Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Белова Людмила Сергеевна

Образовательные средства информационно-коммуникационных технологий современного урока

скачать документ

Вернуться назад

Образовательные средства информационно-коммуникационных технологий современного урокаЛ.С. Белова, МБОУ «СОШ №45» г. БелгородаВ современном обществе информационные процессы являются одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума. Развитие глобального процесса информатизации общества ведет к формированию не только новой информационной среды обитания людей, но является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Информатизация образования рассматривается в настоящее время как актуальная задача модернизации образовательной среды. Человек, умело владеющий информационными технологиями, имеет другой стиль мышления, совершенно по-новому организует свою деятельность, иначе оценивает возникающие проблемы. Современная школа должна пробуждать стремление учащихся к самообразованию, создавать условия дл реализации их способностей и возможностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. Именно использование информационно-коммуниационных технологий (ИКТ) является мощным средством создания оптимальных условий работы на уроке. Но оно должно быть целесообразно и методически обосновано. Использовать его нужно только тогда, когда это использование дает неоспоримый педагогический эффект.Организовывая урок с использованием ИКТ, нужно учитывать следующие факторы: уровень подготовки класса, методическую цель урока, тип урока, готовность учащихся к виду учебной деятельности, санитарно-гигиенические требования, которые регламентируют возможность применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся.При применении компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков, но он не должен полностью заменять собой эти этапы.Учитель может применять различные образовательные средства информационно-коммуникационных технологий при подготовке к уроку, а также непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний) и при организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала.В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе, которыми и являются ИКТ.процесса:повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.Основные типы современного урока с применением ИКТ технологий:1.Урок с мультимедийной поддержкой.На этапе подготовки к данному типу уроку важно проанализировать электронные и информационные ресурсы, отбирать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях.Большую помощь в поиске необходимой информации оказывает каталог образовательных ресурсов по различным направлениям обучения, размещенный во всемирной сети Интернет.В настоящее время социологическими исследованиями доказано, что школьники запоминают на слух до 30% материала, зрительно до 40%, при повторном прослушивании -до 60%. При использовании мультимедийных электронных учебников, запоминание информации может достигнуть 90%.При объяснении нового материала на уроке используются предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, видеоэкскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проецируемые на большой экран при помощи мультимедийного проектора. Следует отметить, что при этом существенно меняется технология объяснения материала – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.Использование современных компьютерных технологий позволяет применять в педагогической деятельности и новые нетрадиционные формы урока.В настоящее время, когда школы имеют подключение к сети Интернет, имеется возможность проведения уроков в форме виртуальных экскурсии, что особенно значимо при изучении естественнонаучных дисциплин.Организация виртуальных экскурсий возможна в природу или в исследовательский институт, музей.Виртуальная экскурсия с помощью слайдов, (созданных, например, при помощи программы Microsoft Power Point) позволяет каждому ученику окунуться в атмосферу изучаемого материала, остаться наедине со своими чувствами и переживаниями, что способствует активизации познавательной деятельности. Переход от слайда к слайду создает необходимый видовой ряд этого урока, снабженный музыкальным сопровождением. Это увеличивает зрительно-эмоциональное воздействие на ученика.Для организации дифференцированного обучения, заранее, на основе использования этих ресурсов, разрабатываются задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей (уровня подготовленности, доминирующего канала восприятия и т.д.). Раздаточный материал готовится как в электронном, так и бумажном виде.Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме организовывается промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем), решение головоломок, кроссвордов, игровых ситуаций с применением полученных знаний.2. Урок с компьютерной поддержкой.Уроки данного типа используются в системе, задания подбираются творческого характера, что способствует самореализации каждого ребёнка в учебном процессе. В процессе проведения урока с компьютерной поддержкой возможны следующие варианты:учащиеся одновременно работают с учителем, а на определенном этапе переходят к работе за компьютером;учащиеся попеременно работают на компьютере по указаниям учителя.При этом значительная часть урока проходит как в случае наличия одного компьютера, но учащиеся имеют возможность получать информацию не только с большого экрана, но и каждый с монитора своего компьютера благодаря возможностям локальной компьютерной сети современных школ.При закреплении пройденного материала, предлагается учащимся работа с электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, задачниками; тренажерами и т.д. На этом этапе используются фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся.Для организации дифференцированного обучения, заранее, на основе использования этих ресурсов, разрабатываются задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей (уровня подготовленности, доминирующего канала восприятия и т.д.). Раздаточный материал готовится как в электронном, так и бумажном виде.Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме организовывается промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем), решение головоломок, кроссвордов, игровых ситуаций с применением полученных знаний.Уроки данного типа используются в системе, задания подбираются творческого характера, что способствует самореализации каждого ребёнка в учебном процессе.3. Интегрированный урок с информатикой.Интегрированные уроки такого типа можно рассматривать как одну из форм активного обучения, где компьютер используется не только как средство обучения, но и как объект изучения.Общепредметной целью проведения любого интегрированного урока является формирование у учащихся целостного взгляда на окружающий мир. В тоже время каждый урок имеет свою конкретную цель, заданную с позиции интегрирования. Задачами такого урока является отработка учебного материала, используя современные информационно-коммуникационные технологии. Учащиеся создают кроссворды, графики, игры, таблицы и схемы при этом изучаю графические редакторы (например, Paint), возможности электронных таблиц (Excel), различного рода конструкторы. Выполняя проектные работы по результатам изучения раздела, учащиеся выполняют мини-презентации, используя программу Microsof Power Point. На интегрированных уроках учащиеся знакомятся с возможностями текстового редактора Блокнот, а также текстового процессора Microsoft Word.Следовательно, использование описанных технологий на современном уроке помогает сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, что соответствует требованиям ФГОС.ИКТ помогает в целом оптимизировать учебный процесс, так как:формируется высокая степень мотивации, повышается интерес к процессу обучения;повышается интенсивность обучения;достигается индивидуализация обучения;обеспечивается объективность оценивания результатов;увеличивается доля самостоятельной работы;появляется возможность для самореализации ребёнка как личности.Преимущества ИКТ открываются с самого начала и, по мере их использования, даётся толчок к саморазвитию не только ученика, но и не педагога, позволяя ему оставаться современным, интересным и необходимым.Список литературы:1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.2. http://www.school2100.ru/upload/iblock/ - А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. Как готовить учителей к введению ФГОС.3. Левитес Д. Г., Практика обучения: современные образовательные технологии./ Книга для учителя. Мурманск, 20094.Селевко Г. К., Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 20085. Краснова, Г. М. Использование возможностей MS PowerPoint проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе [Текст] / Г. М. Краснова // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2008. - №5 (15). - С. 91 - 94. (Информатика и информатизация образования)6.Степанов, С. В. Ключевые компетенции в современной школе: новые требования к содержанию образования и педагогу.20117.Ткаченко, И. С. Методика использования электронной презентации на уроке [Текст] / И. С. Ткаченко, О. В. Антропова // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2008. - №5 (15). - С. 165-166 (Информатика и информатизация образования).

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X