Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Гапонюк Елена Николаевна

Деловая игра для родителей "Поощрения и наказания в семье"

скачать документ

Вернуться назад

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОЛОШКА»МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК 629804, Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Ноябрьск, ул. Шевченко д.50 ател./факс 8(3496)32-56-32, 32-56-33 E-mail: voloshka_yamal@mail.ruОГРН 1028900708363 ОКПО 48729845 ИНН/КПП 8905025359/890501001ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»Подготовила: воспитатель Черепанова Ольга НиколаевнаГ. Ноябрьск2021 г.Цели:дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям;обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы;развитие у родителей рефлексии собственных воспитательских установок;обмен опытом взаимодействия с детьми;выработка навыков анализа реальных педагогических ситуаций.Подготовительная работа:анкетирование родителей: «Какого стиля воспитания в семье Вы придерживаетесь?».На экране записана тема родительского собрания и цитаты: «Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимости в наказаниях. «Чем больше поощрений, тем меньше наказаний» (Я. Корчак);«Частые наказания — признание собственного бессилия» (Альберт Камю);«Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой» (Сенека);«Ни один человек не должен считать себя нулем...» (Б. Бернард);«Каждый ребенок имеет право на внимание, ласку, на поощрение» (Е.А. Аркин); Оборудование:карточки с проблемными ситуациями, листы бумаги.рейтинг популярности видов наказаний;мультимедиа проектор, слайды с цитатами. Форма проведения:круглый стол.Участники:воспитатель, родители, педагог-психолог, заместитель директора по BМP. Ход игры:1 часть. Организационная часть.Вступительное слово заместителя директора по ВМР.Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что Вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями — это радостный и напряженный труд. Выполняя эту работу, Вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для Ваших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся ответить на следующие вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?Индивидуальная работа родителей.Сейчас я попрошу Вас поделить лист бумаги на две части и написать в одной из них слова, которыми Вы поощряете, хвалите своих детей, а в другой — которыми ругаете. Прошу Вас выполнить эту работу за 3 минуты. (Родители выполняют предложенное задание.)Уважаемые родители, посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.Анализ результатов анкетирования.Центром социологических исследований Министерства образования РФ было проведено изучение состояния воспитания в семье детей дошкольного возраста. Были опрошены родители (преимущественно женщины) из 2000 семей в 19 областных центрах страны. Данные исследования позволили социологам сделать выводы о том, что в случае нежелательного поведения детей основными методами воспитания, применяемыми к ним родителями, является «чтение морали» и окрик.Как же называют своих детей родители нашей группы? Ответы на вопросы показали, что... (приводятся данные анкеты «Как вы называете своего ребенка?»).Конечно, воспитывать ребенка — нелегкое дело. Мнение о детях, как об ангельски чистых и кротких созданиях — всего лишь миф. Из трудных ситуаций, в которые они иногда ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.Проблемы наказания являются самыми наболевшими. Пожалуй, на свете нет ни одного ребенка, которому нравились бы наказания. Но, как показывает практика, родители не могут исключить из процесса воспитания такую меру воздействия. Только в младенчестве каждый ребенок — повелитель над родителями. Родители спешат удовлетворить любое его желание, благо, что эти желания не так обширны, а о наказаниях родители даже не помышляют. Но по мере взросления детские «хочу», «не буду» вызывают все большее напряжение, возмущение, раздражение и сопротивление со стороны взрослых.2-я часть. Работа в микрогруппахВопрос родителям. Какие виды наказаний наиболее популярны в Вашей семье? (Выявляется рейтинг популярных наказаний).Итак, основными наказаниями являются:лишение просмотра передач по ТВ;лишение сладостей;угроза лишить своей любви;шлепанье по попе или подзатыльник;лишение прогулки и др.Значительная часть родителей традиционно считает, что физическое наказание — эффективный способ воздействия на детей. Но при помощи физических наказаний всегда можно достичь определенной цели и оказать влияние на кого угодно, а уж тем более, если речь идет о ребенке. Именно страху перед болью и инстинкту самосохранения, а не высокой сознательности, родители должны быть обязаны, когда они наконец-то слышат долгожданную фразу: «Я больше не буду. Простите меня».Мудрых родителей вряд ли устроит подобный исход. Ведь такое воздействие не разрешает конфликт, а создает лишь иллюзию его разрешения. Даже если ребенок понимает, что он виноват, физическое наказание снимает чувство вины. Он как бы расплатился за содеянное болью и страхом. Поэтому осознавать и переживать свой проступок, делать выводы малыш уже не будет. Если его обучают правильному поведению путем физического воздействия, он, почувствовав безопасную ситуацию, будет выполнять запретные действия. Частое применение таких видов наказания будет формировать неблагоприятные черты характера ребенка. Наказания могут надломить волю ребенка, превратив его в покорную, легко подчиняемую личность. Такой ребенок начинает противиться всему, что исходит от родителей, старается вступать с ними в конфликты. Итак, вред, приносимый физическими наказаниями, очевиден.Следующей, очень распространенной формой наказания детей в семье является лишение ребенка части родительской любви. Эта форма действует очень сильно, применять же ее нужно осторожно. Она может быть как полезной, так и повлечь за собой серьезные проблемы для детей и взрослых. Суть наказания сводится к тому, что родители меняют привычный стиль отношений с детьми.Ребенок по-прежнему продолжает получать необходимую родительскую заботу, но лишается доли внимания и проявления родительской любви. Это наказание может дать эффективные результаты только тогда, когда между ребенком и родителями существуют действительно близкие отношения. Если же этого не было, то такая форма результата не даст, поскольку ребенку нечего будет терять. Абсолютно недопустимым наказанием считаются уход родителей из дома или угрозы, что мама может уйти и оставить ребенка одного, либо угроза отдать ребенка в детский дом и т.п. Это может вызвать развитие устойчивых страхов, нарушения контактов с окружающими.Отказ или отсрочка удовольствий (лишение сладостей, прогулки, похода в цирк и т.д.) ограничивает поведение ребенка. Подобные методы воздействия примитивны и часто ошибочны. При использовании данной формы наказания можно добиться положительного результата только в том случае, если сам ребенок считает наказание справедливым и согласен с ним. Но в большинстве случаев бывает все наоборот: дети воспринимают наказание как несправедливое и не видят связи между своим проступком и вынесенным наказанием, поэтому начинают негативно относиться к своим родителям. Даже если ребенок попросил прощения, это не всегда означает, что он осознал свою вину.Конечно, в целях наказания нельзя лишать детей того, что необходимо для их полноценного развития: еды, прогулки, общения с друзьями. В целях наказания можно воспользоваться следующим правилом, которое должно распространяться на всех членов семьи: насорил в комнате — убери за собой, испачкал обувь — вымой ее. С подобными требованиями детям трудно не согласиться, т.к. они справедливы. Но если эти требования предъявляются только к ребенку, однажды он может сравнить свои обязанности с обязанностями взрослых и возмутиться. Поэтому родителям следует подумать и установить те правила, которые они сами способны выполнить.3-я часть Игровые ситуации.Из трех ответов на каждый вопрос выберите один.1. Ребенок капризничает, отказывается есть привычную еду. Ваши действия:а)дадите ребенку другое блюдо;б)разрешите выйти из-за стола;в)не выпустите из-за стола до тех пор, пока все не съест.Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою игрушку. Ваши действия:а)идете во двор и ищете игрушку;б)грустите вместе с ребенком, так как Вам тоже жаль игрушку (когда что-то потеряешь, всегда грустно);в)успокаиваете ребенка, приговаривая, чтобы не плакал из-за пустяка.Ваш ребенок «прилип к телевизору» вместо того, чтобы укладываться спать. Ваши действия:а)без слов выключаете телевизор;б)спрашиваете, что нужно сейчас ребенку, чтобы начать укладываться в кровать;в)начинаете стыдить ребенка за непослушание.Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Ваши действия:а)часть игрушек убираете от ребенка в недоступное от него место: «пусть поскучает без них»;б)предлагаете свою помощь и участие в уборке; ободряете ребенка поддерживающей фразой, типа: «Я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя»;в)наказываете ребенка.Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидаете, что он быстро оденется, и Вы успеете на почту, но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, «тянет время». Ваши действия:а)отчитываете ребенка, показывая свое недовольство;б)говорите ребенку, что чувствуете раздражение и досаду на такое поведение, а хотелось бы...в)пытаетесь сами побыстрей одеть его.Подсчитайте, каких ответов получилось больше:«а» — стиль авторитарного воспитания с дефицитом доверия ребенку и принятия его потребностей;«б» — стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент — научить брать ответственность за свои поступки на себя;«в» — стиль воспитания — без особых попыток понять ребенка, основные методы — порицание и наказание.4-я часть Проблемные ситуацииРодителям раздаются карточки с описанием проблемных ситуаций.Ситуация 1.Тихий семейный ужин. После ужина все собрались у телевизора. Бабушка с дедушкой смотрят «Новости». Детям скучно, они просят разрешить им посмотреть фантастический фильм. Мама говорит.... (продолжите).Ситуация 2.Лена, пока мама была в магазине, разрисовала ее любимую юбку фломастерами. Мама, увидев это,... (продолжите).Ситуация 3.Дочка Катя раскапризничалась, проходя мимо киоска, требуя купить ей шоколадку. Мама... (продолжите).5-я часть «Как бы Вы поступили»Каждый взрослый иногда сталкивается с детской истерикой. Каждый помнит, какой психологической нагрузкой она сопровождается. В такой ситуации, когда на вас смотрят посторонние люди, легко растеряться и «выйти из себя». Что делаете Вы в подобной ситуации? {Ответы родителей.)Вот несколько советов, которые помогут родителям справиться с истерикой ребенка.Помните, что даже самые замечательные родители оказываются в таких ситуациях, и дело тут в темпераменте и характере вашего ребенка.Задумайтесь над причиной истерики ребенка:ребенку не хватает вашего внимания, и он таким способом стремится завоевать его;ребенок манипулирует вами, он привык таким образом получать все, что он хочет. Отличить манипуляцию нелегко, но понаблюдайте, как он плачет, что помогает ему успокоиться. Если вы поняли, что вами манипулируют, дайте ребенку понять, что вы не одобряете его действия;ребенок устал, хочет спать, он голоден: устраните причину — истерика пройдет.Советы родителямЕсли истерика в самом разгаре, улучите момент, когда ребенок набирает воздух, чтобы огласить окрестности новым криком, и очень выразительно и захватывающе начните рассказывать какую-либо историю.Попытайтесь взять ребенка на руки, прижать к себе и подождать, когда все закончится, выражая свое сочувствие желательно одной, часто повторяющейся фразой, например: «Мой малыш, успокойся!»Главное средство от истерик — пытайтесь сохранять спокойствие, выражайте свое сочувствие ребенку: «Я понимаю, что ты сейчас злишься, потому что мы не можем купить тебе ...» «Я знаю, как тебе обидно», «Когда ты успокоишься, мы обсудим с тобой, что произошло». Ребенок не услышит вас с первого раза, но, повторив эти фразы несколько раз, Вы «достучитесь» до своего малыша. Договоритесь с ребенком, выясните причины его поведения.Дети вполне способны понять логичные объяснения взрослых. Пора учить ребенка переживать и проживать неприятности, а не делать вид, что ничего не произошло.По возможности, забудьте, что на Вас смотрят. Чаще беседуйте с ребенком о его настроении, желаниях, интересах и обязанностях.Заключительная часть.Рефлексия. Психолог, подводит итог встречи и просит родителей выбрать самое «психологически безопасное» наказание и вручает памятку-рекомендацию родителям: «Мудрые наказания».Памятка-рекомендация «МУДРЫЕ НАКАЗАНИЯ»Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказать — это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.Если есть сомнение: наказывать или нет, не наказывайте.За один проступок — одно наказание. Даже если проступков совершено сразу очень много, наказание только одно — за все сразу.Помните о сроке давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.Наказан — прощен. Инцидент исчерпан, не мешайте ребенку начинать жизнь сначала.Наказание должно быть без унижения. Что бы ни случилось, какой бы ни была вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество Вашей силы над его слабостью.Ребенок не должен бояться наказания и гнева. Он должен бояться Вашего огорчения.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X