Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Ирина Владимировна Большакова

Конспект занятия знакомтесь "Звук и Буква Ш"

скачать документ

Вернуться назад

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе.«ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ Звук и Буква Ш.» Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука  [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука  [ш] в словах; в определении позиции звука  [ш] в слове (начало, середина). Совершенствовать анализ и синтез слогов ША, ШО, ШУ; деление слов на слоги. Чтение слогов ША, ШО, ШУ. Научить синтезу слова ШУБА. Познакомить с буквой Ш.Коррекционно-развивающие задачи: Развивать слуховое внимание, память, речь, тонкую и общую моторику; координация речи с движением.Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.Оборудование:Демонстрационный материал: Плакат о звуках и буквах, домики для звуков, символы звуков «А», «О», «У», «Ы», «Ш», схема звука  [ш], «Волшебный мешочек». Большие буквы: А, О, У, Ы, Т, М, В, Д, Ш, маленькие буквы: Ш, У, Б, А. Игрушка: мышка Шуша. Картинки: мишка, шапка, душ, штаны, шляпа, шуба, шапка, шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка. Планшет, цифры: 1, 2, 3, разноцветные яйца, корзинка. Раздаточный материал: Индивидуальные зеркала, рабочие тетради, цветные карандаши, фишки для звукового анализа, звуковые линейки, , игровизор, дид. игра «Теремок с буквами».Ход занятия      Орг.момент:Психологический настрой- С добрым утром, с новым днем!- С новым солнцем за окном!- Утро доброе встречай ! -День хороший начинай!-Я хочу вам пожелать,  чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы  пришли заниматься,  узнавать много нового.– вы хотите  все заниматься? (Да!)– Значит, будем заниматься.   1. Введение в тему. (3 мин.)- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).Мы не можем звук увидеть,И не можем в руки взять.Звук мы можем только слышать,А еще его сказать.- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).- Чем отличаются гласные звуки  от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).Гласные тянутся к песенке звонкой.Могут заплакать и зарыдать.В темном лесу звать и аукать,Но не желают свистеть и ворчать.А согласные могутШелестеть, шептать, скрипеть,Даже фыркать и шипеть,Но не хочется им петь.-Давайте поиграем: я  показываю букву, а вы по - очереди называете звук и слово, которое начинается с этого звука.- Ребята к нам сегодня  в гости кто-то пришел, я сейчас загадаю загадку, и вы сразу отгадаете,  кто же к нам пришел.Живет в норке, грызет корки.Короткие ножки; боится кошки. (мышка)Логопед из «волшебного мешочка» достает мышонка.- Ребята, этого  мышонка зовут Шуша.  Он для вас придумал много заданий, и если вы справитесь со всеми заданиями,  он вам что-то подарит.- Какой звук повторяются в словах Шуша и мышонок?– Верно, это звук  [ш]. Сегодня на  занятии мы будем закреплять произношение звука [ш]. но перед этим мы вместе с мышонком сделаем артикуляционную гимнастику 2. Артикуляционная гимнастика . (4 мин.)Толстый мышонок приехал к нам в гости (надуваем щёки),По сравнению  с ним мы худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).Мы все ему  улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),Поцеловать его мы все потянулись (губы тянутся вперёд).Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух),И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).Блюдца поставим – положим блины  (широкий язык лежит на нижней губе).Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).Чашки поставим, чтоб чаю налить (широкий язык загибаем кверху чашечкой),На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).- Молодцы ребята. Проходим за столы.3. Характеристика звука «Ш». (3 мин.)Ребята, наш гость Шуша очень страшный шалун. Залезает Шуша за ширму и шуршит там: шур – шур – шур. “Кошка!!!”, – визжит мама и они вместе с папой прячутся за шкаф.– Ребята, как шуршал Шуша?– Верно, все вместе произнесем: шур – шур – шур.– Какой звук стоит в начале этих слов?– Давайте произнесем его.– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?– Верно, они круглые как бублик.– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.– Воздух теплый.– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш… В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?– В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали.– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?– Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?– Глухой.– А звук [ш] твердый или мягкий?– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. В отличие от нашего мышонка, этот звук не любит шалить и  шуметь, а если кто-то начинает шуметь, он всегда говорит шшшш.(На доске размещены красный и синий домики, рядом с ними – соответствующие фишки для обозначения звуков.)- Посмотрите, что это за домики? (Домики для звуков).- Какие звуки живут в красном домике? (Гласные звуки).- Какие звуки живут в синем домике? (Согласные  твердые звуки).- В какой домик мы поселим звук [ш]? (В синий, так как звук «Ш» согласный, твердый).- Фишкой какого цвета мы будем отмечать звук [ш]? ( фишкой синего цвета).4. Работа в тетради. (2 мин)- Раскрасим «одежду» звука [ш]  карандашом нужного цвета (синим).  И запоминаем, что звук [ш]  -согласный, твердый, глухой.5. Работа со звуковыми символами. (1 мин.)- Мышонок хочет посмотреть, умеете ли вы составлять слоги. Положите перед собой символы звуков и на столе составьте слог [шa] , а теперь слог [уш]. Молодцы, справились с заданием. 6. Определение позиции звука [ш]  в словах. (2 мин)-А теперь давайте покажем мышонку, как мы умеем определять позицию звука в слове. Берем звуковые линейки и определяем позицию звука [ш]  в слове (обозначаем начало, середину или конец слова). Картинки «мишка»,  «шапка», «душ».7. Пальчиковая гимнастика (1 мин.)- Молодцы.  Давайте отдохнем. Положите все на край стола. Возьмите карандаши сделаем пальчиковою гимнастику.Карандаш в руке катаю ,своей речи помогаю Карандаш кручу ,верчу и по пальчикам качу.8. Знакомство с буквой Ш. (2  мин)– Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. А на что похожа  буква Ш? Каким цветом мы всегда раскрашиваем согласные буквы (синим). Возьмите синие карандаши обведите и раскрасьте букву Ш в тетради. Молодцы, а теперь уберите тетради на край стола.9. Д/И «Теремок с буквами». (2 мин)-Мышонок для вас приготовил еще одну игру. Положите перед собой игровизоры, найдите и обведите синим маркером в теремках букву Ш. Сколько нашли букв?10.Физкультминутка» (2 мин.)Каждый день с утра делаем зарядкуОчень нравиться нам делать по порядкуВесело шагать ,весело шагать.Руки поднимать, руки опускатьНа носочки потянуться и друг. другу УЛЫБНУТЬСЯ!!! 11.  Д/И «Телеграф» (3 мин) На планшете, рядом со строчками цифры 1,  2,  3,  на столе стопка картинок.  - Ребята, посмотрите какое интересное задание для нас приготовил мышонок. Девочкам нужно выбрать картинки, где звук [ш]  в начале слова, мальчикам, где звук [ш]  в середине слова..  Картинки:  штаны, шляпа, шуба, шапка, шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка.- Девочки как одним словом можно назвать все картинки, который вы нашли (одежда).- Мальчики, а как у вас можно все картинки назвать одним словом (животные).- А сейчас по очереди сосчитайте, сколько слогов в  каждом слове и поместите картинки на нужную строчку.  Назовите слова, в которых один, два, три слога.12. Синтез слова ШУБА.(3 мин)- Мышонок Шуша приготовил для вас последнее  задание, посмотрите мышонок принес  разноцветные волшебные яйца, какие они? (белые, желтые, оранжевые, розовые, зеленые), а размером? (большие и маленькие).  Давайте мы по очереди возьмем  волшебные яйца, в них находятся буквы, из которых вам нужно составить слово ШУБА, но чтоб открыть их, нужно отгадать загадку. Кто отгадает, у  того откроется яйцо.Загадки:Мягкие лапки,А в лапках царапка.(кошка)Хвост длинен,Сама крошка,Боится очень кошки.(мышка)В лесу одна смешная птицаВесь день поет ку-ку, ку-куНикак не может научиться петь,Как петух, – «кукареку»(кукушка)Давайте достанем буквы и составим из них слово ШУБА, сколько букв в этом слове?, какая первая, какая последняя? А теперь давайте положим яйца на место. Куда вы положили яйца?, а откуда вы их брали?. III.           Итог (1 мин)- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? В какие игры играли?Оценка речевой деятельности.- Ребята вы сегодня прекрасно работали и правильно выполнили все задания. За это вам мышонок Шуша подарит сладкие подарки. Логопед раздает детям угощение.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X