Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Исаева Ольга Александровна

Здоровьесберегающая направленность урока в начальной школе в условиях реализации ФГОС

скачать документ

Вернуться назад

«Здоровьесберегающая направленность урока в начальной школе в условиях реализации ФГОС»Обучать без вреда для здоровья – это обязательное условие работы школы! Современные технологии воспитания, ориентированные на укрепление здоровья должны строиться на стимулировании, прежде всего их положительных чувств: успеха, оптимизма и веры в свои силы и способности.Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.Каким же должен быть современный здоровьесберегающий урок? Изучение источников, посвящённых различным аспектам сохранения здоровья обучающихся, позволяет выделить следующие условия для создания здоровьесберегающей среды на уроке:- применение педагогических технологий, учитывающих психологические особенности ребенка, а также разные учебно-познавательные возможности детей;- здоровьесберегающая организация урока;- воспитание у школьников стремления к здоровому образу жизни, развитие здоровьесберегающих компетенций обучающихся;- формирование на уроке благоприятного социально-психологического климата как условие сохранения психического здоровья ребёнка.Создание этих условий нужно рассматривать как комплексную систему, которая включает в себя оздоровительно-образовательное, коррекционно-развивающее, образовательно-воспитательное и оздоровительно-физкультурное направления работы.Для создания здоровьесберегающей образовательной среды необходимо мастерство педагога, реализующего образовательный процесс на уроке на основе следующих ключевых принципов здоровьесбережения. 1. Индивидуализация, учитывающая динамику работоспособности учеников, биоритмов организма.2. Наглядность, позволяющая наиболее полно использовать возможности восприятия, памяти и воображения не перегружая ребёнка однообразной утомительной работой.3. Ответственность и сознательность, формирующая мотивацию ребенка к укреплению здоровья.4. Гармоничное и всестороннее развитие личности.5. Учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.6. Связь теории с практикой, которая может позволить использовать теоретические знания в формировании у ребёнка здорового образа. 7. Системность и последовательность, помогающая школьнику соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.8. Повторение, то есть выработка динамического стереотипа здоровьесберегающей организации познавательного процесса. Знание и применение данных принципов положительно влияет на здоровье детей, позволяет педагогам сделать обучение для школьников более эффективным и легким. Понимая под здоровьесбережением сохранение и укрепление здоровья, предупреждение болезней, а также поддержание общественной гигиены выделяем следующие правила здоровьесбережения на уроке:1. Соблюдение санитарных условий в кабинете: качественное освещение класса и доски, соблюдение температурного режима, чистоты и свежести воздуха, отсутствие звуковых раздражителей. Утомляемость у учеников непосредственно зависит от соблюдения данных условий.2. Оптимизация деятельности учащихся. Средняя частота и продолжительность сменяемости разных видов учебной деятельности (приблизительная норма – 8-10 минут).3. Количество видов учебной деятельности, которые использует учитель. К их числу относятся: письмо, практические занятия, опрос учащихся, слушание, решение примеров задач, пересказ, изучение наглядных пособий. 5-8 видов за урок считается нормой. Однообразность урока приводит к утомлению учеников. С другой стороны слишком частые смены видов учебной деятельности требуют у школьников дополнительных адаптационных затрат, а это также способствует повышению утомляемости.4. Количество видов преподавания, используемых учителем: наглядный, самостоятельная работа, словесный и т.п. (норма – не менее 4-х за урок) [1].5. Чередование видов преподавания (через 12-15 минут).6. Благоприятный психологический климат, служащий одним из показателей успешности проведения урока. 7. Физкультминутки являются обязательными (норма – на 10-20 минут урока по 2 минуты из 4-х легких упражнений с 5-6 повторениями каждого).8. Включение в урок вопросов, связанных со здоровым образом жизни и здоровьем: выработка понимания необходимости здорового образа жизни, формирование понимания ребенка о том, что здоровье - высшая ценность. Умение учителя подчеркнуть вопросы, касающиеся здоровья является одним из показателей его педагогического мастерства.9. Длительность применения технических средств обучения (10-12 минут за урок).10. Использование видеоматериалов для обсуждения, дискуссии, привитие интереса к предмету.11. Использование методов, которые способствуют активизации творческого самовыражения у школьников. К таковым относятся активные методы: ролевая игра, семинар, дискуссия в группах), методы свободного выбора (выбор приемов взаимодействия, свободная беседа, свобода творческой мысли и т.д.), методы, направленные на развитие и самопознание (взаимооценка, самооценка и др.). 12. Количество времени, затраченного детьми на учебную работу (норму составляет диапазон от 65% до 83%).13. Особенности и темп окончания урока. К негативным показателям относятся нехватка времени на вопросы для учеников, слишком быстрый темп заключения урока, запись домашнего задания без необходимых комментариев и объяснений. 14. Важным показателем эффективности проведенного урока можно считать вид обучающихся после урока: либо умеренно-возбужденное, спокойно-деловое, либо агрессивное, растерянное, утомленное. «Структура современного здоровьесберегающего урока».Начинать урок рекомендуется с ритуала приветствия, выполняющего роль “разогревающего” упражнения. Проверка домашнего задания должно быть построено не как проверка (правильно-неправильно), а как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей). В вводной части урока организуется актуализация знаний по теме урока. В основной части формулируются новые представления (это наиболее информативная часть урока). Заключительная часть используется для закрепления убеждений и отработки на их основе личной стратегии поведения. Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта. Важное условие урока - это создание положительной психологической атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы. «Практическая часть» Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения является создание и поддержание на уроке благоприятного психологического климата. Заряд положительных эмоций, полученный школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Поэтому в начале урока создаем у детей благоприятный настрой. В процессе работы применяются динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм. Примеры физминуток и динамических пауз в многообразии представлены в современной методической литературе, и подобрать ту или иную подвижную игру не представляет сложности для педагога. Решение задачи оздоровления имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста. Условием всестороннего развития и сохранения высокой работоспособности обучающихся младшего школьного возраста является возможность выполнения от 6 тысяч до 48 тысяч движений ежесуточно. Интересно отметить, что для закрепления мысли человеку необходимо движение. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д. Можно использовать такие упражнения для глаз, которые хорошо сочетаются с общими физическими упражнениями. Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку. Дыхательные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать. Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера, позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Эти дыхательные упражнения обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов, слов, предложений и фраз. Примеры: «Свеча» (упражнение на развитие дыхания без участия речи) – И.П. – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох носом - и животик становится как «шарик», и постарайтесь одним выдохом задуть свечу (выдох – «шарик сдувается»). А теперь перед вами 5 маленьких свечек. Сделайте вдох и задуйте свечки маленькими порциями выдоха. «Имитации» (упражнение на развитие дыхания с участием голоса) – подражаем гудку парохода («у»), вою ветра («в»), писку комара («з»), произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта. Необходимо заметить, что развитие правильного дыхания способствует общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной саморегуляцииПри обучении школьников младших классов особое внимание уделяется упражнениям для кистей и пальцев рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста. Установлено, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и что не менее важно мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. В систему работы начальной школы включены внеклассные мероприятия, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X