Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Демченко Наталья Васильевна

Развитие творческих способностей младших школьников средствами нетрадиционных техник рисования с одаренными детьми

скачать документ

Вернуться назад

Публикация: Развитие творческих способностей младших школьников средствами нетрадиционных техник рисования с одаренными детьмиОренбургская область, Кваркенский район, с.Кваркено.Автор публикации: Демченко Наталья Васильевна- Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Кваркенский Центр внешкольной работы» (МАУДО «Кваркенский ЦВР);-Педагог дополнительного образования Цель:- Развитие у младших школьников художественно – творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования. Задачи: -Учить младших школьников выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.-Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.-Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;-Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.-Помочь младшим школьникам овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.-Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.-Развивать творчество, фантазию.-Активизировать обучающихся при выборе тематики.-Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.-Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке. Предполагаемый результат : научить обучающихся самостоятельно решать творческие задачи, выбирать материал и технику для работы. Актуальность темы:Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет обучающимся ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет обучающимся множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.Актуальность данной работы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Обучающиеся знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей младшего школьного возраста: она глубоко волнует их, вызывает положительные эмоции.Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психологи и педагоги пришли к выводу, что развитие способности к творчеству, уже в младшем школьном возрасте – залог будущих успехов.Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь детям открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у детей совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, дети формируют и развивают у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи обучения в школе.Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с младшими школьниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и детям.Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.Используемые методы:– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.Используемые нетрадиционные техники:Отпечаток листьямиМасляная пастель, акварель, процарапываниеТехника потрескавшегося воскаПластилиновая живописьВыдувание из трубочекМонотипия, пуантилизмСухая пастель по тонированной бумагеМятая бумага, акварель по мокрой бумагеНабрызг, граттаж, коллажСухая пастель по мокрой бумагеЖивопись картономПечать пальцамиРисование водой, сольюЭффект витражаКорпусная гуашьАкварель по сырой бумагеКаждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Обучающиеся неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.Организация занятий по дополнительному образованию.Занятия посещают дети 6-8 лет, 1 раз в неделю. Продолжительность - 45 минут.Используемые приемы и методы пи организации работы:Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,Практические – упражнения, игр методы,Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка.Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.Все методы используются в комплексе.При проведении занятий я придерживаюсь основных правил:1. Использование приема транслирования информации,2. Отбор тематического содержания,3. Главный герой рисования – ребенок,4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка,5. Педагог создает схематические изображения,6. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий,7. В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.Занятия имеют отличия в своей структуре:1. создание положительного отношения к теме и способу ее реализации,2. коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 15 минут),3. динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики,4. рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации,5. словесные игры, игры – драматизации.Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. За время пребывания на занятии кружка обучающиеся успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, масляная пастель и акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса детей (использование предметов, которые окружают обучающихся каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография». Созданию сложного симметричного изображения способствует техника «монотипия».Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима.Распределение техники по возрастным группам.Детей младшего школьного возраста 6-7 лет  можно знакомить с более не сложными техниками:тычок жесткой полусухой кистью.печать поролоном;печать пробками;восковые мелки + акварель;свеча + акварель;отпечатки листьев;рисунки из ладошки;рисование ватными палочками;волшебные веревочки.В младшем школьном возрасте  8-9 лет дети могу освоить более трудные методы и техники:рисование песком;рисование мыльными пузырями;рисование мятой бумагой;кляксография с трубочкой;монотипия пейзажная;печать по трафарету;монотипия предметная;кляксография обычная;пластилинография;гратаж.Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.Рассмотрим подробнее каждую из этих техник. В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.Дети с удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув палец в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям педагога образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. Дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок.Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта. Техника тычка жесткой кистью. Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком для младших школьников состоит в следующем: педагог заранее на листе у обучающегося рисует простым карандашом контур. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик и т.д. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.Дети должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же.Достаточно сложной техникой является набрызг. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок. Используя трафареты, можно выполнить изображения самых разнообразных животных: Африканские жители, Зоопарк, Животные на ферме и т.д.Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.Данная техника развивалась от одной интересной изобразительной техники –кляксографии. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.Монотипия также может использоваться для изображения животных. Первый способ – симметричное сложение листа пополам. На листе можно изобразить отражение медвежонка в зеркальной глади воды. Для этого берём альбомный лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло – жёлтым цветом (небо), а нижнюю – голубым (вода). Просушив лист, наносим карандашом рисунок медвежонка, а затем покрываем гуашью, затем по линии сгиба складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на нижней стороне листа, получаем зеркальное отражение медвежонка в воде. Второй способ – на пластмассовую досточку наносим краску, затем деревянной палочкой или черенком кисточки процарапываем изображение предметов– фигурки птиц и животных, накладываем сверху лист бумаги, слегка прижимаем и снимаем, на листе получается оттиск.Нетрадиционное изображение животных и предметов может получиться при рисовании солью. Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Солью хорошо рисовать птиц, насекомых (бабочек, жучков), морских животных (медузы, осьминоги).Рисование штрихом позволяет сосредоточиться на форме, строении животных, их движений. При помощи штриха можно рассказать о характере животного, передать его колючесть или мягкость, доброту или агрессивность, выразить личное отношение к животному. Штриховка замечательно подходит для изображения ежей, дикобразов.Также существует техника «рисование нитками» (ниткография). Используются простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.В технике «рисования ребром картона» используются полоски картона (высота - 2 см, длина от 2 см до 6 см, она зависит от величины предмета, который будет изображен; ширина картона около 2 мм), бумага для рисования, гуашь, розетки для краски, кисть. Здесь ребро картона нужно окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.Для техники «мятый рисунок» необходима бумага для рисования, цветные восковые мелки, крупная кисть, гуашь разных цветов, розетки для краски, подставка для кисти, баночка для воды, губка. Технология рисования: на листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже. В целом важно следующее: хорошо, когда школьники не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, обучающийся решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до обучающихся младших школьников определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.Список литературы1.Грек В.А. Рисую штрихом. – Мн.: Скарына, 1992.2.Зеленина Е.Л. Играем, ползаем, рисуем: Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996.3.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.4.Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, №9.5.Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошкольное)». – 2-е изд., доработанное. – М.: Просвещение, 1987.6.Мосин И.Г. Рисование: Учебное пособие для педагогов, воспитателей и родителей. – Екатеринбург: У-Фактория, 1996.7.Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: Изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.8.Чернова Г.Н. Чудеса из соленого теста. – М.: Скрипторий, 2005. – 217с., ил.9.Алексахин Н. Народное творчество Гжели -650 лет / «Юный художник» №12, 1989/10.Арбат Ю. Н. Русская народная роспись по дереву. - М.: Изобразительное искусство, 1970.11.Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1991.12.Бетенькова Н. М. Обучение первоклассников письму в тетрадях с одной линейкой / «Нач. шк.», 1991, №11/13.Богатеева З. Подготовка руки ребёнка к письму на занятиях рисованием / «Дош. воспитание», 1987, №8/14.Вишневская В. М., Каплан Н. И., Буданов С. М. Русская народная резьба и роспись по дереву. - М., КОИЗ, 195615.Вяхи-Ильвес Л. Т. Декоративное рисование в школе 1-4 кл.-Л.: Учпедгиз, 196016 Ананьина, Н. А. Детская одарённость как психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс] / Н. А. Ананьина // Мой детский сад : сайт. – URL: http:// http:// www.ivalex.vistcom.ru/konsultac/konsultac2479.html/ (дата обращения: 08.12.2016).

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X