Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Ирина Владимировна Большакова

Инновационные технологии в работе логопеда ДОУ

скачать документ

Вернуться назад

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ПЕСОЧНИЦЫ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного общества. Современный процесс информатизации также затрагивает и дошкольные образовательные учреждения. Сегодня предъявляются новые требования к образованию детей дошкольного возраста через внедрение таких подходов, которые способствуют не замене традиционных средств дидактики, а расширению их возможностей. Для современной логопедии также характерен постоянный поиск способов усовершенствования и оптимизации процессов развития и обучения детей. Использование в логопедической работе информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) имеет ряд важных преимуществ: повышение уровня визуализации материалаэкономия времени за счет функциональности, удобства и простоты навигацииобучение становится интересным и увлекательнымПеречень интерактивного оборудования достаточно велик, в коррекционной работе мы используем интерактивный стол-песочницу. Опыт работы показал, что использование интерактивной песочницы в работе с детьми с ТНР позволяет повысить эффективность логопедических занятий и дает положительные результаты.С помощью интерактивной песочницы можно работать с такими речевыми нарушениями как: общее недоразвитие речи, задержка речевого развития, фонетико-фонематическое недоразвитие, нарушение звукопроизношения и др.Дети с ОВЗ требуют к себе особого внимания. Необходимо создать для них специальные условия, подобрать нетрадиционные формы работы для то, чтобы процесс обучения и развития проходил успешно и одновременно чтобы детям было интересно.У детей с ОНР нередко встречается некоторое отставание в развитии двигательной сферы, в частности недостаточная координация пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики.Эмоционально-волевые нарушения часто проявляются в виде повышенной возбудимости и истощаемости нервной системы. Может наблюдаться повышенная раздражительность, или наоборот заторможенность и вялость.Детей характеризуется малой инициативностью, неуверенностью в себе, отсутствием интереса к занятиям вследствие критичного отношения к состоянию собственной речи. Все это обуславливает задержку в формировании коммуникативных навыков в целом.Таким образом, в коррекционных занятиях для детей с ТНР необходимо сочетать задания, направленные не только на коррекцию нарушений речевой сферы, а так -же на развитие двигательной и эмоционально-волевой сфер. Одним из мощных ресурсов для образовательной работы с детьми данной категории является метод песочной терапии. Этому методу посвящены труды, таких авторов, как: Гробенко Т.М., Зинкевич-Евстегнеева Т.Д, Сапожникова О.Г., Гарнова Е.В.Песок природный материал, обладающий собственной энергетикой, он способен «заземлять» отрицательную энергию, что очень важно в работе с «особыми» детьми. Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребёнка своей податливостью, способностью принимать любую форму. Но прежде всего работа в интерактивной песочнице для детей с ОВЗ – это игра которая доставляет ребятам огромное удовольствие.Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В - третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас - речь и моторика. В- четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.В песочнице ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Все задания подбираются, соответствующее возможностям ребенка, исключается негативная оценка его действий и, конечно же, поощряется его фантазия. Все это позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к логопедическим занятиям. Работа в интерактивной песочнице строится по всем направлениям логопедической работы.1. Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу.2. Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память), когнитивные процессы.3. Развивать мелкую моторику рук.4. Обогащать и активизировать словарь родного языка.5. Формировать лексико-грамматические категории языка.6. Автоматизировать корригируемые звуки.7. Учить детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице.Игры и упражнения которые можно использовать при работе с детьми в интерактивной песочнице. Упражнения для развития речевого дыхания.«Выровняй дорогу»- от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке,  ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой;«Что под песком?»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение; Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование  мелкой моторики.положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать поочерёдно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно. Артикуляционные упражнения«Лошадка»- щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».«Часики» — языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.«Накажи непослушный язычок» — губами ритмично шлёпать по высунутому языку со звуками «пя-пя-пя», ладонями обеих рук легко похлопывать по песку.Автоматизация звуков«Сильный мотор»- произносить звук[ р] , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке  букву Р , произнося одновременно звук[ Р]. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.«Горочка»- набрать в руку песок  и произносить звук С, насыпая горку.«Совпадение»- логопед закапывает в песок игрушки со звуком[ Ш]: мышку, мишку, матрёшку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребёнку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук[ Ш]. Ребёнок, называет игрушку, раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки ребенок получает фишку.Развитие фонематического слуха«Весёлые прятки»- прятать ладошки в песке, услышав заданный звук. На другие звуки – руки держать над песочницей.«Песочный дождик» — учитель-логопед произносит слоговые сочетания, затем слова, а ребёнок, повторяя их, пересыпает песок из ладошки в ладошку.Слоговые сочетания: ба-па,та-да, са — за, ма — на — ма, да — та – да.Слова: кот – год – кот; том – дом — ком; басня – башня – пашня.«Новоселье» — в песочнице нарисованы два домика. Под толстым слоем песка спрятаны игрушечные животные. Ребёнок откапывает их и расселяет в разные дома (например, в «дом С» и «дом Ш»).Формирование слоговой структуры слова«Назови предмет»- учитель-логопед ставит в песочницу игрушки. Затем предлагает ребёнку вырыть одну ямку возле предмета, в названии которого один слог, вырыть две ямки, возле предмета, в названии которого два слога …- «Весёлый поезд»- учитель-логопед рисует на песке поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры (например, волк, корова, коза, собака, белка, цыплёнок), каждый в своём вагоне. В первом – те, в названии которых один слог, во втором – два, в третьем—три слога.Совершенствование грамматического строя речи«Кто знает больше слов?» (на подбор и согласование существительных с прилагательными). Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (огурец – овальный, зелёный; ёлка – пластмассовая, колючая и т.д.).«Расставь игрушки» (на употребление в речи предлогов «ЗА», «ПЕРЕД», «МЕЖДУ»). Учитель-логопед предлагает ребёнку рассадить гостей у Зайки на дне рождении, проговаривая свои действия (за куклой щенок, перед куклой слонёнок и т.д.)Звуковой анализ слова и предложения«Слово рассыпалось». Ребёнок пишет или ищет в песке разные буквы, затем составляет из них слова.«Волшебные превращения». Учитель-логопед предлагает детям написать слово (1, 2-сложное), а затем превратить его в другое, заменив один звук (букву) (рак-мак).«Секретное письмо». Учитель-логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения. Затем учитель-логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему. Так же занятия по развитию звукового анализа и синтеза можно проводить. с использованием интерактивного стола (с готовыми заданиями). Обучение грамоте«Напиши на песке»- ребёнок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребёнок читает.Развитие связной речи«Дорисуй картинку и составь предложение» — логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребёнка — дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение. («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.«Начни предложение» — ребёнок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребёнок) заканчивает фразу.Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно— развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты:у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;успешно автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки;пополняется и активизируется словарь;корректируется грамматический строй речи, связная речь;формируются навыки чтения и письма;развивается мелкая моторика;Использование логопедические игр и упражнений с песком в своей работе считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе с детьми с ТНР.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X