Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Связаться с нами:
info@diplom-pedagogu.ru


Мы находимcя:
г. Москва

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Баженова Татьяна Сергеевна

«Создание эффективной системы экологического образования в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида №19 «Цветик-Семицветик»142062, Московская обл., г. Домодедово, мкр. Барыбино, ул. Агрохимиков, д.2а. Тел: 8(496-79) 62-7-98 Сообщение на тему: «Создание эффективной системы экологического образования в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».Подготовила:старший воспитательБаженова Т.С. г. Домодедово «Экологическое воспитание – это воспитание  нравственности, духовности и интеллекта»Вследствие современных экологических проблем перед педагогами стоит задача большой экологической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования стали нормой поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы.Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования осознанного эмоционально-положительного отношения к окружающему миру. В этот период формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.Проблему экологического воспитания нужно рассматривать в 2-х направлениях (Николаева С.Н.):Воспитание начальных форм экологической культуры детей, осознанного отношения к природе, выработка первоначальных практических навыков.Развитие экологического сознания, культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста. Повышение их экологической культуры, как необходимого условия воспитания и развития экологической культуры детей.Большое внимание мы уделили созданию системы экологического образования, которая включила в себя: - работу с кадрами, т.е. профессиональную подготовку педагогов;- создание условий для реализации программы экологического образования дошкольников, т.е. создание экологически развивающей образовательной среды в детском саду;- экологическое образование дошкольников;- экологическое просвещение родителей;- связь с заинтересованными организациями, т.е. с социумом.Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста предполагает решение следующих целей и задач:Цель: воспитание у детей экологической культуры: получение достоверных знаний, практических умений, направленных на охрану природы, бережное отношение к природе, осознание важности её охраны. * Создание условий для экологического воспитания детей дошкольного возраста.* Формирование элементарных экологических знаний и представлений, начала экологического мировоззрения.* Умение понимать причинно-следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ.* Формирование представления о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.* Формирование доброжелательного отношения к живым существам в процессе общения с ними.* Формирование умения создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных.* Систематизация и углубление знаний о живой и неживой природе* Развитие ответственного и бережного отношение к домашним животным, животным уголка природы в детском саду, к диким животным, к птицам.* Формирование трудовых навыков и умений по уходу за растениями, животными.* Учить детей правильно взаимодействовать с природой.* Формирование умения рационально использовать природные ресурсы.* Развитие интереса и любви к родному краю, формирование представления об экологических проблемах города.* Ознакомление детей с Красной книгой.* Воспитание отзывчивости и коммуникабельности.Для реализации целей и задач необходимо следовать принципам: системности; сезонности; возрастной адресности; интеграции; координации деятельности педагогов; преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Прежде чем воспитывать дошкольников, нам необходимо было подготовить педагогов к решению задач экологического образования и создать экологически развивающую среду в дошкольном учреждении.Структура экологического образования педагогического коллектива включила в себя решение следующих задач: * Формирование в сознании педагогов значимости экологических проблем и причин, их порождающих, формирование представлений о новых ценностях, участие в реальной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды.* Формирование потребности в экологическом образовании и самообразовании – уровень профессионального развития (педагогическое мастерство, способность к творчеству, готовность к экологическому образованию воспитанников).* Освоение педагогическим коллективом содержания, форм и методов экологического образования детей.* Освоение педагогами конкретных технологий экологического образования дошкольников.* Использование личностно ориентированной модели взаимодействия с детьми, забота о психическом и физическом здоровье каждого ребёнка.В своей работе используем разные формы организации работы с педагогами. Это и семинары, семинары-практикумы, педсоветы, посещения и взаимопосещения, выставки, презентации, работа в творческих группах, проектная деятельность и др.Педагоги и воспитанники ДОУ принимают участие в экологических акциях, в муниципальном конкурсе поделок из природного материала «Природа и фантазия», в субботниках по благоустройству территории микрорайона, участвуют в тематических неделях, проводимых ГДК «Дружба». Наши достижения неоднократно отмечены грамотами.В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (3.3.4.). Поэтому эти требования относятся и к экологически развивающей среде. Созданная в нашем детском саду экологически развивающая среда способствует:- познавательному развитию ребёнка;- эколого-эстетическому развитию;- оздоровлению ребёнка;- формированию нравственных качеств;- формированию экологически грамотного поведения; - экологизации различных видов деятельности.Развивающая среда нашего учреждения включает в себя следующие элементы:* Экологическая тропа на территории детского сада (туи, ели, альпийская горка, искусственный ручей, уголок лекарственных растений, водоём, клумбы). *Огород: посадка и уход за растениями, сбор урожая – практическая деятельность, наблюдения стадий роста, ведение дневников наблюдений, знакомство с правилами экологической безопасности для себя и природы.* Экологически развивающая среда в группах: уголки природы (уход за растениями), тематические выставки, чтение художественной и энциклопедической литературы, ведение календарей природы, рассматривание иллюстраций, репродукций картин, мини-музеи («Дары моря», Дымковская игрушка», «Деревянная игрушка»), наглядная агитация для родителей (папки, ширмы, статьи на групповых стендах), выставки детского творчества, зоны детской деятельности (наличие элементов, атрибутов экологического образования). * Библиотека (методический кабинет): чтение, беседы, ознакомление с наглядным материалом, игровая деятельность, опытно-исследовательская лаборатория.* Музыкально-физкультурный зал: проведение тематических и фольклорных праздников, исполнительское творчество, игровая деятельность, здоровьесберегающие технологии (УГ, дыхательная гимнастика, упражнения-перевоплощения, корригирующая гимнастика), родительские собрания, показ презентаций.* Коридоры: тематические выставки, выставки рисунков и поделок, оформление стенда «Экологическое воспитание», «В мире прекрасного».* Мини-музей ДОУ «Русская изба»: НОД, рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, объектов неживой природы, репродукций картин, творческих работ педагогов, родителей и детей.Территория дошкольного учреждения «утопает в зелени» деревьев, кустарников, цветов. Красивые клумбы, альпийские горки, огород, экологические зоны на групповых участках способствуют формированию у дошкольников знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире, развитию эстетических чувств: любви, уважения, бережного отношения по отношению к миру природы, побуждению в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства. Все созданные «зеленые зоны» используются педагогами в воспитательно-образовательном процессе.Экологическое образование дошкольника базируется на деятельностном подходе, так как именно деятельность формирует психику ребенка, отсюда исходит необходимость использования интегрированного подхода в различных видах детской деятельности.Для повышения качества экологической воспитанности детей, развития экологической направленности их личности используем в работе с дошкольниками следующие методы:1. Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ — главный метод экологического образования детей.2. Наблюдение — метод чувственного познания природы. Представления, полученные посредством наблюдения, становятся содержательной основой многих видов детской деятельности: игровой, изобразительной, труда в природе, общения с ней, речевой (интеграция разных видов детской деятельности).3. Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического образования, позволяет уточнять, закреплять и расширять представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой. Метод наглядно доказывает: природа вдохновляет людей, воздействует на их чувства, побуждает создавать прекрасное.4. Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности. С помощью этого метода дошкольники выходят на новый уровень понимания явлений природы, это начало формирования экологического мышления, экологического сознания.Экологическое образование реализовываем в различных видах детской деятельности: - игровой, включая сюжетно-ролевые, игры с правилами и другие виды игр;-коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);- познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);- восприятии художественной литературы и фольклора;- самообслуживании и элементарном бытовом труде (в помещении и на улице), практическая деятельность;- конструировании из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;- изобразительной (рисование, лепка, аппликация);- музыкальной (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);- двигательной (овладение основными движениями).Особое место мы отводим занятиям, которые выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы: расширены, углублены, объединены, систематизированы. Использование интегрированного подхода на занятиях помогает педагогам представить явления не фрагментарно, а целиком; побуждает детей к активному познанию окружающей действительности и нахождению причинно-следственных связей. Переключение на разные виды деятельности (общение с живыми объектами, рассматривание объектов уголка природы, просмотр слайдов, слушание музыки, творческая деятельность детей - рисование, сочинение сказок, театрализация, восприятие художественной литературы и др.), способствует поддержанию интереса детей, снижает утомляемость, снимает напряженность, чувство страха и неуверенности. Интегрированные занятия в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи (идёт сравнение, обобщение).Используем экскурсии – как один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсий ребенок наблюдает в естественной обстановке явления природы, сезонные изменения, видит, как человек преобразовывает природу в соответствии с требованиями жизни, и как природа служит людям. Экскурсии помогают сформировать у детей первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое мировоззрение. В ходе проведения экскурсий, используем: диалог, рассказ; практическую деятельность, т. к. дети лучше запоминают не слова, а то, что им удалось потрогать, погладить, внимательно рассмотреть; проводим игровую деятельность для уточнения усвоенного материала, а также, чтобы снизить утомляемость; закрепляем правила поведения в природе, взаимодействия с объектами; а впоследствии, предлагаем передать свои впечатления в творческой деятельности. Правильно продумать и организовать экскурсию - это большая трудоёмкая работа всех специалистов детского сада, но она даёт хороший результат: знакомит с природными объектами на территории микрорайона, формирует навыки ответственного поведения в природе, способствует укреплению здоровья, приобщает к здоровому образу жизни, учит видеть красоту природы и изображать её в своей творческой деятельности. Огромная работа проводится в повседневной жизни.Для ознакомления дошкольников с природой, для воспитания экологической культуры дошкольников педагоги в работе ежедневно используют прогулки. Во время прогулок организуют: наблюдения (коммуникативная деятельность), игры с природным материалом: песком, водой, льдом, снегом, листьями и т.п. (познавательно-исследовательская деятельность), игровую деятельность (дидактические, подвижные игры), практическую деятельность (труд в природе, полив растений, рыхление почвы, прополка сорняков, уборка опавшей листвы и др.).В ходе наблюдений педагоги используют двигательную активность дошкольников - включение в наблюдение соответствующих его содержанию упражнений, действий с предметами, восприятие художественной литературы (загадывание загадок, чтение стихотворений), изобразительную деятельность (рисование на снегу, песке, асфальте), игровую деятельность («С какого дерева лист», «Чьи следы» и т. д.).Ежедневно дети заполняют календарь природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями, проводится оно под контролем воспитателя. Дети старшего дошкольного возраста свои наблюдения отражают в календаре природы, где зарисовывают яркие сезонные изменения в неживой природе, в жизни растений.Для закрепления трудовых навыков и умений, развития наблюдательности, для формирования у детей гуманного отношения к природе педагоги включают детей в посильную для их возраста практическую деятельность - труд в природе, которая способствует постоянному и полноценному общению детей с природой. Наблюдение позволяет установить, что нужно сделать, определить набор и характер трудовых действий. Так, например, рассматривая цветы на клумбе, дети видят, что листья у них, опущены вниз, земля ровная, в трещинах. Дети делают вывод: цветам не хватает воды, они засыхают, их нужно полить, но перед поливом обязательно нужно подрыхлить почву, иначе вода не будет впитываться в землю, а будет стекать, и цветы не получат достаточного количества влаги, чтобы восстановить свой цветущий и красивый вид. Так, организуя и проводя практическую деятельность, воспитатели включают детей в коммуникативную – беседа, познавательно-исследовательскую деятельность – рыхлая почва лучше и быстрее пропускает воду, восприятие художественной литературы – чтение стихотворений о цветах. Ведущий вид деятельности и любимое занятие дошкольников - игра. Педагоги дошкольного учреждения уделяют особое внимание игровой деятельности в режиме дня. Игра помогает удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. В игре легче обучать, чтобы стать участником игры, ребёнок усваивает определённые знания. В играх-превращениях, организованных педагогами, дети «превращаются» в деревья, это помогает им понять значение разных частей дерева, в капельки – круговорот воды в природе. С помощью сюжетно-ролевых игр воспитатели помогают детям понять, например, как будут вести себя речные обитатели, если в реку стали бросать мусор или сливать промышленные отходы, и что должны сделать мы для разрешения этой экологической катастрофы. Эти игры педагоги используют для закрепления правил поведения в природе, в быту, правил экологической безопасности. Также воспитатели организуют и проводят интеллектуальные игры (КВН, «Час игр»), которые способствуют развитию мышления, инициативы, самостоятельности, содержание их интересно и насыщено. Подвижные игры воспитатели проводят в разные временные отрезки, как на улице, так и в помещение. Эти игры носят оздоровительный характер, закрепляют знания о повадках, характере поведения птиц, животных и др. Использование дидактических игр в работе, позволяет педагогам закрепить ранее полученные знания, получить дополнительную информацию о природных взаимосвязях, отдельных объектах, о взаимоотношениях человека с природой. Организация и проведение любой игры включает:- коммуникативную деятельность – объяснение или закрепление правил игры; - восприятие художественной литературы и фольклора – использование считалок, стихотворных форм; - элементарный бытовой труд – раздача и уборка оборудования к игре, - конструирование – сбор пазлов, макетов, - изобразительная - дорисовывание предметов, закрашивание, - музыкальная - пение закличек, песенок, музыкально-ритмические движения, - двигательная – использование в играх ОВД.В нашем детском саду педагоги и старшие дошкольники принимают активное участие в социально значимых мероприятиях - природоохранительных акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность: «Посади дерево», «Чистый двор – чистая совесть», «Международный день птиц», «Чистый водоём». Природоохранительные акции, как правило, приурочены к датам или сообщениям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильно воспитательное воздействие, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей воспитанников. В ходе проведения экологических акций интегрируются разные виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, конструктивная, практическая и т.п.Во время проведения праздников и досугов, дети постигают мир природы через музыкальные образы, перевоплощения, учатся сопоставлять свои впечатления о природе с чувствами других людей, выражают свои чувства «языком» звуков и через театральное исполнительское искусство, В каждый досуг или праздник мы включаем: чтение стихотворений, инсценировку или игру-драматизацию, пение песен, музыкально-ритмические этюды, разные виды игр - подвижная, словесная, дидактическая. В сценариях этих мероприятий используем материал, который детям хорошо знаком.Все дети по своей природе любознательны, каждый из них пытливый исследователь, поэтому у нас познавательно-исследовательская деятельность играет большую роль в экологическом образовании дошкольников. Содержание опытно-экспериментальной деятельности, проводимой воспитателями со старшими дошкольниками, включала в себя элементарные естественнонаучные эксперименты по изучению свойств: воздуха, воды, магнита, бумаги, ткани, дерева и металла, электричества, света, звука, цвета, веса, объектов живой природы и др. Так, например, изучая свойства воздуха, воспитатель вместе с детьми выясняет, что воздух есть везде, он не имеет запаха, с помощью воздуха можно рисовать, узнают о применении воздуха, о загрязнении воздуха и природоохранных мероприятиях, способствующих очищению воздуха. Познавательно-исследовательская деятельность интегрирует с другими видами детской деятельности: коммуникацией, восприятием художественной литературы, игровой, изодеятельностью, конструктивной деятельностью. В ходе экспериментирования дошкольники получают самые ценные знания, т. к. добывают их в ходе собственных творческих изысканий..Именно в дошкольном детстве ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры, что происходит при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.Поэтому особое внимание мы уделяем работе с родителями: используем беседы, консультации, родительские собрания, выставки методической литературы и пособий, конкурсы например: «Осенний калейдоскоп», «Чудеса природы» (поделки из природного материала), «Моя малая Родина» (рисунки), «Удивительное рядом» (фотографии), «Чудеса из снега» (снежные постройки), праздники и развлечения, совместная трудовая деятельность по благоустройству групповых участков (обустройство клумб, создание экологических уголков), экологические акции («Птицы – наши друзья», «Чистый двор – чистая совесть»).Совместные мероприятия сплачивают детей, родителей и воспитателей, развивают чувство удовлетворённости, повышают уровень знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.       Мы можем сделать вывод о широких возможностях в условиях нашего дошкольного учреждения, для экологического образования - системного и интегрированного подхода. Полученные знания, помогают сформировать у ребенка правильное представление о мире, в который он включается не как хозяин, а как участник естественного процесса развитияТаким образом, мы убедились, что проводимая нами работа по экологическому воспитанию дает хорошие результаты: дети уверенно называют представителей животного и растительного мира и понимают взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью объектов животного и растительного мира, выражают свое отношение к представителям животного мира. Дети становятся добрее, учатся сопереживать, становятся более грамотными в области экологии.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X