Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Капранова Ольга Владимировна

Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 6 года жизни на основе произведения ненецкой народной сказки «Кукушка»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 « Солнышко» Методическая разработкаКОНСТРУирование образовательнойценностно-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ситуации с детьми ___6_ года жизнина основе произведения художественной литературы Подготовила воспитатель МАДОУ № «Солнышко» г. Сухой Лог Капранова О.В. г. Сухой Лог 2020 годКОНСТРУирование образовательнойценностно-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ситуации с детьми ___6_ года жизни на основе произведения художественной литературыЦенность: Уважительное отношение к маме, забота о близком человеке в трудные времена, помощь по дому.Тема: Ознакомление с художественной литературой. Чтение и обсуждение ненецкой народной сказки «Кукушка»Цель: Знакомство с произведением народного ненецкого творчества.Образовательные задачи:Воспитательные:- воспитывать любовь, заботу, бережное отношение к маме;- воспитывать интерес к чтению художественной литературы.Обучающие:- расширять знания детей о малых народностях Севера, своеобразном укладе их быта. - актуализировать знания детей о птице кукушке, о ее повадках. - способствовать формированию ценностных оценок поступков героев, анализируя содержание литературного произведения.- упражнять в подборе качественных прилагательных к существительному «мама».Развивающие:- развивать умение слушать и понимать содержание сказки;- развивать связную речь, логическое мышление, память, двигательную активность, воображение.Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей:- закреплять умения отвечать на вопросы воспитателя по содержанию прочитанного художественного произведения.Материалы: иллюстрации к сказке «Кукушка», презентация о жизни народов Севера, мячик для организационной игры, карта России Понятия: чум, пимы, малица, ягель.Планируемые результаты: - дети активно и с интересом участвуют в беседе, взаимодействуют со сверстниками и взрослым, выражают свои мысли в процессе деятельности;- дети эмоционально откликаются на предлагаемую ситуацию, проявляют эмоционально-ценностное отношение к совместной деятельности с педагогом. - дети вступают в диалог с педагогом, давая развернутые, грамматически правильные ответы на поставленные вопросы. - у детей формируются ценностные оценки поступкам героев в процессе обсуждения и анализа произведения. - дети используют в речи новые слова, свободно подбирают качественные прилагательные.Технологическая картаорганизации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)Технологические компоненты деятельностиСодержание деятельности, действий педагогаДействия детейПланируемый результатОрганизация на совместную деятельность «Круг»- Ребята, мы с вами уже учились составлять разные рифмы. Давайте, сейчас вспомним и поиграем в игру «Замени звуки» Вам нужно подобрать слово в рифму, изменив одну – две буквы. Кому я брошу мячик, тот и отвечает. Слушайте внимательно! Назовём мы книжку «том» - Для жилья построим ... (дом) (и т.д.) - А кто в этом доме живёт? - Кто любит свою дочку и сыночка? - Да! Самый любящий, самый добрый человек для каждого ребенка. Послушайте, какие стихотворные строчки написали о маме (зачитываю выбранное стихотворение о маме).Дети вступают в словесный и игровой контакт с педагогом.Дети подбирая рифму, отвечают на вопросы. Проявляют интерес к дальнейшей деятельности.Дети активно принимают участие в игре, внимательно слушают, добавляют слова в рифму стихотворений.Актуализация знаний детей(работа с моделью трех вопросов: что мы знаем?)Краткий подводящий диалог к теме:- Если бы я сейчас попросила вас нарисовать свою маму, какие краски вы бы выбрали, чтобы передать всю ее красоту? - Очень яркие у вас получились бы мамы! А хотите узнать, какая мама у каждого из вас? Подберите красивые слова, чтобы описать свою маму. Называйте по очереди. - Здорово! А вы помогаете маме? Что вы делаете, чтоб она отдохнула? - Вот сколько всего вы, оказывается, умеете делать! Но зачем нужно помогать маме? Ведь она уже большая и все умеет делать сама? Как вы думаете, что будет, если не помогать маме? Фиксирует предложения детей в таблице «Модель трех вопросов» или «Модель пяти пальцев».Дети называют цвета красок. Дети подбирают качественные прилагательныеОтветы детей. Активное общение со взрослым через диалогДети проявляют готовность к действию.Игровая ситуация Мотивирует на деятельность (обеспечивает деловой заинтересованный настрой).Ребята, посмотрите, на столе лежат части картинок, как вы думаете, что это может быть? (пазлы, головоломка).Предлагаю, эту головоломку собрать и узнать, что на ней изображенои/з «Собери картинку».Кто изображён на картинке? (Кукушка).А как зовут детёныша кукушки? (Кукушонок)Дети выражают свое мнение, суждение.Действуют с предметами.Активное общение со взрослым через диалогДети проявляют готовность к действию.Знакомство с ценностью.Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей)Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей).Ребята, а в какой стране мы живём? Расскажите о России. Наша Родина какая? Наша страна не просто большая, а огромная. На юге всегда тепло, зимы не суровые, а где же всегда холодно? Как можно попасть на Север мгновенно? Давайте поколдуем. Закрывайте глаза. (Звучит вой ветра) Потопаем ногами,Похлопаем руками,Покружимся потом.Мы руки поднимаем,Мы руки опускаем,И на Север попадаем!И…окажемся в жилище ненцев – чуме. Дом у ненцев круглый, покрытый шкурами зимой и берестой летом. На полу постелены шкуры оленей, посередине стоит очаг, где разводят огонь и готовят еду (показываю иллюстрации). У ненцев одежда сшита из оленьих шкур, называется малица, а на ногах – пимы. Давайте и мы присядем на ковер, как будто в центре у нас разведен огонь. Дети рассуждают, отвечают на вопросыДети выполняютдействия.Дети пополняют свои знания о малых народностях Севера. Работа с «Моделью трех вопросов»: Что мы знаем? Что хотим узнать?Представление новой информацииРебята, я знаю одну историю о том, что случилось с мамой четырёх братьев. А вы хотите тоже узнать эту историю?Включаются в процесс обсуждения, отвечают на вопросы педагога.Интересуются новым.Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?»Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики)Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности), с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности (типа работ: по образцу. по схеме, по незавершенному продукту, по описанию);групповое/ индивидуальное обсуждение.А что для этого нужно сделать?(Прочитать книгу, посмотреть мультипликационный фильм, спросить маму, папу, бабушку и др.).Правильно, узнать об этой истории можно прочитав книгу. Сегодня мы познакомимся с ненецкой народной сказкой «Кукушка». А почему сказка называется народной?Вспомните и назовите, какие народные сказки вы еще знаете.А теперь немного отдохнем.Физминутка «Птички».Чтение сказки. По ходу текста, на слайдах появляются иллюстрации к сказке.Вопросы по тексту (групповое обсуждение)Ребята, вам понравилась сказка? Кто запомнил название? Ребята, о ком эта сказка? Как жила бедная женщина? Сколько у неё было детей? А дети помогали матери? Как вы считаете, почему заболела мама? Что они отвечали на её просьбы? – Вспомните, как в сказке говорится о том, почему мать превратилась в кукушку? Послушайте… - Мать так любила своих сыновей, заботилась о них, и вдруг их бросила. Как вы думаете, почему? - Чем закончилась сказка? -Как вы думаете, почему с тех пор по тундре красный мох стелется? - Вам жалко детей? Как высчитаете, они справедливо наказаны? -Что вы можете сказать о матери в этой сказке? Какие эпитеты можно подобрать, чтобы описать мать в начале сказки, а потом в конце? - Что вы можете сказать о детях? - Какие сердца у четырех братьев? Выражают собственные мысли, соблюдают отвечают на вопросы полным ответом, вступают в диалог, выражают различные эмоции посредствам действий, слов, мимики.Дети отвечают на вопросы педагога, рассуждают.Дети, рассуждают, подбирают эпитеты.Дети высказывают своё мнение, делают выводы.Проявляют любознательность и активность.Умеют выполнять словеснуюинструкцию.Дети актуализирую т свои знания о птице кукушке. Отвечают на вопросы педагога, рассуждают. Дети подбирают эпитеты для описания мамы из сказки.2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач).Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности), включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно.Технологические компоненты деятельности Центр активности Содержание деятельности (конкретная задача, культурно-смысловой контекст)Презентация деятельности в центрах активностиМатериалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активностиРезультат, продукт деятельностиТворческий (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающее к образному выражению в творческой продуктивной деятельности).Презентация центров активности (педагогом/ребенком).«Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности Центр познанияРассматривание энциклопедий о жизни народов Севера.Рассмотрите энциклопедии и найдите интересные факты о жизни людей на Севере.Познавательные энциклопедии.Дети самостоятельно рассматривают энциклопедии, делают закладки, обсуждают, кто что увидел и о чем будет рассказывать.Центр искусства- Ребята, а как вы думаете, сегодня, находясь в детском саду, как мы можем порадовать ваших мам? Предлагаю вам для ваших мам изготовить сувенир – малицу.Что это такое? Как можно изобразить? Что вам для этого нужно? (цв. бумага, клей, кисти, клеёнка, салфетка).Цветная бумага, клей, кисти, клеёнка, салфетка.Самостоятельная деятельность (аппликация).Во время работы комментирование своих действий(инд.)Центр кулинариии/з «Угощение для мамы»Мама вернётся с работы уставшая. Она очень обрадуется, если вы приготовите для нее угощение. Кто какое хочет?Пластилин разных цветов, дощечки, стеки, салфетки, иллюстрации с изображением выпечки.Изготовление различных «угощений» из пластилинаЦентр мастерская и/з «Бусы для мамы»Ребята, все мамы любят красивые вещи: бусы, колечки и т.д. Предлагаю смастерить для мам бусы. Коктейльные трубочки (разного цвета), шпагат любого цвета, ножницы.Демонстрация изделийЦентр грамотыи/з «Разложи картинки правильно» (рассказ по серии картинок)Разложите картинки так, чтобы по ним можно было составить рассказ о маме.Серия картинок к рассказу.Составление рассказа по серии картинокЦентр игрыТеатр. игра «Кукушка»Предлагаю показать сказку «Кукушка» ребятам старшей группы «непоседы». Распределите роли и подберите себе атрибуты (картинки героев)Плоскостные картинки по сказке «Кукушка»Показ сказкиЦентр конструирования и/з «Дом, в котором мы живём»Ребята, предлагаю построить уютный и теплый дом для вашей семьи.Картины с изображением домов, мелкий и крупный строительный материалы, схемы фундамента.Демонстрация домов для семьи.Центр математикид/и «Чиним одеяло»У мамы на кровати лежало красивое красное одеяло, но котёнок Тишка порвал одеяло. Сосчитайте сколько дырок. Теперь возьмите фигуры и помогите маме починить одеяло.Красное «одеяло», геометрические фигуры.С помощью геометрических фигур закрывают белые дыры на одеяле.Центр книгиВыставка книгРебята рассмотрите книги на выставке. И отберите те, в которых говорится о маме. Как вы узнали( по иллюстрациям).Рассказы, сказки, стихи в сюжете которых присутствует мама.Показ книг и рассказ детей, почему выбрали эти книги( по иллюстрации)Центр безопасности и здоровьяИгра «Если мама заболела»Обсуждение различных ситуаций, о том, что необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «03», поупражнять в вызове врача.Телефон.Знания детей номера «03» или «112», домашнего адресаДвигательный центрП/и «Бусы для мамы»Мама рассыпала свои бусинки. Но вы ребята быстрые и ловкие. Поиграем в игру, а самый быстрый и ловкий соберёт бусинки (детей).БубенУмение бегать, не натыкаясь друг на друга, производить действия по сигналу. Быть быстрым и ловким.3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль).Технологические компоненты деятельности Содержание деятельности, действия педагогаДействия детейПланируемыйрезультатРефлексивная ситуация Ребята, вам понравилась сказка?Как в сказке говорится о том, почему мать превратилась в кукушку?Чем закончилась сказка?Чему научила вас эта сказка?Активный диалог.Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности.Умение рассуждать, делать умозаключения, подводить итог.Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности), культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать?)Ребята, у вас такие работы интересные получились, а что можно с ними сделать? (оформить выставку, поместить в рамочку, подарить маме и т.д.).Предлагаю ваши работы подарить своим мамам или бабушкам. Вы согласны?Дети предлагают варианты дальнейших действий.Рассуждения.Подведение итогов.4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания)Ребята, а как бы вы поделились со своими близкими о том, что сегодня узнали? (рассказали о книге, показали свои работы, пересказали сказку, посмотрели всей семьёй м/ф и др.)Диалог. Обсуждение вариантов.Рассказы детей о том, как они поделились новыми знаниями с близкими или друзьями (на другой день)

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X