Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Писарева Любовь Юрьевна

Мастер класс. Роспись сувенирных изделий из ткани

скачать документ

Вернуться назад

Мастер - классТема: «Роспись сувенирных изделий из ткани» Выполнила: Педагог дополнительного образования: Писарева Л.Ю.Мыски 2021Актуальность и педагогическая целесообразность работы заключается в том, что роспись сувенирных изделий из ткани рассмотрена со стороны современного подхода к декоративно-прикладному искусству, а также значима проблема методики освоения и использования народных традиций.Целью данного мастер-класса является передача опыта работы создания цветочной композиции маркерами по ткани при помощи трафарета. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:Познакомить педагогов с поэтапным созданием и построением цветочной композиции маркерами по ткани на остове сувенирного платка;Дать определение понятию «художественная роспись», «декоративная роспись»; Освоить «линию» маркерами, как метод работы на ткани;Грамотно сформировать профессиональное художественно–композиционное мышление;Научить последовательно и аккуратно вести работу при выполнении композиции;Показать сувенирное изделие (платок) как отдельное направление в декоративно-прикладном искусстве;Организовать самостоятельную творческую деятельность группы педагогов.Материально-техническое обеспечение мастер-класса: основа (ткань белая, обработанная по краю); маркеры по ткани; трафареты.Рис.1 Ход проведения: Организационный момент Педагог приветствует своих коллег и рассказывает о технике росписи маркерами по ткани. 2. Сообщение темы мастер – классаПедагог озвучивает тему мастер – класса: «Роспись сувенирных изделий из ткани» и знакомит группу педагогов с современным материалом и терминами «художественная и декоративная росписи».Художественная роспись – это искусство декорирования красками какой-либо поверхности. Искусство росписи следует отличать от живописи.Декоративная роспись – орнаментальные и сюжетные композиции, создаваемые средствами живописи на различных частях архитектурных сооружений, а также на изделиях декоративно-прикладного искусства. Одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа, является художественная роспись. Декоративная роспись, композиционно связанная с архитектурой, называется монументальной, или монументально-декоративной. Роспись в архитектуре может декорировать стены, плафон (потолок), падуги, своды, опорные столпы. Термин «роспись» применяют также в театрально-декорационном и в прикладном искусстве. Роспись составляет важную часть композиции художественных изделий из фарфора, фаянса. Расписывают изделия из дерева, металла, стекла. Технику росписи применяют в изделиях из лака, тканей. Роспись следует считать одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства. Знакомство с творческим источником Художественная роспись тканей – это разновидность художественного текстиля и представляет собой важное направление в декоративно-прикладном творчестве. Этот вид прикладного искусства имеет глубокие народные корни и традиции, дошедшие до сегодняшних дней. Искусство росписи ткани – это большая история. Скорее всего, с появлением ткани сразу было положено начало для возникновения искусства ее росписи, что открыло большие возможности для творческого самовыражения человека. Ведь нет искусств, похожих по способу воплощения на роспись ткани.Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в «Естественной истории» Плиния. Древнейший способ украшения тканей путем резервирования узора разогретым воском, парафином, смолой или другими веществами был известен во многих странах, начиная еще с Шумера. Сохранились египетские коптские ткани из льна и шерсти III–VIII веков с белым рисунком на синем и красном фоне. В древности считалось, что одежда, украшенная росписью, защищает человека от всяческих напастей. В Японии, Шри-Ланке, Перу, Иране, Армении, Азербайджане, африканских странах также бытовали приемы горячего батика. Известно, что в VI веке в Малайзии делали материал из коры дерева. Узор наносили воском, собранным у диких пчел, а окрашивали краской из красного камня (охрой) или сажей. Это древний метод окрашивания ткани использовали и в Китае. Письменные источники сообщают, что ещё в III веке до н. э. народность мяо и некоторые другие начали применять восковую технику для создания не только индиговых, но и разноцветных тканей и достигли совершенства. На Руси с незапамятных времен известны способы расцвечивания ткани путем набивания узора, в дальнейшем получившие название печатных рисунков. Это так называемые различные виды «набойки», от слова «набивать». Этот способ заключается в следующем: вырезался узор на доске, затем доска смачивалась краской, превращаясь в печатную форму или манеру, после чего она накладывалась на ткань, ее простукивали деревянным молотком и как бы набивали рисунок на ткань. Так украшали крестьянскую одежду, скатерти, сарафаны и рубахи. (Рис.2)Рис.2Старинная русская набойка по своим техническим приемам была очень близка батику – разогретый резерв (различные смеси пчелиного воска, смол и других компонентов) наносился вручную на ткань при помощи так называемых квачей (тампонов), штампиков или резных досок. После застывания резерва ткань опускали в чан, как правило, с синей краской. Завершая крашение, ткань просушивали, удаляли резерв, после чего на синем фоне оставался белый узор. Чан, в котором красили ткань, назывался кубом; отсюда и способ этот получил название кубовой набойки. Нередко наносили масляной краской ярко-красный горох. Эти ткани использовались главным образом для шитья сарафанов, а нередко и мужской одежды.Несколько позже появился еще один способ оформления ткани рисунком, уже более близкий к современному батику, когда использовалась одна доска с узором одинаковой высоты, но фон оставался не закрашенным с помощью резерва. В качестве резервирующего состава применялись глина и воск. А затем и вообще отказались от доски. С помощью кисточки и резерва рисунок наносился вручную прямо на ткань. Затем ткань опускали в чан или куб с краской. Там, где не было резервирующего состава, ткань окрашивалась. Затем ткань просушивали, а резервирующий состав смывали горячей водой. В результате на ткани получался светлый узор на цветном фоне. Этот способ получил название кубовой набойки.В XVI-XVII вв. русская набойка испытывала влияние искусства оформления тканей, дошедшее из Китая, Японии. Набивные узоры выполнялись черной масляной краской. Использовались различные геометрические формы в виде кружков, шестиконечных звезд по черному полю льняного полотна. До конца XVII в. в русской набойке было заметно влияние восточных тканей, особенно в переработке растительных мотивов окружающей природы. В конце XVII в., научились выполнять белоземельную набойку. Рисунок в этом случае печатался резными досками по неокрашенной ткани.Запад также оказал своеобразное влияние на русскую набойку. В ней появились объемные цветы. В рисунках XVIII в. уже не было той сочности орнамента и ясного композиционного построения, которые характерны для тканей XVII в. Не было общей простой композиционной схемы построения рисунков. В XVIII в. продолжают существовать формы ромашки, василька, развернутого цветка лотоса, гвоздики. А когда появились альбомы с рисунками для тканей из Парижа, то русская набойка переняла французское толкование орнамента, такое как изображение райских птиц, пейзажей и бытовых сцен. В первой четверти XIX в. русская набойка утрачивает черты самобытности. В 1828 году в селе Иваново купцом Спиридоновым была установлена первая ситцепечатная цилиндрическая машина, положившая начало развитию художественного промышленного оформления тканей. (Рис.3) Рис.3В конце XIX - начале XX в. набивные ткани изготовлялись на фабриках и широко использовались не только в сельском, но и в городском интерьере. Рисунки стали разнообразнее и богаче по цветовой гамме. Приобрели известность великолепные ивановские и костромские набойки. Вновь появился горячий батик уже в советское время, в 1930 году, когда в Ленинграде была создана первая мастерская по росписи тканей. В отличие от известной в то время набивки горячий батик назвали «новым методом росписи». Упростив его, расписывали косынки, шарфы, шали. Самыми древними были разнообразные приемы нанесения резерва, т.е. состава, предохраняющего отдельные участки ткани от последующего окрашивания. Многие из них дошли до наших дней. Различные способы ручной росписи вновь начали осваиваться с конца 20-х - начала 30-х гг. XX в. Развитие искусства росписи тканей шло своим путем, постепенно совершенствуя технические и художественные приемы. Основное же, что привлекало художников к ручной росписи, - это возможность создавать штучные вещи, часто уникального характера. Сегодня современная ручная роспись сочетает многие достижения традиционных направлений с новыми технологиями. Практическая часть: Итак, приступим к работе над созданием сувенирного платка. Шаг 1. Первый шаг в данном мастер-классе – это подготовка и обработка основы, на которую будет наносится рисунок маркерами. Ткани нужно провести влажно-тепловую обработку (ВТО), затем подрубить края декоративным срезом (возможна обработка «московским швом»). (Рис.4)Рис. 4Шаг 2. Под основу выкладываем подложку из бумаги. Это делается для того, чтобы маркеры не отпечатались на столе. (Рис.5) Рис.5Шаг 3. Далее выбираем шаблон. В данном случае, шаблон имеет цветочные мотивы. Он должен быть самой простой и лаконичной формы. Возможно, использование простого шаблона окружности, от которой будет создаваться цветочный мотив. (Рис.6)Рис.6Шаг 4. Когда определено общее построение композиции, начинаем обводить шаблон внутри контура. Внимательно следить за толщиной линии маркера, его нажимом на поверхность основы. Если цветочная композиция необычна, то можно попробовать «поиграть» с линией, сделав ее разной толщины. (Рис.7,8)Рис.7Рис.8Шаг 5. Заполняем пространство внутри шаблона орнаментом (узорами). (Рис.9, 10) Рис.9Рис.10Шаг 6. Распределяем мелкие детали (цветы) между больших, композиционных пятен (цветов). По краю дополняем всю работу линеарной рамкой (Рис.11)Рис.11Шаг 7. Далее оформляем всю плоскость композиции рисунком (горох). Рисунок можно раскидать в свободном порядке и украсить край больших цветов. (Рис.12)Рис.12Шаг 7. Закрепляем платок горячим утюгом с паром. (Рис.13)Рис.13Работа завершена. Ткань в нашей жизни играет очень большую роль. Ее мы используем для одежды, обивки мебели, украшения дома и т.д. Чаще всего это цветная ткань с различным узором. Но больше всего ценится ткань, расписанная ручным способом, а не промышленным. Хотя полное овладение навыками росписи сложный, трудоемкий и длительный процесс, но все – таки каждый человек имеет возможность познать это искусство, даже ребенок.Современные художники по текстилю с глубоким уважением относятся к прошлому росписи тканей, постоянно черпая из него творческие замыслы, что и обусловливает появление новых технологий на основе использования древних традиций.Итог мастер-классаИдея данного мастер-класса заключается в том, что каждый педагог, овладев техникой маркерной росписи на сувенирном изделии из ткани, найдет огромные возможности для дальнейшего развития творческо – практического использования своих знаний и умений.Список литературыАлексеев С.С. О цвете и красках.- М: Искусство, 1964.- 53 с.Алферов Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.-252с.Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб: КАРО, 2004. - 190 с.Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. Издание второе, дополненное. – М: «Советская Россия»,1961. - 84 с.Барбер, Баррингтон Уроки рисования для начинающих. Научиться может каждый! / Баррингтон Барбер. – М: Владис, 2014. - 128 c.Виппер Б.Р. Живопись. Статьи об искусстве/Б.Р. Виппер. – М: Искусство, 1972. – 591 с.Власов, В. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства / В. Власов. – М: СПб: ЛИТА, 2000. - 190 c.Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. – М: ВЛАДОС, 2003.-169с.Гончаров, А. Д. Художник и книга [Текст] / А. Д. Гончаров. – М: Искусство книги, 1964. - 50 с.Давыдов, С. Батик. Техника. Приемы. Изделия / Давыдов С. – М: АСТ-Пресс Книга, 2010. - 184 c.Ерошкин В.Ф. Принципы стилизации / метод, указания. – Омск, 1993.-259с.Звонцов, В.М. Основы понимания графики [Текст] / В. М. Звонцов. – М: Издательство Академии Художеств СССР, 1963. - 71 с. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости [Текст] / В. В. Кандинский. – СПб: Издательский Дом Азбука-классика, 2008. - 232 с.Мировое искусство. Русская живопись / сост. И.Г. Мосин. – СПб. – ООО СЗКЭО Кристалл, 2007. – 192 с. Популярная художественная энциклопедия. – М: Сов. Энциклопедия, 1986. - 447 с. Погодина С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. Пособие для студ. Сред. Проф. Учеб. Заведений / С. В. Погодина. – М: Издательский центр «Академия», 2010. - 352 с. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. – М: «Просвещение», 1987. - 176 с. Рудин Н.Г. Художественное оформление тканей. – М: Экономика, 1964.-196с. Саутан М. Расписываем цветы по шелку. – М: Издательство "Ниола-Пресс", 2007.-163с. Синеглазова М.А, Распишем ткань сами. – М: Профиздат, 2000.-264с. Сокольникова Н. М. Основы композиции [Текст]: учеб. для учащихся 5-8 классов Н. М. Сокольникова. – Обнинск: Изд-во Титул город, 1996. - 55 с. Стопплман М., Кроу К. Ткани и другой текстиль. – С-П., 2000.-148с. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. – М: Просвещение, 1997. - 126 с. Шорохов В.В. Основы композиции. – М: «Просвещение», 1979. – 27 с.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X