Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Власова Лариса Николаевна

Создание психологического комфорта и безопасную среду в группах детского сада.

скачать документ

Вернуться назад

Подготовил: педагог – психолог- Л.Н. ВласоваМБДОУ №271Создание психологического комфорта и безопасную среду в группах детского сада.Важнейшим условиям полноценного развития ребёнка, сохранения и укрепления его психологического здоровья является психологическая комфортная безопасность. Говоря про безопасность дошкольника как личности, имеем в виду сохранение стабильности его самочувствия и ежедневной жизни, эмоциональный комфорт, уверенность, отсутствие угроз, социальных конфликтов. Основным источникам угроз психологической безопасности личности ребёнка являются:-индивидуально – личностные особенности педагогов, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми;- межличностные отношения детей в группе (отвергаемые дети, грубые, жестокие взаимоотношения между детьми);- враждебность окружающей среды, когда ребёнку ограничен доступ к игрушкам, отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении, действуют необоснованные запреты;- невнимание к ребёнку со стороны педагогов.Любое притеснение, попытка заставить ребёнка сделать что – либо против воли порождают сопротивление, которое может быть внутренним и внешним. Внутреннее сопротивление проявляется как уход от контактов с другими людьми, внешнее – в виде нарушение дисциплины. Психологическая защищённость – это не устранение всех угроз и травмирующих событий. А возможность совпадать с ними, это высокий уровень сопротивляемости и устойчивости.В результате проведения опроса педагогов и родителей детского сада по поводу их понимания термина «здоровье» оказалось, что большинство респондентов объясняют данное понятие с точки зрения стабильного физического самочувствия. Но, по сути, здоровье – это совокупность нескольких составляющих.Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырёх квадратов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но ещё и эмоционального здоровья.Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин этому множество и, думаю, перечислять их нет необходимости. Такие дети сложны и для родителей, и для педагогов, и для общества. С другой стороны, иногда вполне психически здоровых детей родители и педагоги превращают в невротиков.Поэтому самая важная задача взрослых, воспитывающих детей,- не только сохранить физическое здоровье, но и воспитать психологически здоровую личность. Абсолютно согласна с мнением известного американского психиатра Росса Кэмпбелла, что самая важная задача родителей и педагогов – научиться правильно общаться с детьми, пока они «психически здоровы». Для нашей страны этот профилактический подход крайне важен, потому что именно сейчас у нас очень много детей с эмоциональными нарушениями.Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, т.к. большую часть времени дети находятся в детском саду. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Каждый ребёнок очень впечатлителен и опыт взаимодействия получает также от взрослых. Следовательно, если педагоги и родители сохраняют свое психологическое здоровье, то создать психологический комфорт и безопасную образовательную среду для детей детского сада им не составит труда.Почему столь важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей? Наверняка, каждый из вас может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребёнка:- появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессии; - переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребёнок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма);- проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты - позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности), проявления агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм, и т.п.).Прежде чем перейти к рекомендациям по созданию психологического комфорта и безопасной образовательной среде в группах детского сада, хотелось бы уделить особое внимание психологическому комфорту педагогов. Многие могут возразить, что существуют объективные причины, по которым невозможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада:-большая наполняемость групп;-один воспитатель в группе;-неблагоприятная семейная ситуация.Да, действительность такова. Но кто поможет нам и нашим детям, если не мы сами? Именно от нас -педагогов- зависит во многом сохранение психологического здоровья детей, а для этого необходимо очень бережно относиться к своему собственному психологическому состоянию.Однозначных рекомендаций дать невозможно, но некоторыми предложениями можно воспользоваться. Варианты создания психологического комфорта и безопасную образовательную среду в группах детского садаИспользование принципа М. Монтессори: принцип изолированности ребёнка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Обратите внимание! Не выгонять ребёнка из группы, а предложить побыть одному!Выстраивать систему правил. «В рамках правил ребёнок учится отличать себя от других, они (правила) развивают чувства уверенности и собственной полноценности, таким образом, укрепляется Я ребёнка» Больше внимания уделять игре, ритуалам, символам (решение проблемы поведения и агрессивности).Сделать каталог в группах «Этого нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам в игре (через игру), а не содрогались от криков воспитателей. В этом каталоге может перечислено, например, то, что нельзя делать, когда нападает ярость, или определены правила, как нужно приветствовать новичков в группе и др. Использовать идею Гельмута Фигдора о создании в группе «Уголка ярости», где дети могли бы выплёскивать накопившиеся негативные эмоции, чувства гнева.Ввести в режим дня «часы тишины» и «часы можно» (как ритуал).Ввести ритуал дневного приветствия «Давайте поздороваемся» (сплочение группы, психологический настрой на занятия),Использовать в течении дня игры-правила: «Обзывалки», «Кричалки-шепталки-молчалки», «Поём и молчим» (для выплеска накопившейся отрицательной энергии у детей и обучения взрослых управлению их поведением).Особенно важно устраивать каждому педагогу собственную психологическую разрядку в течении рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, психогимнастика, аутотренинг, музыкотерапия и т.п.Сглаживать по возможности конфликтные ситуации при общении с родителями, используя основные правила: -говори с собеседником не о своих проблемах, а о том, что его интересует!-Не отвечай на агрессию встречной агрессией!Желаю Вам психологического комфорта не только на рабочем месте, но и в семье! ЛитератураЛютова Е.Н., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000.-192с.Равич Р.Д. Копилка семейного здоровья.- М.: Линка-Пресс, 1998.-264с.Фигдор Г. Детский сад с точки зрения психоанализа // Дошкольное воспитание.-2005.-№3.-С. 77-84.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X