Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Александровская Наталья Юрьевна

Сотрудничество учителя-логопеда с учителями начальных классов

скачать документ

Вернуться назад

Сотрудничество учителя-логопеда с учителями начальных классовАлександровская Н.Ю.,учитель – логопед МБДОУ «Детский сад № 16 «Елочка» г. КудымкараДисграфия – нарушение письма – составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся начальных классов. В контрольных работах по русскому языку встречаются ошибки на пропуск, замену, добавление букв. Это нарушение является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка на более поздних этапах. Большую помощь в преодолении недостатков письменной речи учащихся оказывает школьный учитель-логопед. Успешное осуществление коррекционной работы в школе зависит от многих причин, в том числе и от контакта специалиста с учителями начальных классов. Иногда логопед сталкивается с тем, что учитель встречает его появление в классе настороженно. Происходит это оттого, что учителя, особенно из числа старшего поколения, неправильно представляют себе цель логопедической работы в школе. Одни считают, что логопед занимается только исправлением звукопроизношения у детей, и не понимают, зачем он берет на занятия учеников, правильно произносящих все звуки. Другие, формулируя проблему, говорят, что ребенок плохо пишет, надо бы позаниматься и считают, что логопед должен заниматься исправлением всех ошибок, включая орфографические, и не понимают, почему логопед не берет на занятия всех учеников, которые не усвоили правила по русскому языку. На этой почве возникает непонимание между логопедом и учителем. Задача логопеда - четко разграничить для учителей специфические и орфографические ошибки. Дисграфические ошибки имеют стойкий характер (без специальной коррекционной помощи не исчезают), сохраняются в течение многих месяцев,повторяются в разных видах работ (списывание, самостоятельное письмо, диктант), обусловлены несформированностью высших психических процессов.Для дисграфиков характерны:-пропуски букв в середине слова;-недописывание букв на конце слова;-пропуски слогов;-перестановки букв; -вставка лишних букв; -смешение глухих и звонких согласных П-Б, Т-Д, К-Г, .С-3, Ш-Ж,В-Ф;-смешение свистящих и шипящих согласных С-Ш, 3-Ж;-смешение аффрикат Ч-Ц, Ч-Щ, Щ-С;-смешение сонорных согласных Р-Л, Л'-Й-смешение лабиализованных гласных Е-Ю;-смешение твердых и мягких согласных звуков, на письме выражающееся в заменах гласных букв А-Я, О-Е, У-Ю, Ы-И.Довольно многочисленными бывают ошибки на смешение букв по кинетическому сходству:-смешение гласных букв О-А, стоящих под ударением;-смешение строчных букв б-д, п-т, х-ж, л-м, н-ю, и-у, ч-ъ-;-смешение прописных букв Г-Р.Одно из важнейших условий коррекционной работы - выработка единства требований к ученику-логопату со стороны учителя и логопеда. Логопед должен приложить максимум усилий, чтобы убедить учителя в необходимости очень внимательно и осторожно оценивать работу ученика-логопата. Как показывает опыт, при проверке письменных работ, учителя не делают скидок на ошибки специфического характера. Однако эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменные, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Задача логопеда, во-первых, обратить внимание учителя на то, что ошибки специфического характера не должны засчитываться при оценке работы учащегося, а во-вторых, научить педагога отличать логопатическую ошибку от ошибки, обусловленной тем, что ученик не усвоил то или иное правило грамматики. Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами детей: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и др. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. Чтобы не происходило непонимания со стороны учителей, учитель-логопед организует работу с учителями, используя различные формы взаимодействия. В какой форме организовать сотрудничество зависит от желания и мастерства учителя-логопеда. Это могут быть конференции, дни открытых дверей, практические занятия, мастер-классы, круглые столы, семинары и т.д. На педсоветах рассказывается о видах речевых нарушений, которые встречаются у школьников, о том, каким образом эти речевые нарушения влияют на успешное усвоение детьми-логопатами учебных программ по всем предметам, особенно по родному языку и чтению; сообщается о том, что ребенок, неправильно произносящий звуки, входит в группу риска по дисграфии, доводится до сведения учителей структура работы на школьном логопункте. Сообщения логопеда призваны настроить учителей на общую работу.На щкольных методических объединениях, консультациях логопед знакомит учителей с методами и приемами логопедической работы, потому что часто учителя начальных классов охотно берут на вооружение отдельные приемы работы и успешно пользуются ими на уроках. В индивидуальных консультациях и беседах охватывается каждое направление коррекционной работы по преодолению дисграфии: развитие фонематического восприятия,, языкового, слогового анализа и синтеза, восполнение пробелов лексико-грамматической стороны речи, устранение недостатков зритель-пространственной ориентировки, развитие моторики. В течение учебного года логопед проводит открытые занятия, на которые приглашает учителей и родителей. Цель таких занятий - на практике познакомить их с методами работы, дать возможность взглянуть на ребенка с другой стороны, так как на логопедических занятиях он, как правило, раскрепощается, становится более уверенным в своих силах. Происходит это не только в силу небольшой наполняемости коррекционных групп, где каждому ребенку уделяется больше внимания, чем в классе, но и потому, что ребенок не боится получить плохую отметку.Таким образом, чтобы работа по преодолению недостатков письменной речи была наиболее эффективна, необходим тесный контакт с учителями. Самое важное для успеха в сотрудничестве с учителями - установление равноправных отношений. Сотрудничество состоится только в том случае, если логопеду удастся вызвать у учителя желание участвовать в решении проблемы. Поэтому логопеду очень важно при общении с учителем максимально уточнить, в чем состоят проблемы ребенка и при выборе путей решения проблем и их анализе опираться на мнение учителя. Логопед и учитель, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимопониманию для нахождения общих путей решения учебных и речевых проблем. Обе стороны одинаково заинтересованы в организации помощи ребенку, ведь ребенок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь педагога - заметить самое маленькое продвижение ученика вперед и поддержать его успех.Библиографический список:Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.,2007.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Кн. для логопедов.М.,1991.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. СПб.,2004.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X