Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Анастасия Михайловна Якунина

Самоидентификация современного подростка

скачать документ

Вернуться назад

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ДЕТСКО – ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ВАРИАНТ»МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯТема: «Самоидентификация современного подростка»Разработчик: Якунина Анастасия Михайловнапедагог-психологг. Екатеринбург, 2023Очень часто произносится слова переходный период, трудный возраст, кризисные моменты ребенка… Этот период жизни занимает особое место в развитии личности каждого человека, это переход от одной эпохи развития к другой. Подростковый период принято считать от 11-12 и до 15-17 лет. В психологии выделяют следующие этапы подросткового возраста: младший подростковый (10-13лет), или 5-6 классы, и старший (13-15 лет) или 7-8 классы. В современной психологии развития, говоря об особенностях психического развития человека, на любом этапе онтогенеза выделяют два типа возраста (Л. С. Выготский). В относительно устойчивые (стабильные) возрасты ребенок развивается в результате микроскопических изменений его личности, которые накапливаются до известного предела, а затем скачкообразно появляется какое-то возрастное новообразование. Под кризисным периодом Л. С. Выготский понимал глобальные изменения на уровне индивида и личности, происходящие в определенный момент времени. Критический период бывает стабильным по развитию и переломным исторической теории отмечал, что данные периоды выступают как «поворотные пункты в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса... развитие иногда приобретает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер». Он считал, что «развитие здесь в отличие от устойчивых периодов совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу» [1].А. Адлер и К. Юнг указывают на то, что к концу подросткового периода развития происходит становление различных типов личности (управляющий, берущий, избегающий, социально полезный и экстравертированный-интровертированный типы соответственно). В эпигенетической концепции Э. Эриксона развитие подростка представляет собой разрешение противоречия между Эго-идентичностью и ролевым смешениям. Потребность личности в самореализации, проявляющаяся в психической пубертатности, согласно Ш. Бюлер, является главной движущей силой психического развития подростков. В возрастной периодизации Ж. Пиаже переход ребенка в период подростничества соотносится со стадией формальных действий, на которой проявляются способности к оперированию абстрактными понятиями, формулировке гипотез и логическому исследованию. Л. С. Выготский основным содержанием подросткового периода развития считает переход к высшим психическим функциям, являющимися продуктом культурно-исторического развития личности, которые, по его мнению, «интеллектуализируются».Самоидентификация личности – это понятие, обозначающее определение человеком собственного места в социуме. Он сознательно называет себя представителем какой-либо группы в зависимости от ситуации. При этом одновременно возможно причислить себя сразу к огромному количеству групп по разным критериям, например, отец, спортсмен, начальник, рыбак, православный. Самоидентификация развивается с раннего детства и продолжается до конца жизни, постоянно изменяясь в зависимости от жизненных обстоятельств. [2]Самоидентификация – это основа своего «Я», оценка собственных способностей, свойств личности, личностных, физических и нравственных особенностей. Каждый человек сам для себя определяет, насколько он способен к выполнению той или иной деятельности, достижению целей, проявлению чувств или физических качеств. На основе этих данных личность может причислить себя к той или иной группе: религиозной, спортивной, интеллектуальной и другим. Например, человек, осознающий свою способность к рисованию, может причислить себя к группе художников, а тот, кто видит в себе отличные физические данные, самоидентифицируется как спортсмен. Единственный способ самоидентификации личности – рефлексия: лишь глубоко поразмышляв о самом себе, человек может понять, кто он такой, чего он желает и куда движется.Способность к приобретению собственной идентичности одна из существенных особенностей, которая отличает одного человека от окружающих его людей. Сегодня специалисты различают личностную, социальную, этническую, профессиональную и другие виды самоидентификации личности. В современных работах проблема самоидентификации личности обсуждается наряду с проблемами образа Я, «личного тождества», самостоятельности, «Я-концепции» в рамках психологии личности (включая социальную психологию личности), возрастной и педагогической психологии, патопсихологии, когнитивной психологии и др.; не обходят данную проблему стороной психотерапевты, равно как правоведы, социологи, специалисты по культурной антропологии.Актуальность исследования самоидентификации подростков связана с тем, что в этот возрастной период формируются психологические задатки для дальнейшего самоопределения. Именно сегодня взрослеющий человек особенно уязвим в плане поисков варианта позитивной идентичности, становления адекватной самоидентификации. Подростки, у которых только начинает формироваться образ окружающего их мира, особенно чувствительны к различного рода кризисам. Особенно это касается подростков из неполных семей, так как в неполной семье зачастую существует намного больше проблем, чем в полных семьях, что оказывает негативное влияние на психологическое состояние ребенка, его самоидентификацию. Еще одной особенностью самоидентификации в условиях современного общества являются виртуальная самоидентификация и сетевая идентичность. Виртуальная общность не является воображаемой, поскольку ее члены «знакомы» друг с другом, интенсивно общаются, однако общение это разворачивается в виртуальном пространстве. В виртуальном мире намного легче уйти от ответственности за неподобающее поведение, чем в мире реальном. Для этого достаточно просто покинуть сетевое сообщество. Кроме того, даже в случае «изгнания» человек может с легкостью «вернуться» в ту же общность, регистрируясь под другим именем. В рамках сетевого сообщества человек приобретает полную «свободу»самоидентификации: по своему усмотрению он может изменять даже такие неизменные в реальном мире характеристики, как расовая и национальная принадлежность, пол и возраст. Человек может сам «конструировать» себя, произвольно меняя виртуальное имя, виртуальное тело, виртуальный статус, виртуальные привычки, виртуальные достоинства и виртуальные пороки. Но наряду с такой «свободой» налицо и потери – отчуждение реального тела, статуса, размывание собственного «Я». [3].Как отмечают многие психологи (Л.И. Божович [4], И.С. Кон [5], А.М. Медведев [6], К.Н. Поливанова [7] и другие) именно в подростковом возрасте начинается интегрирование различных идентификаций, или, по выражению М.К. Мамардашвили, «собирание себя» [8]. «В подростковом возрасте, – пишет К.Н. Поливанова, – встает новая задача развития – формирование целостной идентичности» [9].В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. В период с 11 до 14 лет у подростка формируется система представлений о себе, которая в значительной степени определяет его поведение. Большое влияние на его представления о себе оказывает семейная ситуация, ведь подросток очень нуждается в поддержке значимых взрослых [10].Самоидентификация - это обретение (обнаружение) собственной идентичности, предполагающая осознание собственной целостности, понимание правильности пути от Я-сущего к Я-должному. Это понятие, обозначающее осознание индивидом самого себя, тем, кем он является. Особый интерес в формировании собственной идентичности имеет подростковой возраст, который характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития подростка. Именно в подростковом возрасте поиск и определение подростком собственного «Я» приобретает особую остроту.Поиск собственного «Я», становление личности происходит на протяжении всей жизни человека и имеет свои особенности в различных возрастах. В рамках исследования особый интерес для нас представляет самоидентификация подростков, т.к. именно в подростковом возрасте начинается интегрирование различных идентификаций. Наиболее заметные аспекты психологического развития подростков — это возрастание интеллектуальных возможностей и компетентности, самоопределение и формирование идентичности.Список использованных источников:1. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов: учебное пособие для вузов / К. Н. Поливанова. – М. : Академия, 2000. – 184 с. – ISBN 5-7695-0643-1.2. Источник: https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samopoznanie/samoidentifikatsiya3. Лысак, И.В. Особенности самоидентификации человека в условиях современного общества [Текст] / И.В. Лысак // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - № 6. - с. 37 - 42.4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.5. Кон, И.С. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста [Текст] / И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн // Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 1998. – С. 363–370.6. Психологическая работа с девиантными подростками: проблемы и возможности [Текст]: монография / Медведев А. М. и др. - ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2009. – 316 с.7. Судьина, И.С. Подростково-юношеский кризис: форма субъектного переживания - Психология образования в XXI веке: теория и практика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/education21/issue/54165_full.shtml Saturday, 03 Dec 2016 09:31:34.8. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию [Текст] / М.К. Мамардашвили. - М.: Прогресс, 1990 - с. 368.9. Судьина, И.С. Подростково-юношеский кризис: форма субъектного переживания - Психология образования в XXI веке: теория и практика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/education21/issue/54165_full.shtml Saturday, 03 Dec 2016 09:31:3410. Сомова, Ю. В. Особенности представления о себе подростков группы риска по социальному сиротству [Текст] / Ю.В. Сомова // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 5. - с. 193 - 207.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X