Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Демьянова Елена Анатольевна

Экскурсия по окружающему миру " В гости к осени".2 класс

скачать документ

Вернуться назад

Урок – экскурсия « В гости к осени». 2 класс.Цели: познакомить с осенними изменениями в природе; расширять знания о растительном и животном мире; воспитывать бережное отношение к природе.Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость бережного отношения к природе; научатся наблюдать изменения в неживой и живой природе и устанавливать взаимосвязь между ними.Предварительная подготовка: прежде чем организовать экскурсию, необходимо выбрать место – участок смешанного леса, парка – и, побывав там, наметить места остановок, объекты для изучения; дети заранее готовят стихи об осени, рассказы о животных и растениях; экскурсия проводится в теплый солнечный день. Ход урока.1.Организационный момент.В классе учитель делит детей на группы. В лесу, парке каждая группа получает свое задание.2.Актуализация знаний-прежде чем мы отправимся на экскурсию, давайте повторим правила поведения в лесу, в парке.Правила друзей природы1.Не ломайте деревья и кустарники, не срывайте травянистые растения.2.Не сшибайте грибы, даже несъедобные.3.Не обрывайте паутину и не убивайте пауков.4.Не распугивайте птичьи стаи.5.Не ловите диких зверей и птиц и не уносите их домой.6.Не шумите в лесу, в парке ! Шумом вы отпугнете животных, помешаете им. А сами увидите и услышите гораздо меньше.3. Работа по теме урока.- обратите внимание на погоду (небо, ветер, солнце). Вспомните, какая погода была летом.- Определите осенние изменения. (Ответы детей).Выводы:1. Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака. Осенью небо затянуто облаками, особенно в пасмурные дни. Небо кажется низким.2.Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы. Осенью дожди затяжные, холодны.3. Летом погода теплая, много ясных дней. Осенью температура воздуха понизилась, ясных дней мало, чаще пасмурно. Паучата и паутина.( В солнечную погоду дети видят множество летающих паутинок с небольшим комочком на конце. Учитель объясняет, что это явление характерно для бабьего лета, и предлагает поймать паутинки. Это удается не сразу. Подготовленный ученик рассказывает о паучках).У многих видов пауков к осени выходят из отложенных летом яиц крошечные паучата.Малыши не могли бы расселиться по лесу и полю, передвигаясь на своих маленьких ножках. Каждый паучок взбирается на стебелек и выпускает из брюшных паутинных бородавок струйку особой жидкости, быстро затвердевающей на воздухе в виде нити. Она становится все длиннее, ее подхватывает ветерок и поднимает вместе с паучком. Так как паучки очень легкие, они уносятся далеко от места своего рождения. По пути паутинка где-нибудь зацепится за ветку о оборвется, а паучок спустится на землю. К наступлению холодов он успеет заползти в расщелину коры, где и перезимует. Долгоносики.(На земле дети видят не только опавшие листья, но и плоды: под дубом –желуди, под кустами орешника – орехи. Учитель предлагает внимательно рассмотреть поверхность плодов. На некоторых ученики находят отверстия, которые проделали долгоносики).Еще летом долгоносик продырявил мягкие стенки своим твердым хоботком и отложил внутрь желудя или ореха яйцо. Из яйца вышла личинка, которая все лето питалась мякотью плода, а затем продырявила его оболочку и уползла в землю, где и осталась зимовать. Весной она превратиться в куколку, из которой выведется долгоносик и снова повредит молодые желуди или орехи. Вот почему долгоносиков можно найти только летом, а к осени они исчезают. Орехи.(Собирая орехи, дети обнаруживают пустые скорлупки, внутренность которых выедена мышами или белками. На таких орехах видна большая круглая дыра со следами от зубов мыши в виде мелких бороздок. Попадаются и расколотые скорлупки с остатками выеденного ореха. Это работа белочки, которая вонзила зубы в прогрызенное отверстие ореховой скорлупы и разломила его на две половинки, а затем съела содержимое. Среди поврежденных орехов встречаются и расколотые большим пестрым дятлом. Зимние запасы.Осень- пора подготовки к зиме. Некоторые звери и птицы делают запасы пищи. Орехи, желуди и грибы собирают белки, а сойки и поползни лакомятся орехами и желудями. Свои сборы звери и птицы прячут в укромные места: в дупла деревьев, под отставшую кору, мох, в углубления среди корней, под кучи опавших листьев.( Если дети найдут такие запасы лесных обитателей, то учитель объясняет, что они пригодятся их владельцам в холодное и голодное время, поэтому трогать кладовые не следует)Осенние листья ( В смешанном лесу учитель обращает внимание школьников на яркий наряд лиственных деревьев и предлагает собрать коллекцию осенних листьев, рассмотреть их, почувствовать красоту природы.)2. Самостоятельная работа( Каждая группа получает свое задание)Задание для первой группы:- внимательно посмотрите вокруг и перечислите деревья и кустарники, у которых пожелтели и покраснели листья.Задание для второй группы:- Соберите коллекцию опавших листьев с деревьев и кустарников.Здание для третьей группы:-Соберите семена, плоды различных растений ( шишки, гроздья рябины, калины, « вертолетики» клена, желуди и орехи).3.Игра « Угадай растение»( ученики второй группы показывают листья, а остальные угадывают, какому дереву они принадлежат).4.Игра « Угадай плоды и семена»( Ученики третьей группы показывают свои находки, а остальные угадывают растения, которым они принадлежат.)5. Продолжение наблюдений за природой. Растения.Не смотря на увядание природы, осенью можно найти цветущие растения и полюбоваться ими. В сентябре можно встретить бледно- васильковые цветы дикого цикория, сиреневые луговые васильки, фиалки трехцветные, розовые вьюнки, лиловые бодяки и чертополохи. Их можно встретить по обочинам дорог. А лес украшает ландыш, ноне цветами, как весной, а красивыми оранжево-красными ягодами. Осенью их поедают лесные птицы. Для человека ягоды ландыша ядовиты. (Учитель показывает детям растения, о которых рассказал) Ягоды.- Какую съедобную ягоду можно увидеть в лесу осенью? ( Бруснику.)Учитель может показать картинку) Осенью она цветет второй раз. ЕЕ бело-розовые цветки собраны в верхушечные кисти. Плоды привлекают глухарей, рябчиков, а также барсуков, белок, медведей.- Какие лечебные ягоды созревают в это время? ( Плоды шиповника)Какая ягода осенью созревает на болоте? ( Клюква)В сентябре клюква еще незрелая. Она созревает осенью. Клюква растет на торфяных кочках, и ягоды лежат прямо на мху. Они заметны издалека, а на чем растут – не видно. Только присмотревшись, увидишь, что на моховой подушке протянуты тонкие, как нити, стебельки, а на них – маленькие жесткие блестящие листики. (Учитель показывает картинку с изображением спелой клюквы.)Обратите внимание на калину. Ее листья осенью становятся багрово- красными, как раскаленный металл. На вкус ягоды сочные, желтоватая мякоть имеет горько –сладкий вкус. Горьковатый привкус смягчается, когда ягоды прихватит мороз. Плоды калины могут висеть на ветках после опадения листьев.- О какой ягоде так говорят?В сенокос горька, а в мороз сладка. ( О рябине)Правильно. Ярко выделяются оранжево-красные плоды рябины, которые собираются после первых заморозков, когда они приобретают горько – кислый вкус. Из них можно варить варенье, делать начинку для конфет. Птицы.-какие птицы любят питаться плодами рябины? ( Дрозды, рябинники. Они усиленно кормятся, собираясь в стаи перед отлетом в теплые края.)На смену дроздам уже в сентябре придут другие любители рябины- хохлатые свиристели. Они громко трещат при приближении людей. Их тревожный крик похож на резкое, не очень мелодичное « тра-та-та» или « ра-ра-ра». Осенью и зимой стаи свиристелей облетают деревья и кустарники, на которых еще сохранились плоды. Чаще всего свиристелей можно встретить на рябине, калине, черемухе, шиповнике и можжевельнике.Особенно заметны в осеннем лесу стайки синиц, которые остаются у нас зимовать. Это верные помощники человека в охране леса от вредных насекомых. Среди синиц различают большую синицу, лазоревку, московку. Кроме синиц, можно увидеть и услышать дятлов- большого и малого пестрого. Это тоже защитники леса. Их крепкий клюв долбит кору полузасохших деревьев, а длинный язык с твердым зазубренным концом извлекается из-под коры различных насекомых. Дятлы выдалбливают дупла в стволах уже погибших или заболевших деревьев, не трогая здоровые. Насекомые.- Каких насекомых можно увидеть в сентябре? ( Бабочек, божьих коровок, шмелей, кузнечиков)Все цветущие растения привлекают к себе бабочек ( из числа зимующих видов). Особенно интересны своей окраской и достаточно крупной величиной траурницы. Они чаще держатся вблизи дубрав и в теплые дни охотно летают, садясь на пни, на стволы и ветви деревьев. Также обращают на себя внимание крапивницы, лимонницы, дневной павлиний глаз.Наблюдаемые осенью бабочки вывелись из куколок еще летом. Пока было тепло, они продолжали вести деятельный образ жизни, питаясь нектаром и опыляя цветковые растения. С наступлением холодов бабочки впадают в оцепенение, забиваются в трещины стволов, под кору. Не следует ловить и тем более уничтожать бабочек.В осеннем лесу можно встретить массу божьих коровок, забившихся между хвоинками молодых сосенок и можжевельника. Эти полезные жучки- истребители тлей слетелись сюда перед тем. как забраться под кору дерева или трещины старых пней, где они в оцепенении проводят зиму.На соцветиях чертополоха можно увидеть шмелей. которые скапливаются в большом количестве. Не уничтожайте их! Шмели питаются нектаром и цветочной пыльцой: пачкаясь в ней, Они переносят пыльцу с цветка на цветок и опыляют растения. Особенно большое значение шмели имеют как опылители клевера, без них это важное кормовое растение не приносит семян. Семья шмелей живет только одно лето. Зимовать остается лишь молодая самка.( Если экскурсия проходит солнечным днем, то можно услышать стрекотание выросших за лето кузнечиков и кобылок).Оставаясь незамеченными среди поблекших стебельков травы, эти насекомые неожиданно выпрыгивают из-под ног и разлетаются в разные стороны. Ни кузнечиков, ни кобылок убивать нельзя – они не приносят вреда, а кузнечики полезны.В сентябре можно увидеть летающих стрекоз, которые вывелись из личинок летом. Красивый вид стрекоз и их изящный полет заслуживают внимания. Стрекозы- хищники. Они уничтожают множество вредителей, особенно комаров и мошек, чем приносят пользу. Целыми днями стрекозы летают в поисках пищи. Ученые – натуралисты выяснили, что некоторые стрекозы за полчаса поедают столько пищи, сколько весят сами.А теперь отгадайте загадки о тех насекомых, которых мы встретили.Над цветком порхает, пляшет,Веерком узорным машет. (Бабочка)Спинка в веснушках.«Ах, ах, не ловко!»-И покраснела …( божья коровка).На лугу живет скрипач,Носит фрак и ходит вскачь.( Кузнечик)Голубой аэропланчикСел на белый одуванчик. ( Стрекоза)Осенью в щель заберется,А весной проснется. ( Муха)4. Физминутка.( Проводится любая подвижная игра по желанию учащихся)5.Продолжение работы по теме урока.( Если по близости протекает река с тихими заводями, то в таких местах довольно часто попадаются тритоны, вышедшие из воды и стремящимся к моховым зарослям, где прячутся на зимовку. Дети могут принять этих тритончиков за молодых ящериц, тем более что как раз осенью на солнцепеке встречаются маленькие ящерицы. которые летом вывелись из яиц.)Если сравнить ящерицу и тритона, то легко установить разницу между ними как в окраске, так ив строении тела. У тритона мягкая, нежная кожа, а у ящерицы чешуйчатый покров; у ящерицы хорошо развиты коготки на пальцах. А у тритона коготков нет.Оба животные полезны для человека, и их надо охранять. Тритоны уничтожают в стоячих водах личинок малярийных комаров, а ящерицы съедают на суше множество различных вредных насекомых. Ящерицы, как и тритоны, зиму проводят в оцепенении. Запрятавшись в расщелины почвы среди корней.Если на экскурсии встретится травяная лягушка и похожая на нее остромордая лягушка, то нужно рассказать, что они питаются насекомыми.Травяная лягушка на зиму уходит в воду, где впадает в оцепенение до весны, а остромордая - остается зимовать на суше, прячась с наступлением холодов в норах, дуплах, под листьями.(Это, конечно, не все, что можно увидеть и показать детям. Еще в классе нужно предупредить учащихся, что могут встретиться грибы, напомнить, как и какие грибы нужно собирать, что нельзя сбивать несъедобные грибы, так как они украшают природу и служат пищей и лекарством для некоторых животных. Можно провести конкурс « Лучший грибник» и конкурс загадок о грибах, а также рассказать о перелетных птицах, о том, как разные звери готовятся к зиме. Но лучше это сделать в классе, а на экскурсии поговорить о том, что дети увидели сами)6. Подведение итогов урока- Что нам удалось увидеть на экскурсии?-Что нового вы узнали?-Что понравилось, запомнилось больше всего?Домашнее задание. Нарисовать то, что больше всего произвело на вас впечатление.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X