Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Булычева Татьяна Николаевна

«Работа над крупной формой на примере вариаций в младших классах»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образованияшкола искусств № 2(МБУ ДО ШИ № 2) г.о. ЖигулевскСтатья «Работа над крупной формой на примере вариаций в младших классах» Подготовила: преподаватель по классу фортепиано Булычева Т. Н.2021г Уже в первой половине XVIII века начался новый период историиинструментальной музыки, завершившийся утверждением симфонизма, какпрогрессивного метода отражения действительности. В разных европейскихстранах появились новые жанры и формы музыкальных произведений,охватывая многие национальные культуры.Демократизация музыкального искусства - это характерная черта эпохи.Изучение произведений крупной формы позволяют учащимся осознатьосновы и закономерности строения и развития музыкального материала,стилевые особенности эпох. Специфическая особенность фортепианногообучения заключается в том, что мыслительная деятельность протекает впроцессе исполнительского освоения произведения, когда учащийся нетолько умозрительно, но и посредством практических действий оперируетмузыкальным материалом. Работа над произведением - определениетехнических трудностей и необходимых пианистических приемов для ихпреодоления, создание исполнительского замысла и подходы к егореализации, работа над выразительностью исполнения - все это связано слогическим познанием самого процесса исполнения, способамиприобретения пианистического мастерства.В музыкально-исполнительском развитии учащихся особое место занимаетработа над произведениями крупной формы. С сонатинами, вариациями,рондо начинающий музыкант знакомится уже в первые годы своего обученияна фортепиано. Изучение этих произведений воспитывает у пианистаисполнительскую волю, формирует «чувство формы». Кроме того, изучениепроизведений крупной формы развивает музыкальное мышление,закладывает основы общения с разнообразным тематическим материалом.Главное, ребенку необходимо понимать то произведение, которое онисполняет, и здесь я вполне согласна со словами немецкого композитораРоберта Шумана: «Когда станет тебе вполне ясной форма, тогда станет ясным и содержание».Желательно, чтобы весь разбор сонатной формы или формывариаций, не сводился к сухим фразам о строении того или иногопроизведения, а носил и художественно-смысловой характер.Работа над крупной формой является одной из самой сложной, начиная с начального обучения. Порой преподавателю трудно подобрать крупную форму в конце 1года обучения, будь то простейшая сонатина,маленькое рондо или вариации. Именно анализ крупной формы помогаетученику осмысленному исполнению произведения.Изучение любого музыкального произведения представляет единыйцелостный процесс, но в работе над ним можно определить 3 основныеэтапа:• ознакомление с произведением и его разбор.• преодоление как более общих трудностей, так и частных, связанных с исполнением деталей.• собирание всех разделов произведения в единое целое, работа над ним.Эти основные этапы помогут в организованной работе над произведением, но относиться к ним следует с осторожностью. Так как на практике данныеэтапы работы не только неразрывно связаны между собой и не могут бытьточно разграничены, но нередко совпадают и взаимопроникают, представляяпуть: от целого к определяемому или частному и вновь к целому.Среди произведений крупной формы в педагогическом репертуаре важноеместо занимают вариационные циклы. Своеобразие их в том, что онисочетают в себе элементы как крупной, так и малой формы, поэтому иученик, работая над ними, приобретает особенно разнообразныеисполнительские навыки. Подобно миниатюре, каждая отдельная вариациятребует лаконизма выражения, умения в немногом сказать многое. Вместе стем, при сочетании отдельных вариаций в единое целое, учащийсясталкивается с только что указанными задачами, возникающими приисполнении сочинений крупной формы.Важно при работе с учеником над вариационным циклом подробно остановиться на теме – ее характере и строении.Как известно, цельность вариационного цикла достигается в значительноймере тематическим единством. При работе над произведением вариационнойформы прежде всего необходимо как можно более убедительно, законченно,вместе с тем рельефно сыграть тему: она должна ясно запечатлеться в памятислушателя. Далее, в связи с тем, что каждая вариация имеет только ейсвойственный облик, иногда какой-нибудь оттенок настроения, надо суметьвыявить его, показать тему именно данном аспекте. В некоторыхпроизведениях варьируется мелодия темы, в других она остается неизменнойи меняется лишь гармония и фактура. Нередко оба эти принципасовмещаются в одном произведении. Ученик должен знать, какой из двухпринципов положен в основу разучиваемого им сочинения, уметь находить вкаждой вариации тему или ее элементы. Это поможет осознанно отнестись кразбору текста и глубже проникнуть в содержание исполняемой музыки.Вместе с тем нельзя забывать, что отдельная вариация не являетсясамостоятельным сочинением: обогащая представление о целом, оназанимает в ней определенное место, подчиняясь единству общего замысла.Вариации - от латинского слова изменение, разнообразие. Вариационнаямузыкальная форма имеет тему, которая (иногда 2-3 и более) излагаетсяповторно с изменением в фактуре, ладе, тональности, гармонии, тембре. Вкаждой вариации может претерпеть изменение не только один компонент(например: фактура, гармония), но и ряд компонентов в совокупности.Следуя друг за другом, вариации образуют вариационный цикл. Вариациимогут быть как самостоятельным произведением, так и частью любой другойкрупной инструментальной или вокальной формы.Исполнение вариаций начинается с темы. Ее следует сыграть ярко,убедительно, чтобы она запомнилась ребенку. А в каждой вариации стоитподчеркнуть индивидуальность, желательно придумать названия,подходящие по характеру: хороводная, песенная, плясовая, игривая. Но неследует забывать, что каждая вариация, имея свой характер, является частьюцелого, единого произведения. Поэтому все должно быть подчиненохудожественно-образному замыслу автора.Использование композиторами в качестве темы русских, украинских и других народных песен, делает вариации особенно привлекательными. Возможность спеть тему со словами – большое подспорье для ученика. Иногда преподаватель сталкивается с большими проблемами именно в варьировании, поэтому ученик должен ясно представлять задачи каждой вариации (варьирование, как варианты). Тема вариаций - как правило, простая, легко узнаваемая, с типичными оборотами, тонально замкнута, чаще всего двухчастная и квадратная.В классических вариациях (Гайдн, Моцарт, Бетховен, а позже - Беркович,Кабалевский, Сильванский, Любарский) был определенный порядокразвития:1 - вариация для правой руки2 - вариация для левой руки3 - вариация в миноре (в мажоре)4 - вариация, обе руки5 - кодаГармония меняется мало, а распространены гармонические фигурации.Иногда в вариациях встречаются полифонические элементы, основанные намотивах темы (Бах, Гендель, Бетховен, Вебер, Глинка). Вариационная формавносит некоторый контраст внутри отдельных вариаций и между ними.Становится обычным контраст темпов (особенно в минорной вариации). Чемхороша форма вариаций для самого среднего ученика, так это возможностьотдельно учить, например, вариацию на левую руку, или контрастнуювариацию. Двигаясь от простого к более сложному, постепенно «собрать» всевариации в единое целое.Важный момент работы над вариациями – поиск характерных красокисполнения. Разнообразие вариаций не должно осуществляться только засчет темпа или тональности, главным является музыкальный образ. Следуетобратить внимание на характеристики тембрового звучания каждойвариации. Для облегчения восприятия всего произведения, помимосоответствующего выявления общей кульминации, порой следуетподчеркивать наиболее контрастные вариации, воплощающие различныестороны данного образа. Иногда родственность по настроению позволяетпредставить их себе в виде единой, более крупной части сочинения со своей,«местной» кульминацией.В заключение хотелось бы отметить, насколько важно на начальном этапе работы с произведениями крупной формы. Заложить основы умения общаться с разнообразным тематическим материалом, углубить эмоциональное восприятие музыкально-художественных образов.Список использованной литературы:1. Тимакин Е. – Методическое пособие. – М.: Советский композитор. 1989. 2. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. [Текст]/ Нейгауз Г. – Методическое пособие. – М.: Музыка, 1988.3. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 19704. Вицинский А. Процесс работы над музыкальным произведением. М.: Музыка, 2003

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X