Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Щербакова Елена Юрьевна

«Использование приемов технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

скачать документ

Вернуться назад

Проект«Использование приемов технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»Выполнила:воспитатель I квалификационной категорииЩербакова Елена Юрьевна Проект«Использование приемов технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,но его надо научить ориентироваться в современном мире,чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта"(Г.С. Альтшуллер).Актуальность.На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.Бедность речи. Недостаточный словарный запас.Употребление не литературных слов и выражений.Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.Плохая дикция.Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.Работая по традиционной методики обучения речи, отметила, что речь и рассказы детей бедны, не выразительны, лексический запас слов мал. Но главной трудностью является то, что ребенок не сам строит рассказ, а чаще повторяет услышанное за детьми или взрослым, этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, дети начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу необходимо побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но и на занятиях. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с детьми по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.Актуальность выделенной проблемы обозначила выбор темы моей работы: «Использование приемов ТРИЗ технологии в развитии речи дошкольников»Доминирующая образовательная область – речевое развитие, которое интегрируется с такими образовательными областями как: физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.Продолжительность проекта: долгосрочный (01.09.2020- 31.05.2021)Тип проекта: информационно-игровой.Вид проекта: групповой. Участники проекта: воспитанники (дети старшей группы), педагоги, родители. Цель: развитие речи дошкольников с помощью использования приемов ТРИЗ технологии.Задачи:для детей:активизировать творческие и мыслительные процессы детей; находить свое решение проблемы;учить детей творческой фантазии, выражая ее в различных видах детской деятельности - игровой, речевой, художественном творчестве;способствовать развитию образности и выразительности речи, творческой речевой активности при создании собственных загадок, сказок;воспитывать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.для педагогов:формирование требований к профессиональным качествам педагога для работы с детьми дошкольного возраста по использованию средств ТРИЗ-РТВ в образовательном процессе. Организация повышения квалификации педагогов.создать комфортную обстановку, способствующую для развития творческой личности;пополнить предметно-развивающую среду новыми материалами (дидактические игры, книги и т.д.)подобрать методическую литературу по теме «Технология ТРИЗ и РТВ»; организовать взаимодействие ДОУ с родителями по развитию речевых способностей детей;оформить результаты проекта в форме презентации для родителей.для родителей:повысить грамотность родителей в вопросах речевого воспитания дошкольников. закрепить и развивать полученную информацию о речевом развитии с детьми;обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье; совместное участие родителей с детьми и педагогами.Гипотеза: предполагается, что использование разнообразных приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.Новизна проекта состоит в комбинации элементов известных методик, направленных на разработку новых средств и правил их применения, постановку и решение новых педагогических задач. Использование адаптированных к дошкольному возрасту методов ТРИЗ технологий позволяет формировать новые действия и соответствующие им чувственные образы и понятия. Доступные образы, действия, понятия дети легко выражают в активной речи.Формы проведения итоговых мероприятий:презентация проекта.Продукты проекта:для детей:составленные детьми загадки, рифмы.для педагогов:пополнение картотеки дидактических игр;пополнение картотеки наглядным материалом;для родителей:совместные работы родителей и детей на тему «Использование ТРИЗ технологии дома»консультации и беседы с родителями на тему «Использование технологии ТРИЗ в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»Ожидаемые результаты:для детей:активизация познавательной деятельности детей;формирование нестандартных и раскрепощенных ответов у детей; расширение кругозора;формирование стремления к новизне, к фантазированию;становление речи детей более образной, выразительной;для педагогов:повысится уровень педагогической компетентности; профессиональный рост;удовлетворенность работой;систематизация и повышение качества работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательных способностей и развитию речи.для родителей:повысится интерес к совместной деятельности по развитию познавательных и речевых способностей детей;гармонизируются детско-педагогические отношения;более тесная взаимосвязь с ребенком.Реализация проекта:1 этап подготовительный:Изучить методическую и научную литературу по данной теме; Подбор методической литературы по теме; Подбор наглядного и дидактического пособий по теме; 2 этап Реализация проекта:Работа с детьми:игровые упражнения, игры-говоломки, игры с элементами ТРИЗ;развлечения, игровые тренинги;сочинение загадок, рифмовок;самостоятельны игры детей, сюжетно-ролевые, конструктивные, театрализованные;занятия с элементами ТРИЗ технолгии.Работа с родителями:консультирование, беды о технологии ТРИЗ;сочинение загадок совместно с детьми по технологии ТРИЗ.Распространение опыта среди педагогов:консультирование, мастер-класс, выступление на педагогической конференции, семинарах.ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр, занятий. Призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.Применение ТРИЗ приведёт к динамике развития у дошкольников речи, изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. У детей не просто развивается фантазия, они учатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста, такие как:Метод маленьких человечков (ММЧ)Метод «мозговой штурм» (МШ)Метод фокальных объектов (МФО)ФантазированиеСистемный оператор (надсистема, подсистема)Страна загадокПротиворечия и другиеИспользуя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.Элементы ТРИЗ - технологии содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста.Работу по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии веду поэтапно:1. Подводим детей к проблеме многофункционального использования объекта.Например: Как можно использовать предмет – стул? (как стол, как лестницу, чтобы что-то достать и т. п.)2. Выявление и разрешение противоречий. Далее с детьми выявляем противоречия в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых задач. Например, как узнать, глубокая лужа или нет, если вода в ней мутная? Дети выдвигают разные версии, совместно с ними приходим к одному, а может быть и нескольким, подходящим решениям проблемы.3. Сочинение загадок.4. Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью приемов ТРИЗ.5. На последнем этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой ситуации.Применяя технологию ТРИЗ, я стремлюсь создать условия, направленные на максимальное напряжение сил ребенком. Так как я считаю, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребенок добирается «до потолка своих возможностей» и постепенно поднимает потолок все выше и выше.За основу своего педагогического проекта я взяла результаты эксперимента Белорусской Ассоциацией ТРИЗ и Лаборатории образовательных технологий А. А. Гина, проводимого на протяжении четырех лет в ряде детских садов города Гомеля. Кроме того, я использовала методику ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы Т. В. Владимировой «Шаг в неизвестность», методическое пособие А. В. Корзун «Веселая дидактика», а так же труды ведущих специалистов в области ТРИЗ-педагогики С. И. Гин, Т. А. Сидорчук, А. А. Нестеренко, И. Н. Мурашковской, Н. Н. Хоменко.3 этап заключительныйоформление результата проекта в виде презентации;оформление выставки дидактических игр по технологии ТРИЗПолученные результаты:для детей:активизировалась познавательная деятельность детей;сформировались нестандартные и раскрепощенные ответы у детей; расширился кругозор детей;сформировалось стремление к новизне, к фантазированию;речь детей стала более образной, выразительной;для педагогов:повысился уровень педагогической компетентности; профессиональный рост;удовлетворенность работой;систематизация и повышение качества работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательных способностей и развитию речи.для родителей:повысился интерес к совместной деятельности по развитию познавательных и речевых способностей детей;гармонизировались детско-педагогические отношения;более тесная взаимосвязь с ребенком.Информационное обеспечение:Альтшуллер, Г.С., Верткин, И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. [Текст]\ Г.С.Альтшуллер, И.М.Верткин— Минск: «Беларусь», 1994.Березина ,В.Г., Викентьев, И.Л., Модестов, С.Ю. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. [Текст]\ В.Г.Березина, И.Л.Викентьев, С.Ю.Модестов — Санкт-Петербург: Изд. Буковского, 1995.Викентьев, И.Л., Кайков, И.К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. [Текст]\ И.Л.Викентьев, И.К.Кайков,— Новосибирск, 1992.Гин, А.А. Задачки-сказки от кота Потряскина. [Текст]\ А.А.Гин — М.: «Вита-Пресс», 2002.Гин, С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2-3 классов. [Текст]\ А.А.Гин — М.: «Вита-Пресс», 2002.Гин, С.И. Мир логики: Методическое пособие для учителей 3-4 классов. [Текст]\ А.А.Гин — М.: «Вита-Пресс», 2001.Клеймихина, Т.В., Крейнина, С.А. От Незнайки до.... [Текст]\ Т.В.Клеймихина, С.А.Крейникова— Санкт-Петербург: «Акцидент», 1996.Мурашковская, И.Н., Валюмс, Н.П. Картинка без запинки: Методика рассказа по картинке. [Текст]\ И.Н.Мурашковская, Н.П.Валюмс— Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.Нестеренко, А.А. Страна загадок. [Текст]\ А.А.Нестеренко— Ростовский университет, 1993.Трифонов, Д.Н. Сборник задач из НФЛ: 43 задачи для развития воображения. [Текст]\ Д.Н.Трифонов— Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.Чернихович, Е. Винни-Пух решает вслух: Картотека сказочных задач. [Текст]\ Е.Чернихович— Гомель: «Сож», 1995.Шустерман, З.Г. "Новые приключения Колобка".[Текст]\ З.Г.Шустерман — М.: «Педагогика-Пресс», 1993.ПриложениеКонсультация для родителей«Использование технологии ТРИЗ в детском саду и дома».Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми, а вот как конкретно это сделать, чтобы получилось привычно и легко? Что может вдохнуть в нашу педагогику? Новый импульс- эффективная педагогическая технология ТРИЗ -теория решений изобретательских задач. Методика ТРИЗ была разработана писателем – фантастом Г. С. Альтшуллером. Сначала эта методика была не востребована, потому что была не понята, но казалась очень интересной. В 1987 году её начали применять в детском саду.В настоящее время ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) занимает одно из основных мест в развитии детей дошкольного возраста. Ведь ТРИЗ, с одной стороны – занимательная игра, с другой стороны – развитие умственной активности через творчество.Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления: как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.В детском саду технологии ТРИЗ детей обучают педагоги. ТРИЗ-педагог должен быть универсальной личностью. Главной его целью является формирование у дошкольников сильного логического мышления. Но легче будет решить эту задачу с совместной работой с родителями воспитанников ДОУ.      Дидактические игры ТРИЗ технологии можно использовать не только в детском саду, но и в домашних условиях. Вечная проблема, которая возникает у родителей, чем занять ребенка дома в выходные дни и вечером. Помощником в решении этой проблемы могут быть дидактические игры ТРИЗ, которые позволят вам скоротать время и интересно его провести.Чтобы стимулировать творческую активность детей, используются различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ). Вот некоторые из них:1. Мозговой штурмМозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.как нарисовать картинку если нет карандаша;как не намокнуть под дождем;как оставить кусочек лета в зиму.Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. 2. СинектикаЭто так называемый метод аналогий:а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:изобрази будильник, который забыли выключить;покажи походку человека, которому жмут ботинки;б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы и т.д.). в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т.д.Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.3. Метод фокальных объектов (МФО).Суть метода заключается в том, что к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Изначально нужно выбрать объект, с образом которого будем работать. Можно до поры хранить его в тайне от детей. Затем детям предлагается назвать три любых объекта. Затем дети называют как можно больше свойств и качеств названных объектов. 4. Данетка.Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". (Пространственное)Пособие помогает закрепить знания детей о цифрах, навык прямого и обратного счёта, умение называть последующее и предыдущее число, решать примеры и задачи на сложение и вычитание с использованием линейки.5. Типовое фантазирование.Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:а) уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку);б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);в) дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);г) оператор времени (замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве);д) динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.6. Системный операторМир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени. 7. Моделирование маленькими человечками«ММЧ» разработан на основе синектики (символической и личной аналогии), позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов; представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов.Объяснить детям, почему вещества бывают твердыми, жидкими, газообразными;8. Д/ и «Волшебные домики»Цель: формировать умения работы с именами признаков объектов и значением этих признаков, работать со схемой, обогащать словарный запас детей, умение классифицировать объекты по разным признакам, устанавливать причинно-следственные связи.9. Д/ и «Дорожки признаков»Цель: учить детей описывать объект, используя в речи имена признаков; соотносить значение имени признака с его графическим обозначением; 10. Пособие «Кольца Луллия»Одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей. Это пособие вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.  Игра развивает внимание, творческие способности, эмоциональную отзывчивость, речь и интеллект11. Игра «Паровозик времени» и «Сказочный паровозик времени»Цель игры: учить выстраивать временную цепочку («объект в прошлом», «объект в настоящем», «объект в будущем», развивать логическое мышление. учить выстраивать сюжет знакомой сказки по порядку, развивать речь, закрепить знания о волшебнике «Время».12. Игра «Причина-следствие»Цель: нахождение причинно-следственных связей. У каждой причины есть следствие, а иногда и несколько следствий.Для игры необходима карточка. Слева карточки ставим причину, а справа следствие. Между ними значок из стрелок в разные стороны. Которые читаются: «поэтому или потому что».Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X