Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Булавина Наталья Николаевна

Формирование читательской грамотности на уроках литературы в 5 классе"

скачать документ

Вернуться назад

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАТЕМА: Формирование читательской грамотности на уроках литературы в 5 классеРаботу выполнила: Булавина Наталья НиколаевнаУчитель русского языка и литературыЧитать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.К. Д. УшинскийЦель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках литературы как одной из форм эффективной подготовки по развитию читательской грамотности у учащихся Задачи:-       продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;-       прокомментировать эффективность применения данных приемов;-       отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах)Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.Читательские умения: выделять главную мысль всего текста или его частей; понимать информацию, содержащуюся в тексте; преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования; применять информацию из текста в изменённой ситуации; критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации 4 основных способа осмысления текста: постановка вопросов (о новом ) к тексту;построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов…); создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия);конструирование собственных высказываний о прочитанномОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫПрием «Верите ли вы, что…»Формирует умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Затем результаты работы обсуждаются.Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним.Приём «Верите ли вы?» использую при знакомстве с биографией любого писателя. Например:- Пушкин родился до Отечественной войны 1812 года в Санкт – Петербурге.- Получил образование в Царскосельском Лицее.- Служил секретарём в суде.-Написал поэму «Бородино».-Погиб от тяжелой раны, полученной на дуэли.Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большим вниманием читать . Приём «Концептуальная таблица» или «Сводная таблица»Помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Одна колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. На Уроке «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого СРАВНЕНИЕ ГЕРОЕВЖИЛИНКОСТЫЛИНВстречаПоведение в пленуПобег Данная работа позволяет развивать помимо умения работы с текстом, следующие умения: выделять ключевые слова, систематизировать необходимую информацию, анализировать, сравнивать и обобщать информацию, развивать монологическую речь. При выполнении этого задания могут возникать трудности у ребят, которые не знают содержание текста, не умеют быстро ориентироваться, находить главную информациюПриём «Сюжетная таблица»Суть работы с этой таблицей заключается в том, что ребенок, читая текст, делает пометки, отвечает на вопросы, создавая “скелет” текста: Кто?Что?Когда?Где? Почему?Почему?Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлениемПрием «Написание синквейна»Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет размышлять по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.Развивает умения учащихся выделять ключевые понятия, главные идеи, проявлять творческие способности.1. Костылин 2.слабый, трусливый3.боится, страдает, стонет4. Костылин – личность слабохарактерная5. пленник, трус1.Жилин2. выносливый, мужественный3. не сдается, мастерит, борется4. Жилин – настоящий русский человек5. храбрецПриём  «Кластер»В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом». Используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.Рассмотрим пример применния данного приёма на стадии "Вызов". На стадии "Вызов" можно предложить учащимся методом мозгового штурма в командах предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал. В результате этой работы, учащиеся сами формируют цели урока. Информация записывается на доске. При записи предположений и их систематизации неизбежно возникнут противоречия или вопросы. Учитель переводит урок в стадию "Осмысление" и предлагает учащимся найти ответы на свои вопросы в новом материале.Продолжается работа с данным приемом и на стадии "Осмысление": по ходу работы с изучаемым материалом вносятся исправления и дополнения в кластер.Большой потенциал имеет этот прием на стадии "Рефлексия": это исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам).В зависимости от цели урока учитель может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.Приём  « толстых» и «тонких» вопросовЭто прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.Стратегия позволяет формировать:умение формулировать вопросы;умение соотносить понятия.Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. «Тонкие» вопросы«Толстые» вопросыКто?Что?Когда?Может…?Будет…?Мог ли…?Как звать…?Было ли…?Согласны ли вы…?Верно ли?Дайте три объяснения, почему… ?Объясните, почему… ?Почему вы думаете… ?Почему вы считаете… ?В чём различие… ?Предположите, что будет, если… ?Что, если… ?Может… ?Будет… ?Мог ли… ?Согласны ли вы… ?Верно ли… ?Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.ВЫВОД: для формирования читательской грамотности на уроках литературы, необходимо систематически использовать и развивать основные приемы работы с текстом. Только тогда можно добиться хороших результатов.«Чтение, - говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»ТЕКСТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С АУДИТОРИЕЙТекст 1 Удивительная птица этот воробей, и везде он одинаков – на севере Норвегии и на Азорских островах: юркий, плут, воришка, забияка, драчун, сплетник и первейший нахал. Проведет он всю зиму, нахохлившись, под застрехой или в глубине густой ели, питаясь тем, что найдет на дороге, а чуть весна – лезет в чужое гнездо, что поближе к дому, – в скворечье или ласточкино. А выгонят его, он как ни в чем не бывало... Ерошиться, прыгает, блестит глазенками и кричит на всю вселенную: «Жив, жив, жив!». Скажите, пожалуйста, какое приятное известие для мира! А. КупринТекст 2Попал в песню, да еще вором. Так и народ смотрит на беднягу, как на завзятого вора. Но вор ли действительно воробей – вот вопрос! Как хотите, но я с этим не согласен. Воробей – честный работник; он исправно трудится на своего хозяина; он приносит ему много пользы; и за это-то его гонят везде, бранят вором и не любят! Виноват ли он, что его труды не хотят ценить и что его вынуждают воровать? Да он и не ворует, а берет только свое. Если не верите, узнайте поближе жизнь воробья. М. БогдановЗАДАНИЯ1.Как вы понимаете значение слов «плут», «юркий» и «ерошится»?2.Озаглавьте тексты 1 и 2, учитывая авторскую позицию3.Какую пословицу можно соотнести с содержанием 1-го текста, а какую – со 2?1. Слово не воробей: вылетело – не поймаешь.2. Не робей, воробей, подерись с вороной. 3. Воробей и до ста лет прыгает4.С мнением какого автора (первого текста А. Куприна или второго текста М. Богданова) вы согласны в большей степени. Воробей приносит больше вреда или пользы?

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X