- Новосибирск, Наука, 2011.2. Попов В.С. О развитии певческого голоса младших школьников. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 16.- М., Музыка, 2005.3. Стулова Г. П. Дыхательные упражнения для работы с детским хором.4. Рена Шейко. Елена Образцова. Записки в пути. Диалоги. М.: Искусство, 1986. С. 5861, 251-25HYPERLINK "C:\\Users\\Michael\\Downloads\\5. https:\\ru.wikipedia.org Википедия — свободная энциклопедия"5. https://ru.wikipedia.org Википедия — свободная энциклопедия

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X