Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Бурдина О. А., Денисова Г. Н.

Дистанционное итоговое и промежуточное тестирование по предметам теоретического цикла в ДМШ и ДШИ как опыт инновационной деятельности

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска«Детская музыкальная школа № 2 им. Е.Ф. Светланова»Дистанционное итоговое и промежуточное тестирование по предметам теоретического цикла в ДМШ и ДШИ как опыт инновационной деятельностиАвторы:Преподаватель высшей категории МБУДО ДМШ №2 Денисова Г.Н.Преподаватель высшей категории МБУДО ДМШ №2 Бурдина О.А.Новосибирск 2021ВведениеСовременное образовательное пространство неуклонно сдвигается в сторону дистанционных форм обучения и проверки знаний. Актуальность методов удаленного контроля и передачи знаний обусловлена не только требованиями личной безопасности в эпоху пандемии. Такая форма является оптимальной с точки зрения тайм - менеджмента и обеспечения психологического комфорта обучающихся в учреждениях дополнительного образования. Не секрет, что контингент музыкальных школ сегодня составляют дети, успешно совмещающие занятия музыкой с изучением иностранных языков, развитием в различных танцевальных, спортивных и художественных школах. Многие обучаются в лицеях и гимназиях, где высокий уровень знаний сопряжен с повышенной нагрузкой, увеличением числа часов аудиторной и внеаудиторной работы. Тестовые задания как форма аудиторной работы практикуются в ДМШ №2 уже пятнадцать лет. Успешно апробированы на разных уровнях подготовки обучающихся (как в рамках реализации предпрофессиональной образовательной программы, составленной с учетом ФГТ, так и в практике освоения общеразвивающей программы).В данной методической работе представлены образцы тестовых заданий для общеразвивающего уровня образования в ДМШ. Апробированы в условиях дистанционного подхода для итоговой аттестации выпускников ДМШ №2 в условиях пандемии в апреле и мае 2020 года. В музыкальных школах, в отличие от общеобразовательных, нет готовых разработанных платформ для ведения дистанционного обучения (таких, например, как ЯКЛАСС), поэтому наш опыт удаленной итоговой аттестации выпускников ДМШ дает нам право считать такую форму проведения экзаменов инновационной деятельностью.Составленные нами тесты обладают вариативностью: тесты могут быть использованы как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе; могут менять содержательное наполнение в зависимости от актуальных задач обучения. Подходят как формы контроля уровня знаний и для итоговой, и для промежуточной аттестации обучающихся.Блок письменных тестовых упражнений по теории музыки (изучаемой в рамках предметов «Сольфеджио» и «Музыкальная грамота») состоит из одиннадцати заданий. В него включена работа со звукорядами; тритонами и характерными интервалами; построение интервалов и аккордов в ладу и вне лада; определение размера в соответствии с правилами группировки длительностей; транспозиция мелодии тремя способами; нахождение тональностей, родственных заданной, задание на знание буквенных обозначений и ключевых знаков в рамках квинтового круга тональностей. Письменная часть экзамена по сольфеджио включает в себя музыкальный диктант и два теста: 1. для анализа аккордов и интервалов вне лада и 2. для анализа последовательности аккордов в ладу. Звуковые файлы размещаются на сайте ДМШ.Устная часть экзамена по сольфеджио выполняется по билетам с записью видео-файла в формате mp4 (при отсутствии возможности сделать видеозапись принимается формат mp3). Устная часть экзамена по музыкальной грамоте состоит в исполнении вокального образца с собственным аккомпанементом (так же оформляется аудио- или видео-файлом). Готовые задания высылаются на электронную почту учреждения по инструкции на сайте www. ДМШ2.РФ. Итоговое тестирование по предметам «Музыкальная литература» и «История музыки» содержит два вида заданий: тест и викторину. Тест содержит вопросы об эпохах и стилевых направлениях; жанрах; композиционных формах; составе оркестра и старинной сюиты; творческом наследии композиторов и основных средствах выразительности музыки. Список произведений для викторины и бланки для заполнения выкладывается на сайте организации. Образцы тестовых заданийТест по истории музыки (музыкальной литературе)Ученика, ученицы ___ класса ___________________________________Композиторы – эпохи и стилевые направления (поставить буквы ответа рядом с цифрами):1 – Барокко а) Бах2 – Классицизм б) Чайковский3 – Романтизм в) Шостакович4 – Импрессионизм г) Брамс5 – Композитор XX века д) Гендель е) Прокофьев ж) Моцарт з) Гайдн и) Дебюсси2. Музыкальные жанры (соединить стрелочками):1– романс а) инструментальные2– песня 3– симфония б) вокальные4– соната5– концерт3.Каким композиционным формам соответствуют данные буквенные схемы: ABA а) сонатная формаA, A1, А2, А3… б) трёхчастная репризнаяАВАСАDA в) фуга г) рондо д) вариационная форма4.В каких формах встречаются экспозиция, разработка, реприза? (записать буквы ответа из 3 вопроса) _________________________5.В какой из форм главная тема носит название «рефрен»? _____________6. Количество групп инструментов симфонического оркестра (обвести):а) 3 б) 4 в) 57. Инструменты, не входящие в основные группы симфонического оркестра (подчеркнуть):Скрипка, фагот, флейта, ксилофон, орган, челеста, клавесин, арфа, фортепиано8. Четыре танца, образующие основу старинной сюиты (подчеркнуть):Вальс, мазурка, полонез, краковяк, аллеманда, буррэ, гавот, куранта, сарабанда, менуэт, жига, ригодон.9. Каким композиторам принадлежат симфонии (соединить стрелочками):1- Гайдн а) «Неоконченная»2- Шуберт б) «С тремоло литавр»3- Шостакович в) «Зимние грёзы»4- Бетховен г) «Героическая»5- Чайковский д) «Ленинградская»10. Количество симфоний в творчестве композиторов (указать рядом с фамилией автора)Гайдн а) 41Моцарт б) 9Бетховен в) 7Чайковский г) 104Прокофьев д) 15Шостакович е) 6 и «Манфред»11. Кем из композиторов (Чайковский, Щедрин, Хачатурян, Прокофьев, Шостакович, Стравинский) создана музыка этих балетов:«Конёк – горбунок», «Анна Каренина», «Кармен-сюита»_______________«Спартак», «Гаянэ» __________________________«Золушка», «Ромео и Джульетта», «Каменный цветок»_________________«Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»________________«Петрушка», «Жар-птица», «Весна Священная»_______________________«Золотой век», «Болт», «Светлый ручей»_____________________________12. Выразительные средства музыки. Запишите рядом с определениями соответствующие им слова: ритм, мелодия, лад, фактура, штрихи, регистр, гармония, тембр, динамика, темп, тональность.Скорость исполнения музыки, частота следования долейВысотное положение ладаМузыкальная ткань, способ изложения музыкального материалаАккорды и их последовательностьХарактерная окраска звучания какого-либо голоса или инструментаЧередование звуков различной длительностиМузыкальная мысль, выраженная одноголосноСпособы звукоизвлечения (стаккато, легато, маркато)Объединение устойчивых и неустойчивых ступеней в единую системуЧасть звукового диапазона (низкий, средний, высокий)Сила звука, степень громкости звучания13. Кому из композиторов принадлежат следующие оперы:ОпераКомпозитор«Иван Сусанин» «Борис Годунов»«Князь Игорь»«Русалка»«Евгений Онегин»«Пиковая дама»«Снегурочка»«Свадьба «Фигаро»«Кармен»«Леди Макбет Мценского уезда»«Война и мир»Викторина по истории музыки (музыкальной литературе)№ АвторНазвание произведенияпорядок появления1Бах И.С.Токката и фуга ре минор2Прокофьев С.С.Кантата «Александр Невский», IV часть3Глинка М.И. Опера «Жизнь за царя», эпилог, хор «Славься»4Григ Э.Концерт для фортепиано с оркестром, I часть5Хачатурян А.И.Концерт для скрипки с оркестром, I часть6Гаврилин В.А.Вальс из балета «Анюта»7Рахманинов С.В.Концерт для фортепиано с оркестром № 2, I часть8Стравинский И.Ф.Балет «Петрушка», первая картина9Бородин А.П.Опера «Князь Игорь», Ария Князя Игоря из II действия10Мендельсон Ф.Концерт для скрипки с оркестром11Коччанте Р.Ария «Belle» из мюзикла «Нотр-Дам де Пари»12Щедрин Р.К.Концерт для оркестра «Озорные частушки»13Мусоргский М.П.Опера «Борис Годунов», песня Юродивого14Римский-Корсаков Н.А.Симфоническая сюита «Шехеразада», I часть15Свиридов Г.В.«Курские песни»16Моцарт В.А.Симфония № 40, I часть17Бетховен Л.В.Симфония № 5, I часть18Гайдн Й.Соната для клавира D-dur19Шостакович Д.Д. Седьмая симфония, «Ленинградская», I часть20Римский-Корсаков Н.А.Опера «Снегурочка», сцена таяния Снегурочки21Брамс И.Симфония № 3, III часть22Чайковский П.И.Опера «Евгений Онегин», сцена письма Татьяны23Чайковский П.И.Концерт для фортепиано с оркестром № 1, I часть24Глинка М.И. «Вальс-фантазия»25Шнитке А.Г.«Сюита в старинном стиле»26Шопен Ф.Полонез A-dur/Вальс cis-moll27Шуберт Ф.«Неоконченная симфония», I часть28Скрябин А.Н.Этюд dis-moll29Прокофьев С.С.Балет «Ромео и Джульетта». Танец рыцарей30Глазунов А. К. Балет «Раймонда», испанский танецТестовые задания по сольфеджио состоят из двух разделов: слуховой анализ (музыкальный диктант, определение интервалов и аккордов в тональности и вне тональности) и работа по теории музыки, включающая в себя основные теоретические знания за курс музыкальной школы. В аналитических заданиях, связанных с определением на слух элементов музыкального языка, к работам прилагаются звуковые файлы: 10 интервалов и аккордов от звука, аккордовые последовательности в тональности и музыкальный диктант. Бланки для заполнения и звуковые файлы выкладываются на сайте школы. Выполненная работа сканируется и отправляется на электронную почту. При публикации заданий на сайте указываются временные границы (даты отправки работ).Тестовые задания по сольфеджиоЭкзаменационная работа по сольфеджио (слуховой анализ и диктант)Учаще ______ V курса ДМШ № 2__________________________________Определить на слух интервалы и аккорды: 1.ч8Б35D72.ч5М35D563.м3Ув35D344.б7Ум35мVII75.ТритонБ6D 566.ч4М6мVII77.м6Б46умVII78.м7М46D 569.б2Ум35D 210.б3Б35умVII7Определить на слух гармонические обороты1.T35 S46 T35T6 S35 T6T46 S6 T462.T35 D56 T35T35 D46 T6T6 D34 T353.t35 s46 D6 t35t6 s35 D46 t6t35 s46 D46 t64.T35 T6 S35 D2 T6T6 S35 К46 D7 T3T6 D34 T35 S46 T35 3. Записать мелодический диктант:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Экзаменационная работа по сольфеджио (музыкальная грамота) Вариант 1Учени ______ V курса ДМШ № 2 ________________________________________________1.От звука A построить звукоряды всех известных вам ладов мажорного наклонения. Натуральный гармонический_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Мелодический_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ альтерированный_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ хроматический_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Диатонические 7-ступенные и 5-ступенные лады:ионийский лидийский_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ миксолидийский пентатоника_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. В тон-ти g - moll натур. и гарм. построить и разрешить все тритоны и характерные интервалы Тритоны _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Характерные интервалы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. В тональности Es – dur построить аккорды._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ T35 D46 T6 S35 D2 T6 D34 D56 T354. Построить интервалы от указанного звука 5. Определить и подписать интервалы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ б6 б3 ув4 м3 ч56. Построить аккорды от указанного звука вверх 7. Определить и подписать аккорды_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ув35 М46 Б6 М35 D28. Определить размер данных музыкальных примеров по группировке длительностей: 9. Определить тональность и транспонировать тремя способами данную мелодию. Подписать все тональности._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10. Записать 6 родственных тональностей к каждой из указанных тональностейА – durе – moll11. Написать количество знаков в тональностях:1. Fis-dur _________ 3. gis-moll __________ 5. As-dur __________2. B-dur _________ 4. fis- moll __________ 6. с-moll __________ При составлении заданий авторы использовали следующие источники:Бурдина О.А. «Слуховые тесты» 2014г. на правах рукописиБурдина О.А. «Контрольные работы по теории музыки в курсе сольфеджио для учащихся 1-8 классов дополнительных предпрофессиональных образовательных программ ДМШ и ДШИ» 2019г на правах рукописиКалинина Г.Ф. Игры на уроках музыкальной литературы. Выпуски I-III. - М., 2003 г.Калинина Г.Ф. Музыкальная литература. Вопросы, задания, тесты. Выпуски I-IV. – М., 2004г.Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь для 1,2,3,4,5,6,7 классов. – М., 2021г.Шорникова М.И. Музыкальная литература 1-4 год обучения. – Ростов-на –Дону: «Феникс», 2004г.Смердова Т.Г. Тесты по сольфеджио: Учебно-методическое пособие. – Бердск, 2010г.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X