Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Русанова Лариса Эдуардовна

Статья «Методы формирования у дошкольников представлений о правилах безопасного повидения в окружающим мире»

скачать документ

Вернуться назад

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА–ДЕТСКИЙ САД №154»города МагнитогорскаСтатья«Методы формирования у дошкольников представлений о правилах безопасного повидения в окружающим мире»Составила:воспитательРусанова Лариса ЭдуардовнаОктябарь 2021Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Участившиеся в последнее время трагические случаи травматизма детей в быту, в природе, на дорогах, и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости систематической работы с детьми педагогами, родителями. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность. Каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и, соответственно, меры предосторожности. Задача педагогов состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. В условиях введения ФГОС остро встает вопрос о необходимости развития индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией.Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей — дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуацияхСодержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания через решение следующих задач:- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода пассажира транспортного средства;- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациямПринципы организации воспитательно образовательной работыПринцип полноты. Содержание работы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности;Принцип системности. Работа должна проводится системно, в течении года при гибком распределении содержания перспективного плана в течении дня.Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой, т.е. у каждого ребенка существует свой опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитаниемПринцип возрастной адресованности При работе ч детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно от простого к сложному. Принцип интеграции. Работу по воспитанию безопасного поведения ребенка дошкольника необходимо проводить во всех видах детской деятельности, часто использовать, естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Педагог и родитель в вопросах безопасности ребенка должны придерживаться единой концепции. Действовать сообща, дополняя друг другаПринципы организации воспитательно образовательной работыВоспитательной среде необходимо создание душевного тепла и эмоционального благополучия, и в которой ребенок будет чувствовать себя уверенным, устойчивым к стрессам Предметная среда в первую очередь это безопасная зона, в которой имеется место, для ознакомления ребенка с основами безопасности (альбомы, дидактические игры, книги, макеты. атрибуты для сюжетно-ролевых игр и др.) Игровое пространство необходимо обогатить элементами, стимулирующими познавательную активность дошкольника. Необходима интеграция с другими образовательными областями, что способствует формированию у детей интеллектуальный потенциал, формирует такие важные качества, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию, уверенность в своих действиях, развитие эмпатииСредства ознакомления детей с основами детей с основами безопасности. Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасности, служит сама социальная действительность. Она воздействует на ребенка, и задача взрослого, находящегося рядом, помочь накопить социальный опыт, показать социальный мир "изнутри", помочь найти свое место в нем, быть активным участником. Не менее важным средством являются предметы окружающие ребенка, созданные руками человека. Они разнообразны по свойствам, качествам и функциям. И задача педагога, привлечь внимание ребенка к ним, создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда, предмет, для каждого отдельного ребенка станет средством познания мира. Важно добиваться от каждого ребенка понимания им принципов работы того или иного прибора, безопасности его для окружающих, отсюда и проблемно-поисковая активность: для чего и почему? Со временем ребенок самостоятельно выделяет опасность в окружающем.Еще одним средством ознакомления с основами безопасности является художественная литература. Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия с окружающим. Для этого используются произведения различных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Книжные иллюстрации также являются средством приобщения детей к основам безопасности.Виды деятельности, через которые ребенок познает основы безопасного взаимодействия с окружающим Игра: Игра ребенка является хорошим диагностическим материалом: в играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. В игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. Отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок рисование соединяет с игрой.Целью педагогической деятельности является: социальная адаптация системы воспитания старших дошкольников. Это “Правила дорожного движения”, “Уроки вежливости”, “Основы безопасной жизнедеятельности”, “Я и мои близкие”, “Познай себя”, “Все мы разные”.Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю на протяжении учебного года, где как бы осуществляется интеграция знаний, умений, полученных детьми в различных видах деятельности, а также “высвечивание” их полезности с позиции тех или иных добродетелей (сострадание, милосердие и т.п.).Для каждой темы характерна внутренняя логическая завершенность, конкретизация, в то же время все они объединены общей функцией воспитания, направленной на развитие личности.В работе в основном используются беседы, продолжительность, которых 15-20 мин.Основная задача таких бесед является:вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик (ставятся вопросы, но ответы даются не на все из них; демонстрируются какие-то новые знания и предоставляется возможность решить их в деле; рассказывается о предстоящей встрече с интересными людьми, героями сказок и т.п.);определить четкую перспективу (учитывается возраст детей: чем меньше дети, тем ближе перспектива);создать условия детям для обдумывания (обсуждения со сверстниками, с членами семьи) предстоящего дела;вовлечь детей в рефлексивную деятельность по моделированию коллективного и индивидуального участия в деятельности, по оценке своих возможностей.Тематический план бесед с детьми, целенаправленных на развитие представлений о безопасной жизнедеятельности.ТемаСтаршая группаПодготовительная группаУроки вежливостиФормирование представлений о вежливости, о слове как средстве ее выражения; увеличивать запас у детей вежливых слов; учить определять их назначение; расширять опыт применения вежливых слов в соответствующих ситуациях.Закрепить представлений о вежливости, о слове как средстве ее выражения; развивать навыки социального поведения; формировать позитивное отношение к сверстникам; формировать действовать осознанно, подчиняться общим правилам; расширять опыт применения вежливых слов в соответствующих ситуациях.Основы безопасной жизнедеятель-ностиОбучение детей основам безопасности жизнедеятельности; формировать представление о правилах безопасности; воспитывать стремление придерживаться правил положительного поведения, правильную реакцию на чрезвычайные происшествия.ОБЖ домаПожарная безопасностьОБЖ в природаСпособствовать развитию осторожности и осмотрительности. Развивать логическое мышление и память, умение выслушивать ответ товарища, не перебивая. Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.ОБЖ домаПожарная безопасностьНезнакомцыОБЖ в природеЯ и мои близкие.Осознавать и контролировать свои переживания, понимать состояние других людей; формирование представлений о родстве, о долге перед близкими людьмиВоспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим без напоминаний, по собственному побуждению. Систематизировать и обобщать правила доброго, вежливого поведения.Познай себя.Учить детей понимать смысл и необходимость здорового образа жизни; формировать элементарные представления о структуре и функциях тела; научить оказывать себе и другим посильную помощь.Закрепить навыки личной гигиены; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к здоровью окружающих людей; закрепить навыки оказывать себе и другим посильную помощь.Все мы разные.Формировать знания, о значении имени, фамилии; формирование простейших представлений о мужественности и женственности; познакомить со средствами выражения заботы, уважения, благодарности и др.Дать понимания того, что и другие люди думают и мыслят по другому и их мысли не совпадаю с твоими. Воспитывать уважение и внимание к мыслям другого человека; закрепить словесные навыки выражения уважения, благодарности и др.Правила дорожного движенияЗакрепить знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице; формировать умение пользоваться пассажирским транспортом; воспитывает желание научить этому своих друзей, учить предвидеть возможную на улице опасностьЗакрепить знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улицах; формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках, а так же пользоваться общественным транспортом; воспитывать желание научить этому младших детей, своих друзей.Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках дошкольной организации. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй. Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и дошкольной организацией, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. Эффективность обучения детей безопасному поведению в быту и на улице в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда этому следуют. Недостаточный уровень культуры поведения взрослого приводит к таким же явлениям и у детей.Основное внимание в работе с родителями следует уделять содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам грамотности в области формирования безопасного поведения, выбору демократичных форм общения и учёта педагогической активности родителей. Всё это требует от педагога определённой гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями.Можно предложить следующие формы работы с родителями воспитанников:1. Анкетирование, тестирование, опрос.2. Родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций по правилам безопасного поведения детей, с приглашением работников полиции, медицинских работников, сотрудников МЧС.3. Совместные праздники, развлечения, проекты.4. Педагогический совет с участием родителей на тему «Безопасное поведение и здоровье наших детей».5. «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам безопасного поведения в быту, на улице, в природе и экстремальных ситуациях).6. Практические семинары.7. Консультации.8. Выступление родителей на мероприятиях с целью обмена положительным опытом использования возможностей семьи для обучения ребёнка безопасному поведению.9. Включение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X