Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Сергей Николаевич Хасанов

Рабочая программа по плаванию для группы начальной подготовки

скачать документ

Вернуться назад

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ    СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «ЛИДЕР» ГОРОДА НЕРЮНГРИ     Принята на заседании методического советапротокол от 15.09.2023 г. № 1 УтверждаюИ.о. директора СШ «Лидер» г. Нерюнгри_____________________ А.В. Иванченко«______» ______________________2023г.  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо плаваниюдля группы начальной подготовки 2 года обучения на 2023-2024 учебный год   Срок реализации: 1 год  Разработчик: Хасанов Сергей Николаевичтренер-преподаватель Квалификационная категория: СЗД           г. Нерюнгри, 2023 год  Содержание  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА3УЧЕБНЫЙ ПЛАН4-5План-график распределения учебный часов на 2023-2024 учебный год4Учебный план по теоретическим занятиям4-5ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ5-13Теоретические основы физической культуры и спорта5Программный материал для практических занятий6-13Иные мероприятия13-15Спортивное оборудование и инвентарь15ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ15-16ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА16-19ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ19ПРИЛОЖЕНИЯ20Контрольно-тематическое планирование к рабочей программе ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  Рабочая программа по плаванию для группы начальной подготовки 2 года обучения (НП-2) СШ «Лидер» г. Нерюнгри разработана на основе Дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта «плавание», принятой на заседании педагогического совета (протокол № 1 от 01 сентября 2023г.)  и Образовательной программы СШ «Лидер» на 2023-2024 учебный год, принятой на заседании педагогического совета (протокол №1 от 01 сентября 2023 год).Данная Программа предназначена для обучающихся в возрасте 8-10 лет, имеющим допуск врача-педиатра для занятий плаванием с согласия законных представителей (родителей). Срок реализации программы: 2023-24 учебный год.Цель программы: создать условия для формирования спортивного мастерства пловцов, дальнейшего развития физических качеств, функциональной подготовленности, развития спортивного мастерства.Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:- сформировать мотивацию к занятиям;- развить физические способности (силовые, скоростные, скоростно-силовые, координационные, выносливость, гибкость) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий плаванием;- осуществлять специальную физическую подготовку, направленную на развитие психических функции и качеств, которые необходимы для успешных занятий плаванием;- продолжать обучать технике и тактике плавания.Выполнение задач, предусматривает: - систематическое проведение практических и теоретических занятий; - обязательное выполнение учебного плана, переводных нормативов; - участие в соревнованиях и организация проведения контрольных заплывов. Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности обучающихся являются: выполнение контрольно-переводных нормативов по общей и специальной подготовке, овладения теоретическими знаниями и навыками в области физической культуры и спорта.С целью повышения интереса занимающихся к занятиям физкультурой и спортом и более успешного решения поставленных задач необходимо использовать разнообразные формы и методы проведения занятий.При обучении используются следующие методы обучения и тренировки:- словесные методы (объяснение, рассказ, указания); - наглядные методы (показ, демонстрация упражнений, наглядных пособий, видеоматериалов); - практические методы (метод упражнений, игровой, соревновательный, круговой тренировки). Формы обучения: индивидуальная, групповая.В течении данного учебного года прохождение учебного материала предусматривает обучение с применением дистанционных образовательных технологий.Учебно-тренировочные занятия проводятся на базе СОШ№ 15, согласно расписанию.Кроме организованных тренировочных занятий, обучающиеся самостоятельно выполняют утреннюю зарядку и индивидуальные задания по совершенствованию своей физической и специальной подготовленности. 1. УЧЕБНЫЙ ПЛАНРаспределение времени в учебном плане на основные разделы осуществляется в соответствии с предметными областями. Учебно-тренировочные занятия на данном этапе проводятся в соответствии с годовым учебным планом, согласно расписания, из расчета 52 недели учебно-тренировочных занятий, непосредственно в условиях спортивной школы (8 часов в неделю). 1.1. План – график распределения учебных часов на 2023-24 учебный год в группе начальной подготовки 2 года обучения (8 часов) №Наименование предметных областейIXXXIXIIIIIIIIIVVVIVIIVIIIВсего1.Общая физическая подготовка1717171717171717171719192082.Специальная физическая подготовка888888888899983.Участие в спортивных соревнованиях222284.Техническая подготовка775465646655665.Тактическая подготовка1221286.Теоретическая подготовка1212111111127.Психологическая подготовка111148.Контрольные мероприятия (тестирование и контроль)2249.Инструкторская практика-10.Судейская практика-11.Медицинские, медико-биологические мероприятия1111412.Восстановительные мероприятия1124Всего:3436343636323634363434344161.2. Учебный план по теоретической подготовке Темы по теоретической подготовкеОбъем временив год(час)Сроки проведенияКраткое содержаниеВсего на этапе начальной подготовки 2 г.об.12История возникновения вида спорта и его развитие1сентябрьЗарождение и развитие вида спорта. Автобиографии выдающихся спортсменов. Чемпионы и призеры Олимпийских игрФизическая культура-важное средство физического развития и укрепления здоровья человека1октябрьПонятие о физической культуре и спорте. Формы физической культуры. Физическая культура, как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли, нравственных качеств и жизненно важных умений и навыковГигиенические основы физической культуры и спорта, гигиена обучающихся при занятиях физической культурой и спортом1декабрьПонятие о гигиене и санитарии. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к одежде и обуви. Соблюдение гигиены на спортивных объектахЗакаливание организма11октябрьянварьЗнания и основные правила закаливания.Закаливание воздухом, водой, солнцем. Закаливание на занятиях физической культурой и спортомСамоконтроль в процессе занятий физической культурой и спортом1февральОзнакомление с понятием о самоконтроле при занятиях физической культурой и спортом. Дневник самоконтроля Понятие о травматизме.Теоретические основы обучения базовым элементам техники и тактики вида спорта1мартПонятие о технических элементах вида спорта.Теоретические знания по технике их выполнения.Теоретические основы судейства. Правила вида спорта11декабрьапрельКлассификация спортивных соревнований. Команды(жесты) спортивных судей.Положение о спортивном соревновании.Организационная работа по подготовке спортивных соревнований.Состав и обязанности спортивных судейских бригад.Обязанности и права участников спортивных соревнований.Система зачета в спортивных соревнованиях по виду спорта.Режим дня и питание обучающихся1майРасписание учебно-тренировочного процесса. Роль питания в жизнедеятельности. Рациональное сбалансированное питание.Оборудование и спортивный инвентарь по виду спорта11ноябрь, июньПравила эксплуатации и безопасного использования оборудования и спортивного инвентаря.2. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ2.1. Теоретическая подготовкаТеоретическая подготовка в группах НП проводится в виде коротких сообщений, объяснений, рассказов и бесед в начале учебно-тренировочного занятия или в форме объяснений во время отдыха, а также в форме непродолжительных лекций, семинаров или методических занятий. Она связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовками как элемент теоретических знаний. Теоретические знания должны иметь определенную целевую направленность: вырабатывать у обучающихся умение использовать полученные знания на практике. В соответствующей возрасту форме занимающиеся должны ознакомиться с основными закономерностями спортивной тренировки, влиянием физических упражнений на организм. Одним из важнейших направлений теоретических занятий является воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине и гордости за нее, формирование спортивного образа жизни. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст обучающихся и излагать материал в доступной им форме.2.1. Программный материал для практических занятийОбщая физическая подготовкаОбщая физическая подготовка на суше.Прикладные упражнения. Строевые упражнения, ходьба и бег. Основные строевые упражнения на месте и в движении, применяемые для организации детей. Воспитание чувства, темпа, ритма, формирования правильной осанки. Ходьба обычным шагом, с высоким подниманием колен, на носках пятках. Ходьба в приседе и полуприседе. Сочетание ходьбы с различными движениями рук. Элементы спортивной ходьбы: ходьба выпадами, ходьба и бег скрестным и приставным шагом, с изменением направления, темпа и ритма, соотношения шагов и дыхания. Бег на местности в чередовании с ходьбой до 30 мин.Одиночные упражнения без предметов для укрепления мышц туловища.Лежа на груди, руки вытянуты вперед: прогибаясь, поднять как можно выше руки и ноги.Лежа на груди, ладони согнутых рук опереться о пол: выпрямляя руки, прогнуться до отказа, не отрывая бедер от пола.Лежа на груди, ноги врозь, руки вытянуты вперед в стороны: прогнуться, выполнить быстрые скрестные движения руками и ногами одновременно в горизонтальной плоскости.Лежа на груди, руки за голову; прогнувшись поднять плечи: повороты туловища налево и направо.Сед с согнутыми ногами, руки за головой: разгибание сгибание ног, не касаясь пятками пола.Сидя на пятках и держась руками за стопы; прогнуться выдвинуть таз вперед-вверх и не отпуская руками стоп.Упор сидя на пятках с наклоном вперед; выполняя «волну» туловищем, перейти в упор лежа. («кошечка»)Сед углом, руки вперед: разнонаправленные маховые движения руками и ногами в стороны.Сед углом, руки вверх: попеременные движения прямыми ногами вверх вниз.Упражнения с партнером.Стоя спиной к друг другу с захватом под руки: попеременные наклоны вперед, поднимая партнера на спину.Стоя на коленях руки за голову (партнер прижимает колени к полу); медленно наклониться назад.Лежа на груди, руки вперед (партнер прижимает ноги к полу): прогнуться, поднимая руки и туловище назад-вверх до отказа.Стоя лицом к друг к другу на расстоянии полутора шагов, первый поднимает руки к плечам ладонями вверх; второй - в наклоне прогнувшись, кладет прямые руки на ладони партнера: первый разгибает и сгибает руки, второй сопротивляется, напрягая мышцы живота и рук.Стоя ноги врозь, лицом к друг другу, руки вверх-наружу: опускание и поднимание рук через стороны: партнер оказывает сопротивление, удерживая упражняющегося за лучезапястные суставы.Стоя ноги врозь, лицом к друг другу: поднимание и опускание плечевых суставов (или круговые движения плечевым поясом), партнер оказывает сопротивление, положив руки на плечи упражняющегося.Упор лежа, ноги врозь: передвижение на руках, партнер поддерживает упражняющегося (тачка)Стоя спиной друг к другу, взяться под руки, присесть одновременно выполняя прыжки в приседе, продвигаться по кругуУпражнения с набивными мячами.Стойка ноги врозь, набивной мяч внизу в вытянутых руках: круги мячом в лицевой плоскости.Сидя на скамейке, мяч в руках, вытянутых вперед: движение руками влево и вправо до отказа, оставляя туловище неподвижным.Основная стойка, мяч в руках: приседая, поднимая мяч прямыми руками вверх.Стать лицом друг другу, мяч вверх в вытянутых руках: броски и ловля мяча прямыми руками из-за головы.Стоя, ноги врозь боком друг другу, мяч у первого на ладони руки, поднятой в сторону: бросок мяча партнеру одной рукой через голову.Упражнения на расслабление. Применяются движения, включающие потряхивание кистей, предплечья, плечевого пояса; расслабленные маховые и вращательные движения руками; наклоны и повороты туловища, расслабляя мышцы спины; упражнения для расслабления ног, успокоения дыхания и т.д.Акробатические упражнения. Упражнения выполняются со страховкой. Применяются перекаты в стороны из упора стоя на коленях или из положения лежа прогнувшись; перекаты назад и вперед; кувырок вперед в группировке; кувырок вперед с шага. Мост из положения лежа на спине. Кувырки через плечо. Шпагат с опорой на руки.Специальная физическая подготовка на суше.Имитационные упражнения для освоения и совершенствования техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов типа: движения руками и туловищем, как при плавании кролем на груди, на спине, брассом, баттерфляем в сочетании с дыханием и на задержке дыхания; имитация на гимнастическом мате группировок, кувырков и вращений, являющихся элементами техники поворотов на груди и на спине.Упражнения на учебных тренажерах для воспитания силы и выносливости мышечных групп, являющихся ведущими в плавании. Специальные упражнения с резиновыми амортизаторами и портативными снарядами блочной конструкции.Упражнения на растягивание и подвижность, обеспечивающие свободное выполнение движений с большой амплитудой при плавании спортивными способами, типа: маятникообразные, пружинистые или вращательные движения рук и ног с постепенно увеличивающейся амплитудой в плечевых, голеностопных, коленных и тазобедренных суставах; волнообразные движения, повороты, сгибание и разгибание туловища в поясничном, грудном и шейном отделах; круговые движения плечевого пояса.Упражнения на выносливость, соответствующие по продолжительности, характеру и форме движений основным тренировочным упражнениям в воде. Например, аналогично упражнению 8х50м. на ногах брассом с 30-секундными паузами отдыха спортсмен выполняет на суше с теми же паузами отдыха 8 серий приседаний (по 45 с. каждая) с положением стоп и коленей, характерным для плавания брассом. С целью развития выносливости и общей работоспособности применяется круговая тренировка продолжительностью от 20 мин (на 1 году обучения) до 40-60 мин (на 4 году обучения). Техническая подготовкаОпределение понятия «спортивная техника». Техника - основа спортивного мастерства.Развитие технических способностей в различных видах спорта. Основы и элементы (фазы) техники выполнения упражнений. Влияние техники на спортивный результат и ее изменение в процессе многолетней тренировки, в период улучшения или ухудшения условий занятий, в условиях соревнований. Структура двигательного акта и взаимодействия элементов (фаз) целостного действия. Индивидуальные особенности спортивной техники, связанные с анатомическим строением спортсмена.Овладение техникой - знание законов физиологических и психологических процессов: движением управляет мозг, движение осуществляют мышцы, управление движением невозможно без участия органов чувств, энергию для движения поставляет система внутренних органов.Обучение спортивной технике - педагогический процесс (рассказ, показ, наглядная демонстрация, фотографии, видеосъемка, само выполнение)Методы обучения - целостный и расчлененный. Важнейшее правило обучения спортивной технике - не допускать закрепления ошибок. Подводящие, настроенные, специальные упражнения, тренажеры и технические устройства, используемые в овладении спортивной техникой выбранного вида спорта. Тестирование технической подготовки. Упражнения для овладения и совершенствования техники плавания: Кроль на груди1. Плавание с помощью движений ногами кролем на груди, на боку и на спине с различным положением рук (обе впереди; одна впереди, другая у бедра; обе у бедер), а также с доской в руках.2. Ныряние в длину на 10-12 м с помощью движений ногами кролем, руки вперед.3. И.п. - стоя на суше в наклоне вперед, в руках гимнастическая палка. Имитация движений руками кролем в согласовании с поворотами плечевого пояса, туловища и движениями бедер.4. Плавание кролем с помощью движений ногами и гребков одной рукой, другая вперед или у бедра (вдох в сторону руки, выполняющей гребки либо в сторону прижатой руки).5. То же, с акцентированно ускоренным проносом руки.6. Плавание с помощью движений руками кролем и поплавком между бедрами.7. То же, но с заданием коснуться кистью подмышки во время проноса руки. Локоть при этом должен находиться в подчеркнуто высоком положении.8. То же, но с заданием коснуться пальцами бедра в конце гребка.9. То же, что и упражнение 10, но с лопаточками.10. Плавание кролем с помощью движений руками (с поплавком между бедрами), с заведением руки после выхода ее из воды за спину (задание - коснуться пальцами поплавка или ягодиц).11. Плавание кролем «с подменой». Ноги совершают непрерывные движения. Выполняется 3 гребка левой рукой (другая вытянута вперед), в момент окончания 3-го гребка левой рукой правая подхватывает движение и в свою очередь выполняет 3 гребка (левая завершает движение над водой и вытягивается вперед). Вдох производится в сторону гребковой руки.12. То же, но во время выполнения гребков одной рукой другая находится у бедра.13. Плавание кролем на «сцепление». Ноги совершают непрерывные движения. Одна рука вытянута вперед, другая - у бедра. Сделать вдох в сторону прижатой руки, затем выполнить длинный гребок одной рукой с одновременным проносом над водой другой. После небольшой паузы в движениях рук выполняется вдох, но теперь в другую сторону, и снова меняется положение рук.14. То же, но пловец находится на боку, нижняя рука вперед ладонью вниз, верхняя у бедра. Во время длинного гребка одной рукой и движения над водой другой пловец плавно поворачивается через грудь на другой бок.15. Плавание кролем с «обгоном». Ноги совершают непрерывные движения. Из положения руки вперед (кисти соприкасаются) выполнить длинный гребок и движение над водой одной рукой, после соприкосновения кистей - то же другой и т.д.16. Плавание кролем с высоко поднятой головой (подбородок на поверхности воды).17. То же, но с движениями ног дельфином.18. Плавание на груди с помощью движений ногами дельфином и одной рукой кролем, вторая вытянута вперед, вдох в сторону руки, совершающей гребок.19. То же, прижав одну руку к бедру. Вдох в сторону прижатой руки.20. Плавание на груди с помощью движений руками кролем, ногами дельфином.21. Плавание кролем на груди с заданными темпом и скоростью (постоянные значения параметров и их варьирование), акцентированием внимания на отдельных элементах техники движений.22. Плавание кролем на груди на наименьшее количество гребков руками, сохраняя заданную скорость на отрезке.23. Плавание кролем с задержкой дыхания, с различным количеством гребков, приходящихся на один вдох, с дыханием в обе стороны.24. Плавание кролем на груди с различной координацией движений - шести-, четырех- и двух - ударной.25. Плавание кролем на груди в усложненных условиях: кисть сжата в кулак, кисть касается плеча («плавание на локтях»), вывод рук в исходное положение по поверхности воды, с дополнительными грузами.26. Плавание кролем на груди в облегченных условиях: на растянутом амортизаторе, с подвеской (лидирующий трос), с ластами.Кроль на спине1. Плавание с помощью движений ногами кролем на груди, на боку и на спине с различным положением рук (обе впереди; одна впереди, другая у бедра; обе у бедер), а также с доской в руках.2. Плавание на спине с помощью движений ногами кролем, одна рука вперед по поверхности воды, другая - вверх.3. Плавание на спине с помощью движений ногами кролем, одна рука вперед по поверхности воды, другая у бедра. Пловец встречными маховыми движениями по воздуху меняет положение рук; повторение после небольшой паузы.4. Ныряние в длину (6-8 м) с помощью движений ногами кролем на спине и дельфином, руки вперед, кисти вместе, голова затылком на руках.5. Плавание кролем на спине с помощью движений руками и поплавком между бедрами.6. То же с лопаточками.7. Плавание на спине с помощью движений ногами кролем и подчеркнуто длинного гребка руками до бедер двумя руками одновременно.8. Плавание кролем на спине с помощью движений ногами и одной рукой, другая вытянута вперед или прижата к бедру.9. Плавание кролем на спине с «подменой» (аналогично упражнениям 15 и 16 для кроля на груди).10. Плавание кролем на спине на «сцепление» (аналогично упражнениям 17 и 18 для кроля на груди).11. Плавание на спине с «обгоном» (аналогично упражнению 19 для кроля на груди).12. Плавание на спине с помощью движений ногами дельфином и гребков одновременно двумя руками.13. Плавание на спине с помощью движений руками кролем, ногами дельфином.14. Плавание на спине с помощью гребков одной рукой кролем, другая вытянута вперед, движений ногами дельфином.15. Плавание кролем на груди в спокойном темпе, выполняя после каждого гребка мах прямой рукой по воздуху через спину до касания кистью поверхности воды на противоположной стороне тела.16. Плавание кролем на спине с заданными темпом и скоростью (постоянные значения параметров и их варьирование), акцентированием внимания на отдельных элементах техники движений.17. Плавание кролем на спине на наименьшее количество гребков руками, сохраняя заданную скорость на отрезке.18. Плавание кролем на спине с лопаточками на руках.19. Плавание кролем на спине с подтягиванием гребущей рукой за дорожку.20. Плавание кролем на спине с чередованием попеременных и одновременных движений.21. Плавание кролем на спине в усложненных условиях: кисть сжата в кулак, кисть касается плеча («плавание на локтях»), вывод рук в исходное положение по поверхности воды, с дополнительными грузами.22. Плавание кролем на спине в облегченных условиях: на растянутом амортизаторе, с подвеской (лидирующий трос), с ластами.Брасс1. Плавание (руки у бедер или вытянуты вперед) с помощью движений ногами брассом на груди или на спине, с доской или без нее.2. То же, но на наименьшее количество отталкиваний ногами, сохраняя заданную скорость на отрезке.3. Ныряние на 10-12 м с помощью движений ногами брассом, руки вытянуты вперед.4. Плавание, чередуя два-три цикла движений рук брассом и ног дельфином с двумя-тремя циклами движений брассом без наплыва.5. Стоя в вертикальном положении в воде без опоры о дно ногами, руки за головой, приподняться из воды как можно выше за счет непрерывных движений ногами вниз брассом.6. Предыдущее упражнение, но пловец продвигается вперед и постепенно придает телу положение, близкое к горизонтальному.7. Плавание с помощью непрерывных и нешироких движений ногами брассом, лежа на груди, руки у бедер, подбородок на поверхности воды.8. Предыдущее упражнение, но руки вытянуты вперед.9. Плавание с помощью движений ногами брассом на груди и на спине, колени сомкнуты (поплавок зажат между коленями).10. Плавание с помощью непрерывных движений руками брассом и ногами дельфином.11. Предыдущее упражнение, но внимание обращается на своевременное выполнение позднего вдоха (вдох на каждый цикл).12. Плавание с помощью непрерывных движений руками брассом с поплавком между бедрами.13. Предыдущее упражнение, но без поплавка, ноги у поверхности воды и расслаблены.14. Передвижение брассом с полной координацией движений, чередуя два-три цикла ныряния (с обычным гребком руками) с двумя-тремя циклами движений по поверхности.15. Предыдущее упражнение, но ныряние выполняется с длинным гребком руками до бедер.16. Ныряние брассом на 10-12 м с полной координацией движений и длинным гребком руками до бедер. Используется для совершенствования обтекаемого положения тела и длинного гребка руками, применяемого при выходе на поверхность после старта и поворота.17. Плавание брассом, согласовывая два гребка руками с одним гребком ногами.18. Плавание брассом, согласовывая два гребка ногами с одним гребком руками.19. Плавание брассом с полной координацией движений, но с непрерывными и специально укороченными движениями ног от коленей.20. Предыдущее упражнение, но в чередовании (через 25-50 м) с плаванием брассом с обычными для избранного варианта техники движениями ногами.21. Плавание брассом с заданными темпом и скоростью (постоянные значения параметров и их варьирование), акцентированием внимания на отдельных элементах техники движений.22. Плавание брассом на наименьшее количество гребков, сохраняя заданную скорость на отрезке.23. Плавание брассом с помощью непрерывных движений ногами (руки вытянуты вперед) и постепенным подключением движений руками в ритме необходимой частично слитной координации движений. Вначале в движения вовлекаются только кисти, затем предплечья, а далее и плечи.24. Плавание брассом с полной координацией движений с ускорением и переходом от последовательного согласования движений руками и ногами к частично слитному их согласованию.25. Плавание брассом в облегченных условиях: на растянутом амортизаторе или с подвеской (лидирующий трос).Баттерфляй1. Плавание на груди с помощью движений ногами дельфином на груди и на спине с различным положением рук: обе вперед; одна вперед, другая у бедра; обе у бедра.2. Плавание с помощью движений ногами дельфином в положении на боку, нижняя рука вперед, верхняя - у бедра.3. То же, но обе руки у бедер. Применяется в плавании на коротких отрезках.4. Плавание с помощью движений ногами дельфином, руки вперед, голова приподнята над водой (подбородок на уровне поверхности воды).5. Плавание с помощью движений ногами дельфином с доской в руках.6. Ныряние на 10-12 м с помощью движений ногами дельфином.7. И.п. - вертикальное положение в воде без опоры о дно ногами, руки у бедер или вверх, движения ногами дельфином.8. И.п. - руки у бедер. Плавание на груди с помощью движений ног дельфином и с различными движениями рук по воздуху (без гребков) в ритме двух - ударного дельфина: а) на первый удар ногами начать пронос правой руки по воздуху; на второй удар завершить пронос руки и вытянуть ее вперед; на третий и четвертый удары - сохранять новое положение рук; повторить упражнение с проносом левой руки; б) на первый удар ногами начать пронос правой руки вперед; на второй – завершить пронос руки и вытянуть ее вперед; на третий - начать пронос левой руки вперед, на четвертый - завершить его и вытянуть руки вперед, на следующие четыре удара сохранять новое положение рук; в) правую и левую руки пронести сперва поочередно вперед, затем поочередно назад в и.п.9. Плавание с помощью движений руками дельфином и поплавком между бедрами; дыхание через цикл.10. То же, но без поплавка, ноги расслаблены и вытянуты у поверхности.11. Плавание с помощью движений руками дельфином и ногами кролем.12. Плавание с помощью движений ногами дельфином и укороченных гребков руками брассом.13. Предыдущее упражнение, но с поворотом головы подбородком налево, вперед, направо, вперед и т.д. (через каждый цикл движений).14. Плавание дельфином в одноударной координации с двумя вариантами удара ногами: в первом варианте удар выполняется в момент входа рук в воду; во втором - в конце гребка руками.15. Плавание дельфином с поднятой головой, подбородок на уровне поверхности воды.16. Плавание дельфином с различными вариантами дыхания, вдох через один, два или три цикла движений рук.17. Плавание дельфином с помощью движений ногами и одной руки, другая вытянута вперед, в ритме двух - ударного слитного дельфина, для вдоха голова поворачивается в сторону гребущей руки.18. Предыдущее упражнение, но другая рука у бедра, вдох в сторону прижатой руки.19. Плавание дельфином с помощью движений ногами и чередованием трех различных вариантов движений руками: гребок левой рукой (правая вытянута вперед), гребок обеими руками, гребок правой рукой (левая вытянута вперед) и т.д. в ритме двух - ударной слитной координации.20. Предыдущее упражнение, но при движении одной руки другая остается вытянутой у бедра.21. То же, что и два предыдущих упражнения, но число однотипных гребковых движений увеличивается до 3-5: например, 3 гребка одной рукой, 3 гребка обеими, 3 гребка другой рукой.22. Плавание дельфином в ритме двух - ударной слитной координации, но с остановкой рук у бедер в конце гребка при вдохе; во время паузы выполняется дополнительный (третий) удар ногами, и цикл движений повторяется.23. Плавание с помощью движений ногами дельфином, руки у бедер, и поочередными гребками руками кролем в ритме слитного двух - ударного дельфина.24. Плавание с помощью движений руками кролем и ногами дельфином в слитной двух - ударной координации. Выполняется с дыханием в одну (на 2 гребка руками) или обе (на 3 гребка руками) стороны.25. Плавание дельфином с полной координацией движений и с небольшой плавательной доской, зажатой между бедрами.26. То же, но с касанием кистями бедер.27. Плавание дельфином в слитной двух - ударной координации с задержкой дыхания и дыханием через три цикла движений руками.28. Плавание дельфином с заданными темпом и скоростью (постоянные значения параметров и их варьирование), акцентированием внимания на отдельных элементах техники движений.29. Плавание дельфином на наименьшее количество гребков руками, сохраняя заданную скорость на отрезке.Психологическая подготовкаПсихологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальная психическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируются высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты характера, предсоревновательная и соревновательная эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в соревновательной обстановке.В ходе подготовки к конкретным соревнованиям формируется специальная (предсоревновательная) психическая боевая готовность спортсмена к выступлению, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к обязательной победе, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью произвольно управлять действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия и движения, необходимые для победы.В процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается нервно-психическое напряжение, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению.Нервно-психическое восстановление осуществляется с помощью словесных воздействий, отдыха, переключения на другие виды деятельности и прочих средств. С этой целью также используются: рациональное сочетание средств ОФП в режиме дня, средства культурного отдыха и развлечения, система аутогенных воздействий.Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны включаться во все этапы и периоды круглогодичной подготовки.На занятиях учебно-тренировочных групп акцент делается на развитии спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формировании волевых черт характера, развитии оперативного мышления и памяти, специализированного восприятия, создании общей психической подготовленности к соревнованиям.В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан следующий акцент при распределении объектов психолого-педагогических воздействий:в подготовительном периоде подготовки выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные с морально-психологическим просвещением спортсменов, развитием их спортивного интеллекта, разъяснением целей и задач участия в соревнованиях, содержанием общей психологической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированного восприятия, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготовленности;в соревновательном периоде подготовки упор делается на совершенствования достижении специальной психической готовности к выступлению и мобилизационной готовности к состязаниям;- в переходном периоде преимущественно используются средства и методы нервно-психического восстановления организма.В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера спортсмена, и приемы психической регуляции.Акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной подготовки, направленности учебно-тренировочных занятий.2.3. Иные мероприятияМедицинские, медико-биологические мероприятияСистематический контроль за состоянием здоровья обучающихся (в том числе при подготовке и проведении мероприятий), включает:- предварительные при определении допуска к мероприятиям) и периодические медицинские осмотры (в том числе по углубленной программе медицинского обследования) ; - этапные и текущие медицинские обследования; врачебно-педагогические наблюдения. Основанием для допуска обучающегося к учебно-тренировочным занятиям на этапе начальной подготовки является наличие у него медицинского заключения с установленной первой или второй группой здоровья, выданного по результатам профилактического медицинского осмотра или диспансеризации согласно возрастной группе в соответствии с приказом Минздрава России. Восстановительные мероприятияОсвоению высоких тренировочных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия.Восстановительные средства делятся на четыре группы: педагогические, психологические, гигиенические и медико-биологические.Педагогические средства являются основными, так как при нерациональном построении тренировки остальные средства восстановления оказываются неэффективными. Педагогические средства предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, способствующего стимуляции восстановительных процессов, рациональное построение тренировок в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного циклаСпециальное психологическое воздействие, обучение приемам психорегулирующей тренировки осуществляют квалифицированные психологи. В спортивных школах возрастает роль тренера-преподавателя в управлении свободным временем обучающихся, в снятии эмоционального напряжения и т.д. Эти факторы оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов. Особо важное значение имеет определение психической совместимости спортсменов.Гигиенические средства восстановления детально разработаны. Это требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю.Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления.При организации питания на сборах следует руководствоваться рекомендациями Института питания РАМН, в основу которых положены принципы сбалансированного питания, разработанные академиком А.А. Покровским. Дополнительное введение витаминов осуществляется в зимне-весенний период, а также в период напряженных тренировок. Во избежание интоксикации дополнительный прием витаминов целесообразно назначать в дозе, не превышающей половины суточной потребности.Физические факторы представляют собой большую группу средств, используемых в физиотерапии. Рациональное применение физических средств восстановления способствует предотвращению травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. В спортивной практике широко используются различные виды ручного и инструментального массажа, души (подводный, вибрационный), ванны, сауна, локальные физиотерапевтические воздействия (гальванизация, ионофорез, соллюкс и др.), локальные баровоздействия, электростимуляция и др. Передозировка физиотерапевтических процедур приводит к угнетению реактивности организма. Поэтому в школьном возрасте в одном сеансе не следует применять более одной процедуры. В течение дня желательно ограничиться одним сеансом. Средства общего воздействия (массаж, сауна, ванны) следует назначать по показаниям, но не чаще 1-2 раз в неделю.Медико-биологические средства назначаются только врачом и осуществляются под его наблюдением.Средства восстановления используются лишь при снижении спортивной работоспособности или при ухудшении переносимости тренировочных нагрузок. В тех случаях, когда восстановление работоспособности осуществляется естественным путем, дополнительные восстановительные средства могут привести к снижению тренировочного эффекта и ухудшению тренированности.Участие в спортивных соревнованияхСпортивное соревнование – состязание среди спортсменов или команд спортсменов в целях выявления лучшего участника состязания, проводимое по утвержденному организатором положению (регламентом).Требования к участию обучающихся в спортивных соревнованиях: - соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации обучающихся положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях согласно Единой всероссийской спортивной классификации и правилам вида спорта «плавание»;- наличие медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях;- соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.На этапе начальной подготовки значительно увеличивается число соревновательных упражнений. Особое преимущество отдается игровым и соревновательным методам. Нa первых этапах начальной подготовки рекомендуется использование контрольных соревнований в виде контрольно-педагогических экзаменов.Программа соревнований, их периодичность, возраст участников должны строго соответствовать действующим правилам соревнований и доступным нормам нагрузок.Юных спортсменов в соревнованиях нужно нацеливать на демонстрацию социально-ценностных качеств личности, мужества, инициативы, смелости, коллективизма, дружелюбия по отношению к товарищам и уважения к ним, стойкости в поединке с противникомОбъем соревновательной деятельностиВиды спортивных соревнованийНП-2контрольные3отборочные-основные1 2.4. Спортивное оборудование и инвентарь N п/п Наименование Единица измерения Количество изделий 1 Доска для плавания штук 30 2 Мяч набивной (медицинбол 2 кг) штук 6 3Мяч набивной (медицинбол 3 кг) штук 6 4 Ласты тренировочные для плавания пар 10 5Лопатка для плавания (большие, средние, кистевые) штук 20 6 Поплавки-вставки для ног (колобашка) штук 10 7 Разделительные дорожки для бассейна комплект 1 8Секундомер электронный штук 2 9 Скамейка гимнастическая штук 3 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ1. Контрольные испытания представляют собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися Программы.2. Контрольные испытания проводятся на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.3. Контрольные испытания проводится в форме тестирования (принятие контрольных нормативов) по общей физической подготовке.4. К контрольным испытаниям допускаются обучающиеся, в полном объеме выполнившие учебный план по данной Программе.Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода на этап начальной подготовки№ п/пУпражненияЕдиница измеренияНорматив до года обученияНорматив свыше года обучениямальчикидевочкимальчикидевочкиНормативы общей физической подготовки1.1. Бег на30 мсне болеене более6,97,16,56,81.2.Прыжок в длину с места толчком двумя ногамисмне менеене менее1101051201101.3.Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полуКоличество разне менеене менее741051.4.Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи)смне менеене менее+1+3+4+5Нормативы специальной физической подготовки2.1.Плавание (вольный стиль) 50 м -без учета временибез учета времени2.2.Бег челночный 3 х 10 м с высокого стартасне болеене более353045402.3.Исходное положение- стоя держа мяч весом 1 кг за головой. Бросок мяча впередмне менеене менее3,5343,52.4.Исходное положение- стоя, держа гимнастическую палку, ширина хвата 50 см. Выкручивание прямых рук в плечевых суставах вперед-назадКоличество разне менеене менее114. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТАНа протяжении всего учебно-тренировочного процесса тренер-преподаватель формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).Воспитательные средства:личный пример и педагогическое мастерство тренера-преподавателя;высокая организация учебно-тренировочного процесса;атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;дружный коллектив;система морального стимулирования;Основные воспитательные мероприятия:просмотр соревнований (и видео, и телевидение) и их обсуждение;проведение тематических праздников;встречи со знаменитыми спортсменами;экскурсии, культпоходы в театры и на выставки;тематические диспуты и беседы;трудовые сборы и субботникиГлавной целью воспитательной работы является воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры (п.25 ст. 2 Федерального закона № 329-ФЗ) , а так же воспитание высоких моральных и нравственных качеств, чувства патриотизма, волевых качеств у обучающихся.Специфика воспитательной работы состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется и свободное время.Тренер-преподаватель формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).Тематика бесед по ПДД, ТБ, ППБ и охране здоровья Сентябрь«Как правильно выбрать безопасный маршрут от своего дома до СШ«Вводный инструктаж по правилам пожарной безопасности: эвакуация из СШ в летнее и зимнее время года»«Техника безопасности во время тренировки, в здании и на территории СШ«Режим дня ребенка»Октябрь«Опасности зимней дороги: гололед, туман. Понятие тормозного и остановочного пути»«Пожар, его причины»«Техника безопасного поведения при землетрясениях»«Профилактика гриппа и простудных заболеваний»Ноябрь«Правила перевозки детей (ремень безопасности, детское кресло)»«Основные средства пожаротушения» «Техника безопасного поведения при террористическом акте»«Правильная осанка – ее влияние на развитие ребенка»Декабрь«Знакомство с основными дорожными знаками»«Правила пожарной безопасности: поведение на новогоднем вечере и на новогодних каникулах»«Техника безопасности обращения с электроприборами: гирлянды, пиротехника»«Как сохранить хорошее зрение»Январь«Правила перехода перекрестков, регулируемых светофором»«Способы прекращения горения различных веществ и материалов»«Техника безопасного поведения в экстремальных ситуациях: агрессия, склонение на преступление, попытка похищения и т.п.»«Отрицательное влияние курения и употребления наркотиков на развитие ребенка»Февраль«Правила перехода проезжей части, нерегулируемой светофором. Предупредительные сигналы водителя»«Способы и приемы спасения при пожаре»«Техника безопасности обращения с электронными предметами (телефон, планшет и т.п.)»«Правила обращений с лекарственными средствами»Март«Опасности весенней дороги: гололед, закрытый обзор»«Пожароопасные ситуации дома и как их избежать»«Об опасности нахождения под сосульками, у рек и водоемов во время паводка и таянья льда»«О важности соблюдения гигиены»Апрель«Правила движения на велосипеде, мопеде».«Осторожно, огонь! (о недопущении поджога мусора и сухой травы)» «Техника безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольном исполнении»«Занятие спортом - залог здоровья!»Май«Соблюдение правил дорожного движения во время летних каникул»«Правила пожарной безопасности во время летних каникул: поведение в быту, на улице и в лесу»«Техника безопасного поведения во время летних каникул: поведение у водоемов, как не потеряться в лесу»4.2.Мероприятия по воспитательной работеНаправления воспитательной работыПеречень мероприятийСроки проведенияНравственное воспитание1.Беседы о культуре поведения спортсменов в обществеСентябрь2.Торжественное чествование победителей спортсменов.В течении года3.Беседа по профилактике правонарушений несовершеннолетних, ответственность за правонарушение Октябрь4.Посещение спортивных праздников, мероприятий.В течении года5. Дни рождения обучающихся «День именинника»В течении года6.Посещение достопримечательных мест с последующим обсуждениемапрель7.Просмотр международных и всероссийских соревнованийВ течении года8.Встречи со знаменитыми спортсменами ветеранаминоябрьРабота с родителями1.Собрания, индивидуальные беседы с родителями. Консультации на тему воспитанияВ течении года2. Собрания с родителями обучающихся участвующих в спортивных соревнованияВ течении годаПрактические мероприятия1.Проведение физкультурно-оздоровительных и физкультурно- спортивных мероприятийВ течении года2. Коллективное посещение музеев кинотеатров, театров имеющих тематику спортаоктябрь3.Установление постоянной связи с родителями и учителями для контроля успеваемости обучающихсяВ течении года4.Организация встреч, лекций, бесед мастер-классов с известными спортсменами района.В течении года5.Подготовка актива группы для работы в общественных формах самоуправления.В течение года6.Участие в культурных мероприятиях спортивной школы.В течении года7.Массовые мероприятия учебного характера (отчетные, открытые занятия)В течении года8.Проведение и участие спортивных соревнований, районных, республиканских.В течении года5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:1.Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. – М.: Физкультура и спорт, 2000.2.Булгакова Н.Ж. Плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1999.3.Викулов А.Д. Плавание. – М.: Владос-пресс, 2003.4.Волков Н.И., Олейников В.И. Биологически активные пищевые добавки в специализированном питании спортсменов. – М.: Спортакадемпресс, 2001. – 80с.5.Золотов В.П. Восстановление работоспособности в спорте. – Киев.: Здоров, я, 1990.6.Зенов Б.Д., Кошкин И.М., Вайцеховский С.М. Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде. – М.: Физкультура и спорт, 1986.7.Макаренко Л.П. Юный пловец. – М.: Физкультура и спорт, 1983.8.Плавание: Учебник/ Под ред. В.Н. Платонова. – Киев: Олимпийская литература, 2000.9.Плавание: Учебник для вузов/ Под ред. Н.Ж. Булгаковой. - М., Физкультура и спорт, 2001.10.Плавание. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2006- 216с.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X