Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Еркаева Татьяна Михайловна

Проект «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая"

скачать документ

Вернуться назад

Название проекта: «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая».Автор проекта: Еркаева Татьяна Михайловна, первая квалификационная категория, старший воспитатель МОУ Детский сад № 274.Учреждение: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 274 Красноармейского района Волгограда» (МОУ Детский сад № 274)Тип проекта:По ведущему методу: – информационный, творческийПо содержанию: обучающий.По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.По характеру контактов: детско-взрослыйПо количеству участников: групповой (дети старшего возраста)По длительности: среднесрочный.Актуальность. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, научился любить свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу знаний традиций и обычаев своего народа и семьи. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться. Именно в этот период у ребёнка формируются основные качества личности, складываются интересы, начинается процесс самопознания. Знакомство детей с народным искусством позволяет формировать у них первичные представления о родной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Знакомство детей с традициями проведения праздника Масленица через непосредственное участие в нем оставляет более полное и глубокое представление. Дать детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника можно через знакомство с его историей. История праздника Масленица уходит своими корнями в древность. Масленица не является языческим праздником и не имеет никаких языческих корней — этот праздник был введен церковниками в XVI веке для вытеснения из народного сознания языческого великого солнечного праздника встречи весны   HYPERLINK "http://supercook.ru/maslenica-01.html" \l "maslenica-03" \t "_self" Комоедица, отмечавшего весеннее равноденствие (начало астрономической весны). «Сырная», или «мясопустная» седмица (ее народное название Масленица), введенная церковью взамен дотоле традиционного языческого празднования Комоедицы, — это один из элементов борьбы христианства с язычеством Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Съев блин, человек как бы наполнялся энергией небесного светила. Само же солнце являлось символом добра, тепла и света. Считалось, что человек, плохо и скучно проведший Масленицу, будет неудачлив в течение всего года. С принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. По своему обычаю, церковь "назначила" на место языческого праздника свой, специально сдвинув для этого границы великого поста. После этого Масленица воспринималась христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели. Имя Масленицы носит и чучело из соломы, которое обряжают в женскую одежду. С этим чучелом весело проводили время всю масленичную неделю: с ним разъезжали на тройках, а в конце праздника чучело Масленицы сжигали на костре, который разводили обязательно "на горке" - на какой-нибудь возвышенности. Празднование Масленицы сопровождались народными играми и обрядами. Приобщение воспитанников к традиционной народной культуре посредствам проведения народного праздника Масленицы является целью данного проекта. Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре посредствам проведения народного праздника Масленицы. Задачи:расширить уровень представлений детей о народном празднике Масленице; приобщать всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы,приобщить опыт семейного воспитания в традиции проведения праздника;развивать мелкую моторику, творческие способности;воспитывать духовно-нравственные чувства к традициям и обычаям своего народа.Проблема: Почему празднуют Масленицу? Прогнозируемый результат:Приобщение детей к традиции проведения народного праздника - Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии. Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику. Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.Содержание практической деятельности по реализации проекта.Рождение проблемы: Что такое Масленица? Как празднуют Масленицу? Почему пекут блины?Способы решения проблемы: спросить у взрослых, чтение художественной литературы, поискать информацию в информационной сети Интернет вместе с родителями, сходить в библиотеку, просмотр телевизионных передач.Планирование работы над проектом:Подбор материала по заданной тематике для воспитанников и родителей. Обсуждение с детьми идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов.Беседы на заданную тематику.Рассматривание картин Б.М. Кустодиева «Масленица».Разучивание песен, пословиц, игр, хороводов. Экскурсия в детскую библиотеку.Выполнение работ по заданной тематике, используя технологию тестопластика.Организация выставки детско-родительских работ.Развлечение «Масленица».Подведение итогов реализации проекта. Реализация плана:Беседа: «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» (Приложение 1).Цель:расширять знания о традиции празднования Масленицы; создавать атмосферу приобщения к традиционному народному празднику Масленица.Разучивание игр в ходе режимных моментов: «Почта», «Пятнашки», «Второй лишний», "Горелки", «Игра с Солнцем», игра-хоровод   «Колпачок» (Приложение 2).Цель: изучать народные игры как компонент культурной традиции русского народа; разучивать народные игры и их правила; развивать двигательную активность детей.Игры - непременный элемент народных обрядовых праздников. В них удовлетворяется желание действия, развитие воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, а так же переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость.Рассматривание репродукции картин Б.М. Кустодиева «Масленица» (Приложение 3).Цель:изучать традиции празднования Масленицы посредствам репродукций художника Б.М. Кустодиева.Разучивание пословиц, поговорок, закличек о Масленице (Приложение 4).Цель:знакомить с русским масленичным фольклором – заклички; изучать пословицы и поговорки про Масленицу; уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях пословиц и поговорок; поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, воспитывать любовь к устному народному творчеству.Особенное место в произведениях устного народного творчества занимают пословицы и поговорки. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.Выполнение поделки из соленого теста «Солнышко лучистое» (Приложение 5).Цель:закреплять знания детей о традиции празднования Масленицы; развивать навыки лепки из соленого теста, лепка из нескольких частей, налепы; развивать творческие способности воспитанников; создавать атмосферу приобщения к традиционному народному празднику Масленица.Посещение детской библиотеки № 18, филиал ЦСДБ, г. Волгоград (Приложение 6).Цель: закрепить представления детей об основных традициях встречи Масленицы.Чтение художественной литературыСказка «Как звери справляли масленицу».Стихотворения: Т. Лаврова «Широкая масленица – сырная неделя!», «Русоволоска Масленица добрая», «Маслена-гулёна», Н. Губская «Радость – в каждый дом!», Л. Фирсова-Сапронова «Масленица широкая», А. Усачв «Масленица», И. Мордовина «Со времён старинных, давних...»,О. Акулова «Масленица», Н. Капустюк «Нынче Масленица с нами»Цель: знакомить детей с традициями и обрядами на Масленицу посредствам художественного слова.Развлечение «Масленица» (Приложение 7)Цель:приобщить дошкольников к русским народным праздникам через различные виды деятельности.Личное участие в празднике обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.Работа с родителями:Проведение бесед, подготовка печатной информации об истории возникновения праздника Масленица, традиции проведения народного праздника (Приложение 8)Цель:побуждать родителей воспитанников к совместному изучению народных традиций, поддерживать интерес к приобщению родной культуры.Просмотр мультфильмов:«Ишь ты, масленица!»,«Смешарики. Масленица»,«На масленице».Цель:посредствам СМИ развивать любознательность, различать и выделять элементы народной культуры; разучивание стихов и закличек.Беседа после просмотра мультфильмов о традиции проведения масленичной недели.Выставка детско-родительских работ «Веселая Масленица» (Приложение 9).Цель: ориентировать родителей на создание совместных работ на основе полученных знаний о традиции празднования Масленицы.Участие в развлечении «Масленица» (Приложение 7).Цель: побуждать родителей к совместному участию в празднике «Масленица»; воспитывать духовно-нравственные чувства к традициям и обычаям своего народа.Подведение итогов.Реализация проекта способствовала развитию у детей стремления изучать традиции родной страны. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в своих силах, фантазировать.Результаты показали, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других.Комплексный подход к организации педагогического процесса позволил обеспечить социально-культурное и познавательно-творческое развитие путем приобщения к культурным традициям россиян.У всех детей был отмечен активный интерес традициям проведения праздника Масленицы.Совместно с родителями оформлена выставка детско-родительских работ в соответствии с тематикой.Организован и проведен праздник «Широкая Масленица».Расширилась сфера участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса. Родители активно участвуют в жизни группы и детского сада.Список использованной литературы:Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -1957. – 165 с.Ботякова О.А Солнечный круг. Детский народный календарь: В помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений.- СПб:»ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-112сГришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. – № 1. - С. 67 - 73.Детские подвижные игры народов СССР / Под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева идр.. – СПб.: ООО «ИЗДАДЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014. – 000 с. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 304 с.Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О. А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание. перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003. – 400 с.Народные игры и традиции в России. Изд. 2-е, доп. – М., 1994. – 242 с. Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарт/ Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. - СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.-304 с.Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси. М.: АРКТИ, 1992. – 149с.Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X