Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Татьяна Просолупова

Картотека релаксационных игр для дошкольников

скачать документ

Вернуться назад































































































































































































































Картотека






















релаксационных игр









































упражнений по психогимнастике
































для детей
































старшего дошкольного возраста










































Психогимнастика в детском саду





































настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов








,








однако довольно редко








-








психогимнастика как метод практической психокоррекции








.








Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей








,








психологов и родителей








,








так как в ее основе лежит игра








,








являющаяся основным видом деятельности детей








.




















Психогимнастика



















-



















курс специальных занятий



















(








этюдов








,



















игр








,



















упражнений








),



















направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка








(








как его познавательной








,








так и эмоционально








-








личностной сферы








).































Прежде всего








,








такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью








,








замкнутым








,








с неврозами








,








нарушениями характера








,








легкими задержками психического развития и другими нервно








-








психическими расстройствами








,








находящимися на границе здоровья и болезни








.































Не менее важно использовать психогимнастику в профилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки








.

































Мимические и пантомимические этюды










.



































Цель








:





















выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний








,





















связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства








.








Модели выражения основных эмоций








(








радость








,








удивление








,








гнев








,








интерес








,








отвращение








,








презрение








,








страх и др








.)








и некоторых эмоционально окрашенных чувств








(








гордость








,








застенчивость








,








уверенность и др








.).








Дети знакомятся с элементами выразительных движений








:








мимикой








,








жестом








,








позой








,








походкой








.

































Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций










.



































Цель








:





















выразительное изображение черт








,





















порождаемых социальной средой





















(








жадность








,








доброта








,








честность и т








.








п








.),








их моральная оценка








.








Модели

















поведения персонажей с теми или иными чертами характера








.








Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений








,








относящихся к их социальной компетентности








.








Гармонизация личности ребенка








.





























При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно








.








Фаза носит психопрофилактический характер








.































Этюды и игры










,










имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом










.

































Цель












:





















коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка








,





















тренинг





















моделирования стандартных ситуаций








.































Психомышечная тренировка










.

































Цель








:





















снятие психоэмоционального напряжения








,





















внушение желательного





















настроения








,








поведения








,








черт характера








.









































«










Драка










»





















Цель










:










Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук










.






























«








Вы с другом поссорились








.








Вот








-








вот начнется драка








.








Глубоко вдохните








,





























крепко








-








накрепко сожмите челюсти








.








Пальцы рук зафиксируйте в кулаках








,



















до боли вдавите пальцы в ладони








.








Затаите дыхание на несколько секунд








.



















Задумайтесь








:








а может








,








не стоит драться








?








Выдохните и расслабьтесь








.








Ура








!



















Неприятности позади




























Это упражнение полезно проводить не только с тревожными








,








но и с



















агрессивными детьми








.































«










Воздушные шарики










»





















Цель










:










Снять напряжение










,










успокоить детей










.






























Все играющие стоят или сидят в кругу








.








Ведущий дает инструкцию








:

















«








Представьте себе








,








что сейчас мы с вами будем надувать шарики








.








Вдохните

















воздух








,








поднесите воображаемый шарик к губам и








,








раздувая щеки








,








медленно








,








через приоткрытые губы надувайте его








.








Следите глазами за тем








,








как ваш шарик становится все больше и больше








,








как увеличиваются








,








растут узоры на нем








.








Представили








?








Я тоже представила ваши огромные шары








.








Дуйте осторожно








,








чтобы шарик не лопнул








.








А теперь покажите их друг другу








».





























Упражнение можно повторить








3








раза








.































«










Корабль и ветер










»





















Цель










:










Настроить группу на рабочий лад










,










особенно если дети устали










.





























«








Представьте себе








,








что наш парусник плывет по волнам








,








но вдруг он

















остановился








.








Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер








.








Вдохните в себя воздух








,








сильно втяните щеки








...








А теперь шумно выдохните через рот воздух








,








и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик








.








Давайте попробуем еще раз








.








Я хочу услышать как шумит ветер

















Упражнение можно повторить








3








раза








.































«










Подарок под елкой










»





















Цель










:










Расслабление мышц лица










,










особенно вокруг глаз










.



















«








Представьте себе








,








что скоро новогодний праздник








.








Вы целый год мечтали






































замечательном подарке








.








Вот вы подходите к елке








,








крепко








-








крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох








.








Затаите дыхание








.








Что же лежит под елкой








?








Теперь выдохните и откройте глаза








.








О








,








чудо








!








Долгожданная игрушка перед вами








!








Вы рады








?








Улыбнитесь








».































После выполнения упражнения можно обсудить








(








если дети захотят








),








кто о чем мечтает








.































«










Дудочка










»































Цель










:










Расслабление мышц лица










,










особенно вокруг губ










.






























«








Давайте поиграем на дудочке








.








Неглубоко вдохните воздух








,








поднесите

















дудочку к губам








.








Начинайте медленно выдыхать








,








и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку








.








Затем начните сначала








.








Играйте








!








Какой замечательный оркестр







































Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе








,








сидя или стоя за партами








.
































«










Танцующие руки










»































Цель










:



















Если дети неспокойны или расстроены








,



















эта игра даст детям



















(








особенно



















огорченным








,








неспокойным








)








возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться








.






























«








Разложите большие листы оберточной бумаги








(








или старые обои








)








на полу








.








Возьмите каждый по








2








мелка








.








Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета








.








Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так








,








чтобы руки








,








от кисти до локтя








,








находились над бумагой








. (








Иными словами








,








так








,








чтобы у детей был простор для рисования








.)








Закройте глаза








,








и








,








когда начнется музыка








,








вы можете обеими руками рисовать по бумаге








.








Двигайте руками в такт музыке








.








Потом вы можете посмотреть








,








что получилось








» (2—3








минуты








).








Игра проводится под музыку








.
































«










Слепой танец










»
































Цель










:










Развитие доверия друг к другу










,










снятие излишнего мышечного напряжения










.



















«








Разбейтесь на пары








.








Один из вас получает повязку на глаза








,








он будет






























"








слепой








".








Другой останется








"








зрячим








"








и сможет водить








"








слепого








".








Теперь

















возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку








(1—2








минуты








).








Теперь поменяйтесь ролями








».






























Сначала можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки








.








Тот








,








кто видит








,








двигает руками под музыку








,








а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения








,








не отпуская рук








, 1— 2








минуты








.








Потом дети меняются ролями








.








Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза








,








успокойте его и не настаивайте








.








Пусть танцует с открытыми глазами








.































«










Гусеница










»





















Цель










:










Игра учит доверию










.






























Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников








. «








Ребята








,








сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате








.








Постройтесь цепочкой








,








руки положите на плечи впередистоящего








.








Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч








.








Дотрагиваться руками до воздушного шара








(








мяча








)








строго воспрещается








!








Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках








.








Таким образом








,








в единой цепи








,








но без помощи рук








,








вы должны пройти по определенному маршруту








».









































Смена ритмов










»
































Цель










:










Помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы










,










снять излишнее мышечное напряжение










.






























Если воспитатель хочет привлечь внимание детей








,








он начинает хлопать в ладоши и громко








,








в такт хлопкам








,








считать








:








раз








,








два








,








три








,








четыре








...








Дети присоединяются и тоже








,








все вместе хлопая в ладоши








,








хором считают








:








раз








,






























два








,








три








,








четыре








...








Постепенно воспитатель








,








а вслед за ним и дети








, 1








хлопает все реже








,








считает все тише и медленнее








.









































Зайки и слоны










»
































Цель










:










Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми










,










способствовать повышению самооценки










.






























«








Ребята








,








я хочу вам предложить игру








,








которая называется








"








Зайки и слоники








".








Сначала мы с вами будем зайками








-








трусишками








.








Скажите








,








когда заяц чувствует опасность








,








что он делает








?








Правильно








,








дрожит








.








Покажите








,








как он дрожит








.








Поджимает уши








,








весь сжимается








,








старается стать маленьким и незаметным








,








хвостик и лапки его трясутся








»








и т








.








д








.








Дети показывают








.

















«








Покажите








,








что делают зайки








,








если слышат шаги человека

















Дети

















разбегаются по группе








,








классу








,








прячутся и т








.








д








. «








А что делают зайки








,








если видят волка








?..»








Педагог играет










с








детьми в течение нескольких минут








.






























«








А теперь мы с вами будет слонами








,








большими








,








сильными








,








смелыми








.








Покажите








,








как спокойно








,








размеренно








,








величаво и бесстрашно ходят слоны








.








А что делают слоны








,








когда видят человека








?








Они боятся его








?








Нет








.








Они дружат с ним и








,








когда его видят








,








спокойно продолжают свой путь








.








Покажите








,








как








.








Покажите








,








что делают слоны








,








когда видят тигра








...»








Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона








.






























После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают








,








кем им больше понравилось быть и почему








.
































«










Волшебный стул










»































Цель










:










Способствовать повышению самооценки ребенка










,










улучшению взаимоотношений между детьми










.






































эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени








.








Предварительно взрослый должен узнать








«








историю








»








имени каждого ребенка

















его происхождение








,








что оно означает








.








Кроме этого надо изготовить корону и








«








Волшебный стул








» —








он должен быть обязательно высоким








.








Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен








,








а затем говорит








,








что будет рассказывать об именах всех детей группы








(








группа не должна быть более








5—6








человек








),








причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры








.








Тот








,








про чье имя рассказывают








,








становится королем








.








На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне








.







































конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени








(








нежные








,








ласкательные








).








Можно также по очереди рассказать что








-








то хорошее о короле








.































Этюды на расслабление мышц





















«










Штанга
































Цель










:










Расслабить мышцы спины










.





























Сейчас мы с вами будем спортсменами








-








тяжелоатлетами








.








Представьте








,








что на полу лежит тяжелая штанга








.








Сделайте вдох








,








оторвите штангу от пола на































вытянутых руках








,








приподнимите ее








.








Очень тяжело








.








Выдохните








,








штангу на пол








,








отдохните








.








Попробуем еще раз








».
































«










Штанга










































Цель










:










Расслабить мышцы рук и спины










,










дать возможность ребенку почувствовать себя успешным










.






























«








А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой








.








Сделали вдох








,








подняли штангу








,








зафиксировали это положение








,








чтобы судьи засчитали вам победу








.








Тяжело так стоять








,








бросьте штангу








,








выдохните








.








Расслабьтесь








.








Ура








!








Вы все чемпионы








.








Можете поклониться зрителям








.








Вам все хлопают








,








поклонитесь еще раз








,








как чемпионы








».





























Упражнение можно выполнить несколько раз








.































«










Сосулька










»





















Цель










:










Расслабить мышцы рук










.



















«








Ребята








,








я хочу загадать вам загадку








:





































нас под крышей белый гвоздь висит








,








солнце взойдет








,








гвоздь упадет








.(








В








.








Селиверстов








)
































Правильно








,








это сосулька








.








Давайте представим








,








что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей








.








Диктор








(








это я








)








читает им эту загадку








,








а вы будете изображать сосульки








.








Когда я прочитаю первые две строчки








,








вы сделаете вдох и поднимете руки над головой








,








а на третью








,








четвертую

















уроните расслабленные руки вниз








.








Итак








,








репетируем








...








А теперь выступаем








.








Здорово получилось








































«










Шалтай










-










болтай










»































Цель










:










Расслабить мышцы рук










,










спины и груди










.






























«








Давайте поставим еще один маленький спектакль








.








Он называется








"








Шалтай








-








Болтай








".








Шалтай








-








Болтай сидел на стене








.








Шалтай








-








Болтай свалился во сне








. (








С








.








Маршак








)






























Сначала будем поворачивать туловище вправо








-








влево








,








руки при этом свободно болтаются








,








как у тряпичной куклы








.








На слова








"








свалился во сне








" —








резко наклоняем корпус тела вниз








».































«










Винт










»





















Цель










:










Снять мышечные зажимы в области плечевого пояса










.



















«








Ребята








,








давайте попробуем превратиться в винт








.








Для этого поставьте пятки





































носки вместе








.








По моей команде








"








Начали








"








будем поворачивать корпус то влево








,








то вправо








.








Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении








.








Начали








!..








Стоп

















Этюд может сопровождаться музыкой Н








.








Римского








-








Кор








-








сакова








«








Пляска скоморохов








»








из оперы








«








Снегурочка








».































«










Насос и мяч










»





















Цель










:










Расслабить максимальное количество мышц тела










.































«








Ребята








,








разбейтесь на пары








.








Один из вас

















большой надувной мяч








,








другой

















насосом надувает этот мяч








.








Мяч стоит








,








обмякнув всем телом








,








на полусогнутых ногах








,








руки








,








шея расслаблены








.








Корпус наклонен несколько вперед








,








голова опущена








(








мяч не наполнен воздухом








).








Товарищ начинает надувать мяч








,








сопровождая движение рук








(








они качают воздух








)








звуком








"








с








".








С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше








.








Услышав первый звук








"








с








",








он вдыхает порцию воздуха








,








одновременно выпрямляя ноги в коленях








,








после второго








"








с








"








выпрямилось туловище








,








после третьего

















у мяча поднимается голова








,








после четвертого

















надулись щеки и даже руки отошли от боков








.








Мяч надут








.








Насос перестал накачивать








.








Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса








...








Из мяча с силой выходит воздух со звуком








"








ш








".








Тело вновь обмякло








,








вернулось в исходное положение








».








Затем играющие меняются ролями








.
































Релаксационное растягивание































Обеспечивает оптимальную работу мышц










,










разгрузку позвоночника










,










снятие динамического напряжения










.










Проводится между занятиями познавательного и продуктивного типа










,










под тихую спокойную музыку










,










при приглушенном свете










.







































1. «










Потянулись










».





























И








.








п








.:








лежа на спине








;








правую руку вытянуть за головой








,








левую

















вдоль туловища








.





























Вдох

















тянуть правую руку вверх








,








выдох

















расслабиться








.





























Вдох

















расслабиться








,








выдох

















тянуть руку вверх








.



















Пауза

















расслабиться








.








Повторить упражнение со сменой положения рук








.







































2. «










Растишка










».



















И








.








п








.:








лежа на спине








,








обе руки вытянуть за головой








.



















Вдох

















максимально тянуть руки и ноги








,








выдох

















расслабиться








.



















Вдох

















расслабиться








,








выдох

















максимально тянуть руки и ноги








.





























Пауза

















расслабиться








.







































3. «










Аист










».



















И








.








п








.:








лежа на спине








,








руки вытянуть вдоль туловища








.





























Вдох

















правую ногу тянуть с напряжением мышц








,








носок на себя








;








выдох

















расслабиться








.





























Вдох

















расслабиться








,








выдох

















тянуть ногу с напряжением мышц








,








носок на себя








.





























Пауза

















расслабиться








.








Выполнять упражнение левой ногой








.







































4. «










Гвоздик










».



















И








.








п








.:








лежа на спине








,








руки вытянуть за головой








.





























Вдох

















руки и ноги с усилием тянуть








,








носки ног на себя








;








выдох

















расслабиться








.





























Вдох

















расслабиться








,








выдох

















руки и ноги с усилием тянуть








,








носки ног на себя








.








Пауза

















расслабиться








.

































1.


















5.


















«










Надуй шарик










».






























И








.








п








.:








лежа на спине








,








руки согнуть в локтях








,








ладони сложить на животе








.





























Вдох

















напрягая мышцы пресса








,








живот надуть








;








выдох

















живот втянуть








.



















Повторить упражнение








3-4








раза








.































Мышечная релаксация перед сном





















Проводится в сочетании с воздушными ваннами










.










Каждое упражнение





















повторяется










3










раза










.





















И










.










п










.:



















лежа на кровати на спине








,



















руки вытянуть вдоль туловища








.













































Упражнение на расслабление мышц рук












.





































этого упражнения начинаются все занятия по мышечной релаксации перед сном








.








Установка на состояние общего покоя произносится медленно








,








тихим голосом








,








с длительными паузами








.





























Мы умеем танцевать








,



















Бегать








,








прыгать








,








рисовать








,



















Но не все пока умеем



















Расслабляться








,








отдыхать








.



















Есть у нас игра такая




























Очень легкая








,








простая








,





























Замедляется движенье








,



















Исчезает напряженье














































становится понятно

















Расслабление приятно








!








Руки с силой выпрямляем










































(










Руки поднять










,










вытянуть за головой










,










потянуться










).































Мы как будто подрастаем








.



















(










Глубокий вдох





















пауза










).
































А теперь их расслабляем








,








Плавно








,








мягко опускаем








.

































(










На выдохе руки опустить вдоль туловища










,










мышцы расслабить










).

































2.










Упражнение на расслабление мышц ног










.
































Что за странные пружинки Распрямили наши спинки








?






















(










Потянуть носки ног на себя










,










пятками упереться в спинку кровати










).




















Ты носочки поднимай



























смотри








,








не опускай








!





















(










Пауза










).



















Ноги расслабляются








,































(










Расслабить мышцы ног










).



















Отдохнуть стараются








.









































Упражнение на расслабление мышц живота










.





















(










Положить ладони на область диафрагмы










).






















Шарик надуваем








,
























(










Вдох










,










живот надуть










)



































Руками проверяем








.








Шарик наш сдувается








,






























Мышцы расслабляются








,































(










Выдох










,










живот втянуть










)



















Дышится легко








,








ровно








,








глубоко








.









































Самомассаж лица и шеи










.



































Разотрем ладошки








,








Согреем их немножко








,





































(










Потереть ладони одну о другую










)



































И теплыми ладошками Умоемся как кошки








.
























(










Ладонями обеих рук провести по лицу сверху вниз










)






















Грабельки сгребают все плохие мысли








.
























(










Пальцами провести от середины лба к вискам










)



































Пальцы пробегают вверх и вниз так быстро








.



















(










Пальцами легко постукивать по щекам










).










































6.










Общая релаксация










.



















Ресницы опускаются




























Глаза закрываются




























Мы спокойно отдыхаем








… (2








раза








)



















Сном волшебным засыпаем




























Наши руки отдыхают






































Тяжелеют








,








засыпают








…(2








раза








)



















Шея не напряжена








,



















А расслаблена она




























Губы чуть приоткрываются




























Так приятно расслабляются








. (2








раза








)



















Дышится легко

















ровно

















глубоко






































Мы чудесно отдыхаем








,



















Сном волшебным засыпаем




















Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X