Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Уденцова Светлана Александровна

« Развитие творческих способностей детей с ОВЗ средствами театрального искусства»

скачать документ

Вернуться назад

Тема проекта : « Развитие творческих способностей детей с ОВЗ средствами театрального искусства»Цель и задачи :1. Воспитание гуманных чувств детей:•формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;•формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;•развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.2. Воспитание коллективизма:•Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;•закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;•развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;•поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.3.Развитие творческих способностей и приобщение к театральному искусству:•Последовательно знакомить детей с различными видами театра;•Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.•Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;•Формировать умения выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;•Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал;•Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.В основе занятий лежит художественная игра, которая является основой театральной деятельности детей дошкольного возраста. Занятия являются интегрирующими, т.к. почти на всех занятиях театральная деятельность интегрируется с музыкальной, хореографической и изобразительной деятельностями. Особое внимание уделяется подбору упражнений, игровых заданий и литературному материалу с точки зрения их духовного содержания. Работа с народными потешками, скороговорками, чистоговорками позволяет расширить не только речь ребенка, но и открывает духовный мир русского народа, выраженный в литературном творчестве. Принцип индивидуального подхода позволяет регулировать нагрузку на каждого конкретного ребенка, привлекая каждого к посильному участию в постановке студийного спектакля.«Основы театрального искусства + музыка»: 1-й раздел – «Художественная игра» - направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Раздел включает в себя общеразвивающие и специальные театральные игры. 2-й раздел – «Музыка и ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретении ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. 3-й раздел - «Культура и техника речи »- объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. На занятиях используется народные сказки, стихи, потешки, чистоговорки, произведения различных авторов, призванные способствовать развитию речи, способности к рассуждению, а следовательно – способности к анализу. Таким образом, условно все упражнения раздела «Культура и техника речи» можно разделить на З вида:1. Дыхательные и артикуляционные упражнения.2. Дикционные и интонационные упражнения.З. Творческие игры со словом.4-й раздел – «Основы театральной культуры» - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:• Особенности театрального искусства.• Виды Театрального искусства.• Рождение спектакля.• Театр снаружи и изнутри.• Культура зрителя.5-й раздел — " Работа над спектаклем"— базируется на авторских сценариях. Раздел включает инновационные разработки по интеграции программы «АРТ-ИГРА» и программы изобразительной деятельности, создание декораций, использование элементов сказкотерапии и арттерапии, предполагает совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей), и включает в себя знакомство с пьесой и постановку полноценного музыкального спектакля.К концу года ребенок должен знать и уметь:Правильно четко говорить скороговорки . Не бояться сцены, зрителя. Участвовать в постановке полноценного спектакля (музыкального или мюзикла), инсценировать различные литературные произведения, проведение, организация театрального фестиваля. Уметь обыгрывать этюды пьесы.Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность (изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.1.Проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;2.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;5.Сотрудничество ДОУ с семьей;6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности;8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);9.Учет этнокультурной ситуации развития детей. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам оказывать позитивное влияние на детей. Игра в театр позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе. Театрализованная деятельность помогает не только раскрыть творческие способности, но и развить их.Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.В целом ребёнок 6—7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями.Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.Комплексно–тематический принцип образовательного процесса определяется Научной концепцией дошкольного образования (под ред. В. И. Слободчикова, 2005 год) как основополагающий принцип для структурирования содержания образования дошкольников. Авторы поясняют, что «…тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере деятельности, представлено в эмоционально-образной, а не абстрактно-логической форме». Темы придают системность и культуросообразность образовательному процессу. Реализация темы в комплексе разных видов деятельности (в игре, рисовании, в театральной деятельности и др.) призывает взрослого к более свободной позиции – позиции партнера, а не учителя.В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности («проживание» ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом. От 6 до 7 лет новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей 6-7 летнего возраста становится приобщение детей к театральной культуре, т. е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.) .В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический.Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку понять, что «лучшая импровизация всегда подготовлена». Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т. д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения.Обучения театральному искусству с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию. В соответствии с ФГОС ДО реализуются задачи, ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает актуально на сегодняшний день.Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН.Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Возраст: 6-7летМаксимальный объем образовательной нагрузки: 30 мин.Занятия проводятся 1 раз в неделюЗдоровьесберегающие технологии• дыхательная гимнастика• артикуляционная гимнастика.• пальчиковые игры со словами,• гимнастика для глаз,• физкультминутка, динамические паузы.Оборудование:1.Театральная ширма2.Разные виды кукольных театров:- пальчиковый- конусный- теневой- фланелеграф- магнитный- масочный- варежковый- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)3. Ноутбук, колонки.4. КостюмКукольный театр «БИ-Ба-Бо»Теневой театрСценарий( Сказка по щучьему велению !)На переднем плане слева дом Емели. Посередине на втором плане дворец царя. Справа озеро и зимний лес.Выходят все участники сказки, встают полукругом.Тихо, тихо, открывайте глазки, начинаем сказку мы для вас:Про Царя и Щуку, Машу и Емелю сами вы увидите сейчас.Мы старались, сказку вспоминали, а потом учили мы стихи.Песни подбирали, и костюмы шили и сюда нарядные пришли.Песня про сказку (про Емелю )Из дома Емели выходит мамаша.Мать: Эй, Емеля, просыпайся, за водою собирайся. Хватит дрыхнуть на печи!Емеля выглядывает из окна.Емеля (зевая):Да уймись ты, не кричи!За водою неохота –Это не по мне работа!Лучше братьев ты пошли.Мать: На базар они ушли. Стану я тебя ругать, коль не будешь помогать.Емеля: Если принесу воды, что в награду за труды?Мать: Братья привезут с базара для тебя сапожек пару. Коль на печке будешь спать, то гостинцев не видать!Емеля: Ладно, я уже иду.Емеля с ведрами коромыслом выходит из избы.Мать: Я тебя к обеду жду.Мать уходит в дом, а Емеля с ведрами на коромысле медленно идет к озеру.Емеля (поет под песню «Там» Стас Михайлов):Емеля останавливается напротив озера, берет ведро и зачерпывает. В ведре оказывается щука.Емеля (радостно): Вот удача! Ха-ха-ха! Будет славная уха!Щука пытается вырваться. Емеля хватает ее руками.Емеля: Удержал-то еле-еле!Щука: Отпусти меня, Емеля! Знай, тебе я пригожусь, коли в речке окажусь!Емеля: Эк ты, как разговорилась! На уху б ты мне сгодилась.Щука: Отпусти, не пожалеешь!Емеля (недоверчиво):Ну, и что же ты умеешь?Чую, ты меня обманешь.Отпущу, так в воду канешь!Ты мне тут не заливай!Щука: Все, что хочешь, пожелай!Емеля:Вот морочит чудесами.Я хочу, чтоб ведра самиВслед за мной домой пошли,Воду сами отнесли.Щука:Чтоб по-твоему все стало,Ты скажи, как я сказала:Как по щучьему веленью,Да по моему хотенью!Емеля:Как по щучьему веленью,Да по моему хотеньюВедра, в дом ко мне ступайте,Да воды не расплескайте!Танец девочек «Валенки» (с вёдрами), (фонограмма).После танца девочки несут вёдра к дому Емели.Девочки ставят вёдра, уходят «во дворец». Из окна выглядывает мамаша.Мать: Вот так чудо из чудес!Емеля: То-то! Я на печь полез.Мать:Нет уж! Некогда валяться,Должен в лес ты собираться.В доме кончились дрова,Печка теплится едва.Емеля (зевая): Ну, а ты-то здесь на что? Сделай это, сделай то. Неохота! Буду спать!Мать: Все! Подарков не видать!Емеля:Ух ты, вредная какая –Все ворчит да попрекает!Я подарки получу,Очень-очень их хочу!Емеля идёт в лес.Емеля:Как по щучьему веленью,Да по моему хотеньюДрова рубите, топоры,Коли вы еще остры,Сами вы, дрова, вяжитесьИ ко мне домой явитесь.Я же лягу, отдохну,Съем краюшку и вздремну.Танец мальчиков «Богатырская наша сила» (с топорами). (фонограмма)После танца мальчики несут дрова к дому Емели, кладут, уходят «во дворец».Дворец. Во дворце сидят Царь с дочкой, девочки. Богатыри охраняют трон.Царь (дочери):К нам сегодня во дворец придёт Емеля-молодец.Говорят о нём в округе: «Ох, какой он удалец!»Вот такого жениха тебе желаю, дочь моя!Дочь:Нет, его я не люблю,Да и замуж не пойду!Емеля (поёт матери под песню «О, боже, мама, мама!» музыка Е. Крида):О боже, мама, мама, я схожу с ума,Её улыбка, мама, кругом голова.(щуке):Щука, щучка, помоги,Дочку царскую в меня влюби!Щука под музыку прыгает над водой.Дочь («очнулась», держась за голову):Ты, Емеля, просто чудо!Я с тобой до смерти буду.Вместе на печи лежатьИ всем сердцем обожать!Поёт под песню «Только не беги», музыка и слова Нюши:Только не беги, только не беги от меня,Только не молчи, не молчи больше так,Тысяча причин, но чувства были правдой,И как же я могла так обидеть тебя...Царь:Коли так, женись на МашеИ бери все царство наше,Только не губи ты нас!Емеля:Свадьбу справим мы сейчас!Зла на вас я не держу,Напоследок лишь скажу: как по щучьему веленью,Да по моему хотенью - счастье я свое нашел!Пусть все будет хорошо!Общий танец .Общий поклон всех участников сказки и организованный уход под музыку.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X