Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Зубкова Евгения Ивановна

Необходимость патриотического воспитания в современной школе

скачать документ

Вернуться назад

Статья «Необходимость патриотического воспитания в современной школе»«Что значит быть патриотом сегодня?» Как в современной школе воспитывать у детей чувство патриотизма, как научить их любить свою Родину? Ученику необходимо научиться ориентироваться в общественной обстановке, иметь свои суждения и взгляды, обладать социальной ответственностью за свои мысли, поступки, осознанно любить и гордится своей страной, сопереживать за деяния и достижения своих соотечественников. Каждый уважающий себя гражданин обязан знать и принимать такой какая она есть историю своей страны. Уважать и соблюдать традиции и обычаи своего народа. Быть патриотом - трудится и быть социально активным, строить свое будущее, прославлять будущее своей страны. Патриот своей родины сделает гораздо больше, чем человек, который на словах готов отстаивать престиж страны. Это гораздо труднее, чем просто говорить о любви к Родине. Быть патриотом — значит быть хозяином своей страны, а не гостем. Быть ответственным за свои помыслы и действия. В случае опасности суметь защитить Родину, бережно обращаться с ее дарами. Вот это и есть НАСТОЯЩИЙ ПАТРИОТИЗМ. Быть патриотом в наше время очень сложно, вокруг много соблазна - погоня за деньгами, поиски лучшей и легкой жизни и т.д. Но само понятие патриотизма имеет очень глубокое, трудно оценимое значение. Что говорится об этом в толковом словаре Даля: «Патриот — тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины».В словаре С.И. Ожегова патриотизм трактуется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» (40; 494). А вот прекрасное дополнение нашего великого поэта-соотечественника Н.А. Некрасова: «Любовь к Отечеству заключается, прежде всего, в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и самую жизнь» (31; 14). Поскольку и в первом, и во втором, и в третьем случае ключевым является слово «любовь», то можно говорить о патриотизме, как о чувстве.Патриотизм – важнейшее духовное состояние личности и государства, один из важнейших элементов общественного сознания – фактор сохранения общественной стабильности, мобилизации сил в чрезвычайных ситуациях, к которым страна должна быть подготовлена заблаговременно.Возникает вопрос: «Можно ли воспитать патриотические чувства и насколько необходимо их воспитывать?»Для определения содержания патриотического воспитания необходимо выявить его главную цель. Ей может являться формирование патриотического сознания, включающее в себя:- Знание истории и культуры своего народа;- Гордость за многовековую богатейшую историю и культуры;- Готовность участвовать в развитии культуры, прославлении страны.Нынешнее поколение детей очень независимо. Нам, взрослым, надо осознать это и, не заискивая перед ними, постараться завоевать их доверие. Тут нужна работа ума и сердца…Настойчиво и последовательно формировать у подростков готовность к служению Отечеству, вырабатывать важнейшие качества гражданина-патриота – преданность Родине, честность, целеустремленность, мужество, решительность, доброту и человечность, способность активно участвовать в созидательном процессе, в укреплении и совершенствовании общества, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой, – эти задачи предстоит решать, прежде всего, педагогам и воспитателям.Патриотическое воспитание – это воспитание патриота, формирование у человека важнейших духовных ценностей, отражающих специфику развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу Родины. Оно охватывает большой спектр ценностей и затрагивает разные аспекты жизни.Патриотизм выражается в чувстве любви к своей Родине, родной природе, родному языку, национальной культуре, чувстве национальной гордости, достоинства, долга и чести. Патриотические чувства возникают тогда, когда человек в своих делах и поступках начинает исходить из общественных требований, которые стали для него принципами собственной жизни. И в этом случае нравственная норма «отдай все силы на благо Родине» принимается не как что-то внешнее, навязанное силой, а как личное требование к самому себе и окружающим; это требование, носящее характер убеждения, побуждает человека к определенному отношению к действию.Воспитание патриотического чувства весьма сложно. В одном случае нравственные переживания захватывают человека и, не встречая препятствий в других его побуждениях, свободно и легко проявляются по отношению к тому или другому событию, человеку, поступку.Когда нравственное переживание не сразу овладевает человеком, встречает сопротивление в его эгоистических побуждениях, желаниях, – возникает негативное отношение к требованиям нравственности. В процессе развития нравственного переживания в результате борьбы мотивов побеждает лучшая сторона личности человека, негативное отношение исчезает. Человек внутренне принимает нравственные требования и отвергает все, что мешает ему следовать этим требованиям. То, что ему удалось подавить в себе эгоизм, себялюбие, что он стал выше, сильнее, значительнее как личность, вызывает нравственное удовлетворение.Патриотизм формируется при соблюдении некоторых условий. Любое нравственное качество развивается и закрепляется только в процессе соответственной практической деятельности. Поэтому необходимыми условиями формирования патриотизма являются:-Последовательное и систематическое включение учащихся в такую коллективную деятельность, где они могли бы совершать патриотические дела и поступки.-Единство в воспитании патриотических убеждений, чувств, поведения. Любое дело, проводимое с целью воспитания патриотизма, нужно организовывать так, чтобы оно формировало сознание, вызывало эмоции и включало в деятельность.- Единство воспитания патриотизма с формированием потребностей и стремления участвовать в деятельности, носящей общественно полезный, патриотический характер.Воспитание патриотизма достигается всей многообразностью учебно-воспитательной работы, осуществляемой образовательными учреждениями, семьей, общественностью. Наряду с этим есть специальные средства и формы, специфичные для воспитания именно этого качества. Большие возможности для воспитания патриотизма, формирования навыков и привычек патриотического поведения имеет внеклассная работа.Политическое просвещение – один из путей воспитания патриотических суждений, оценок, чувств, а также средство воспитания действенного отношения к окружающей жизни, стремления активно участвовать в политической жизни страны. Политическое просвещение осуществляется в разных формах: политические информации, беседы, работа с периодической печатью, лекции, доклады, конференции на политические темы, экскурсии, турпоходы, обсуждение книг, спектаклей и т.д.Политическая беседа чаще всего проводится в связи с юбилеями, знаменательными событиями. Воспитательная ценность беседы в том, что в ней проявляются активность и самостоятельность мышления учащихся, оценка ими событий.Знания, необходимые для беседы, ученики получают из СМИ, книг, на уроках, экскурсиях, из наблюдений. Среди вопросов беседы должны быть и требующие воспроизведения фактического материала, и направленные на проверку понимания факта или события и формирующие умения находить параллели и связывать события общественной жизни с повседневными делами учащихся. Беседа обязательно заканчивается обобщением.Для результативности реализации Программы духовно – нравственного воспитания в системе образования нужно:- Возродить деятельность детских патриотических организаций;- Возродить патриотические военно-спортивные игры, олимпиады и конкурсы («Зарница», «Орленок» и т.д.);- Воспитывать уважение к государственным символам, атрибутике, геральдике (флагу, гимну, гербу);- Широко отмечать «Дни воинской славы», воспитывать гордость за наш великий народ;- Тесно сотрудничать с ветеранами и ветеранскими организациями;-Воспитывать у молодежи уважение к боевым и трудовым наградам Родины;- Использовать на уроках и классных часах патриотические фильмы;- Воспитывать уважение к Вооруженным силам РФ.Современное общество требует ориентации системы образования на формирование у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеют патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Благоприятной основой для становления патриотического чувства может выступить формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству, истории, традициям, культуре своей страны и других стран мира в процессе нравственно-эстетического воспитания при освоении предметов гуманитарного цикла, таких, в частности, как литература, история, музыка, изобразительное искусство. Информация, полученная в результате эмоционально-чувственного переживания в ходе общения с произведениями живописи, музыки, литературы, увлекательными историческими фактами, воспринимается человеком на подсознательном уровне и постепенно трансформируется из абстрактных идей в глубокие внутренние, нравственные убеждения.Опыт многих учителей показывает, что работа по развитию и воспитанию патриотических качеств на уроках и во внеурочной деятельности дает хорошие результаты: она способствует обогащению эмоционального и духовного потенциала личности каждого ребенка, раскрытию творческих способностей и потребностей, формированию эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг. Работа в этом направлении ориентирует учащихся на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре своего народа, стимулирует к исследовательской деятельности. Школа активно принимает участие в конкурсах проектов, научно-практических конференциях, смотрах-конкурсах почетного караулах. С огромным успехом в школе проводятся культурно-массовые мероприятия военно-патриотической направленности. Традиционными стали праздники «Сталинградская битва», «День Победы», конкурс патриотической песни, спортивно-познавательная игра «Зарница», «День защитника Отечества», конкурсы стихов о Родине и многие другие. Философская мудрость гласит: «Без прошлого нет будущего». А будущее — это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа. И эту ответственную задачу должна решать школа при поддержке семьи, общественности, общественных организаций, административных органов.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X