Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Кубонина Александра Сергеевна

Коррекционно-развивающая педагогическая работа с неговорящим ребенком

скачать документ

Вернуться назад

Коррекционно-развивающая педагогическая работа с неговорящим ребенкомКубонина Александра СергеевнаГосударственное общеобразовательное учреждение « Казанская школа № 76 для детей с ограниченными возможностями здоровья» (ГОУ «Казанская школа №76 для детей с ОВЗ»), учитель-дефектологг.КазаньБольшинство детей с выраженной степенью умственной отсталости относятся к категории »неговорящих», что обусловлено как особенностями формирования всех систем организма, так и условиями социальной депривации. Общая установка - активизация работы логопеда, учителя-дефектолога в направлении:создания оптимальных условий для речевого развития детей: понимания интонаций речи, реагирования на голос человека, лепет ребёнка;развития навыков манипуляции с предметами, представляющих собой цепь простых ориентировочных действий : перекладывание из рук в руки, постукивание. отбрасывание, притягивание и т.п.;продолжения ознакомления с окружающими предметами с целью формирования образного восприятия (учить действовать с предметами в соответствии с их физическими свойствами: (шарики прокатывать, кубики накладывать и т.д.);формирования подражания действиям взрослого у детей;дальнейшего развития моторики пальцев, рук (давать снимать колечки с пирамидки, правильно брать предметы разной формы) [1];развития умения соотносить предметы с определенным местом в пространстве, а также сопоставлять часть с целым предметом. На эмоционально- чувственной, ориентировочной основе практически знакомить со свойствами полого и заполненного пространства (в пустое ведро вложить шарики, заполнив его доверху).- развитие превалирования функции одной руки.Новым для этого возрастного периода является манипулирование двумя предметами, подражание предметным действиям взрослого. Ребенок познает новые свойства предметов. Он различает части в предмете, определяет его место в пространстве. В связи с этим он осваивает такие действия, как разъединение и соединение, осуществляет направленное движение предмета, усваивает различные пространственные отношения предметов (в, на, под, за, над).Речевые игры: рассматривать вместе с ребенком картонные книжечки с крупными яркими рисунками. Привлекая внимание ребенка к изображениям животных, людей, игрушек, называть их, просить ребенка найти, где нарисован тот или иной предмет. Показывая картинки с изображениями животных, имитировать голосом звуки, издаваемые ими [2]Развивать ассоциативные связи, зрительно- тактильно-кинестетические ориентировки.С помощью взрослого ребенок должен выполнять противоположные операции (синтез в действии): составление из частей целого предмета, т. е. присоединение по одному однородных и разнородных предметов. Например: складывание разбросанных шариков; складывание в коробку кубиков. При этом идет совершенствование мелкой моторики рук; совершенствование движения руки по направлению к предмету: петлеобразное накладывание ладони на предмет, захватывающее сверху, скользящее - приближение к предмету по поверхности, обхватывающее сбоку или снизу, плавное опускание руки на предмет под углом. Затем схватывание его сбоку, сверху в зависимости от конструктивных особенностей предмета, расположения его в пространстве.Ребенку скучно играть с готовой игрушкой, которую можно использовать только по какому-то одному назначению. Какая бы дорогая эта игрушка ни была, она не представляет ценности для ребенка, если он не может что-то делать с ней руками или приспособить ее в соответствии со своим богатым воображением.Для детей игровой материал - всё, что они трогают и видят. Нет особой нужды вообще покупать ему много игрушек и настаивать, чтобы он обязательно играл так, как "положено".Глина, бумага для вырезания, цветная бумага для складывания фигур - все эти материалы имеют общую характеристику: они не имеют определенной формы или назначения. Именно поэтому они являются идеальными игрушками для ребенка.Предположим, мы даем глину и бумагу неговоряшему ребенку с выраженной степенью умственной отсталости. Он их потрогает без всякой цели, не намереваясь что-то сделать из них, а только изучая их. Но, перебирая их в руках, он уже меняет их форму, с удивлением наблюдая за этими изменениями. И это уже само по себе ценный опыт.Этот ребёнок будет просто ещё и ещё раз мять и трогать глину и бумагу, получая удовольствие от этого процесса. Подсознательно он начинает понимать причинно-следственные связи между действием и результатом.Постепенно он начинает пытаться придать форму глине и сделать кораблик из бумаги. Эти игрушки легко превратить и в простые предметы, и в очень сложные, в зависимости от стадии развития ребенка.Ловкость рук и самовыражение это первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке.Необходимо обогащать предметно-игровую деятельность смысловым содержанием (например, открыть коробочку, чтобы посмотреть, что в ней лежит; снять втулочки с ленты, чтобы поиграть с ними; протолкнуть шарик в прорезь, чтобы увидеть, как он будет скатываться по желобку и т. п.). Продолжать развитие всех видов ориентировок (зрительно-тактильно- кинестетических), формировать способы двигательного воздействия на предмет, носящего ознакомительный характер: легкие удары и броски, сжатие, надавливание; вращение и кручение, колебание, расчленение на части [3].С целью формирования координированных действий рук, мелкой моторики пальцев, подбирать игры с предметами, требующими специфических движений при манипулировании ими (нанизывание, проталкивание, вкладывание, разъединение на части и т. п.), активизируя при схватывании большой и указательный пальцы. Подводить детей к выполнению двукратных, взаимоисключающих действий: выкладывание - вкладывание, разъединение - соединение, снятие - нанизывание и т. п.Развивать функциональные действия, которые отличаются от манипулятивных тем, что выявляют целевое назначение предмета. Дети начинают употреблять предметы целенаправленно (из чашки пьют, машинку катают, куклу укачивают). У них наблюдается совершенствование действий, выработанных ранее, а также отмечается обобщение и перенос действия на новые объекты. На протяжении этого периода совершенствуются действия руки ребенка: кулачок "разжался", пальцы действуют более самостоятельно и автономно. Список использованной литературы:Вайзман Н.П., «Психомоторика умственно-отсталых детей» М.,1997.Игры и упражнения для развития навыков общения: методы, рекомендации. Минск, 1995.Шипицина Л.М. «Социально-трудовая реабилитация и адаптация детей с нарушениями интеллекта», М., 2004.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X