Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Фаизова Фарида Фахимовна

Скороговорка как эффективное фонетическое упражнение для улучшения произношения на русском языке

скачать документ

Вернуться назад

Скороговорка как эффективное фонетическое упражнение для улучшения произношения на русском языкеФаизова Фарида Фахимовна, Реабилитационный центр детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнечный», ( РЦДПОВ «Солнечный»), логопедг.КазаньПри коррекции нарушений произносительной стороны речи и отработке правильного произношения фонетические упражнения совершенно необходимы. И здесь скороговорка окажет неоценимую помощь.Скороговорки можно найти во многих учебниках по фонетике, но количество приводимых в учебной литературе скороговорок невелико и они «охватывают» ограниченное число звуков и звукосочетаний. Однако при небольшом усилии со стороны как логопеда, так и самого учащегося освоение и употребление скороговорки может принести большую пользу. Скороговорка так же, как и стихотворение, и песня, способна помочь учащемуся прочувствовать каждый звук и отработать правильное произношение.Перед началом работы со скороговорками необходима и полезна пояснительная работа. В связи с этим напомним, что скороговоркой называют «специально придуманную фразу с труднопроизносимым набором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь». В некоторых случаях при работе со скороговоркой могут возникнуть сложности не только с её проговариванием (фонетическая сторона), но и с пониманием (лексическая сторона), поскольку в некоторых вариантах скороговорок встречаются либо уже устаревшие, либо заимствованные из других языков слова. Для облегчения понимания, а также объяснения смысла некоторых слов иногда может потребоваться толковый словарь русского языка.Говоря о том, как сложно бывает найти и выбрать такое полезное и интересное речевое упражнение, как скороговорка, можно посоветовать логопеду придумать её самому, связав в одну фразу или предложение несколько слов с одинаковым звуком или сочетанием звуков.Диапазон имеющихся скороговорок необычайно широк: они бывают «короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логические и абсурдные, с повторами и без повторов «построенные» на одном звуке и на сочетаниях звуков, доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него».Процесс придумывания скороговорок может быть чрезвычайно простым и увлекательным, особенно если подключить к этому виду работы всех учащихся (в случае занятий в группе). Так, например, можно предложить учащимся заполнить своеобразную анкету с вопросами типа:1. Напишите имя (прозвище, кличку и т.д.), начинающееся со звуком, заданного преподавателем.2. Что сделал этот человек (животное)?3. Где это произошло?4. Когда это случилось?5. Почему так вышло? (Потому что…)Эту анкету учащиеся могут передавать друг другу, чтобы получилось как можно больше вариантов ответов для создания действительно интересных скороговорок. Приведём пример возможных ответов:КТО: Саня, суслик, слонЧТО СДЕЛАЛ: смотрел на сосну, спел песню, сел в сани ГДЕ: в Саратове, на сене, во сне КОГДА: в семь часов, в среду, в сентябре ПОЧЕМУ: потому что устал, по просьбе соседки, по странному стечению обстоятельстви скороговорок, которые из них можно составить:Саня смотрел на сосну в Саратове в семь часов, потому что устал.Суслик спел песню на сене в среду по просьбе соседки.Слон сел в сани во сне в сентябре по странному стечению обстоятельств.Процесс создания собственных скороговорок, таким образом, превращается в увлекательную и в то же время полезную игру, поскольку перед учащимися можно, например, поставить задачу использовать как можно больше слов с отрабатываемым звуком.Методика работы со скороговоркамиМетодика работы с уже выбранными или самостоятельными скороговорками достаточно известна: начиная с медленного и отчетливого проговаривания каждого слова и каждого звука, дойти до максимально четкого и быстрого произнесения всей скороговорки. Небольшие скороговорки произносятся на одном выдохе, для длинных необходимо разместить интонацию (направление движения тона, паузы и т.д.).Для большего эффекта можно рекомендовать выделение цветом или подчёркивание букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа. При заучивании скороговорок усилению мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово можно:а) сжимать пальцы в кулачки;б) загибать поочередно пальцы;в) нажимать пальцами (каждым по очереди) на воображаемые клавиши;г) стучать ладонью по столу;д) притопывать;е) кивать головой и т.д.Скороговорки также хорошо использовать в играх:«Кто быстрее?». Ведущий выбирает наиболее трудную скороговорку и произносит ее в слух медленно и внятно. Затем, обращаясь к участникам игры, он спрашивает: кто сможет прочесть ее быстрее? Для измерения скорости произнесения скороговорки можно использовать секундомер или часы с секундной стрелкой. Вслед за этим выясняется, кто может прочесть скороговорку ещё быстрее. Играющие один за другим сменяют друг друга, соревнуясь в быстроте и правильности произнесения скороговорки. Победителем объявляется тот, кто, не сбиваясь и не запинаясь, прочтёт скороговорку быстрее всех.«Паровозик». На каждого участника игры распределить по одному слову из выбранной ведущим длинной скороговорки. После этого вся в группа должна постараться, последовательно называя каждый своё слово, как можно быстрее произнести всю скороговорку целиком. После чего каждый участник должен попытаться произнести всю скороговорку самостоятельно.«Эхо». Участники игры по очереди произносят за ведущим отдельно каждое слово скороговорки. Непременное условие: каждый следующий участник должен повторить слово тише, чем предыдущий. При этом с каждым новым повтором скороговорки темп увеличивается до максимально возможного. При неправильном произнесении одного из компонентов скороговорки кем-либо из участников игра начинается заново. В конце игры каждый участник должен произнести всю скороговорку самостоятельно, не забывая об уменьшении громкости каждого последующего слова в ней.«Конкурс». Задача участников игры- придумать скороговорку на заданный ведущим звук с определённым количеством слов. Придуманные скороговорки участники читают в слух, тем самым устраивая «конкурс». После завершения конкурса проводиться тайное голосование, которое должно определить победителя игры.Игровую форму также можно использовать для повторения уже изученных скороговорок.«Поле чудес». На доске из выбранной скороговорки выписываются только служебные части речи (предлоги, союзы. Частицы и т.д.). Вместо знаменательных частей речи ставятся пропуски. Участникам игры необходимо восстановить зашифрованную скороговорку и произнести ее вслух быстро и без ошибок.«Выключили звук!». Ведущий медленно, одними движениями губ и, при необходимости, языка беззвучно имитирует произнесение одной из изученных скороговорок. Задача остальных участников-угадать скороговорку и произнести ее быстро и без ошибок. Тот участник, который сможет произнести эту скороговорку быстро и без запинки, становиться ведущим.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X