Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Ольга Вячеславовна Зорина

Методический доклад «Значение программной музыки в воспитании творческого подхода обучающихся к интерпретации музыкальных произведений»

скачать документ

Вернуться назад

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 58»Методический доклад«Значение программной музыкив воспитании творческого подхода обучающихся к интерпретации музыкальных произведений»Выполнил преподаватель Зорина О. В.2024г.(Слайд 2)Цель: Проанализировать значение программной музыки в воспитании творческого подхода обучающихся к интерпретации музыкальных произведений»(Слайд 3)Задачи: Обобщить условия развития эмоционально – образного мышления учащихся в классе фортепиано Рассмотреть предпосылки формирования активной творческой личности учащегося (Слайд 4)ВведениеСовременная методика обучения игре на фортепиано основывается на таких принципах обучения, при которых значительное внимание должно быть направлено на художественную сторону воспитания начинающего пианиста. Согласно этим принципам, надо с первых уроков приобщать ребенка к искусству, приучать внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания. Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном, доступном и интересном материале.(Слайд 5)Проблема развития музыкальных способностей ученика является доминирующей. В фортепианной методике существует много рекомендаций для решения этой проблемы. Первые уроки имеют главное значение. Важно не отбить охоту и желание у ребенка заниматься музыкой, а укрепить, заинтересовать, другими словами, научить игре на инструменте легче, чем дать ребенку широкое образование, научить любить, понимать музыку, сделать ее частью жизни.» (Слайд 6)Главнейшая задача «педагога – «зажечь», «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки – говорит мастер фортепианной педагогики Анна Даниловна Артоболевская(Слайд 7)Формирование активной творческой личности является одной из основных целей музыкального образования. Однако, на практике мыслительная и творческая деятельность учеников по классу фортепиано отстает от их потенциальной возможности. Преподаватели, увлеченные работой над технической стороной обучения, ставят ученика в рамки «как надо играть», не дают ученику возможности раскрыть свой творческий потенциал. После получения дополнительного музыкального образования, ученик, не имея потребности к музицированию, даже не подходит к фортепиано. Почему дети любят импровизировать, сочинять свои музыкальные образы, передавая зайчиков, мишек, дождик?  А как реагируют взрослые на такие сочинения?  Всем знакомая ситуация...Преподаватель музыки – профессиональный музыкант; педагогический же его опыт зачастую самодеятелен. Этот опыт состоит из поисков, находок и потерь, которые совершаются уже во время общения с учеником. Часто, те события, которые разворачиваются на уроке в музыкальном классе, нельзя назвать общением, если под последним понимать согретый обоюдным добрым чувством диалог, цель которого – приобщение к музыкальному искусству. На уроке происходит только передача и накопление знаний, информации, эти знания полезны, но недостаточно, чтобы вырастить творческую личность. Педагог обучает ученика музыкальной грамоте в едином процессе воссоздания музыкального звучания. Здесь знания появляются вместе с умениями. И то и другое доступно и осознаваемо. Знания элементов музыкальной науки можно записать, расклассифицировать; умения – продемонстрировать, повторить, закрепить. Но не секрет, что этих двух важных составляющих, увы, недостаточно. (Слайд 8)Есть еще область особого знания педагога, которая не так легко доступна и осознаваема – это сфера образного мышления, то, без чего исполнение музыки не может быть творческой деятельностью. Незнание этой области связанно с большими потерями музыкальной педагогики.В педагогической практике хорошо известно, что (Слайд 9)знания становятся действительно прочными, если ученик получил эти знания через самостоятельную мысль, эмоционально – образное мышление и увлеченность в занятиях. С начинающими учениками можно использовать игровую форму проведения занятий, учитывая возможности и потребности ученика. Занятия с начинающими должны приносить ученику радость, яркость впечатлений. С учениками старших классов занятия направлены на творческую активность ученика, развивая эмоционально-образное мышление. (Слайд 10)Эмоционально-образное мышление – это художественное восприятие мира, наполнение фантазией и собственными чувствами ученика. (Слайд11)Программная музыка помогает ученикам прочувствовать образно-эмоциональное содержание произведения. Название пьес, связанных с прикладными жанрами (песня, танец, марш) тоже помогают представить круг образного содержания.   (Слайд12,13,14)Пьесы из циклов для детей («Детский альбом» Чайковского, «Альбом для юношества» Р. Шумана, «Детская музыка» С.Прокофьева и др.) способствуют развитию эмоционально-образного мира маленьких музыкантов и расширяют их музыкальный кругозор. «Болезнь куклы» Чайковского - одно из любимых произведений маленьких музыкантов. Оно также развивает эмоционально - образное мышление, которое зависит от способности ученика проникать в эмоциональное содержание музыкальной пьесы. И хотя отмечают различные типы музыкального мышления: с преобладанием эмоционально-чувственного или абстрактно-логического отношения к исполняемой музыке, важно направлять внимание ученика на совершенствование менее развитой способности.(Слайд15)Эмоционально-образное развитие ученика особенно важно в подростковом возрасте. От преподавателя требуются серьезные знания в области психологии. У учеников есть потребность в эмоциональной насыщенности, смене эмоциональных состояний.  К примеру. «Дед Мороз» Р. Шумана раскрывает разнообразную гамму эмоционального состояния.  (Слайд16)Музыкальные термины помогают раскрывать образный мир произведения. Поэтому очень важно с первых уроков использовать музыкальные термины. Даже темп Allegro имеет перевод «скоро, весело» Эмоциональная окраска аккордов, звучание консонансов и диссонансов, мажора и минора. Маленький ученик определяет различие словами «солнышко-тучка», более старший «радость-печаль». (Слайд17)Средства музыкальной выразительности: лад, тембр, ритм, темп, динамические штрихи, исполнительские штрихи помогают создавать образ произведения. Да и лучше запоминается эмоционально окрашенный материал.(Слайд18)Преподаватель должен помнить, что развитие духовности и общей культуры проходит через развитие образно-музыкального мышления. Развитие творческой активности учащихся можно назвать общей педагогической проблемой. А поэтому самим преподавателям надо искать формы развивающего обучения, формы совместного творчества с учеником. В этом плане весьма интересен сборник «Я учусь играть» автора – составителя О. Сотниковой, изд. «Союз художников», СПб 2011 г.(Слайд19)  Для полноценного эмоционально-образного развития ученика особенно важен грамотный и чуткий подход к выбору репертуара. На вооружении преподавателей фортепианных классов детских музыкальных школ много замечательных сборников композиторов-классиков для молодых музыкантов, ставших хрестоматийным материалом. Достаточно перечислить некоторые из них:(Слайд20)- Чайковский П.И. «Детский альбом»- Шуман Р. «Альбом для юношества», «Детские сцены»- Прокофьев С.С. «Детская музыка» соч.65- Слонимский С. «Альбом для детей и юношества»- Свиридов А. «Детский альбом» и др.Ученики всех классов с большим удовольствием работают над пьесами малой формы. Причины вполне объяснимы:- удобный формат (малая форма);- разнообразие характеров и образов, что позволяет педагогу выбрать наиболее понравившееся произведение, которое покажет музыкальные достоинства ученика и даст ему возможность почувствовать себя исполнителем;- богатое стилистическое и жанровое разнообразие, позволяющее познакомить ученика с современными музыкальными направлениями (джаз, рок, популярная музыка, этнические мотивы);- возможность использовать такие произведения для участия в концертах.Для педагога работа над пьесами – это закрепление навыков, приобретенных при работе над упражнениями, этюдами и классической частью репертуара, гораздо менее любимой учениками.Однако, несмотря на такую всеобщую любовь к этому жанру, работа с пьесами имеет свою специфику, свои задачи, свои трудности.(Слайд21)Анализ основных типов пьес малой формыОгромное количество пьес, ставшее классикой педагогического репертуара, стремительно пополняется новыми произведениями современных авторов. Для ориентации в таком разнообразии целесообразно принять условное подразделение на основные типы пьес малой формы:- жанровые пьесы;- кантиленные пьесы;- программно-характерные пьесы;- клавирные пьесы (пьесы старинных композиторов);- виртуозные пьесы;- эстрадно-джазовые пьесы.Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения – достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне, т.е. осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно. В то же время, каждый из выше названных типов пьес малой формы обладает целым набором особенностей и специфических трудностей, которые необходимо знать и учитывать при работе.Остановимся на программных произведениях.(Слайд22)Программно-характерные пьесы составляют основу педагогического репертуара ученика младших и средних классов музыкальной школы.Что такое программная музыка? Примеры и определение программной музыки Музыкальное произведение, содержание которого раскрывает некую заложенную в него композитором словесную программу, очень часто поэтическую, – вот что такое программная музыка. Это явление придаёт ей специфические черты, отличающие ее от непрограммной, которые отображают настроения, чувства, душевные переживания человека. Программа может быть отражением каких угодно явлений действительности(Слайд23)Виды программной музыкиПрограммные музыкальные произведения могут быть самыми разнообразными. Можно попытаться выделить два основных типа программности — картинную и сюжетную.Музыкальные «картинки» обычно бывают небольшими миниатюрами, в которых развивается один музыкальный образ: «портрет», «пейзаж» или особая звукоподражательная картина, например шум вьюги или птичье пение.Музыкальные «сказки» и «рассказы» обычно укладываются в более крупную форму. Там, как правило, несколько музыкальных тем, которые соответствуют разным событиям сюжета, и более разнообразное развитие этих тем. Но, рассказывая интересную историю, можно и «картинку нарисовать». Поэтому в музыкальных произведениях, написанных по мотивам какого-либо сюжета, мы часто можем встретить смешанный (картинно-сюжетный) тип программности.Иногда, когда композиторы пишут музыку по мотивам литературного произведения, они не «пересказывают» в музыке сюжет, а передают, например, только чувства главных героев. Такую программность можно назвать психологической.(Слайд24)Роль программной музыки в развитии музыкальных способностей: музыкальности значительна. Это наиболее доступные и любимые детьми пьесы. На определенную программу могут указывать стихи, заглавие пьесы, картина, нарисованная рядом.В предлагаемых хрестоматиях и сборниках мы видим большое множество увлекательных и красочных названий. Это вполне объяснимо, ведь для ребенка 7-10 лет образное название вызывает интерес и желание исполнить эту музыку, возбуждает фантазию, творческую инициативу. Остается только пожелать, чтобы название вполне соответствовало музыкальному содержанию пьесы. А это, к сожалению, бывает не всегда так. Педагог должен очень требовательно оценивать достоинство пьесы с позиции как художественного вкуса, так и ее полезности для ученика. Целесообразность изучения той или иной пьесы определяется задачами, которые ставит педагог перед учеником на данном этапе обучения.Принимаясь за работу над программно-характерной пьесой, необходимо совместно с учеником определить сюжетно-драматургическую линию развития, обозначить образный круг и исполнительские приемы, при помощи которых эти образы будут воплощаться. Ребенок должен почувствовать себя художником за роялем. Раскрытие красочных и изобразительных возможностей фортепиано – одна из главных задач при изучении таких пьес. В процессе работы происходит закрепление основных штриховых приемов звукоизвлечения, понимание значения гармонии, динамики, педализации, фразировки, цезур. Особенно это важно на начальном этапе обучения (1-3 год), так как служит формированию базы, основы для дальнейших занятий музыкой.С самого начала обучения и в дальнейшем педагогу необходимо развивать и совершенствовать не только технические навыки владения инструментом своих учеников. Важно интенсивно «погружать» ученика в исполняемую музыку, «заражать» ею. Произведение должно затрагивать его душу, будить воображение. Уже с исполнения первых мелодий в начале обучения надо добиваться от ребёнка, чтобы он их играл выразительно, с пониманием характера. (Слайд25)Одной из характерных черт детской психологии является мышление в конкретных образах. Мне представляется, что язык звуков сам по себе слишком абстрактен, чтобы надолго заинтересовать ребёнка. Поэтому каждая музыкальная задача должна быть выражена в конкретном художественном образе, и выражена непосредственно в звуке, темпе и соответствующих игровых приёмах. Для детей средней одарённости – самой доступной формой музыкального высказывания является словесный текст. Большое значение в работе музыкального воображения играют зрительные образы, например: хорошо знакомый герой сказки, с ярко выраженными образными чертами, например: зайка прыгает, мишка большой и тяжёлый, колобок катится и он весёлый… Музыкально-слуховые образы переходят из области эмоционального в область сознательного отражения. Поэтому для развития воображения важно стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу музыки. Стимулировать, задавая открытые вопросы: « Какой у тебя ёжик?», « Куда катится твой колобок?», « О чём плачет зайка?». И чем большее количество ассоциативных связей сможет оживить в своей памяти ребёнок, тем лучше активизируется его воображение. Музыкально-слуховые представления находятся в постоянной взаимосвязи с процессами мышления и восприятия. Важно отметить, что в зависимости от своего жизненного опыта 2 человека, услышав одно произведение, могут совершенно по-разному оценить его. Все эти особенности в музыке, её исполнение и создание обусловлены работой воображения, которое, подобно отпечаткам пальцев, никогда не может быть одинаковым даже у двух людей.    Чтобы творческие проявления детей на уроках фортепиано имели активный и эмоциональный характер, преподавателю, в своей работе, необходимо знать следующее: (Слайд26)1. Для активизации воображения необходимо вызвать в памяти ребёнка как можно больше ассоциативных связей.  А для этого следует подбирать яркий, доступный, звукоизобразительный репертуар, направленный на активную работу фантазии. «Колобок», «Ёжик», «Плакса», «Дразнилка», голоса животных, дождик, колокольчики – это очень, доступно для ребёнка. Эти образы понятны, знакомы, ассоциативны. Для вербализации образа педагог может предложить ребёнку сочинить слова, нарисовать рисунок к пройденным пьескам, а значит, детское воображение активизируется, фантазия проснётся, творческий процесс нам обеспечен. (Слайд27) 2. Подобранный педагогом репертуар должен являться основой формирования конкретных творческих навыков и в тоже время отвечать учебным требованиям.(Слайд28) 3. Использовать приёмы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, всё чему мы хотим научить, следует не диктовать, а совместно, как бы заново открывать, включая ученика в активную, творческую работу. Используя детское воображение можно самые сложные или элементарные задачи сделать интересными и волнующими.(Слайд29)4. Осуществлять выбор музыкальных образов в соответствие возрасту исполнителей, что способствует успешному воплощению замысла композитора. Дети отчетливо представляют, проживают музыкальные образы и с полной отдачей несут их со сцены слушателям.(Слайд30)Рекомендации по подбору репертуараВ первую очередь (начиная с самых маленьких упражнений и пьес) огромное значение имеет грамотное составление репертуара согласно индивидуальным особенностям ученика. Рекомендуется выбирать произведения с интересным образным содержанием, в которых эмоционально-поэтическое начало выступает более ярко. Если музыка захватила ученика, его эмоциональное состояние будет положительно влиять на его прилежание, способствовать более целенаправленной настойчивой работе над звуком, темпом, нюансами, игровыми приёмами исполнения этого произведения, чтобы в результате оно прозвучало ярко, осмысленно, выразительно. Известно, что программа ученика школы должна строиться по трем магистральным репертуарным направлениям: классическая музыка прошлого, произведения, где ярко выражена народно-национальная самобытность (обработки, особенно полифонические, народных мелодий и др.), и музыка современная . В учебном процессе современной музыкальной школы наряду с традиционными классическими образцами детской музыки, уже прошедших испытание временем, важным и полезным представляется изучение фортепианной музыки двадцатого - двадцать первого столетия, в том числе композиторов – наших современников.(Слайд 31)Чем обусловлено обращение к музыке современных композиторов?Прежде всего, желанием расширить и обновить учебный репертуар юных пианистов, быть на «одной волне» с современной фортепианной музыкой. Творческий педагог всегда стремится разнообразить репертуар, несмотря на то, что у каждого педагога есть свой постоянный набор «обязательных пьес» на разные виды техники для различного уровня подготовки детей. Тем более, что в наше время информационных технологий процесс поиска нового материала стал намного доступнее, чем ранее.   Конечно же, основным фундаментом учебной программы остаются классические образцы музыки, но при обучении детей только на классических произведениях, зачастую слишком сложных и не всегда понятных современному юному начинающему музыканту, фортепианная музыка начинает восприниматься ребёнком как нечто непреодолимо непонятное, и интерес к ней быстро пропадает. Современные композиторы, сочиняющие для детей, чутко реагируют на изменения в нашей жизни, и стараются сочинять таким образом, чтобы музыкальные произведения были доступны восприятию и техническим возможностям ребёнка, отличались ярким выражением определённого настроения. Ни для кого не секрет, что дети усваивают материал гораздо быстрее, если в образовательный процесс включены элементы музыки знакомой, перекликающейся с настроением современного окружающего мира. Если ребёнку музыка близка и понятна, если она затрагивает «тоненькие струны» его души, у него появляются настойчивость и трудолюбие, желание достичь успешного результата. И тогда раскрываются лучшие качества и черты его характера, и занятия в музыкальной школе вызывают положительные эмоции и гармонизируют психику ребёнка.Ещё одно небольшое, но простительное в условиях современности обстоятельство отмечает композитор В. Коровицин: «Включая в свои программы фортепианную классику, в особенности популярную, пианист всегда вступает в невольную конкуренцию с великими музыкантами прошлого, чьи эталонные исполнения, записанные на аудионосители, безусловно, знакомы искушённому слушателю. Вступает – и чаще всего проигрывает: безнадёжное это дело – соревноваться с Софроницким или Юдиной, Гилельсом или Рихтером. При исполнении же пьес, ещё не вошедших в «эталонный список» любая трактовка, любая интерпретация будут возможны и уместны и уж точно не вызовут ненужных сравнений с манерой более именитых коллег». Таким образом, приобщение ребёнка к музыкальному языку современного фортепианного искусства является одной из актуальных педагогических задач на сегодняшний день. Для её решения, требуется, прежде всего, квалифицированная педагогическая работа по расширению педагогического репертуара, поиску новых сочинений современных композиторов, адресованных юным музыкантам.Изучение нескольких доступных и понятных произведений принесет ученику больше пользы, чем трудоемкий и часто мучительный процесс изучения одной, но непосильной на данном этапе, пьесы.Преподавателями фортепианного отделения нашей школы был проведён обзор фортепианных новинок современных композиторов:(Слайд 32) Новые имена:Сергей Слонимский,  Владимир Коровицын Наталья Торопова., Жаннэта МеталлидиН. Сидельников , О. Геталова , М. Илларионова Д. Жученко, А. Классен, Е. Емельянова, Ю. Весняк, И. Парфёнов. и другие замечательные композиторы написали произведения для детей. Музыка этих композиторов привлекла нас, прежде всего, доступностью образов и пианизма, дети с удовольствием берутся за её разучивание и исполнение. Она хороша, доступна, полезна и актуальна – всё это делает предложенные произведения привлекательными для изучения.Музыка сборников ряда современных композиторов представлена в разных жанрах. Большинство произведений имеют ярко выраженную программность.Названия пьес, данные самим композитором, тонко передают настроение пьесы, что помогает пробуждению образного восприятия учащихся и направляют воображение и исполнение учащихся в нужном направлении. Все пьесы разнообразны по своему настроению. Каждая пьеса  - это особый, не похожий на другие образ. Уже по сюжетам и выбранным им образам -  природы, детских игр, любимых животных и впечатлений об окружающем мире видно, что авторы хорошо знает мир ребёнка и любит детей всей душой. В стилевом отношении пьесы также очень разнообразны. Яркой и увлекательной художественной форме полностью подчинены и исполнительские задачи.При этом фактура изложения каждой пьесы очень удобная. «Пьески не просто симпатичные, но ещё и очень удобные пианистически. Хочется их играть и играть – руки отдыхают, а душа наслаждается!». Что касается уровня трудности, то в сборниках можно найти пьесы как для первоклассника, так и для семиклассника. Все пьесы, безусловно, могут быть использованы не только для работы в классе, но и в концертных выступлениях учащихся. Таким образом, пьесы, представленные в сборниках, могут явиться хорошим пополнением уже существующего учебного репертуара учеников ДМШ, ДШИ.(Слайд 33)ЗаключениеИспользование нового материала в музыкальном воспитании неизбежно приводит к поиску новых форм и методов работы с детьми, где ребенок является не просто объектом воспитания, а становится участником творческого акта, что в свою очередь активизирует развитие у него музыкально-творческих способностей. Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами. Для развития интереса у детей к музыке педагогу необходимо все время искать новые приемы, подходы к занятию, вовлекать в музыкальный процесс. (Слайд 33)Главное место в занятиях должно занимать развитие творческих способностей детей, а вместе с тем и интереса к музыке и культуре в целом. (Слайд 34)Цель музыкальных занятий заключается в том, чтобы привить детям интерес к искусству, умение ориентироваться в огромном потоке музыкальной информации. Уроки должны способствовать формированию богатого духовного мира учащихся, развивать их художественный вкус.Спасибо за внимание!(Слайд 35,36)Список использованной и рекомендованной литературы:Айзенштадт С.А. «Детский альбом» П.И. Чайковского. М.2006г.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М. 1978г.Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Радио, 1979.Безруких М.Н., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М.:Просвещение,1991.Бирмак А.Г. Воспитание художественной техники пианиста. М. 1973г.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Московского университета, 1976.Грохотов С. «Шуман и окрестности. Романтические прогулки по «Альбому для юношества» М. 2006г.Копчевский Н.А. Клавирная музыка. Вопросы исполнения. М.1986г.«Как научить играть на рояле» сост. Грохотов С.В. М.2006г.Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. К.1979г.Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М.1983г.Печерский Б.А. «Экспромт-фантазия» Афоризмы о музыке. М.2008г.Сергеева Е., г. Санкт-Петербург«Секреты фортепианного мастерства» Мысли и афоризмы выдающихся музыкантов. М. 2008г.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X