Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Ковган Виктория Юрьевна

Тестовая диагностика как форма аттестации младших школьников

скачать документ

Вернуться назад

Тестовая диагностика как форма аттестации младших школьников Учитель начальных классов МОУ СОШ № 52 Ковган Виктория Юрьевна Обучение становится личностным, обучающийся должен уметь принимать самостоятельные решения, обладать умением самостоятельно получать новые знания и стремиться к самообразованию. Умение учиться – особое, отличное от других школьных умений. Новые требования к выпускникам школ включают формирование умений самостоятельно определять цели, нормы и формы деятельности, делать выбор, оперативно находить необходимую информацию. Для успешного усвоения знаний и формирования умений очень важно своевременно заметить возникшую трудность и устранить ее. Это обстоятельство требует нахождения эффективных путей своевременного обнаружения и ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся. Одной из форм контроля, позволяющей оперативно и эффективно проверить результаты обучения является система контроля с использованием тестовых технологий. Тесты, в отличие от привычных форм проверки знаний, таких, как контрольные и самостоятельные работы, диктанты и т.п., являются инструментом не столько оценки, сколько диагностики. Традиционная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те компетентности, из которых складывается этот результат. Таким образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответствующую коррекционную работу.На уроках в начальной школе используются следующие виды тестовВиды тестов по форме:- тесты закрытого типа (задания с выбором верного ответа из набора предлагаемых вариантов);- тесты открытого типа (ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым).- тесты комбинированного типа (задания с выбором и вводом правильного ответа)Виды тестов по способу предъявления:- с предъявлением готового ответа;- с предъявлением ответа в краткой форме;- с предъявление развернутого ответа.Виды тестов по цели назначения:- первичное закрепление;- контроль ЗУН;- разминка в начале урока;- тренажер.Различные виды тестовой деятельности:- самостоятельная работа;- контрольная работа;- фронтальный устный опрос;- тренировочная работа;-зачетная работа;- индивидуальный опрос по карточкам;- заполнение пропусков;- сопоставление явления (события) и его характеристики;- распознавание понятия;- составление последовательности.Таким образом, различные виды деятельности кроме диктантов, изложений и сочинений можно проводить в форме тестов.Виды тестов по месту использования (этапы урока):- актуализация знаний;- первичное закрепление;- упражнения;- контроль знанийВиды тестов по объему содержания и времени проведения (контроль знаний обучающихся):- стартовый контроль;- тематические тесты;- итоговый контроль;- промежуточная аттестация;- итоговая аттестация. Тесты предполагают владение учащимися определённым объёмом информации, поэтому они чаще всего применяются при закреплении или повторении знаний. По одному и тому же учебному материалу могут быть составлены тесты разной степени трудности.Выбирая индивидуальный подход, учитель проводит тестирование с каждым учеником по отдельности, подбирая соответствующие тесты для конкретного учащегося. Данный подход требует больших временных затрат, но позволяет учителю контролировать функциональное состояние каждого испытуемого (тревожность, утомляемость и др.) и оказывать необходимую помощь тем ученикам, у которых возникли затруднения при работе с тестами во время группового тестирования.Учитель должен помнить, что существуют требования к структуре теста, к комплекту заданий, которые в него войдут:составлению заданий должен предшествовать анализ программы начальной школы по предметам;язык теста, инструкции, должны соответствовать языку, инструкциям учебника начальной школы (подчеркни, вставь, допиши, найди и т. п.);структура заданий должна определяться значимостью изученного материала (чем важнее изученная тема, тем большим количеством вопросов она представлена);формулировки заданий должны быть разнообразны (это разовьёт остроту внимания и гибкость мышления, потребует от обучающегося предельной внимательности и собранности);должны быть однозначно сформулированы цели и тема, определено время применения теста;процесс проведения теста должен быть задан в виде однозначного алгоритма (заполнение пропусков, выбор ответа из предложенных вариантов);тестовые задания должны легко читаться;если тест предназначен для проверки уровня знаний, задания не должны повторять формулировок данных в учебнике;тестовые задания должны быть независимыми;формулировка заданий не должна содержать двусмысленности;тестовые задания должны выполняться без громоздких вычислений;постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально исключать возможность угадывания ответа;тестовые задания, предполагающие выбор одного из предложенных ответов, должны содержать 3-5 вариантов ответов, подобранных по возможности так, чтобы наиболее характерные для данного случая ошибки были в них учтены.Составление с учетом всех требований тесты удобны как для текущего, так и итогового контроля знаний и умений учащихся, а также для проведения поэлементного анализа этих данных.При составлении тестов желательно использовать вопросы, проверяющие все основные знания и умения в соответствии с программными требованиями. Основная часть задания должна быть ориентирована на проверку достижения учащимися планируемых результатов обучения. В конце должны содержаться задания творческого характера, позволяющие проверить способность применять полученные знания в новой или измененной ситуации. Такая дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки поможет создать основу для загрузки слабых учащихся, обеспечивая их посильной работой и формируя положительное отношение к учебе.Определим ряд правил к составлению тестовых заданий.1. Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа.2. Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.3. Вопрос должен содержать одну законченную мысль.4. При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда».5. Вопрос должен быть чётко сформулирован. Избегайте слов: большой, небольшой, малый, много, мало, меньше, больше и т.д.6. Не используйте вводных фраз и предложений, имеющих мало связи с основной мыслью.7. Неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок.8. Не задавайте вопросы с подвохом.9. Все варианты ответов должны быть грамматически согласованны с основной частью задания. Используйте короткие, простые предложения.10. Реже используйте отрицание в основной части, избегайте двойных отрицаний, таких как: «Почему нельзя не делать…?»11. Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов.12. Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов.13. Если ставится вопрос количественного характера, ответы располагайте по возрастанию.14. Лучше не использовать варианты ответов «ни один из перечисленных» и «все перечисленные».15. Избегайте повторения.16. Используйте ограничения в самом вопросе.17. Не упрощайте вопросы.18. Место правильного ответа должно быть определено так, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу.19. Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.20. Проанализируйте задания с точки зрения неверного ответа наиболее подготовленных учеников. В начале работы по ознакомлению с тестами нет необходимости заготавливать тестовые задания каждому ученику, даже наоборот, коллективная работа в этот период будет продуктивнее. В дальнейшем желательно каждому ученику готовить задания. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению их на практике. Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех критериям. Это позволяет определить, кто из них не усвоил программный материал или овладел им на минимальном уровне, кто полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и тех, кто не только полностью овладел необходимыми знаниями, но и может применять их в новых ситуациях, т. е владеет на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой. В начальной школе тесты целесообразно использовать в качестве проверочных тематических работ и для целевого назначения, развития логики, рассуждений и т. д.В своей работе я использую различные способы оценивания при проверке знаний учащихся, но в связи с тем, что в последнее время при проведении олимпиад, конкурсов, познавательных игр, учащимся предлагаются задания в форме тестирования, я стала уделять больше внимания и этому способу. Кроме того, меня привлекает то, что тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов. Таким образом, это дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию. Еще одним преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность. Учащиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в учении, сравнивать свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль. У родителей появляется возможность узнать результаты обучения их детей.Тестовый контроль повышает интерес учащихся к предмету. Работая в классе, где учатся дети с разным уровнем знаний по предмету, я сделала вывод, что особенно удачно выполняют тесты дети со слабой подготовкой. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля. Используя тесты на уроке, как одну из форм контроля за знаниями учащихся, можно сказать, что тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном те тесты, которые я применяю в работе, представляют собой задания творческого характера, направленные на формирование у учащихся таких приемов умственной деятельности, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация, аналогия. Они позволяют организовать на уроках окружающего мира, русского языка, математики деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, логического мышления. Таким образом, применяемый мною подход позволяет использовать в едином комплексе тестовый контроль и традиционные методы повторения и коррекции знаний. При этом сочетании «новых» методов со «старыми» позволяет осуществлять преподавание наиболее оптимально. Теоретические и практические результаты методической работы дали возможность сделать следующие выводы. Использование тестовой формы контроля имеет целый ряд положительных характеристик:высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования;воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности;развивает память, вариативно-логическое мышление;умение делать правильный выбор;делает процесс обучения интересным для ребёнка;снижает уровень тревожности;экономит учебное время, которое идёт на опрос учащихся;разнообразит процесс обучения;проверка большого объёма учебного материала;быстрота проверки выполненной работы;удобство обработки результатов работы;помогает учителю осуществлять своевременно коррекцию знаний;даёт возможность учителю критически оценить свои методы преподавания. Однако, наряду с преимуществами перед традиционными способами проверки знаний, умений и навыков, тестирование сопровождается определёнными недостатками:большая вероятность выбора ответов наугад;невозможно проследить процесс выполнения задания, логику рассуждения ученика. Применение метода тестирования на уроках в начальной школе не может быть единственным способом проверки качества знаний и умений учащихся и должен быть использован наряду с теми традиционными формами проверки результатов обучения, которые сложились в начальной школе и оправдали себя в практике её работы. Следовательно, тесты – это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков, которая может и должна использоваться в сочетании с другими формами и методами контроля и оценки.Литература:Александров М.Ф., Волошина О.И. Математика. Тесты: Начальная школа. 1 – 4 кл. Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 1998.Алёшина Т.Н., Савинцева Н.В. Тесты как форма контроля // Начальная Школа – 1993, № 1.Бенеш Н.И. Тесты для начальной школы. // Арман-ПВ, 2004.Воскерчьян С.Н. Об использовании метода тестов при учёте успеваемости школьников // Советская педагогика. - 1973, № 10.Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель – ученик». Методическое пособие для учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999.Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Система заданий в 2 частях– М.: Просвещение, 2010г.Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.А.А.Плешаков. Проверим себя. 1-4 класс. – М. 2005гТестовая диагностика как форма аттестации младших школьников Обучение становится личностным, обучающийся должен уметь принимать самостоятельные решения, обладать умением самостоятельно получать новые знания и стремиться к самообразованию. Умение учиться – особое, отличное от других школьных умений. Новые требования к выпускникам школ включают формирование умений самостоятельно определять цели, нормы и формы деятельности, делать выбор, оперативно находить необходимую информацию. Для успешного усвоения знаний и формирования умений очень важно своевременно заметить возникшую трудность и устранить ее. Это обстоятельство требует нахождения эффективных путей своевременного обнаружения и ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся.Одной из форм контроля, позволяющей оперативно и эффективно проверить результаты обучения является система контроля с использованием тестовых технологий. Тесты, в отличие от привычных форм проверки знаний, таких, как контрольные и самостоятельные работы, диктанты и т.п., являются инструментом не столько оценки, сколько диагностики. Традиционная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить причину благодаря поэтапному выполнению заданий, Таким образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответствующую коррекционную работу.На уроках в начальной школе используются следующие виды тестовВиды тестов по форме:- тесты закрытого типа (задания с выбором верного ответа из набора предлагаемых вариантов);- тесты открытого типа (ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым).- тесты комбинированного типа (задания с выбором и вводом правильного ответа)Виды тестов по способу предъявления:- с предъявлением готового ответа;- с предъявлением ответа в краткой форме;- с предъявление развернутого ответа.Виды тестов по цели назначения:- первичное закрепление;- контроль ЗУН;- разминка в начале урока;- тренажер.Различные виды тестовой деятельности:- самостоятельная работа;- контрольная работа;- фронтальный устный опрос;- тренировочная работа;-зачетная работа;- индивидуальный опрос по карточкам;- заполнение пропусков;- сопоставление явления (события) и его характеристики;- распознавание понятия;- составление последовательности.Таким образом, различные виды деятельности кроме диктантов, изложений и сочинений можно проводить в форме тестов.Виды тестов по месту использования (этапы урока):- актуализация знаний;- первичное закрепление;- упражнения;- контроль знанийВиды тестов по объему содержания и времени проведения (контроль знаний обучающихся):- стартовый контроль;- тематические тесты;- итоговый контроль;- промежуточная аттестация;- итоговая аттестация.Учитель должен помнить, что существуют требования к структуре тестаязык теста, инструкции, должны соответствовать языку, инструкциям учебника начальной школы (подчеркни, вставь, допиши, найди и т. п.);структура заданий должна определяться значимостью изученного материала (чем важнее изученная тема, тем большим количеством вопросов она представлена);тестовые задания должны легко читаться;если тест предназначен для проверки уровня знаний, задания не должны повторять формулировок данных в учебнике;тестовые задания должны быть независимыми;формулировка заданий не должна содержать двусмысленности;тестовые задания должны выполняться без громоздких вычислений;постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально исключать возможность угадывания ответа;Основная часть задания должна быть ориентирована на проверку достижения учащимися планируемых результатов обучения. В конце должны содержаться задания творческого характера, позволяющие проверить способность применять полученные знания в новой или измененной ситуации. Такая дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки поможет создать основу для загрузки слабых учащихся, обеспечивая их посильной работой и формируя положительное отношение к учебе. В начале работы по ознакомлению с тестами нет необходимости заготавливать тестовые задания каждому ученику, даже наоборот, коллективная работа в этот период будет продуктивнее. В дальнейшем желательно каждому ученику готовить задания. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, В начальной школе тесты целесообразно использовать в качестве проверочных тематических работ и для целевого назначения, развития логики, рассуждений и т. д.В своей работе я использую различные способы оценивания при проверке знаний учащихся, но в связи с тем, что в последнее время при проведении олимпиад, конкурсов, познавательных игр, учащимся предлагаются задания в форме тестирования, я стала уделять больше внимания и этому способу. Кроме того, меня привлекает то, что тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, Таким образом, это дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию. Еще одним преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. Работая в классе, где учатся дети с разным уровнем знаний по предмету, я сделала вывод, что особенно удачно выполняют тесты дети со слабой подготовкой. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля. Используя тесты на уроке, как одну из форм контроля за знаниями учащихся, можно сказать, что тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их.Использование тестовой формы контроля имеет целый ряд положительных характеристик:высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования;воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности;развивает память, вариативно-логическое мышление;умение делать правильный выбор;делает процесс обучения интересным для ребёнка;снижает уровень тревожности;экономит учебное время, которое идёт на опрос учащихся;разнообразит процесс обучения;проверка большого объёма учебного материала;быстрота проверки выполненной работы;удобство обработки результатов работы;помогает учителю осуществлять своевременно коррекцию знаний;даёт возможность учителю критически оценить свои методы преподавания. Однако, наряду с преимуществами перед традиционными способами проверки знаний, умений и навыков, тестирование сопровождается определёнными недостатками:большая вероятность выбора ответов наугад;невозможно проследить процесс выполнения задания, логику рассуждения ученика.Применение метода тестирования на уроках в начальной школе не может быть единственным способом проверки качества знаний и умений учащихся и должен быть использован наряду с теми традиционными формами проверки результатов обучения. Тесты – это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков, которая может и должна использоваться в сочетании с другими формами и методами контроля и оценки.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X