Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Пингачёв Сергей Николаевич

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Роль наглядных пособий на уроках рисунка, живописи и композиции»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств», г. Новомосковска обособленное структурное подразделение «Новомосковская детская художественная школа»ДОКЛАД НА ТЕМУ:«Роль наглядных пособий на уроках рисунка, живописи и композиции»Преподаватель МБУДО «ДШИ» ОСП «НДХШ» Пингачев С.Н.2020 год Значение образования в жизни современного общества зримо возрастает. И на сегодняшний день недостаточно просто получить образование, очень важно суметь применить полученные знания на практике и вкладывать свои усилия на общественное и экономическое развитие. И только современная художественная школа может и должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, проявлять готовность к самообразованию на протяжении всей жизни. Основное значение методов обучения изобразительному искусству заключается в том, что изобразительное искусство является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова, служит наглядность. Наглядность – одна из специфических черт изобразительного искусства как учебного предмета. Как известно, обучение изобразительному искусству основано на рисовании с натуры. Такое обучение уже является наглядным. Невозможно проводить занятия рисунка, живописи, композиции, истории искусства без таблиц, моделей, рисунков, репродукций картин художников и без использования возможностей компьютера и проектора.Наглядное восприятие предмета представляет собой путь к познанию его сущности, к раскрытию его сущности, к раскрытию его характерных свойств и закономерностей. Наглядность на уроках изобразительного искусства способствует развитию у учащихся наблюдательности, логического мышления, воображения, зрительной памяти. Наглядные методы обучения не могут быть изолированы от словесных методов обучения. К. Д. Ушинский считал наглядным «такое обучение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребёнком. Изобразительная деятельность является составной частью культуры человека, это живая потребность т.к. занимаясь искусством, человек не только овладевает практическими навыками, но и воспитывает свой вкус приобретает способность находить красоту в обыденном, а также развивает свои психические процессы. Изобразительная деятельность развивает умение наблюдать, анализировать творческие способности, художественный вкус, воображение, эстетические чувства (умение видеть красоту форм, движение пропорций, цвет цветосочетаний), способствует познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности, развивает органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления. А также при рисовании с натуры у ребёнка развиваются умственные способности. Отсюда следует, что уроки изобразительного искусства необходимы и очень важны в системе общего образования. На уроках изобразительного искусства осуществляются во взаимосвязи все основные принципы: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учёт возрастных особенностей, индивидуальный подход. В обучении рисованию огромную роль играет принцип наглядности. Занятие рисованием самый непосредственный образ, связанный с наглядностью обучения. В расположении педагога-художника имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографическим способом или подготовленные учителем таблицы, рисунки, плакаты, схемы, кинофильмы, а так же рисунки самого учителя, выполненные во время урока. Если при изучении многих общеобразовательных учебных дисциплин дидактический принцип наглядности преподавания играет важную, но всё- таки, посредственную роль на занятиях по изобразительному искусству наглядность обучения приобретает первостепенное значение, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале. Опираясь на зрительное впечатление, получаемое при рассмотрении иллюстраций сопровождающей объяснение учителя, школьники получают более полное представление об изучаемом материале, им легче понять, осмыслить, запомнить главное в теме урока. Учителю рисования постоянно приходится использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия он не проходил. Рисование с натуры является одним из основных видов учебно-творческой работы по изобразительному искусству, раскрывающим огромные возможности по изучению и эстетическом осмыслении формы, конструкции, объёма предметов, их цветной окраски, закономерностей светотени, перспективы, композиции. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и даёт прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребёнка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить её характерные особенности, понять структуру предмета. Дети в 1 классе, рисуя с натуры лист тополя, часто плохо улавливают характер формы; когда им для сравнения показывают лист берёзы, сирени, липы, они начинают быстро подмечать характерные особенности формы листа тополя. Большое значение рисование с натуры и особенно перспективное рисование, имеет для развития пространственного мышления и воображения. Уже при знакомстве с элементарными правилами перспективы происходит сложнейший процесс пространственного мышления. Сложность передачи трёхмерности объёмного предмета при изображении на плоскости листа бумаги, заставляет ученика развивать пространственное мышление и воображение. Всякое графическое выражение мысли основывается на умении зрительно представлять изображаемые предметы. Тому, кто рисует необходимо ясно представить конструкцию предмета, взаимосвязь его частей, характер формы, положение предмета в пространстве. На основе ясных представлений о предметах образной памяти, у ученика развивается и способность воображения. Во время рисования с натуры развивается и абстрактное мышление. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению, не возможно, а в рисунке постоянно приходиться иметь дело с конструктивным анализом. Причём нужно отметить, что рисование с натуры. Как никакой другой вид изучения формы предмета, даёт возможность развивать все моменты процесса абстрактного мышления. В задачу обучения живописи входит изображение с натуры отдельных предметов, несложных натюрмортов, интерьеров и пейзажей. Знакомясь с элементами живописи, учащиеся овладевают техническими приёмами работы цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, учатся подбирать сходные с натурой цвет путём смешивания красок, а так же знакомятся с использованием цветных прокладок цвета. В процессе обучения, учащиеся рисуют акварелью предметы объёмной формы. Учатся работать в технике по -сырому, овладевают умением использования приёмов повторных прокладок цвета, слияния цветов. Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребёнок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию её форм и красок. Он видит пропорциональное соотношение частей и целого, улавливает ритм и гармонию форм природы, цветовых оттенков. Развивая у детей наблюдательность, чутьё, мы тем самым осуществляем и задачу эстетического воспитания. Главное внимание при обучении рисованию с натуры обращается на верное изображение натуры. На правильную передачу перспективных явлений, особенности светотени, конструкции предмета. Для облегчения этих основных задач желательно рядом с натурой устанавливать специальные модели, чтобы рисующий мог наглядно увидеть и ясно понять то или иное явление, понять конструкцию формы предмета, его характерные особенности. Например, при рисовании с натуры геометрических тел, дети не могут представить, как располагаются в пространстве невидимые поверхности предмета. Особенно часто к наглядности приходится прибегать при обучении элементарным основам изобразительного искусства рисунка и живописи.Основные средства наглядности, используемые при рисовании с натуры: 1)схематические рисунки и таблицы; 2)слепки с классических образцов скульптуры, модели из проволоки. Принцип научности как активный фактор развития творческих способностей заключается, прежде всего, в усвоении системы научных знаний. Которые помогают правильно понять закономерности строения форм природы и явления реальной действительности, а тем самым и овладевать методом реалистического искусства. Для активной творческой деятельности необходимо требовать от каждого ребенка рисовать сознательно, не допускать механического копирования натуры; творчески использовать научные знания из области перспективы, теории теней; рационально использовать рисовальный материал и возможности его тонового и фактурного диапазона. При творческом восприятии натуры преподаватель должен помочь ребёнку увидеть главное, сориентировать его на чувственное, образное восприятие. На занятиях рисования с натуры ученик не должен лукавить, выдумывать, сочинять. Он должен откликаться своим переживаниям на то, что его волнует в данной натуре, но выражать это грамотно. Развивающееся пространственное и образное мышление во время работы с натуры заставляет ученика по-новому видеть и воспринимать окружающий мир, по- новому его отображать в своих рисунках. Расширение научного кругозора учащегося позволяет ему смелее и увереннее оперировать имеющимися знаниями, умениями и навыками. На уроках изобразительного искусства осуществляется во взаимосвязи все основные принципы: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учёт возрастных особенностей, индивидуальный подход. В обучении рисованию, огромную роль играет принцип наглядности. Правильное использование наглядности на уроках изобразительного искусства способствует формированию чётких пространственных содержательных понятий, развивает мышление и воображение, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала. Можно выделить несколько видов наглядных пособий, используемых в обучении рисования с натуры: репродукции картин, иллюстрации, таблицы, слайды, презентации, педагогический рисунок. Педагогический рисунок - одно из важнейших средств наглядности обучения при рисовании с натуры. В какой-то момент педагогический рисунок необходимо ради наглядности упростить, схематизировать, чтобы ученик правильно понял конструкцию форм, её структуру, пластические особенности. При раскрытии принципов построения изображения необходимо словесное объяснение обязательно сопроводить педагогическим рисунком, с целью помощи детям справиться с наиболее трудными для них задачами. Необходимо указать им правильный путь построения основной формы предмета. Педагогический рисунок может быть нескольких видов: Первый вид- рисунок на классной доске является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений. Главное качество педагогического рисунка - это лаконичность изображения, простота и явность его. Учитель даёт возможность детям ясно понять и представить сказанное. Рисунки на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская всё случайное и второстепенное. Второй вид- это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками мы используемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса. Третий вид- исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса, и потом уже сам старается делать так, как сказал педагог. Изобразительную деятельность учителя, связанную с иллюстрированием учебного материала, дополняющее устное объяснение и осуществляемое непосредственно в ходе урока, принято называть педагогическим рисованием. Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения процесса рисования с натуры. Он начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета с живого эмоционального наблюдения. Поэтому надо добиваться того, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание рисующего к главному. Принцип наглядности требует такого преподнесения материала, при котором понятия и представления учащихся становятся более ясными и конкретными. Главное внимание при обучении рисованию с натуры обращается на верное изображение с натуры, на правильную передачу перспективных явлений, особенностей, светотени, конструкций предмета. Для облегчения этих основных задач желательно рядом с натурой устанавливать специальные модели, чтобы рисующий мог наглядно увидеть и ясно понять то, или иное явление, понять конструкцию формы предмета, его характерные особенности. Например, при рисовании с натуры геометрических тел дети могут представить, как располагаются в пространстве невидимые поверхности предмета. Особенно часто к наглядности приходится прибегать при обучении элементарным основам изобразительного искусства рисунку и живописи. Перечислим основные средства наглядности, используемые на уроках рисования с натуры: 1) схематические рисунки и таблицы; 2) гипсовые модели геометрических тел, слепки с классических образцов скульптуры и т.д.; 3) модели из проволоки, картона, бумаги, наглядно раскрывающего конструктивные особенности строения натуры; 4) специальные модели для демонстрации явления перспективы и светотени; рисунки и таблицы методической последовательности работы над изображением; 5) репродукции картин и рисунков мастеров, рисунки самого педагога на классной доске или на полях работы ученика. Все виды наглядности помогают ученику правильно видеть и понимать форму, её содержание, её структуру. Психологические основы наглядности заключаются в том, что в сознание человека решающую роль играют ощущения, т.е. если человек не видел, не слышал. У него нет необходимых данных для суждения. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии, тем познание предмета у человека глубже и вернее. Но всё же, наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги и на полях альбома самого ученика. Изобразительную деятельность учителя, связанную с иллюстрированием учебного материала, дополняющее устное объяснение и осуществляемое непосредственно в ходе урока принято называть педагогическим рисованием. Пояснительные рисунки преподавателя можно разделить на 2 основных вида по методам их использования: 1)рисунки большого размера, рассчитанные на фронтальную демонстрацию всем ученикам, находящимся в классе;2)небольшие наброски, выполненные преподавателем на полях работы ученика или на отдельных листах бумаги с целью иллюстрирования индивидуального объяснения учебного материала. Основная задача педагога- наиболее полно, доходчиво донести учебный материал до слушателей. Это предъявляет к рисунку ряд требований. Прежде всего, рисунок на доске должен быть достаточно крупного размера, чтобы все сидящие в классе хорошо видели его. Он должен быть также предельно простым, ясным, лаконичным. Преподавателю необходимо выделить главное в изображённом и обратить на это внимание учащихся. Долго рисовать, задерживая внимание детей работой на доске, не следует. Нельзя, увлекаясь изображением, забывать об объяснении. У доски учителю необходимо стоять лицом к классу, прерывая рисование обращением к ученикам. В процессе работы необходимо отходить от доски на некоторое расстояние, с тем, чтобы проверить изображённое, потому что линии могут быть неровными. Промежутки времени следует заполнять объяснением, рассказом о задачах следующего этапа работы и т.д. Рисунок учителя на классной доске способствует воспитанию, самостоятельности, активности учащихся, целеустремлённости при выполнении воображения. Рисунок педагога на доске, устные объяснения, сопровождающий ход работы, вопросы к учащимся и их ответы помогают установить тесный контакт учителя с учениками, что ведёт к более полному и углублённому усвоению знаний и умений. Педагог при этом имеет возможность выявить степень активности учащихся и привлечь к выполнению задания учеников, относящихся равнодушно к занятиям. При всех преимуществах рисунок на доске имеет свои недостатки. Он не позволяет показать завершающие стадии работы над изображением. У учителя не хватает на это времени. Рисунок учителя следует убрать , сразу же после объяснения. Дополнительно необходимо иметь наглядное пособие в виде таблицы, рисунка, выполненного преподавателем, или репродукции с работой известного мастера. Полжительная сторона рисунка на доске- он должен нести в себе творческое начало. Дети, склонные к подражанию, по своему усваивают особенности приёмов работы учителя. Творческий рисунок стимулирует развитие художественных стремлений учащихся, способствует возникновению эстетических чувств, при восприятии предметов натурных постановок, пониманию особенностей подхода к изображению специфическими художественными средствами (разнообразие приёмов в передаче материальности предметов, точность, лаконизм линии в наброске, кратковременном рисунке, «гравюрность» штриха при выполнении объёма).Учитель, хорошо владеющий приёмами творческого рисунка на классной доске, приобретает несомненный авторитет, что, в свою очередь активизирует изобразительную деятельность учащихся на уроке, рисования с натуры. Надо научиться сочетать чёткое и последовательное, словесное объяснение и выполнение выразительного рисунка. В педагогической деятельности преподавателя изобразительного искусства важна роль наброска. Учитель, постоянно выполняя на виду у всего класса различные рисунки, иллюстрирует ими своё объяснение, показывает ход работы с натуры или рисование на темы и т.п. отличительными чертами таких педагогических рисунков должны быть простота и убедительность исполнения, доходчивость и наглядность, передача главного, характерного в изображаемых объектах. Ясно, что преподаватель изобразительного искусства должен уметь рисовать быстро. За несколько минут изображать наиболее существенное и типичное в натуре, выделять в натуре то, что представляет наибольшую важность для данного объяснения. Набросок по наблюдению с натуры может быть выполнен от начала до конца при одном непременном условии- полной неподвижностью натуры. К неподвижной позирующей натуре, прежде всего, безусловно, можно отнести всю неживую натуру (например: отдельные предметы, произведения искусства, скульптурные изображения, архитектурные сооружения, украшения, овощи, фрукты, цветы, деревья, а так же специально позирующая живая модель – человек). Конкретная цель наброска – это графически зафиксировать итог наблюдения. Как только натура начинает двигаться, менять своё положение или совсем исчезает, то для завершения наброска приходится призывать на помощь зрительную память. Набросок, начатый с натуры, а законченный уже без неё, по памяти, является комбинированным. Наибольшего напряжения зрительной памяти рисующего, требуют наброски с быстро движущегося человека и особенно наброски с группы людей, находящихся в разном по характеру и скорости движении ( наброски эпизодов спортивных игр – баскетбол, футбол, хоккей). Учитель изобразительного искусства должен сам уверенно работать и как художник, иметь возможность убедительно показать учащимся привлекательность практической работы по рисунку и живописи. Такой педагог может увлечь ребят своим предметом, поможет учащимся приобрести достаточно обширные знания и навыки. Он способен делом показать, что искусство – это не скучная повседневность, а праздник, глубокая потребность человека в общении с прекрасным. Преподавательская работа по своей природе деятельности творческая живая. Учитель должен творчески подходить к делу, т.к. он имеет дело с живыми людьми, и работать по трафарету, по шаблону не может. Мало объяснить и показать тот или иной приём работы, надо добиться того, чтобы этот приём был хорошо усвоен. А это требует от учителя большого мастерства. Чтобы ученик тебя хорошо понял. Недостаточно одного разъяснения и рассказа, нужно ещё суметь увидеть, почувствовать, как ученик воспринимает учебный материал, как он реагирует на твои слова и действия. Необходим психологический контакт между учеником и учителем, они должны хорошо понимать друг друга. По выражению лица, глаз, по движению ребёнка учитель видит, доходит до него, то о чём идёт речь или нет. Можно только с уверенностью сказать, что успешное обучение невозможно без контакта педагога с учеников. В процессе совместной художественно-творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение преподавателя ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его. Именно эта задача определяет место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения.Рекомендации по использованию наглядностей на уроках рисования с натуры.Учащийся должен овладеть следующими навыками по разделу рисования с натуры: - работать цветом, тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты;- владеть первичными навыками изображения предметного мира ( натюрморт, интерьер), природы (пейзаж), фигуры и лица человека;Рекомендации для учителя: - наиболее полно доносить учебный материал до слушателей;- используемая наглядность должна быть проста, лаконична и ясна для учащихся;- подбирать наглядность, соответствующую возрасту детей;- нужны постоянные творческие поиски в работе с наглядностью;- уметь правильно стоять у доски, выполняя педагогический рисунок;- уметь держать контакт с детьми при выполнении педагогического рисунка;- детально продумывать пояснения, даваемые в ходе выполнения педагогического рисунка;- стараться не делать ошибок на доске т.к. они чаще всего запоминаются учениками;- уметь хорошо рисовать самому;- уметь творчески подходить к делу, используя различные виды наглядности; - знать материал, который используешь на уроках изобразительного искусства;- использовать как можно больше наглядности на уроках изобразительного искусства, в особенности при рисовании с натуры;- осуществлять обучение детей с учётом их интересов и способностей;- использовать составленные дидактические материалы, методические таблицы, проблемные задания; - применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;- уметь чётко выделять главное, существенное, при показе иллюстраций, анализе изображаемых объектов;- привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройству;- наглядность должна использоваться в меру и показывать её следует постепенно и только в соответствующий момент урока; уметь организовывать;- наблюдение таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;- уметь использовать возможности литературы, музыки, математики, как наглядных средств урока изобразительного искусства(например, использование законов" золотого сечения").- демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала, урока.Каждой группе учащихся свойственны определённые умения согласно своему возрастному этапу. Отдельным планом, в заключительной части доклада, скажу о роли наглядных пособий на уроке композиции. Для раскрытия темы урока по композиции необходимы просмотры иллюстраций картин известных мастеров, наработанная коллекция набросков фигуры человека и хорошая идея для воплощения. Очень часто, идея для воплощения в рисунке композиции возникает при просмотре наглядного материала, собранного по конкретной теме. Многие учащиеся предпочитают опираться на конкретные образы (с иллюстрации)чтобы нарисовать своё произведение. В заключении, можно с уверенностью отметить, что использование наглядных средств обучения дает гораздо более высокий результат, нежели проведение обычного, «стандартного» урока по аналогичной теме. Использование наглядности, позволяет учащимся воспринимать подаваемую информацию не только в аудиальном, но и в визуальном формате, что в разы увеличивает методическую значимость проведенного урока. Сама специфика изобразительного искусства, процесса изобразительного творчества выражается в постоянном оперировании зрительными, наглядными образами, в постоянном чувственном восприятии объектов и явлений действительности. Вот почему нельзя провести ни одного урока рисования с натуры, на темы, декоративного рисования, урока беседы по изобразительному искусству без использования той или иной наглядности. Наглядность обеспечивает связь обучения с жизнью.Литература.1.   Акварель. Советы начинающим. – Москва: Молодая гвардия, 1991.- 32с.2.   Акимова  М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход.      – Москва: Знание, 1992. – 80с.3.   Беда Г. В. Живопись и ее изобразительные средства. Учебное пособие. – М.:«Просвещение» 1977 . – 188с.4.   Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М.: Книга по Требованию, 2012.     –  408 с.5.   Крымов Н.П. –  Художник и педагог.  Статьи, воспоминания.-  Москва:        Изобразительное искусство, 1989 .- 224с.6.   Развитие творческих способностей студентов и школьников на    занятиях изобразительным искусством : Межвузовский сборник научных   трудов     - Ростов-на-Дону: РГПИ , 1986, 163с.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X