Подать заявку
Вернуться назад
Картотека
релаксационных игр
упражнений по психогимнастике
для детей
старшего дошкольного возраста
Психогимнастика в детском саду
настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов
,
однако довольно редко
-
психогимнастика как метод практической психокоррекции
.
Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей
,
психологов и родителей
,
так как в ее основе лежит игра
,
являющаяся основным видом деятельности детей
.
Психогимнастика
-
курс специальных занятий
(
этюдов
,
игр
,
упражнений
),
направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка
(
как его познавательной
,
так и эмоционально
-
личностной сферы
).
Прежде всего
,
такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью
,
замкнутым
,
с неврозами
,
нарушениями характера
,
легкими задержками психического развития и другими нервно
-
психическими расстройствами
,
находящимися на границе здоровья и болезни
.
Не менее важно использовать психогимнастику в профилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки
.
Мимические и пантомимические этюды
.
Цель
:
выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний
,
связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства
.
Модели выражения основных эмоций
(
радость
,
удивление
,
гнев
,
интерес
,
отвращение
,
презрение
,
страх и др
.)
и некоторых эмоционально окрашенных чувств
(
гордость
,
застенчивость
,
уверенность и др
.).
Дети знакомятся с элементами выразительных движений
:
мимикой
,
жестом
,
позой
,
походкой
.
Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций
.
Цель
:
выразительное изображение черт
,
порождаемых социальной средой
(
жадность
,
доброта
,
честность и т
.
п
.),
их моральная оценка
.
Модели
поведения персонажей с теми или иными чертами характера
.
Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений
,
относящихся к их социальной компетентности
.
Гармонизация личности ребенка
.
При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно
.
Фаза носит психопрофилактический характер
.
Этюды и игры
,
имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом
.
Цель
:
коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка
,
тренинг
моделирования стандартных ситуаций
.
Психомышечная тренировка
.
Цель
:
снятие психоэмоционального напряжения
,
внушение желательного
настроения
,
поведения
,
черт характера
.
«
Драка
»
Цель
:
Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук
.
«
Вы с другом поссорились
.
Вот
-
вот начнется драка
.
Глубоко вдохните
,
крепко
-
накрепко сожмите челюсти
.
Пальцы рук зафиксируйте в кулаках
,
до боли вдавите пальцы в ладони
.
Затаите дыхание на несколько секунд
.
Задумайтесь
:
а может
,
не стоит драться
?
Выдохните и расслабьтесь
.
Ура
!
Неприятности позади
!»
Это упражнение полезно проводить не только с тревожными
,
но и с
агрессивными детьми
.
«
Воздушные шарики
»
Цель
:
Снять напряжение
,
успокоить детей
.
Все играющие стоят или сидят в кругу
.
Ведущий дает инструкцию
:
«
Представьте себе
,
что сейчас мы с вами будем надувать шарики
.
Вдохните
воздух
,
поднесите воображаемый шарик к губам и
,
раздувая щеки
,
медленно
,
через приоткрытые губы надувайте его
.
Следите глазами за тем
,
как ваш шарик становится все больше и больше
,
как увеличиваются
,
растут узоры на нем
.
Представили
?
Я тоже представила ваши огромные шары
.
Дуйте осторожно
,
чтобы шарик не лопнул
.
А теперь покажите их друг другу
».
Упражнение можно повторить
3
раза
.
«
Корабль и ветер
»
Цель
:
Настроить группу на рабочий лад
,
особенно если дети устали
.
«
Представьте себе
,
что наш парусник плывет по волнам
,
но вдруг он
остановился
.
Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер
.
Вдохните в себя воздух
,
сильно втяните щеки
...
А теперь шумно выдохните через рот воздух
,
и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик
.
Давайте попробуем еще раз
.
Я хочу услышать как шумит ветер
!»
Упражнение можно повторить
3
раза
.
«
Подарок под елкой
»
Цель
:
Расслабление мышц лица
,
особенно вокруг глаз
.
«
Представьте себе
,
что скоро новогодний праздник
.
Вы целый год мечтали
замечательном подарке
.
Вот вы подходите к елке
,
крепко
-
крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох
.
Затаите дыхание
.
Что же лежит под елкой
?
Теперь выдохните и откройте глаза
.
О
,
чудо
!
Долгожданная игрушка перед вами
!
Вы рады
?
Улыбнитесь
».
После выполнения упражнения можно обсудить
(
если дети захотят
),
кто о чем мечтает
.
«
Дудочка
»
Цель
:
Расслабление мышц лица
,
особенно вокруг губ
.
«
Давайте поиграем на дудочке
.
Неглубоко вдохните воздух
,
поднесите
дудочку к губам
.
Начинайте медленно выдыхать
,
и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку
.
Затем начните сначала
.
Играйте
!
Какой замечательный оркестр
!»
Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе
,
сидя или стоя за партами
.
«
Танцующие руки
»
Цель
:
Если дети неспокойны или расстроены
,
эта игра даст детям
(
особенно
огорченным
,
неспокойным
)
возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться
.
«
Разложите большие листы оберточной бумаги
(
или старые обои
)
на полу
.
Возьмите каждый по
2
мелка
.
Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета
.
Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так
,
чтобы руки
,
от кисти до локтя
,
находились над бумагой
. (
Иными словами
,
так
,
чтобы у детей был простор для рисования
.)
Закройте глаза
,
и
,
когда начнется музыка
,
вы можете обеими руками рисовать по бумаге
.
Двигайте руками в такт музыке
.
Потом вы можете посмотреть
,
что получилось
» (2—3
минуты
).
Игра проводится под музыку
.
«
Слепой танец
»
Цель
:
Развитие доверия друг к другу
,
снятие излишнего мышечного напряжения
.
«
Разбейтесь на пары
.
Один из вас получает повязку на глаза
,
он будет
"
слепой
".
Другой останется
"
зрячим
"
и сможет водить
"
слепого
".
Теперь
возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку
(1—2
минуты
).
Теперь поменяйтесь ролями
».
Сначала можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки
.
Тот
,
кто видит
,
двигает руками под музыку
,
а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения
,
не отпуская рук
, 1— 2
минуты
.
Потом дети меняются ролями
.
Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза
,
успокойте его и не настаивайте
.
Пусть танцует с открытыми глазами
.
«
Гусеница
»
Цель
:
Игра учит доверию
.
Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников
. «
Ребята
,
сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате
.
Постройтесь цепочкой
,
руки положите на плечи впередистоящего
.
Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч
.
Дотрагиваться руками до воздушного шара
(
мяча
)
строго воспрещается
!
Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках
.
Таким образом
,
в единой цепи
,
но без помощи рук
,
вы должны пройти по определенному маршруту
».
Смена ритмов
»
Цель
:
Помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы
,
снять излишнее мышечное напряжение
.
Если воспитатель хочет привлечь внимание детей
,
он начинает хлопать в ладоши и громко
,
в такт хлопкам
,
считать
:
раз
,
два
,
три
,
четыре
...
Дети присоединяются и тоже
,
все вместе хлопая в ладоши
,
хором считают
:
раз
,
два
,
три
,
четыре
...
Постепенно воспитатель
,
а вслед за ним и дети
, 1
хлопает все реже
,
считает все тише и медленнее
.
Зайки и слоны
»
Цель
:
Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми
,
способствовать повышению самооценки
.
«
Ребята
,
я хочу вам предложить игру
,
которая называется
"
Зайки и слоники
".
Сначала мы с вами будем зайками
-
трусишками
.
Скажите
,
когда заяц чувствует опасность
,
что он делает
?
Правильно
,
дрожит
.
Покажите
,
как он дрожит
.
Поджимает уши
,
весь сжимается
,
старается стать маленьким и незаметным
,
хвостик и лапки его трясутся
»
и т
.
д
.
Дети показывают
.
«
Покажите
,
что делают зайки
,
если слышат шаги человека
?»
Дети
разбегаются по группе
,
классу
,
прячутся и т
.
д
. «
А что делают зайки
,
если видят волка
?..»
Педагог играет
с
детьми в течение нескольких минут
.
«
А теперь мы с вами будет слонами
,
большими
,
сильными
,
смелыми
.
Покажите
,
как спокойно
,
размеренно
,
величаво и бесстрашно ходят слоны
.
А что делают слоны
,
когда видят человека
?
Они боятся его
?
Нет
.
Они дружат с ним и
,
когда его видят
,
спокойно продолжают свой путь
.
Покажите
,
как
.
Покажите
,
что делают слоны
,
когда видят тигра
...»
Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона
.
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают
,
кем им больше понравилось быть и почему
.
«
Волшебный стул
»
Цель
:
Способствовать повышению самооценки ребенка
,
улучшению взаимоотношений между детьми
.
эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени
.
Предварительно взрослый должен узнать
«
историю
»
имени каждого ребенка
—
его происхождение
,
что оно означает
.
Кроме этого надо изготовить корону и
«
Волшебный стул
» —
он должен быть обязательно высоким
.
Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен
,
а затем говорит
,
что будет рассказывать об именах всех детей группы
(
группа не должна быть более
5—6
человек
),
причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры
.
Тот
,
про чье имя рассказывают
,
становится королем
.
На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне
.
конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени
(
нежные
,
ласкательные
).
Можно также по очереди рассказать что
-
то хорошее о короле
.
Этюды на расслабление мышц
«
Штанга
1»
Цель
:
Расслабить мышцы спины
.
Сейчас мы с вами будем спортсменами
-
тяжелоатлетами
.
Представьте
,
что на полу лежит тяжелая штанга
.
Сделайте вдох
,
оторвите штангу от пола на
вытянутых руках
,
приподнимите ее
.
Очень тяжело
.
Выдохните
,
штангу на пол
,
отдохните
.
Попробуем еще раз
».
«
Штанга
2»
Цель
:
Расслабить мышцы рук и спины
,
дать возможность ребенку почувствовать себя успешным
.
«
А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой
.
Сделали вдох
,
подняли штангу
,
зафиксировали это положение
,
чтобы судьи засчитали вам победу
.
Тяжело так стоять
,
бросьте штангу
,
выдохните
.
Расслабьтесь
.
Ура
!
Вы все чемпионы
.
Можете поклониться зрителям
.
Вам все хлопают
,
поклонитесь еще раз
,
как чемпионы
».
Упражнение можно выполнить несколько раз
.
«
Сосулька
»
Цель
:
Расслабить мышцы рук
.
«
Ребята
,
я хочу загадать вам загадку
:
нас под крышей белый гвоздь висит
,
солнце взойдет
,
гвоздь упадет
.(
В
.
Селиверстов
)
Правильно
,
это сосулька
.
Давайте представим
,
что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей
.
Диктор
(
это я
)
читает им эту загадку
,
а вы будете изображать сосульки
.
Когда я прочитаю первые две строчки
,
вы сделаете вдох и поднимете руки над головой
,
а на третью
,
четвертую
—
уроните расслабленные руки вниз
.
Итак
,
репетируем
...
А теперь выступаем
.
Здорово получилось
!»
«
Шалтай
-
болтай
»
Цель
:
Расслабить мышцы рук
,
спины и груди
.
«
Давайте поставим еще один маленький спектакль
.
Он называется
"
Шалтай
-
Болтай
".
Шалтай
-
Болтай сидел на стене
.
Шалтай
-
Болтай свалился во сне
. (
С
.
Маршак
)
Сначала будем поворачивать туловище вправо
-
влево
,
руки при этом свободно болтаются
,
как у тряпичной куклы
.
На слова
"
свалился во сне
" —
резко наклоняем корпус тела вниз
».
«
Винт
»
Цель
:
Снять мышечные зажимы в области плечевого пояса
.
«
Ребята
,
давайте попробуем превратиться в винт
.
Для этого поставьте пятки
носки вместе
.
По моей команде
"
Начали
"
будем поворачивать корпус то влево
,
то вправо
.
Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении
.
Начали
!..
Стоп
!»
Этюд может сопровождаться музыкой Н
.
Римского
-
Кор
-
сакова
«
Пляска скоморохов
»
из оперы
«
Снегурочка
».
«
Насос и мяч
»
Цель
:
Расслабить максимальное количество мышц тела
.
«
Ребята
,
разбейтесь на пары
.
Один из вас
—
большой надувной мяч
,
другой
насосом надувает этот мяч
.
Мяч стоит
,
обмякнув всем телом
,
на полусогнутых ногах
,
руки
,
шея расслаблены
.
Корпус наклонен несколько вперед
,
голова опущена
(
мяч не наполнен воздухом
).
Товарищ начинает надувать мяч
,
сопровождая движение рук
(
они качают воздух
)
звуком
"
с
".
С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше
.
Услышав первый звук
"
с
",
он вдыхает порцию воздуха
,
одновременно выпрямляя ноги в коленях
,
после второго
"
с
"
выпрямилось туловище
,
после третьего
—
у мяча поднимается голова
,
после четвертого
—
надулись щеки и даже руки отошли от боков
.
Мяч надут
.
Насос перестал накачивать
.
Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса
...
Из мяча с силой выходит воздух со звуком
"
ш
".
Тело вновь обмякло
,
вернулось в исходное положение
».
Затем играющие меняются ролями
.
Релаксационное растягивание
Обеспечивает оптимальную работу мышц
,
разгрузку позвоночника
,
снятие динамического напряжения
.
Проводится между занятиями познавательного и продуктивного типа
,
под тихую спокойную музыку
,
при приглушенном свете
.
1. «
Потянулись
».
И
.
п
.:
лежа на спине
;
правую руку вытянуть за головой
,
левую
–
вдоль туловища
.
Вдох
–
тянуть правую руку вверх
,
выдох
–
расслабиться
.
Вдох
–
расслабиться
,
выдох
–
тянуть руку вверх
.
Пауза
–
расслабиться
.
Повторить упражнение со сменой положения рук
.
2. «
Растишка
».
И
.
п
.:
лежа на спине
,
обе руки вытянуть за головой
.
Вдох
–
максимально тянуть руки и ноги
,
выдох
–
расслабиться
.
Вдох
–
расслабиться
,
выдох
–
максимально тянуть руки и ноги
.
Пауза
–
расслабиться
.
3. «
Аист
».
И
.
п
.:
лежа на спине
,
руки вытянуть вдоль туловища
.
Вдох
–
правую ногу тянуть с напряжением мышц
,
носок на себя
;
выдох
–
расслабиться
.
Вдох
–
расслабиться
,
выдох
–
тянуть ногу с напряжением мышц
,
носок на себя
.
Пауза
–
расслабиться
.
Выполнять упражнение левой ногой
.
4. «
Гвоздик
».
И
.
п
.:
лежа на спине
,
руки вытянуть за головой
.
Вдох
–
руки и ноги с усилием тянуть
,
носки ног на себя
;
выдох
–
расслабиться
.
Вдох
–
расслабиться
,
выдох
—
руки и ноги с усилием тянуть
,
носки ног на себя
.
Пауза
–
расслабиться
.
1.
5.
«
Надуй шарик
».
И
.
п
.:
лежа на спине
,
руки согнуть в локтях
,
ладони сложить на животе
.
Вдох
–
напрягая мышцы пресса
,
живот надуть
;
выдох
–
живот втянуть
.
Повторить упражнение
3-4
раза
.
Мышечная релаксация перед сном
Проводится в сочетании с воздушными ваннами
.
Каждое упражнение
повторяется
3
раза
.
И
.
п
.:
лежа на кровати на спине
,
руки вытянуть вдоль туловища
.
Упражнение на расслабление мышц рук
.
этого упражнения начинаются все занятия по мышечной релаксации перед сном
.
Установка на состояние общего покоя произносится медленно
,
тихим голосом
,
с длительными паузами
.
Мы умеем танцевать
,
Бегать
,
прыгать
,
рисовать
,
Но не все пока умеем
Расслабляться
,
отдыхать
.
Есть у нас игра такая
–
Очень легкая
,
простая
,
Замедляется движенье
,
Исчезает напряженье
…
становится понятно
–
Расслабление приятно
!
Руки с силой выпрямляем
–
(
Руки поднять
,
вытянуть за головой
,
потянуться
).
Мы как будто подрастаем
.
(
Глубокий вдох
–
пауза
).
А теперь их расслабляем
,
Плавно
,
мягко опускаем
.
(
На выдохе руки опустить вдоль туловища
,
мышцы расслабить
).
2.
Упражнение на расслабление мышц ног
.
Что за странные пружинки Распрямили наши спинки
?
(
Потянуть носки ног на себя
,
пятками упереться в спинку кровати
).
Ты носочки поднимай
смотри
,
не опускай
!
(
Пауза
).
Ноги расслабляются
,
(
Расслабить мышцы ног
).
Отдохнуть стараются
.
Упражнение на расслабление мышц живота
.
(
Положить ладони на область диафрагмы
).
Шарик надуваем
,
(
Вдох
,
живот надуть
)
Руками проверяем
.
Шарик наш сдувается
,
Мышцы расслабляются
,
(
Выдох
,
живот втянуть
)
Дышится легко
,
ровно
,
глубоко
.
Самомассаж лица и шеи
.
Разотрем ладошки
,
Согреем их немножко
,
(
Потереть ладони одну о другую
)
И теплыми ладошками Умоемся как кошки
.
(
Ладонями обеих рук провести по лицу сверху вниз
)
Грабельки сгребают все плохие мысли
.
(
Пальцами провести от середины лба к вискам
)
Пальцы пробегают вверх и вниз так быстро
.
(
Пальцами легко постукивать по щекам
).
6.
Общая релаксация
.
Ресницы опускаются
…
Глаза закрываются
…
Мы спокойно отдыхаем
… (2
раза
)
Сном волшебным засыпаем
…
Наши руки отдыхают
…
Тяжелеют
,
засыпают
…(2
раза
)
Шея не напряжена
,
А расслаблена она
…
Губы чуть приоткрываются
…
Так приятно расслабляются
. (2
раза
)
Дышится легко
…
ровно
…
глубоко
…
Мы чудесно отдыхаем
,
Сном волшебным засыпаем
…
Автор публикации: Татьяна Просолупова
Картотека релаксационных игр для дошкольников
скачать документВернуться назад
Картотека
релаксационных игр
упражнений по психогимнастике
для детей
старшего дошкольного возраста
Психогимнастика в детском саду
настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов
,
однако довольно редко
-
психогимнастика как метод практической психокоррекции
.
Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей
,
психологов и родителей
,
так как в ее основе лежит игра
,
являющаяся основным видом деятельности детей
.
Психогимнастика
-
курс специальных занятий
(
этюдов
,
игр
,
упражнений
),
направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка
(
как его познавательной
,
так и эмоционально
-
личностной сферы
).
Прежде всего
,
такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью
,
замкнутым
,
с неврозами
,
нарушениями характера
,
легкими задержками психического развития и другими нервно
-
психическими расстройствами
,
находящимися на границе здоровья и болезни
.
Не менее важно использовать психогимнастику в профилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки
.
Мимические и пантомимические этюды
.
Цель
:
выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний
,
связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства
.
Модели выражения основных эмоций
(
радость
,
удивление
,
гнев
,
интерес
,
отвращение
,
презрение
,
страх и др
.)
и некоторых эмоционально окрашенных чувств
(
гордость
,
застенчивость
,
уверенность и др
.).
Дети знакомятся с элементами выразительных движений
:
мимикой
,
жестом
,
позой
,
походкой
.
Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций
.
Цель
:
выразительное изображение черт
,
порождаемых социальной средой
(
жадность
,
доброта
,
честность и т
.
п
.),
их моральная оценка
.
Модели
поведения персонажей с теми или иными чертами характера
.
Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений
,
относящихся к их социальной компетентности
.
Гармонизация личности ребенка
.
При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно
.
Фаза носит психопрофилактический характер
.
Этюды и игры
,
имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом
.
Цель
:
коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка
,
тренинг
моделирования стандартных ситуаций
.
Психомышечная тренировка
.
Цель
:
снятие психоэмоционального напряжения
,
внушение желательного
настроения
,
поведения
,
черт характера
.
«
Драка
»
Цель
:
Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук
.
«
Вы с другом поссорились
.
Вот
-
вот начнется драка
.
Глубоко вдохните
,
крепко
-
накрепко сожмите челюсти
.
Пальцы рук зафиксируйте в кулаках
,
до боли вдавите пальцы в ладони
.
Затаите дыхание на несколько секунд
.
Задумайтесь
:
а может
,
не стоит драться
?
Выдохните и расслабьтесь
.
Ура
!
Неприятности позади
!»
Это упражнение полезно проводить не только с тревожными
,
но и с
агрессивными детьми
.
«
Воздушные шарики
»
Цель
:
Снять напряжение
,
успокоить детей
.
Все играющие стоят или сидят в кругу
.
Ведущий дает инструкцию
:
«
Представьте себе
,
что сейчас мы с вами будем надувать шарики
.
Вдохните
воздух
,
поднесите воображаемый шарик к губам и
,
раздувая щеки
,
медленно
,
через приоткрытые губы надувайте его
.
Следите глазами за тем
,
как ваш шарик становится все больше и больше
,
как увеличиваются
,
растут узоры на нем
.
Представили
?
Я тоже представила ваши огромные шары
.
Дуйте осторожно
,
чтобы шарик не лопнул
.
А теперь покажите их друг другу
».
Упражнение можно повторить
3
раза
.
«
Корабль и ветер
»
Цель
:
Настроить группу на рабочий лад
,
особенно если дети устали
.
«
Представьте себе
,
что наш парусник плывет по волнам
,
но вдруг он
остановился
.
Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер
.
Вдохните в себя воздух
,
сильно втяните щеки
...
А теперь шумно выдохните через рот воздух
,
и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик
.
Давайте попробуем еще раз
.
Я хочу услышать как шумит ветер
!»
Упражнение можно повторить
3
раза
.
«
Подарок под елкой
»
Цель
:
Расслабление мышц лица
,
особенно вокруг глаз
.
«
Представьте себе
,
что скоро новогодний праздник
.
Вы целый год мечтали
замечательном подарке
.
Вот вы подходите к елке
,
крепко
-
крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох
.
Затаите дыхание
.
Что же лежит под елкой
?
Теперь выдохните и откройте глаза
.
О
,
чудо
!
Долгожданная игрушка перед вами
!
Вы рады
?
Улыбнитесь
».
После выполнения упражнения можно обсудить
(
если дети захотят
),
кто о чем мечтает
.
«
Дудочка
»
Цель
:
Расслабление мышц лица
,
особенно вокруг губ
.
«
Давайте поиграем на дудочке
.
Неглубоко вдохните воздух
,
поднесите
дудочку к губам
.
Начинайте медленно выдыхать
,
и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку
.
Затем начните сначала
.
Играйте
!
Какой замечательный оркестр
!»
Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе
,
сидя или стоя за партами
.
«
Танцующие руки
»
Цель
:
Если дети неспокойны или расстроены
,
эта игра даст детям
(
особенно
огорченным
,
неспокойным
)
возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться
.
«
Разложите большие листы оберточной бумаги
(
или старые обои
)
на полу
.
Возьмите каждый по
2
мелка
.
Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета
.
Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так
,
чтобы руки
,
от кисти до локтя
,
находились над бумагой
. (
Иными словами
,
так
,
чтобы у детей был простор для рисования
.)
Закройте глаза
,
и
,
когда начнется музыка
,
вы можете обеими руками рисовать по бумаге
.
Двигайте руками в такт музыке
.
Потом вы можете посмотреть
,
что получилось
» (2—3
минуты
).
Игра проводится под музыку
.
«
Слепой танец
»
Цель
:
Развитие доверия друг к другу
,
снятие излишнего мышечного напряжения
.
«
Разбейтесь на пары
.
Один из вас получает повязку на глаза
,
он будет
"
слепой
".
Другой останется
"
зрячим
"
и сможет водить
"
слепого
".
Теперь
возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку
(1—2
минуты
).
Теперь поменяйтесь ролями
».
Сначала можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки
.
Тот
,
кто видит
,
двигает руками под музыку
,
а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения
,
не отпуская рук
, 1— 2
минуты
.
Потом дети меняются ролями
.
Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза
,
успокойте его и не настаивайте
.
Пусть танцует с открытыми глазами
.
«
Гусеница
»
Цель
:
Игра учит доверию
.
Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников
. «
Ребята
,
сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате
.
Постройтесь цепочкой
,
руки положите на плечи впередистоящего
.
Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч
.
Дотрагиваться руками до воздушного шара
(
мяча
)
строго воспрещается
!
Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках
.
Таким образом
,
в единой цепи
,
но без помощи рук
,
вы должны пройти по определенному маршруту
».
Смена ритмов
»
Цель
:
Помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы
,
снять излишнее мышечное напряжение
.
Если воспитатель хочет привлечь внимание детей
,
он начинает хлопать в ладоши и громко
,
в такт хлопкам
,
считать
:
раз
,
два
,
три
,
четыре
...
Дети присоединяются и тоже
,
все вместе хлопая в ладоши
,
хором считают
:
раз
,
два
,
три
,
четыре
...
Постепенно воспитатель
,
а вслед за ним и дети
, 1
хлопает все реже
,
считает все тише и медленнее
.
Зайки и слоны
»
Цель
:
Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми
,
способствовать повышению самооценки
.
«
Ребята
,
я хочу вам предложить игру
,
которая называется
"
Зайки и слоники
".
Сначала мы с вами будем зайками
-
трусишками
.
Скажите
,
когда заяц чувствует опасность
,
что он делает
?
Правильно
,
дрожит
.
Покажите
,
как он дрожит
.
Поджимает уши
,
весь сжимается
,
старается стать маленьким и незаметным
,
хвостик и лапки его трясутся
»
и т
.
д
.
Дети показывают
.
«
Покажите
,
что делают зайки
,
если слышат шаги человека
?»
Дети
разбегаются по группе
,
классу
,
прячутся и т
.
д
. «
А что делают зайки
,
если видят волка
?..»
Педагог играет
с
детьми в течение нескольких минут
.
«
А теперь мы с вами будет слонами
,
большими
,
сильными
,
смелыми
.
Покажите
,
как спокойно
,
размеренно
,
величаво и бесстрашно ходят слоны
.
А что делают слоны
,
когда видят человека
?
Они боятся его
?
Нет
.
Они дружат с ним и
,
когда его видят
,
спокойно продолжают свой путь
.
Покажите
,
как
.
Покажите
,
что делают слоны
,
когда видят тигра
...»
Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона
.
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают
,
кем им больше понравилось быть и почему
.
«
Волшебный стул
»
Цель
:
Способствовать повышению самооценки ребенка
,
улучшению взаимоотношений между детьми
.
эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени
.
Предварительно взрослый должен узнать
«
историю
»
имени каждого ребенка
—
его происхождение
,
что оно означает
.
Кроме этого надо изготовить корону и
«
Волшебный стул
» —
он должен быть обязательно высоким
.
Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен
,
а затем говорит
,
что будет рассказывать об именах всех детей группы
(
группа не должна быть более
5—6
человек
),
причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры
.
Тот
,
про чье имя рассказывают
,
становится королем
.
На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне
.
конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени
(
нежные
,
ласкательные
).
Можно также по очереди рассказать что
-
то хорошее о короле
.
Этюды на расслабление мышц
«
Штанга
1»
Цель
:
Расслабить мышцы спины
.
Сейчас мы с вами будем спортсменами
-
тяжелоатлетами
.
Представьте
,
что на полу лежит тяжелая штанга
.
Сделайте вдох
,
оторвите штангу от пола на
вытянутых руках
,
приподнимите ее
.
Очень тяжело
.
Выдохните
,
штангу на пол
,
отдохните
.
Попробуем еще раз
».
«
Штанга
2»
Цель
:
Расслабить мышцы рук и спины
,
дать возможность ребенку почувствовать себя успешным
.
«
А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой
.
Сделали вдох
,
подняли штангу
,
зафиксировали это положение
,
чтобы судьи засчитали вам победу
.
Тяжело так стоять
,
бросьте штангу
,
выдохните
.
Расслабьтесь
.
Ура
!
Вы все чемпионы
.
Можете поклониться зрителям
.
Вам все хлопают
,
поклонитесь еще раз
,
как чемпионы
».
Упражнение можно выполнить несколько раз
.
«
Сосулька
»
Цель
:
Расслабить мышцы рук
.
«
Ребята
,
я хочу загадать вам загадку
:
нас под крышей белый гвоздь висит
,
солнце взойдет
,
гвоздь упадет
.(
В
.
Селиверстов
)
Правильно
,
это сосулька
.
Давайте представим
,
что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей
.
Диктор
(
это я
)
читает им эту загадку
,
а вы будете изображать сосульки
.
Когда я прочитаю первые две строчки
,
вы сделаете вдох и поднимете руки над головой
,
а на третью
,
четвертую
—
уроните расслабленные руки вниз
.
Итак
,
репетируем
...
А теперь выступаем
.
Здорово получилось
!»
«
Шалтай
-
болтай
»
Цель
:
Расслабить мышцы рук
,
спины и груди
.
«
Давайте поставим еще один маленький спектакль
.
Он называется
"
Шалтай
-
Болтай
".
Шалтай
-
Болтай сидел на стене
.
Шалтай
-
Болтай свалился во сне
. (
С
.
Маршак
)
Сначала будем поворачивать туловище вправо
-
влево
,
руки при этом свободно болтаются
,
как у тряпичной куклы
.
На слова
"
свалился во сне
" —
резко наклоняем корпус тела вниз
».
«
Винт
»
Цель
:
Снять мышечные зажимы в области плечевого пояса
.
«
Ребята
,
давайте попробуем превратиться в винт
.
Для этого поставьте пятки
носки вместе
.
По моей команде
"
Начали
"
будем поворачивать корпус то влево
,
то вправо
.
Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении
.
Начали
!..
Стоп
!»
Этюд может сопровождаться музыкой Н
.
Римского
-
Кор
-
сакова
«
Пляска скоморохов
»
из оперы
«
Снегурочка
».
«
Насос и мяч
»
Цель
:
Расслабить максимальное количество мышц тела
.
«
Ребята
,
разбейтесь на пары
.
Один из вас
—
большой надувной мяч
,
другой
насосом надувает этот мяч
.
Мяч стоит
,
обмякнув всем телом
,
на полусогнутых ногах
,
руки
,
шея расслаблены
.
Корпус наклонен несколько вперед
,
голова опущена
(
мяч не наполнен воздухом
).
Товарищ начинает надувать мяч
,
сопровождая движение рук
(
они качают воздух
)
звуком
"
с
".
С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше
.
Услышав первый звук
"
с
",
он вдыхает порцию воздуха
,
одновременно выпрямляя ноги в коленях
,
после второго
"
с
"
выпрямилось туловище
,
после третьего
—
у мяча поднимается голова
,
после четвертого
—
надулись щеки и даже руки отошли от боков
.
Мяч надут
.
Насос перестал накачивать
.
Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса
...
Из мяча с силой выходит воздух со звуком
"
ш
".
Тело вновь обмякло
,
вернулось в исходное положение
».
Затем играющие меняются ролями
.
Релаксационное растягивание
Обеспечивает оптимальную работу мышц
,
разгрузку позвоночника
,
снятие динамического напряжения
.
Проводится между занятиями познавательного и продуктивного типа
,
под тихую спокойную музыку
,
при приглушенном свете
.
1. «
Потянулись
».
И
.
п
.:
лежа на спине
;
правую руку вытянуть за головой
,
левую
–
вдоль туловища
.
Вдох
–
тянуть правую руку вверх
,
выдох
–
расслабиться
.
Вдох
–
расслабиться
,
выдох
–
тянуть руку вверх
.
Пауза
–
расслабиться
.
Повторить упражнение со сменой положения рук
.
2. «
Растишка
».
И
.
п
.:
лежа на спине
,
обе руки вытянуть за головой
.
Вдох
–
максимально тянуть руки и ноги
,
выдох
–
расслабиться
.
Вдох
–
расслабиться
,
выдох
–
максимально тянуть руки и ноги
.
Пауза
–
расслабиться
.
3. «
Аист
».
И
.
п
.:
лежа на спине
,
руки вытянуть вдоль туловища
.
Вдох
–
правую ногу тянуть с напряжением мышц
,
носок на себя
;
выдох
–
расслабиться
.
Вдох
–
расслабиться
,
выдох
–
тянуть ногу с напряжением мышц
,
носок на себя
.
Пауза
–
расслабиться
.
Выполнять упражнение левой ногой
.
4. «
Гвоздик
».
И
.
п
.:
лежа на спине
,
руки вытянуть за головой
.
Вдох
–
руки и ноги с усилием тянуть
,
носки ног на себя
;
выдох
–
расслабиться
.
Вдох
–
расслабиться
,
выдох
—
руки и ноги с усилием тянуть
,
носки ног на себя
.
Пауза
–
расслабиться
.
1.
5.
«
Надуй шарик
».
И
.
п
.:
лежа на спине
,
руки согнуть в локтях
,
ладони сложить на животе
.
Вдох
–
напрягая мышцы пресса
,
живот надуть
;
выдох
–
живот втянуть
.
Повторить упражнение
3-4
раза
.
Мышечная релаксация перед сном
Проводится в сочетании с воздушными ваннами
.
Каждое упражнение
повторяется
3
раза
.
И
.
п
.:
лежа на кровати на спине
,
руки вытянуть вдоль туловища
.
Упражнение на расслабление мышц рук
.
этого упражнения начинаются все занятия по мышечной релаксации перед сном
.
Установка на состояние общего покоя произносится медленно
,
тихим голосом
,
с длительными паузами
.
Мы умеем танцевать
,
Бегать
,
прыгать
,
рисовать
,
Но не все пока умеем
Расслабляться
,
отдыхать
.
Есть у нас игра такая
–
Очень легкая
,
простая
,
Замедляется движенье
,
Исчезает напряженье
…
становится понятно
–
Расслабление приятно
!
Руки с силой выпрямляем
–
(
Руки поднять
,
вытянуть за головой
,
потянуться
).
Мы как будто подрастаем
.
(
Глубокий вдох
–
пауза
).
А теперь их расслабляем
,
Плавно
,
мягко опускаем
.
(
На выдохе руки опустить вдоль туловища
,
мышцы расслабить
).
2.
Упражнение на расслабление мышц ног
.
Что за странные пружинки Распрямили наши спинки
?
(
Потянуть носки ног на себя
,
пятками упереться в спинку кровати
).
Ты носочки поднимай
смотри
,
не опускай
!
(
Пауза
).
Ноги расслабляются
,
(
Расслабить мышцы ног
).
Отдохнуть стараются
.
Упражнение на расслабление мышц живота
.
(
Положить ладони на область диафрагмы
).
Шарик надуваем
,
(
Вдох
,
живот надуть
)
Руками проверяем
.
Шарик наш сдувается
,
Мышцы расслабляются
,
(
Выдох
,
живот втянуть
)
Дышится легко
,
ровно
,
глубоко
.
Самомассаж лица и шеи
.
Разотрем ладошки
,
Согреем их немножко
,
(
Потереть ладони одну о другую
)
И теплыми ладошками Умоемся как кошки
.
(
Ладонями обеих рук провести по лицу сверху вниз
)
Грабельки сгребают все плохие мысли
.
(
Пальцами провести от середины лба к вискам
)
Пальцы пробегают вверх и вниз так быстро
.
(
Пальцами легко постукивать по щекам
).
6.
Общая релаксация
.
Ресницы опускаются
…
Глаза закрываются
…
Мы спокойно отдыхаем
… (2
раза
)
Сном волшебным засыпаем
…
Наши руки отдыхают
…
Тяжелеют
,
засыпают
…(2
раза
)
Шея не напряжена
,
А расслаблена она
…
Губы чуть приоткрываются
…
Так приятно расслабляются
. (2
раза
)
Дышится легко
…
ровно
…
глубоко
…
Мы чудесно отдыхаем
,
Сном волшебным засыпаем
…
Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru
Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.
Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.