Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Марданова Елена Евгеньевна

Роль загадки в речевом развитии ребенка

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 «Кристаллик» комбинированного вида»-76199107519-76199107519ул. Ямальская 23а, г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ. 629008тел. (34922)41276; факс 4-12-76 Е-mail: mdou 9 @edu. shd. ru.Методическая разработкаТема: «Роль загадки в речевом развитии ребенка» Воспитатель Марданова Елена ЕвгеньевнаСалехард Аннотация     Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. В данной работе обращается внимание на развитие навыков речи-описания. Для развития у детей навыков описательной речи предлагается проводить анализ языка загадки. Структура загадки требует специфических языковых средств, поэтому обращается внимание и на построение загадки. Умение создавать словесный образ предметов, находить свои варианты описаний. Роль загадки в речевом развитии ребенка.Загадка, будучи описанием, заключает в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями, а также для развития у детей навыков описательной речи.      Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.      В этих целях проводится анализ языка загадки. После того как дети отгадают загадку, педагог спрашивает: «Нравится ли загадка? Что в ней особенно понравилось и запомнилось? Что в ней непонятно и трудно? Какие слова и выражения кажутся непонятными? Похоже ли, удачно ли обрисован предмет в загадке? Какими словами обрисован? Какие слова передают движения? звуки? запахи? цвет?» А также выясняет, как понимают дети то или иное выражение, оборот, с чем сравнивается предмет и т. д.      Важно обратить внимание и на построение загадки, потому что ее структура требует специфических языковых средств: «Какими словами начинается загадка? Как кончается? О чем спрашивается в ней?»      Подобные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать выразительные средства в загадках, развивают речь ребенка.      Детям предлагается загадка: В синей чаше алый мяч, он и светел, и горяч (солнце). После того как дети отгадают загадку, педагог спрашивает их: «Нравится загадка? Что именно понравилось? С чем сравнивается небо? Похоже ли оно на чашу? Где края, где дно этой чаши? Как сказано про солнце? Почему солнце сравнивается с мячом? Похоже оно на мяч?» Чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами создавали словесный образ предметов, явлений, следует поощрять их попытки самостоятельно находить свои варианты описаний: «На что еще похоже небо, солнце? С чем их можно сравнить? Как бы вы сказали про солнце и небо?» Дети находят свои сравнения: «Небо похоже на синее море, а солнце — на блестящий шар, на красный огонь...»      Следует иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же: По голубому блюду золотое яблочко катится; Голубой платок, алый клубок по платку катается, людям улыбается; Красная девушка по небу ходит.      Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запоминать их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.           Наблюдение за снежинками (средняя группа) можно провести так:    — Посмотрите, что у вас на пальто, на шапках, на рукавичках. (С н е ж и н к и.) Давайте рассмотрим, на что они похожи. (Рассматривают разные снежинки.) Посмотрите лучи у снежинок. Какие они? Посчитайте, сколько их. Что можно сказать про снежинки? Какие они? Что будет, если подуть на снежинку или взять в руку? Почему снежинка тает? Послушайте стихотворение:      Белая, узорная      Звездочка-малютка,      Ты слети мне на руку,      Посиди минутку.      Покружилась звездочка      В воздухе немножко,    Села и растаяла      На моей ладошке.      О чем стихотворение? Как названа снежинка? («Белая, узорная, звездочка-малютка».) Почему она так названа? Почему звездочка покружилась в воздухе, а не упала сразу на землю? Почему снежинка на ладошке растаяла?      А теперь отгадайте загадку:       С неба падают зимою      И кружатся над землею      Легкие пушинки,      Белые... (Снежинки.)      Затем дети самостоятельно придумывают загадки о снежинках.      Эта работа готовит детей к пониманию языка литературных произведений, особенно стихотворных, к освоению описательной формы речи, к созданию собственных загадок.      К загадке можно обращаться при обучении ребенка умению кратко и образно выражать свои наблюдения при составлении описаний игрушек, картинок, предметов. При этом загадка может служить образцом описательной характеристики.Сначала идет рассматривание картинок или предметов. Дети выделяют признаки, называют их, сравнивают одни предметы с другими, устанавливают связи между ними. Затем как обобщение сказанного загадываются загадки об этих предметах. Наконец, детям предлагается самим составить краткое описание предметов в виде загадки, основываясь на слышанных ими образцах.      Подобная работа может быть проведена при рассматривании овощей, фруктов, предметов домашнего обихода, одежды, игрушек и картинок, изображающих транспорт, домашних и диких животных и др.      На занятии дети рассматривают фрукты и овощи, называют их цвет, форму, вкус, запах, где растут, в каком виде их едят и др. При этом используются различные приемы обследования предметов: погладить, понюхать, надавить, разрезать, разломить, попробовать на вкус и др. В результате активизируется словарь, обозначающий признаки предметов. Например, яблоко на вид круглое, красное, румяное, если его погладить — гладкое, понюхать — душистое, ароматное, попробовать на вкус — сочное, сладкое, спелое. Можно показать на картинке, как растут яблоки на ветках. Чтобы подвести детей к пониманию художественного образа, прочитать о яблочке: «Так свежо и так душисто, так румяно, золотисто, будто медом налилось, видны семечки насквозь». (А. С. Пушкин.) После спросить, как говорится в стихотворении про яблочко, какие слова детям понравились, запомнились. Так же рассмотреть и другие овощи, и фрукты (морковь, лук, грушу и др.).      Затем можно предложить описать предметы, сравнивая их с другими: на что похожи морковь? яблоко? лук? Дети находят свои сравнения: «Яблоко похоже на мяч, на шар, на круглый фонарик. Морковь длинная, продолговатая, похожа на сосульку, на ствол дерева, на стеклянную елочную игрушку.      После этого предлагают загадки, являющиеся образцом краткого художественного описания: Красный нос в землю, врос, а зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, нужен только красный нос (морковь); Красная девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь); Пришла Таня в желтом сарафане; стали Таню раздевать, давай плакать и рыдать (луковица); Само с кулачок, красный бочок, потрогаешь — гладко, а откусишь — сладко (яблоко) и др.      После отгадывания загадок воспитатель обращает внимание детей на образные характеристики предметов: «Похожа ли морковь на красный нос? О каком хвосте говорится в загадке «А зеленый хвост снаружи»? Найдите «Таню», покажите ее «желтый сарафан» и др. Вслед за этим детям предлагается дать описание овощей и фруктов в форме загадок.      При формировании у детей навыков речи-описания важную роль играют вопросы взрослого, помогающие детям составить свою загадку. Содержание вопросов зависит от своеобразия предмета, о котором составляется загадка. Если, скажем, это животное, то уместны вопросы: какое оно? Где живет? Его голос? и др. Об овощах можно спросить: где растет? Какого цвета? Какой формы? Какого вкуса? Если речь идет о предмете обихода, то необходимо уточнить, из чего он сделан, для чего нужен и т. п.      Содержание вопросов зависит и от задач развития речи, которые решает воспитатель. Если мы хотим, чтобы в загадке отразились разные признаки (и внешний вид, и действия), то ставим вопросы: какой? на что похож? что делает?      Подобные вопросы направляют ребенка на полное и разнообразное описание предмета при помощи различных речевых средств.      С детьми средней группы рассматривают игрушки — кошку, собачку, курочку с цыплятами. Ребята вспоминают, какая шерсть у кошки, какие лапы, что ест кошка, что делает, когда сыта, как зовет котят, кого ловит и др. (Так же ведется беседа и о других игрушках, предназначенных для рассматривания.)      После этого можно предложить загадки о животных. Они являются завершением и обобщением беседы, и образцом описательной характеристики.      Изменением содержания вопросов влияют на выбор ребенком речевых средств для загадки, на ее композицию, художественные достоинства. Так, если мы хотим, чтобы в загадке было дано описание признаков внешнего вида предмета (или животного), то при рассматривании следует обращать внимание на его форму, величину, цвет, а также на те речевые средства, которыми эти признаки обычно бывают выражены. Например, рассматривая собаку, спросить детей: «Какие уши у собаки?»      — Маленькие, острые... Торчат... — отвечают дети.      — Можно сказать, уши торчком, — говорит воспитатель. — А какой хвост?      — Закорючкой! Крючком! — подхватывают дети.      Так же рассматривают, какие у собаки лапы, зубы, шерсть и т. д.      Завершается беседа описанием собаки:     Вот собачка Жучка,      Хвостик закорючкой,      Шерстка пестрая,      Зубки острые.      А вот загадка о собаке, придуманная ребенком средней группы: Ушки торчком, а хвостик закорючкой.      — Как сказать, чтобы получилось складно? — спрашивает педагог. И дети находят рифму: Уши торчком, а хвостик крючком.      Если мы хотим, чтобы в загадке дети описывали движения, действия предметов, то при рассматривании следует обратить внимание именно на эти признаки: что делает? Как передвигается? И др.      Дети старшей группы рассматривают картинки, изображающие животных: собаку, сидящую около конуры, скачущего по снегу зайца и др. Ставятся вопросы: зачем собаке конура? (Она живет в конуре.) Что делает собака во дворе? (Бегает, лает, грызет кости.) Как она помогает хозяину? (Дом сторожит.) Как хозяин узнает, что идет чужой? (Собака залает.) Подобным образом рассматриваются картинки про зайца, лису и других животных. В качестве образца-обобщения предлагаются загадки об этих животных:     С хозяином дружит,      Дом сторожит,      Живет под крылечком,      А хвост — колечком.      Усвоив содержание загадок, дети придумывают свои: Рычит, лает и чужих кусает. На дворе сидит, чужих не пускает, громко лает.      Воспитатель обращает внимание ребят еще на один характерный признак, который не отразили в тексте, — «дом сторожит», и загадка приобретает законченность: На дворе сидит,      Дом сторожит,      Чужих не пускает,      Громко лает.           В детских загадках явно чувствуется влияние речевых средств загадки-образца и тех приемов, которые применялись при рассматривании картинок.      Когда дети поймут, и освоят приемы составления загадок, литературные образцы становятся необязательными. Можно сразу после рассматривания предметов перейти к составлению загадок по предложенному плану.      Сначала следует рассмотреть картинки, изображающие предметы обихода, рассказать о них, затем дать план для составления загадки: какого цвета предмет? Какой формы? Из каких частей состоит? Для чего нужен?      Первые детские загадки по плану — это простое перечисление признаков предмета: Относится к посуде, круглая, мелкая, ставят на стол (тарелка); Мы на ней варим и подогреваем обед; у нее есть корпус и провод. Включается в розетку (электрическая плитка).       Авторы этих загадок сами отмечают, что такие загадки отгадывать неинтересно, потому что в них почти все сказано. И они стараются найти более лаконичную форму для загадки: Лежат в коробке, ими рисуют (цветные карандаши); Посудой является, под чашку подставляется (блюдце).      В дальнейшем, чтобы дать простор детскому творчеству, можно не ограничивать детей рамками плана и сразу после рассматривания предметов перейти к придумыванию загадок о них.       Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое и художественное развитие ребенка.Литература.Учите детей отгадывать загадки. Пособие для воспитателей детского сада. Ю. Г. Илларионова. — 1976 г. https://sheba.spb.ru/shkola/uchite-zagadki-1976.htm

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X