Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Хабибулина Мария Александровна

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на логопедических занятиях

скачать документ

Вернуться назад

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на логопедических занятияхАННОТАЦИЯ.В статье обосновывается эффективность применения экологического воспитания на занятиях по логопедии. Описывается специфика применения экологического материала на указанных занятиях с учётом возрастных особенностей дошкольников. Представлена сводная таблица наиболее важных практических упражнений, связанных с экологическим воспитанием, применяемых на логопедических занятиях. В заключении даются общие выводы и рекомендации, основанные на практике использования указанных упражнений.СПИСОК КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ: экологическое воспитание, дошкольное воспитание, природа, развитие речи, логопедия.На современном этапе воспитания у детей начал экологического сознания – одно из главных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения. Дошкольный период является первым звеном в системе непрерывного экологического образования. Именно в этом возрасте у детей появляется большой интерес к объектам природы, легко усваивается адаптивная информация экологического содержания. Данный возраст является наиболее благоприятным для формирования осознанно-правильного, эмоционально-положительного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Дети в этот период доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную практическую деятельность, эмоционально реагируют на всё, охотно повторяют слова и действия.Природа – неисчерпаемый источник форм, красок, звуков. Важно только правильно организовать чувственные восприятия у детей объектов природы, продуманно руководить занятиями, экскурсиями, наблюдениями, дающими детям массу впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствующие развитию речи и коррекции существующих дефектов.По мнению В.Н. Черняковой, работа воспитателя по развитию культуры речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. Поэтому на территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, декоративные растения, цветы, овощные культуры – дающие возможность знакомить детей с особенностями растительного мира. Выращивая растения на клумбах своего участка, дети трепетно ухаживают за ними, наблюдают красоту окружающего мира. Немаловажную роль в экологическом воспитании играет и «живой уголок», где содержаться домашние животные. В результате такой деятельности дети получают осознанную радость от того, что и его усилиями все живое становится и остается живым и красивым. У детей закрепляются знания о временах года, готовность помогать растениям и животным, воспитывается интерес к познанию природы, а также закрепляются умения пользоваться пословицами, поговорками, расширяется словарный запас. Близость с природой возбуждает эмоции, обостряет деятельность анализаторов, что улучшает речевую активность.Главной задачей работы логопеда является формирование и коррекция всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и просодии. Формирование правильной речи является необходимой предпосылкой успешного обучения и развития ребенка, а также непременным условием овладения любой деятельностью – теоретической и практической. Предполагается использование различных форм работы.Опишем наиболее важные логопедические упражнения, связанные с экологическим воспитанием, применяемые на логопедических занятиях (см. таблицу).Табл.1Наименование упражненияОписание упражненияРезультат примененияАртикуляционная гимнастикаИгровая тренировка выработки правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов.При постановке звуков используется приём сравнения движения органов артикуляции с каким-либо живым объектом: лошадка, бабочка, комар, лягушка, кошка и так далее.Правильное произношение звуков, объединение простых артикуляционных движений в сложные.Дыхательная гимнастикаУпражнения направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Например, «Как дышат рыбки».Развитие силы, плавности, длительности выдоха.Отработка и коррекция фонетических навыковНа этапе автоматизации звука широко используются слова, словосочетания, предложения, скороговорки, пословицы, где тоже отражена экологическая тематика: золотая осень, зелёные сады, сизый голубь, зимний сезон. Например: Расшумелись на опушке сойки и кукушки. В сосновом лесу хорошо пахнет душистой смолой. Конь бежит – земля дрожит. Собирала Маргарита маргаритки на дворе. Растеряла Маргарита маргаритки на траве. Для введения нового звука в свободную речь ребёнка используются различные стихи, рассказы, тексты для пересказов с экологическим содержанием, которые в свою очередь позволяют одновременно воспитывать экологическое сознание и давать эмоциональную нагрузку на ребёнка. Например, стихотворение «Март»: «Если солнышко печёт, Тает снег, ручей течёт И грачи на горе, - Значит, март на дворе» (В. Мусатов).Свободное и парильное произношение звуков, их сочетаний в потоке речи.Пополнение словарного запаса новой лексикой, тематически связанной природойИзучение новой лексической темы начинается с общения с природой на прогулке или экскурсии. Экскурсия является эффективным средством пополнения словаря. Она может быть посвящена походу в музей природы или в зоопарк. Очень важно, чтобы каждое такое занятие с детьми было эмоционально окрашено, вызывало у них живой интерес и радостные ожидания. В первую очередь, расширение активного словарного запаса. Кроме того, так как дети часто маскируют свои дефекты, то страх перед насмешками и непониманием окружающих приводит к тому, что они упрощают и ограничивают свою речь. Поэтому процесс, сопровождающийся удивлением, радостью, искренностью, чувством удовлетворенности в полной мере раскрепощает ребенка и способствует формированию и обогащению словаря и бережного отношения к природе.Формирование грамматического строя речиРабота над ошибками допущенная учениками при согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, например: высокую дерево, красная помидор; неправильное согласование числительных с существительными, например: пять зайца, шесть яблоко; ошибки в использовании предлогов – пропуски, замены, недоговаривание, например: на заборе, а правильно – над забором и т.д. Здесь хороши вопросно-ответные формы заданий: «Чей хвост?», «Какой сок?», «Кто где живёт?», «Чьи детки?» и др.В логопедической практике не обойтись и без наглядных методов и приёмов, так как зачастую без зрительной опоры добиться результата невозможно. Поэтому я использую тематические настольные игры, такие как «Времена года», «Живое — не живое», а также показываю детям картинки с изображением живой и неживой природы. Формирование грамматического строя речи, соответствующего возрастной норме ребенка, включение в речь распространенных предложений и сложных синтаксических конструкций.Работа с семантикой словаОбучение детей подбору синонимов к словам в процессе игры. «Скажи иначе» (например, вместо «лиса» - «рыжая плутовка» и т.п.), подбор антонимов в игре «Скажи по-другому» (например, лето-зима, холодно-жарко и т.д.), подбор паронимов в игре «Назови новое слово, изменив один звук». Составление рассказов-сравнений про животных, пересказ сказок и рассказов. Формирование целостной богатой лексико-семантической системы языка.Общее развитие речи, культуры монологического высказыванияИспользуется тематическая основа, где темы в основном связаны с природой: овощи, перелётные птицы, съедобные и несъедобные грибы и другие. Возможно составление рассказа по серии сюжетных картинок про природу и детей, подбор эпитетов к героям сказок (животные, антропоморфные явления), работаем с фразеологическими оборотами (медведь на ухо наступил и т.п.). Составление творческого рассказа об игрушке – не описательного, а сюжетного. Например, что случилось с медвежонком, который попал ночью в детский сад.Свободное владение всеми средствами речи, развитые коммуникативных навыков.Практическое осознание элементов языка Используются различные игры и упражнения. Например «Кто больше назовет названий животных со звуком…?», «Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук…», «Придумай слово про осень на заданный звук (слог)» и т.д.Подготовка к школе.Использование указанных инновационных приемов и методов, подтвердивших свою эффективность многолетней практикой, направленных на формирование у детей представлений о временах года, приобретение новых знаний о природе, расширение кругозора, позволяют формировать у дошкольников различные интеллектуальные умения, очень важные для обучения в школе, – умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать; происходит интенсивное развитие речи – дети расширяют пассивный и активный словарь, учатся объяснять и делать выводы, слушать и воспринимать речь другого человека, участвовать в диалоге. Решение этих задач – это широкая умственная подготовка к систематическому обучению, которая развивает интеллект ребенка во всех его формах.Исходя из нашей практики, мы уверенно можем говорить о том, что любовь к растениям, животным помогает ребенку преодолеть свой эгоизм, развить такие способности как сочувствие, сопереживание, а это и есть начало формирования духовности. При общении с природой у детей возникает стремление стать лучше, что в дальнейшем может превратиться в устойчивое качество, обеспечивающее непрерывное саморазвитие, самосовершенствование. Считаем, что данная система работы является эффективной с детьми, имеющим речевые нарушения, которым в силу их индивидуальных психических и речевых особенностей требуется неоднократное повторение. И только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно успешное преодоление имеющихся у детей речевых дефектов. Экологическое воспитание является актуальнейшим направлением современной педагогики, его главная цель - формирование экологического сознания, экологической культуры личности. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общие гуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры – базисного качества человеческого начала в индивидууме. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Николаева В.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 2010. 112 с.2.Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. Спб.: Изд-во «Союз», 2001.3.Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2008.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X