Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Харисова Наиля Фахимовна

Учебная деятельность и коммуникативные навыки и умения

скачать документ

Вернуться назад

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯХарисова Наиля ФахимовнаГосударственное общеобразовательное учреждение « Казанская школа № 76 для детей с ограниченными возможностями здоровья» (ГОУ «Казанская школа №76 для детей с ОВЗ»)Учительг.КазаньЧеловечество выделило особый период в жизни подрастающего человека и создало для него такие специальные формы существования, при которых учение является основной деятельностью, направленной на освоение уже накопленного социального опыта и результатов труда других.Учение, как вид деятельности, следует за игрой и предваряет труд. Эта деятельность существенно отличается от игры и сближается с трудом по общей установке: нужно выполнять задания, готовить уроки, соблюдать дисциплину. Учебная деятельность строится на обязанностях. Общая установка личности в учении уже не игровая, а трудовая.Основная цель учения, применительно к которой приноравливается вся система обучения ребенка- инвалида, заключается в освоении ими навыков и умений, при помощи которых они смогли бы преодолевать настоящие и будущие трудности в жизни с наименьшей помощью «извне». Учение является стороной социальной по своему существу процесса обучения, в ходе которого учитель и ученик объединяются определенными взаимоотношениями. Основными видами деятельности в учении являются учебные действия. направленные на овладение способом выполнения, решения какой-то конкретной задачи. Каждый раз эти задачи будут меняться в зависимости от возраста и учебного предмета: «подбери картинку», «наклей кружок», «сложи пирамидку», «заштрихуй такую же фигуру, как у меня», «выбери самые большие круги» и т.д. В процессе выполнения любого учебного задания от ребенка требуется ряд умений:выслушивать задание до конца;уметь следовать инструкции: по подражанию, по образцу, самостоятельно, путем поиска решения задачи;в процессе выполнения задания сравнивать свои действия с заданными учителем;принимать помощь;вносить коррективы в неправильно выполняемое задание;уметь остановиться в заданной точке, параметре задания;уметь сравнить результат своего труда с образцом, выступившим в качестве учебной задачи;уметь выделять ошибки;адекватно реагировать на их наличие;принимать помощь по их исправлению и пр.Мы тезисно обозначили алгоритм учебного поведения ребенка-инвалида, связанного непосредственно только с решением учебной задачи.Но, кроме вышесказанного, дети-ОВЗ, имеющие выраженную степень умственной отсталости, должны обладать внешними формами учебного поведения (сидеть за партой, слушать, смотреть на учителя, адекватно реагировать на расписание школьного дня), а также у них должны быть развиты психические процессы (восприятие, научно-действенное мышление, память, эмоции, воля), которые являются фундаментом в процессе обучения детей-инвалидов.Эффективность освоения ребенком-инвалидом способов учебной деятельности, формирование у него навыков учебного поведения опирается на систему умений, осваиваемых обычным ребенком спонтанно, органично в процессе дошкольной жизни. Слушать, смотреть, спрашивать, говорить «спасибо», уметь попросить помощи, предложить свою помощь и т.д., - это так называемые коммуникативные навыки и умения. Ниже мы приводим основные из них, так как элементарные коммуникативные навыки, обеспечивающие организацию условий приема информации, не формируются у школьника-инвалида без специально организованной деятельности. И здесь на первый план выдвигается проблема развития мотивационной сферы ребенка, так как именно ее состояние определяет уровень готовности к обучению в школе и эффективность обучения в школе.Навыки и умения, приведенные нами в качестве основных коммуникативных, рассматриваются специалистами как «жизненные навыки», формирующиеся в процессе всего школьного обучения и имеющие сквозной характер. В зависимости от того, насколько эффективно умеет пользоваться ими ребенок, настолько конструктивно и четко он может решать жизненные задачи, возрастные и частные. Часто расстройства поведения у умственно отсталых детей, рассматриваемые специалистами как хронические нарушения в области эмоционально-волевой сферы, представляют собой попытку ребенка решать жизненные задачи с помощью навыков, неадекватных ситуации, или может быть так, что адекватный навык имеет дефект ориентировки, т.е. в нем имеется выпадение шагов или ложные, лишние шаги, основанные на ложных предпосылках. Вот почему мы предлагаем схему шагов по формированию навыков коммуникации, предложенное психологами. Нам представляется возможным использование этих схем в работе дефектолога, в общении родителя с ребенком-инвалидом.Умение слушать:Смотри на человека, который говорит;Не разговаривай, слушай молча;Думай о том, что было сказано;Реагируй на выслушанное: кивни головой, скажи «Да»; хлопни в ладоши;Спроси меня; выбери знак вопроса; покажи, что не понял.Замечания для отработки навыка: уточните позы, мимику, жесты, сигналы, которые могут использовать неговорящие дети.Умение не отвлекаться:Загибай пальчики на одной руке, на другой, чтобы сосредоточиться и успокоиться;Сделай глубокий вдох-выдох;Продолжи работу; выполняй задание;Скажи себе: «Я молодец! Я сделал это!».Умение задавать вопросы:Подумай, о чем хочешь спросить; найди картинку;Покажи картинку;Покажи жестом, о чем ты хочешь спросить: о форме, размере, цвете....Подумай, как ты спросишь взрослого в столовой, в спальне;Спроси жестом, мимикой друга.Умение работать в группе:Посмотри на своих друзей в группе;Подумай, хочешь ли ты играть с ними;Выбери, с кем конкретно ты хочешь играть:Обратись к нему;Выбери приятную картинку для него.Умение выразить свои теплые чувств другому:Назови, к кому ты испытываешь теплые чувства; покажи его;Подумай, что ты можешь ему сказать, показать;Выбери картинку, на которой есть улыбка, радость;Отдай ее другу.Умение просить помощь:Определи проблему; «Что не получается?»;Подумай, кого попросить о помощи: воспитателя или друга;Подумай, как можно сказать (что можно показать жестами, мимикой);Попроси о помощи другого.Умение предложить помощь:Посмотри, кому ты можешь помочь;Подумай, как ты можешь помочь;Выбери удобное время;Предложи помощь: найди картинки, погладь друга, улыбнись ему, найди нужные детали для выполнения задания.Умение говорить «спасибо»:Реши, хочешь ли ты кому-то сказать: «Спасибо!»:Выбери картинку, жест:Подойди к другу, улыбнись и поблагодари (покажи жестом).Умение знакомиться:Посмотри вокруг, кого ты не знаешь ?Подумай, как узнать имя этого человека? (Найди знак вопроса, сигнал)Подойди к человеку:Назови себя:Подожди, когда человек назовет свое имя (если человек не назвал своего имени, спроси его сам: если он опять не назвал своего имени это сигнал нежелания знакомиться).Умение начать разговор:Выбери человека, с которым ты хотел бы поговорить:Реши, что ты хочешь сказать:Выбери подходящее время и место:Дружелюбно начни разговор.Итак, умения слушать, не отвлекаться, спрашивать, работать в группе, просить и оказывать помощь, говорить спасибо и знакомиться - вот далеко не полный перечень стартовых умений и навыков, необходимых для освоения навыков учебной деятельности, успешность формирования которой во многом зависит от уровня развития мотивационной сферы.Список использованной литературы:Маллер А.Р. «Ребенок с ограниченными возможностями» М., 1996.Клюева К.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей обучению», Ярославль 1996.Лисина М.И. «Общение, личность и психика ребенка», М., Воронеж, 1992.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X