Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Новокрещенова Светлана Сергеевна

Проект "Развитие мелкой мотрики рук детей раннего возраста методами Хеппенинга и сенсорных коробочек"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №78»Проект «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста методами Хеппенинга и сенсорных коробочек» Разработана воспитателемНовокрещеновой С. С.Содержание1.Пояснительная записка.1.1.Новизна.1.2. Актуальность.1.3. Педагогическая целесообразность.1.4.Цель и задачи проекта.1.5.Возрастные особенности детей 2-3 лет.1.6.Форма и режим занятий.1.7.Ожидаемые результаты.1.8. Работа с родителями.2.Учебно – тематический план.Приложение1. 1.Пояснительная запискаВведениеСенсорное развитие занимает одно из ведущих мест в общей системе воспитательно-образовательной работы в раннем дошкольном возрасте. Сенсорное воспитание направлено на обучение детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения между ними (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а также имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, школе и для последующей активной плодотворной трудовой деятельности. Значение сенсорного развития ребенка в его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.Сенсорное развитие ребёнка это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори.Сенсорная культура ребенка – и результат усвоения им сенсорных эталонов, созданных человечеством. Усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве своеобразных «единиц измерения» при оценке свойств веществ.Уровень сенсорного развития является базисным, это одно из условий успешности любого вида деятельности и становления личности.Приобретённые в раннем возрасте умения читать и считать, ещё не достаточны для успешного освоения ребёнком в будущем школьной программы и умственного развития в целом. Кроме того, многие дети, с раннего возраста ориентированные на формальное обучение, подменяющее собой полноценное развитие, в старшем возрасте оказываются малоинициативными, неуверенными в себе, отличаются повышенной тревожностью. Опасным последствием психических и физических перегрузок, вызванных неадекватными формой и содержанием обучения, может стать возникновение у ребёнка невротических заболеваний (заикание, синдром навязчивых движений, нервные тики, детские страхи, энурез и др.). 1.1. НовизнаХеппенинг — форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.Главной целью хеппенинга является развитие творческих способностей детей раннего возраста. При этом решаются следующие задачи:развитие мелкой моторики, что способствует развитию речиразвитие тактильной чувствительности. Это новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисованияосознание ребёнком собственного телараннее развитие творческих способностейразвитие ловкости пальцев и кистей рукразвитие представлений о цветеразвитие воображения и образного мышления.В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1 — 2 пальчика и приложим их к бумаге — получатся звёздочки, деревья), соберём пальчики в пучок — получатся цветы и снежинки). Также доступны и другие методы нетрадиционного рисования:рисование кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушкирисование полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананырисование ладошками или ногами на листе. Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По — разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки.Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот.С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование на подносе. Насыпьте слой манки толщиной 2 — 3 миллиметра на поднос, разровняйте. Проводя пальцем по манке, можно изобразить геометрические фигуры, солнышко, цветок и т. д.Малышам очень нравится создавать свои произведения с помощью различных штампов и печаток. Так же используются различные камешки, бусинки, пуговицы. Малыши получают огромное удовольствие, знакомятся с цветом и пятном. Также используют оттиск печатками с изображениями животных. Для этого используют материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки с изображениями животных.Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. Технология рисования мятой бумагой также позволяет делать плавные переходы из одного цвета в другой, варьировать насыщенность цвета оттиска, что немаловажно для создания рисунка.Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник подкрепляют уверенность детей в собственные силы, дарят им положительные эмоции и радость от результатов своих работ. В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное — создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изобразительными навыками, умениями, учится осознанно их использовать.Для снятия мышечного напряжения разработаны игры с сенсорными коробочками. Задействуя пальчики, малыш использует различные захваты и в процессе совершенствует их. Помимо мелкой моторики у ребёнка включаются все органы чувств: обоняние, осязание, зрение, слух и даже вкус.Трогая, рассматривая, нюхая, извлекая звук и пробуя на вкус, малыш узнаёт мир. И собирая разнонаправленные сенсорные коробочки, вы будете стимулировать развитие внимания и концентрации ребёнка в независимости от его любознательности.В этом возрасте знакомство с окружающим миром переходит на новый уровень - ребёнок начинает использовать логические приемы мышления, активно развивается фантазия и воображение.1.2. АктуальностьТворчество – это важный процесс для полноценного, гармоничного и всестороннего развития личности ребенка. Творчество сопровождает нас на протяжении всей жизни, даруя радость и восторг самопознания и самореализации в процессе деятельности. Именно процесс, а не результат является определяющим моментом в развитии творчества детей раннего возраста. Однако, в силу слабой развитости нервной системы и мелкой моторики, малышам очень сложно выполнять технические приемы владения карандашом и кистью. В такой ситуации на помощь приходят нетрадиционные техники рисования. Тем более что интуитивно дети самостоятельно прибегают к такой технике: рисование на запотевшем стекле, обоях, в тарелке с едой, разводы на столе от пролитого компота, отпечатки грязных рук на одежде и окружающих предметах. К сожалению, подобные эксперименты не только не приводят в восторг, но и вызывают остро негативную реакцию со стороны взрослых. Наша задача – направить движущую силу познания мира в мирное русло и организовать процесс творчества и экспериментирования.1.3.Педагогическая целесообразностьК детям раннего возраста не применимы многие методы и приёмы обучения, которые используют в работе со школьниками: чисто словесные объяснения, инструкции, фронтальные занятия не достигают своей цели. Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают их потребностям и возможностям и способствуют полноценному развитию. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Тема сенсорного развития детей раннего возраста актуальна для общества в целом, потому что в настоящее время проблема развития детей младшего дошкольного возраста все больше волнует психологов, учителей, родителей.Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции.Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать "хэппенинг" (в переводе с английского "случаться").Основные требования к нетрадиционным техникам рисования в раннем возрасте – это простота исполнения, доступность материалов и гарантированный результат. Техники, предусматривающие аппликацию, не рассматриваются, так как для данного возраста предусматривается лишь лепка и рисование. Для знакомства детей с нетрадиционными техниками рисования, следует начинать с наиболее простых, вводить усложнения и дополнения к рисунку постепенно. В любом случае, основная нагрузка в организации и проведении творческого процесса ложится на взрослого. Необходимо заранее приготовить все необходимые материалы, и что еще очень важно – это продумать каким образом будет оформлена в итоге работа. Работа, которую малыш с гордостью сможет продемонстрировать своим родителям или подарить бабушке с дедушкой. Положительный опыт в творческом процессе вселяет уверенность в своих силах, своих возможностях, дарит радость и желание учиться новому, познавать и созидать. Основное достоинство нетрадиционных техник рисования – это отсутствие возможности ошибиться, сделать неправильно, что позволяет ребенку чувствовать себя расковано. Только избавившись от рамок и стереотипов, возможен творческий рост и полет фантазии. Помимо развития тактильного восприятия и мелкой моторики, овладения техникой исполнения, не менее важным является и психотерапевтический эффект. В процессе рисования снимается психоэмоциональное напряжение, понижается уровень гормона стресса, повышая тем самым устойчивость организма.1.4.Цель и задачи проекта для детей и педагогаЦель для педагога: Обогатить предметно-развивающую среду новыми дидактическими играми для развития логического мышленияПодобрать дидактические игры по развитию элементарных математических представлений дома и в детском садуРазработать методических рекомендаций для педагогов и родителей в работе по развитию элементарных математических представлений.Цель для детей: развитие мелкой моторики рук детей; развитие творческого воображения, речь и пространственное восприятие; воспитание усидчивости, целеустремленности.Задачи:Обучающие:учить составлять группу из отдельных предметов, разделять их по характерным признакам и назначению;учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;побуждать делать самостоятельные выводы;учить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения;учить устанавливать причинно-следственные связи.Развивающие:развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;развитие творческих способностей.развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы.закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.. Рисование фигур, символические изображения из геометрических фигур в тетради в клетку.Воспитательные:возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия друг с другом при освоении математических понятий.воспитание и развитие ответственности, настойчивости, в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки.Принципы содержания проекта:Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, искусства, продуктивной деятельности.Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.1.5. Возрастные особенности детей 2-3 летНа третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.1.6.Форма и режим занятий.Вид детской группы – профильная и ее состав постоянныйОсобенности набора детей - свободныйФорма организации: подгрупповое и индивидуальныйЗанятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 5-10 мин минутФормы проведения занятий:беседазанятия;самостоятельная работа;моделирование;Методы и приемы: игровой, беседа, объяснение с показом приемов изготовления, демонстрация наглядного материала, использование художественного слова, музыкальных произведений, создание игровых и проблемных ситуаций, использование схем, моделей, обсуждение результатов.Режим занятий:Общее количество в год 33 занятийКоличество часов и занятий в неделю- 5-10 мин.Периодичность раз в неделю1.7.Ожидаемые результатыВ ходе занятий дети получают устойчивые знания, умения и навыки, поэтому к концу учебного года дети:•Хорошо развита мелкая моторика, что способствует развитию речи.•Развита тактильная чувствительность. Это новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования.•Осознание ребёнком собственного тела.•Развита ловкость пальцев и кистей рук. Раскрашивая пальчиком изображение, малыш учится чувствовать границы.•Развито представление о цвете.•Развито воображение и образное мышление.1.8. Работа с родителями.Цель: осуществление педагогического просвещения родителей в вопросах сенсорного развития как основы речевого и интеллектуального развития детей.Задачи:заинтересовать родителей в пополнении психолого-педагогических знаний и стремлении к сотрудничеству с детским садом, как важнейшей составной частью воспитательного пространствасформировать у родителей представления о сенсорном развитии детей познакомить родителей с играми для сенсорного развития детей; с некоторыми методами и приемами организации и использованию развивающих игр в домашних условияхразвивать интерес к образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике полученные знанияПринципы взаимодействия с родителями: Доброжелательности. Индивидуальный подход. Сотрудничество. Предполагаемый результат:Повысят уровень образованности родителей в области психолого-педагогической культуры, обогащение педагогических знаний и умений родителейОсознают важность сенсорного развития как основы формирования речевого и интеллектуального развития.Познакомятся с развивающими играми, методами и приемами их организации.Будут активными участниками образовательного процесса в группеПроявят интерес к образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике полученные знанияСформируются положительные взаимоотношения между детьми и родителями, улучшится семейный микроклимат.Этапы работы с родителями:Сентябрь:Выявление запроса родителей, уровня знаний о сенсорном развитии детей.Педагогическое заседание с анализом полученных данных.Разработка программы ознакомления родителей с информацией, определение сроков, целей, конкретных форм взаимодействия.Октябрь:Буклет «Важность сенсорного развития как основы формирования речевого и интеллектуального развития»Папка-передвижка «Сенсорные коробочки».Ноябрь:Повышение педагогических и воспитательных умений родителейЗнакомство родителей с картотекой игр на сенсорное развитие детей.Декабрь:Мастер-класс: «Дидактические игры для сенсорного развития детей дома из подручных средств»Январь:Изготовление дидактических игр родителями детейПополнение предметно-развивающей среды новыми дидактическими играми для сенсорного развития детей.Февраль:Применение новой мобильной формы работы с родителями через соц.группу «WhatsApp»: размещение презентации «Играем дома».Март:Повышение педагогических и воспитательных умений родителей, выбор наиболее подходящих методов и приемов сенсорного развития для каждого ребенка.Апрель:Мастер-класс «Играем с родителями»Май:Разъяснительная и образовательная работа.2.Учебно – тематический план.Старшая группа (5-6 лет)РаботаЦельСентябрьРисование пальцами рукИгра с сенсорными коробочками «Шишки»ОктябрьРисование ладошкойИгра с сенсорными коробочками: «Найди клад»НоябрьРисование кулачком закрытым, полураскрытым.Игра с сенсорными коробочками «Разложи камешки по цвету»ДекабрьРисование на подносеИгра с сенсорными коробочками «Разложи по коробочкам»ЯнварьРисование смятой бумагойИгра с сенсорными коробочками «Голодные коробочки»ФевральРисование ватными палочкамиИгра с сенсорными коробочками «Мельница»МартРисование кубикамиИгра с сенсорными коробочками «Сито»АпрельРисование штампомИгра с сенсорными коробочками «Поймай игрушку»МайРисование камешкамиИгра с сенсорными коробочками «Найди правильную коробочку»Список использованной литературыАлексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. — 2006. — № 3. — с. 78.Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования [текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2008. -352с.Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография [текст] / В.В. Сериков – Волгоград: Перемена. 2004. – 152с.Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2013. — 128с.Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие/ под общ. ред. А.П. Чернявской, Л.В. Байбородовой. — Ярославль; Изд-во ЯГПУ, 2012. — 311 с.Галигузова Л. Н. Воспитание и развитие детей от 2до 3лет: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, М.: Просвещение, 2007.Мартынова Е. В. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7-Волгоград: Учитель 2012.Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. ООО издательство «Детство-пресс», 2011. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольногообразования[Текст] -Режим доступа: http://bda-expert.com/2014/01/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-minobrnauki/

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X