Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Анна Викторовна Лукьяненко

«К ВОПРОСУ О МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

скачать документ

Вернуться назад

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждениедополнительного образования «Детская музыкальная школа № 22»Методическое сообщениена тему:«К ВОПРОСУ О МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» Преподаватель: Лукьяненко А.В.г. Санкт-Петербург 2023 г.Интерес к учению появляется  только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся  от успеха.                                                                           В. А. Сухомлинский       В последнее время в сфере образования все чаще затрагивается проблема мотивации учащихся, как основы их осознанной и успешной деятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что все чаще педагоги в своей практике наблюдают ситуацию, когда неуспеваемость учащихся связана не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. О растущем интересе к данной проблеме свидетельствует увеличение числа публикаций, раскрывающих результаты поисков способов и средств воздействия на мотивационную сферу обучаемых и целенаправленной работы по формированию мотивации учащихся. В связи со сложностью и противоречивостью изучения процесса мотивации, наличием различных авторских толкований и взглядов на эту проблему в психолого-педагогической литературе, в данном методическом сообщении будут затронуты лишь основные вопросы, касающиеся формирования и эффективности учебной мотивации. Именно они представляют особый интерес в условиях дополнительного образования детей, в целом, и музыкального, в частности, вследствие своей значимости и актуальности для современной методики обучения.Мотивация - процесс стимулирования (или побуждения) отдельного индивида или группы к действиям, приводящим к осуществлению личных целей или целей организации. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения. Принципиально различают две формы мотивации – внешнюю и внутреннюю.Внешняя мотивация – это средство достижения цели: наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т. д. Знания и умения в данном случае служат лишь средством для достижения других целей.Внутренняя мотивация – это понимание смысла, убежденность. Она возникает в том случае, если идея, цели и задачи, сама деятельность воспринимаются как достойные и целесообразные. При этом создается конкретное состояние, определяющее направленность действий, а поведение станет результатом соответствующей внутренней установки. Мотивация родственна понятию «отношение», которое также активизирует и направляет поведение человека. Разница между мотивацией и отношением заключается в том, что мотивация связана с определённой ситуацией, а отношение имеет более устойчивый характер и оказывает длительное воздействие.Применительно к среде дополнительного образования мотивация предполагает готовность и способность учащегося к выполнению различных социально значимых видов деятельности (игровой, учебной, коммуникативной и др.), которые обеспечивают ему социальную адаптацию в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Если школьная образовательная среда ориентирована, главным образом, на достижение образовательных стандартов и, соответственно, на формирование мотивации к учению, то дополнительное образование детей - это пространство актуализации мотивации, ориентированное на создание условий для включения детей в разнообразные виды деятельности, в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, а также возрастными особенностями. Особенно важную роль в этом ракурсе играет музыкальное образование. Действительно, какое еще образовательное учреждение, если не ДМШ или ДШИ, дает возможность в полной мере удовлетворить потребности в творческой самореализации? Именно поэтому все больше и больше молодых людей стремятся получить музыкальное образование уже в сознательном возрасте и с уже сформированной мотивацией к обучению.Понятие «мотивации» тесно связано с понятием «мотива», который одними исследователями рассматривается как побуждение к деятельности (связанный с удовлетворением потребностей субъекта), другими – как осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. В основе дополнительного образования, и музыкального, в том числе, безусловно, лежит личностная мотивированность («я хочу», «мне это интересно», «мне это надо», «моему ребёнку это полезно»). Однако, как часто педагоги – музыканты наблюдают ситуацию снижения учебной мотивации учащихся, и как следствие, отсутствие внимания и инициативы на уроке, слабую ориентацию в учебном материале, неумение работать самостоятельно, неадекватность самооценки и т.д.Встает вопрос – как мотивировать к обучению воспитанников музыкальных школ и школ искусств? Проще с отличниками, у них сформировалась высокая мотивация к обучению, и освоить еще один вид деятельности для них дело чести. Но некоторые учащиеся имеют достаточно низкую мотивацию к учению и как результат – неуспешность в учебной деятельности, основными признаками которой можно считать:- пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, а также осуществить необходимые практические действия (например, слабое знание музыкальной грамоты вызывает трудности в чтении нот с листа, в овладении навыками игры на инструменте, сольфеджировании и т.д.);- пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведённое время овладеть необходимым объёмом знаний, умений и навыков (например, отсутствие умения обобщать, анализировать полученную информацию, использовать ее в разных предметных областях);- недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения (например, нежелание и невнимательность при выполнении домашних заданий, неумение самостоятельно работать с нотным текстом);- ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий (например, на уроках сольфеджио и музыкальной грамоты учащиеся часто не могут пользоваться доступными правилами и «подсказками» при выполнении разного рода самостоятельных работ, при устном опросе, слуховом анализе). Мотивацией обусловлена целенаправленность деятельности, ее организованность и устойчивость. В ее формировании, несомненно, особо значимым является интерес. При наличии устойчивого интереса у обучающегося к окружающему миру и конкретному учебному предмету значительно облегчается процесс развития у него когнитивных (познавательных) функций жизненно важных умений, возникает желание исследовать, расширять свой кругозор путем получения новой информации. Любой педагог знает, что заинтересованный ребенок учится лучше. Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры занятия, использование различных форм познавательной деятельности, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала. Оценивая результат, педагог обычно сравнивает достижения одних детей с достижениями других. Основанием для сравнения служит определенный норматив. Однако психологически более оправдано сравнение сегодняшних собственных результатов ребенка с предыдущими, и только затем с общим нормативом. А учитывая зачастую очень заметное различие детей по их музыкальным способностям при обучении в ДМШ и ДШИ, такое оценивание будет вдвойне оправданным. Кроме того, познавательный интерес формируется и становится устойчивым только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно. В этом случае нет страха перед отрицательным оцениванием, критикой, и как следствие, возникает меньше трудностей в обучении.Итак, доминирующими факторами формирования устойчивой и положительной учебной мотивации являются: 1.  Содержание учебного материала- подбор интересного материала для изучения, удачная форма его преподнесения (использование медиа-проектора, мультимедийных энциклопедий, таблиц, иллюстраций, фонограмм); 2.  Организация учебной деятельности- акцентирование деятельностного подхода в обучении, использование различных форм познавательной деятельности (проектная и исследовательская деятельность, участие в концертах, конкурсах и фестивалях и т.д.)3. Оценивание учебной деятельности обучающегося в безличной форме, в сравнительной динамике- позитивное внимание и индивидуально-положительная оценка результатов работы учащегося. 4. Стиль педагогической деятельности педагога, его личные качества.- стремление к максимальной гибкости, способность к эмпатии (сопереживанию, сочувствию), сензитивность (восприимчивость) к потребностям обучающихся, умение придать личную окраску преподаванию,  владение стилем доверительного (неформального) общения,  эмоциональная уравновешенность.В качестве рекомендации педагогам исследователи проблемы учебной мотивации предлагают мотивационный цикл, позволяющий педагогу наполнить психологическим содержанием каждый этап занятия:1этап. Возникновение мотивацииНа данном этапе нужно зафиксировать у детей мотивы предыдущих достижений (мы хорошо поработали над предыдущей темой), вызвать мотивы относительной неудовлетворенности (но не усвоили еще одну важную сторону этой темы), усилить мотивы ориентации на предыдущую деятельность (а между тем это вам понадобится в таких-то ситуациях).2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации На этом этапе используются чередование различных видов деятельности, материала различной степени трудности и оценивание, вызывающее положительные эмоции, удовлетворенность и неудовлетворенность результатом деятельности. Целесообразно также активизировать познавательный интерес через поисковую деятельность самих обучающихся, подключение их к самоконтролю и самооценке.3 этап. Мотивация завершенияЗдесь важно, чтобы каждый обучающийся вышел из деятельности с позитивным личным опытом, чтобы в конце занятия возникла позитивная установка на дальнейший процесс учения, т. е положительная мотивация перспективы. Для этого необходимо усилить оценочную деятельность самих обучающихся, сочетая ее с дифференцированной оценкой педагога.  Подводя итоги всего вышесказанного, следует еще раз подчеркнуть, что в условиях дополнительного образования детей на первый план выходит не просто обучение учащихся в образовательном процессе, а передача им предметных знаний, умений и творческих навыков. Именно характер мотивов, лежащих в основе деятельности ученика, определяет направление и содержание его активности процесса обучения, вовлеченность в деятельность, инициативность, активность, удовлетворённость происходящим, пониманием того, что учебная информация и вся учебная деятельность дополнительного образования личностно значимы для него. Иначе говоря, мотивировать учащихся – значит дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.Список использованных источников1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.2. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. Дисс. канд. пед. наук. М., 2001.3. Божович Л.И. Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972.4.  Бондаренко Н.П. Формирование положительной учебной мотивации [Электронный ресурс]/ http://centr.edusite.ru5. Выготский Л.С. Психология - М.:2000.6. Учебная мотивация [Электронный ресурс]/ http://nsportal.ru7. Учебная мотивация учащихся как показатель результативности в условиях дополнительного образования [Электронный ресурс]/www.uchportal.ru 8. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников [Электронный ресурс]/ http://infourok.ru9. Учебная мотивация [Электронный ресурс]/ http://5psy.ru

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X