Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Миайлова Ольга Александровна

Развивающая предметно-пространственная среда, как необходимое условие реализации системно – деятельностного подхода в дошкольном образовании.

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение № 2 "Северяночка" (МБДОУ №2 «Северяночка»)Развивающая предметно-пространственная среда, как необходимое условие реализации системно – деятельностного подхода в дошкольном образовании.(из опыта работы)Михайлова Ольга Александровнавоспитатель Мурманская областьЗАТО Александровскг. Снежногорск2022 гРазвивающая предметно-пространственная среда, как необходимое условие реализации системно - деятельностного подходав дошкольном образовании.Цель дошкольного образования на современном этапе — непрерывное накопление ребёнком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, нравственных, эстетических, социальных и других) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что должно стать основой формирования у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни. Дошкольник не должен быть пассивным слушателем,  воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе собственной деятельности.Поэтому в дошкольном образовании важен системно-деятельностный подход.  Системно - деятельностный подход прослеживается не только в образовательной деятельности, но и в развивающей предметно – пространственной среде дошкольной образовательной организации. Предметно- пространственная среда не просто статически эстетична — она является информационным объектом, с которым активно взаимодействуют все участники образовательных отношений, способствует организации системно-деятельностного подхода к образовательному процессу и, конечно, содействует обеспечению благоприятного психоэмоционального климата в группе. Системно - деятельностный подход даёт возможность нашим детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдаётся готовая информация. Дети включаются в самостоятельный поиск новой информации в организованной педагогами среде, в результате, которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений. Гармонично выстроенная педагогами предметно-пространственная среда способствует становлению и развитию деятельностной активности ребёнка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта. Разнообразное наполнение среды пробуждает инициативу, мотивирует к деятельности, даёт возможность ребёнку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением. Мой опыт работы показал, что предметно- развивающая среда системно – деятельностного подхода эффективно воздействует на развитие игровой активности ребенка-дошкольника так как:1. Моя функция, как педагога- организатора, в ее изначальном, истинном смысле состоит в организации среды группы, в который создает максимально эффективные условия для самоизменения и саморазвития детей;2. Я, педагог - помощник, создаю доброжелательную, психологически комфортную среду. Если детям комфортно в детском саду, если они свободно обращаются за помощью к взрослым и сверстникам, не бояться высказывать свое мнение, обсуждать различные проблемы (в соответствии с возрастом), то это значит, что педагогу удалась роль помощника. Роли организатора и помощника дополняют, но не заменяют друг друга.Ребенок проявляет интерес к предметно-игровой среде, активно осваивает её, преобразовывает и самоутверждается; Согласно ФГОС ДО организую предметно-развивающую среду группы по различным видам детской деятельности. Предметно-игровая среда целенаправленно организована с учетом игровых потребностей ребенка, отвечает соответствующим принципам системно- деятельностного подхода: - Психологической комфортности;- Минимакса;- Целостности;- Вариативности;- Творчества.Обновлённая предметно-развивающая среда вовлекает детей в образовательный процесс, в деятельность и обеспечивает максимальный психологический комфорт. Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на так называемые центры активности (небольшие субпространства), в каждом из которых находится достаточное количество различных материалов для исследования и игры. Материалы заменяют по мере того, как дети приобретают новые навыки, знания, как появляются новые интересы. Материалы подталкивают детей к самостоятельным исследованиям. В центрах активности подбираются разнообразные материалы, которые дети могут использовать, проявляя нестандартный и творческий подход. Перед группой, в коридоре, на стене размещен лабиринт, который можно менять по мере необходимости. Группа начинается с раздевалки. В нашей раздевалке можно не только прочитать информацию на стендах для родителей и рассмотреть папки-передвижки с консультациями для родителей, но также и продемонстрировать свои достижения в художественно-эстетическом (рисунки, поделки) и речевом развитии (стенды «Страна чистой речи» и «Страна правильной речи»), также устраиваются персональные детские и семейные выставки.Центр грамоты Работа в центре в большой степени построена на совместной деятельности педагога и детей, а также самостоятельную деятельность. Материалы, которые я группирую здесь, побуждают к совместным разговорам, обсуждению, к тому, что представляет интерес у детей (делиться друг с другом первым опытом на пути к освоению грамотности, рассказывать друг другу свои истории). Материалы центра – предметные и сюжетные картинки, «Копилка слов», настольно – печатные игры (в том числе лото по разным лексическим темам), я использую для развития диалогической и связной речи, обогащения словаря и пониманию смысла слов, словообразования; развития звуковой культуры речи; развития опыта слухового восприятия речи, развития интереса к грамотности и письму, подготовке к школьному обучению.Действия детей в центре мотивирую игровой развивающей ситуацией, предложенной мной, как педагогом, которая позволяет дошкольникам определить свою «детскую» цель деятельности и идти к её выполнению. Я не даю знания в готовом виде, а создаю ситуации, когда у детей возникает потребность эти знания для себя «открыть», подводит их к открытиям, используя оптимальные формы организации детских видов деятельности. Центр математикиМатематические игры помогают осуществлять общие программные задачи:• Формирование представлений о числе и количестве.• Развитие представлений о величине.• Развитие представлений о форме.• Развитие пространственной ориентировки.• Развитие ориентировки во времени.Развивающие головоломки, дидактические игры «Кубики Никитина», «Блоки Денеша», «Палочки Кьюзинера», счётные палочки и схемы для этих игр развивают внимание, воображение, логическое мышление.Центр «Сюжетно-ролевой» игры Это центр, где находится всё нужное оборудование и развиваются самые разные игры, где дети отражают ту жизнь, которую наблюдают вокруг себя. Они берут на себя и проигрывают разные роли и самые разные сюжеты. Сюда же относится «Центр драматизации». Драматизация– это разыгрывание литературных произведений средствами кукольного театра или непосредственно детьми, исполняющими разные роли, то есть инсценировки. Я всегда помню, что творческая драматизация и игра, особенно у детей, не может быть изолирована или ограничена определенным местом и временем. Очень интересные и содержательные игры дети разыгрывают в строительном центре. Строя корабль, дети разыгрывают роли моряков, ухаживая за куклой, дети спонтанно разыгрывают роль мамы и т.д. Наличие разнообразных материалов и обстановки в разных центрах, разумеется, существенно влияют на характер и содержание игры и в известной степени помогают детям лучше понять свою роль и находить подходящее место для ее обыгрывания, для развёртывания той или иной ситуации. В игровых ситуациях, играя, дети открывают для себя что-то новое, через игру и поисковую деятельность они учатся учиться. Например: в игре присутствует и настоящее планирование: «я буду мамой, а ты ребенком, хорошо?». Игра дает возможность практиковаться в разрешении конфликтов, детских проблем: «я хочу играть с этой сумкой, ты её не трогай». Дети при этом могут спорить и огорчаться, но они привыкают иметь дело с интересами других. Одновременно они начинают понимать, что со сверстниками все же лучше договариваться, и тогда играть интереснее и приятнее. В ролевой игре дети могут переодеться и ощутить себя теми, кем хотят стать – всесильным родителем или всезнающим доктором. Стеснительный ребенок может стать сильным и отважным. Дети привносят в игру все, что знают о жизни – порой болезненные воспоминания, свои страхи, свои заблуждения и пожелания. Они могут проигрывать радостные события, чтобы еще раз испытать удовольствие, но могут проигрывать и испугавшие их ситуации, которые они пережили. Такая игра помогает ребенку справиться с возможными негативными переживаниями, осмыслить и принять неприятные события его жизни. Благодаря игре у детей повышается понимание своих сильных и слабых сторон, способности лидировать или подчиняться. В игре дети могут использовать игрушки и материалы самым разным образом, развивая творческое начало. И этому способствую создаваемые мной ситуации. Например: играя с куклами, создаю такую ситуацию: У куклы Кати день рождение, она накрывает стол, но мне кажется тарелок очень мало, их не хватит. Задаю вопросы: Что делать? Сможете помочь Кате? Дети предлагают различные варианты. Они считают количество посуды, нужное для кормления кукол, идут тут же в магазин, чтобы купить посуду. Ребенок, играя, помогает кукле накрывать стол, начинает понимать «столько сколько», «достаточно», «слишком мало». В игре они постигают понятия по различным областям.Центр музыки и художественного творчества. Этот центр выполняет разные функции, однако, прежде всего, питает креативность, любознательность, воображение и инициативу детей. В центре есть набор музыкальных инструментов. Дети могут устраивать «концерты», различать ударные и духовые инструменты, играть на металлофоне и т.д.Детям предоставлено время и возможность свободно экспериментировать с материалами, открывать для себя новое, опробовать идеи, у них формируется основа для успешности и повышения самооценки.В центре искусства дети могут пробовать разные материалы: мелки, цветные и простые карандаши, краски, пластилин, ножницы, книги - раскраски, бумагу для рисования и конструирования, трафареты для обводки и т.д. Обычно дети переживают по поводу того, что они делают, потому что конечный продукт, с точки зрения взрослого, может быть ни на что не похож. Я помню о том, что у детей разные возможности и способности, но каждый ребенок нуждается в поддержке. Каждому нужно, чтобы его старания были по достоинству оценены. Здесь так же помогают мне ситуации, когда у детей возникает потребность знания для себя «открыть», подвожу их к открытиям, используя оптимальные формы организации деятельности. Например, подсказываю, как можно изменить цвет, вырезать много одинаковых фигурок и т.д.Центр науки и естествознания. Дети – прирожденные исследователи, активно собирающие информацию о своем окружении. Они пытаются понять свой мир с помощью наблюдений и экспериментирования. Центр науки принципиально важен, ориентирован на ребенка, хотя бы потому, что один из важнейших принципов – обучение через собственный опыт, пробы и открытия, то есть деятельностный подход. Оказывается, очень многое ребёнок может открыть лично для себя, путем собственных действий и нехитрых экспериментов. Эта деятельность помогает ему обрести новые знания. Это совсем другие знания, нежели повторенные вслед за взрослым или запомнившиеся ему по заданному образцу. Удивление и восторг – вот что испытывает ребёнок, самостоятельно открывший неведомое для себя раньше! Принцип познания через собственные действия и открытия выдерживается при работе во всех без исключения видах деятельности. Ребенок может сравнить форму и размер разных предметов; сравнить на ощупь металлические, деревянные, пластмассовые предметы, проверить их свойства; рассмотреть через лупу или микроскоп капельку воды или листья комнатного растения, природный материал и т.д. Организуя свою деятельность в уголке природы, ребята ежедневно работают с календарём природы, ухаживают за растениями, наблюдают за изменениями в жизни растений. У детей формируется навык экологически грамотного поведения ребёнка в природе, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природыЦентр строительства. Строительство по своей природе – это замысел, это опробование, это расчет, соотнесение, сравнение. В процессе конструирования у детей появляется много возможностей проявить свое творческое начало. Строительство – важнейшая деятельность для развития детей во многих отношениях, включая речь, социальные навыки, математическое и научное мышление и представления о социальном окружении. Здесь дети учатся распознавать формы, высоту, вес предметов, их соотношение, приобретают опыт совместной работы, развивают речь в естественном общении. Этот центр всегда притягивает детей, в нем жизнь кипит, полна творчества и веселья. Природа конструктора такова, что с его помощью дети могут творить, усложнять, воспроизводить вновь или менять все, что они делают, как им этого хочется.В процессе постройки и называния сооружений, при обсуждении того, что построено, описании форм и размеров блоков, обсуждении плана будущей постройки со сверстниками дети открывают для себя новые знания, решают возникшую ситуацию, преодолевают её, играя. Ребенок строит что-то бок о бок со сверстником, наблюдает и воспроизводит работу другого, когда строит с несколькими партнёрами вместе, споря и соглашаясь, совместно планируя и реализуя замысел, вместе используя конструкцию и позволяя использовать её другим, участвуя в сюжетно-ролевой игре, которая развертывается вокруг постройки. Дети получают представление о важности взаимозависимости людей, о самих людях и их работе. Центр физического развития. Влияние на развитие огромное - это удовлетворение потребности детей в двигательной активности. Задачи физкультурного уголка: • развитие движений и совершенствование двигательных функций; • достижение необходимой для возраста физической подготовленности; • предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата; • создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях; • приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.Центр «ПДД». В группах ДОО создан банк наглядно-методического материала: дидактические и настольно–печатные игры (домино «Дорожные знаки», «Правила дорожного движения», «Светофор», «Ловкий пешеход», «На улице», лото «Транспорт» и т.д.);художественная литература соответствующей тематики;атрибуты к сюжетно-ролевым играм «На улице», «ГИБДД», «Мы – водители», «Юный инспектор», «Наш город».Изготовлены наглядно-схематический макет улиц города, разработаны циклы бесед, целевых прогулок, сценарий развлечения по вопросам формирования у дошкольников навыков правильного поведения на дорогах и улицах города. Центр ПДД помогает формировать познавательный интерес у детей, развивать умения делать выводы и умозаключения. Здесь так же создаю различные ситуации, воспитанники имеют возможность поиграть и почувствовать себя как в роли пешехода, так и в роли водителя и пассажира. Из крупного строительного материала дети строят дороги, переезды, перекрёсток, различные здания, транспорт. Если не хватает знаков, дети сами или с помощью взрослых изготавливают атрибуты к играм.Знакомство с правилами поведения на дорогах и улицах города осуществляется в ходе проведения различной образовательной деятельности. На занятиях по формированию элементарных математических представлений педагоги используют образовательные ситуации, учат детей пользоваться планами, схемами. Активизируют интерес детей к задачам, в условиях которых отражаются реальные – игровые и бытовые — ситуации, учат понимать смысл пространственных отношений. На занятиях познавательного и речевого характера используют различные методы и приёмы по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения, например, придумывание сказок на заданную тему, заучивание стихотворений и другое. После ознакомления дошкольников с художественными произведениями по тематике безопасности на дорогах дети с удовольствием организовывают игры - драматизации. На занятиях по изобразительной и конструктивной деятельности организуют индивидуальные и коллективные работы по темам: «Наш город», «Транспорт на улицах города», «Путь домой» и т. д. Конструируют различные улицы из картона, тем самым закрепляют полученные знания о ПДД.Центр патриотического воспитания Цель и задачи: • формирование чувства патриотизма у старших дошкольников; • воспитание любознательности, расширение кругозора детей;  • систематизация знаний о родной стране, родном городе.В группе есть уголок «Народной игрушки» и мини – музей «Куклы – самокрутки», которые формируют у детей интерес к народному творчеству и культуре.Центр книги В центре собраны художественная литература, журналы, полочка книг энциклопедического содержания. Они создают благоприятные условия для речевого развития дошкольников. Книги обновляются с учётом сезона, знакомство с новым автором, художником – иллюстратором, народным фольклором, предназначены для самостоятельного просматривания и чтения детьми дошкольного возраста. У детей обогащаются эстетические чувства и речь посредством художественных образов. Чтобы поднять самооценку детей в группе есть стенд «Наши успехи», где хранятся «пятёрки», полученные на логопедических занятиях. 1-2 раза в год подводятся итоги и определяются победители. Это побуждает детей лучше заниматься, стремиться к успеху. Приучая детей к дружелюбному общению, в группе размещены плакаты «Паровозик волшебных слов», «Правила дружбы». Это помогает детям учиться общаться друг с другом. В группе собраны коллекции с помощью родителей – «Динозавры», наборы животных, сделаны макеты «Дуб», «Природа жарких стран», «Арктика». Дети правильно подбирают животных , располагают их в своей климатической зоне, учатся делать выводы «Почему белые медведи не могут жить в Африке, а животные жарких стран на льдине?» Таким образом, построено окружающее пространство в группе. При этом старалась сделать так, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя в нём комфортно, имел бы возможность реализовать свою индивидуальность, был «личностью среди других личностей» в группе. Я думаю, что эта среда позволила каждому ребёнку находить занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их и свои чувства и поступки, а также помогла им осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не только получать готовые знания.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X