Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Зайчикова Лариса Александровна

Формирование пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи

скачать документ

Вернуться назад

Формирование пространственных представленийу дошкольников с общим недоразвитием речиАктуальность проблемы.Состав группы детей с речевыми нарушениями в последние годы ощутимо меняется. Одной из ведущих тенденций в системе воспитания является рост, в группах для детей с общим недоразвитием речи, количества воспитанников с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий развития. Важной стороной этого процесса является развитие пространственных представлений. Большинство базисных психических функций связаны с пространственными представлениями, так как эти представления участвуют в формировании практически всех навыков и функционировании всех сложных процессов. К ним относятся элементарно и сложно организованные движения, восприятие, рисование, речь, в том числе такие ее формы, как письмо и чтение. А. Р. Лурия утверждал, что для эффективного формирования пространственных представлений помимо содружественной деятельности различных анализаторов нужны и добавочные механизмы, к которым, в первую очередь, относится выделение ведущей руки и овладение системой абстрактных пространственных обозначений (правый, левый, справа, слева и т. д.). Нарушения речевой функции — это одно из отклонений, существенно сказывающееся на всех сторонах жизни и деятельности человека. У воспитанников логопедических групп отмечаются трудности зрительно-пространственного восприятия, усвоения пространственных ориентировок (Е. В. Мальцева, Н. А. Никашина, А. В. Семенович, Р. Д. Тригер, С. О. Умрихин, А. В. Ястребова). Возможно, именно это приводит к возникновению у детей с общим недоразвитием речи дисграфии и дислексии (О. А. Семенова). В свете этих данных актуальным представляется развитие у детей адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.При этом одним из основных направлений решения этой задачи должно быть формирование у детей ориентировки на плоскости. Суть и содержание многих школьных навыков и видов деятельности, с которыми ребенок соприкоснется с самого начала обучения в школе (письмо, чтение, ручной труд, ориентировка в пространстве страницы учебника, тетради, в пространстве парты и т.п.) требует владения навыками ориентировки на плоскости.А. А. Столяр писал: " Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося".Уже в раннем детстве ребенок достаточно хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Однако он не отделяет направлений пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов. Представления о предметах и их свойствах образуются раньше, чем представления о пространстве, и служат их основой.Первоначальные представления о направлениях пространства, которые усваивает трехлетний ребенок, связаны с его собственным телом. Оно является для него центром, точкой отсчета, по отношению к которой ребенок только и может определять направление. Под руководством взрослых дети начинают выделять и правильно называть свою правую руку. Она выступает как рука, выполняющая основные действия: "Этой рукой я кушаю, рисую, здороваюсь. Значит, она правая". Определить положение других частей тела в качестве правых или левых ребенку удается только по отношению к положению правой руки. Например, на предложение показать правый глаз младший дошкольник вначале отыскивает правую руку (сжимает ее, отводит в сторону и т.п.) и только после этого указывает на глаз. "Правое" и "левое" кажутся ребенку чем-то постоянным, и он не может понять, каким образом то, что для него находится справа, для другого может находиться слева.Другие направления пространства (спереди, сзади) ребенок тоже относит только к себе. Дальнейшее развитие ориентировки в пространстве заключается в том, что дети начинают выделять отношения между предметами (один предмет за другим, перед другим, слева, справа от него, между другими и т.д.).Образование представлений о пространственных отношениях тесно связано с усвоением их словесных обозначений, которые помогают ребенку выделять и фиксировать тот или иной вид отношений. При этом в каждом отношении ("над-под", "за-перед" ребенок сначала усваивает представление об одном члене пары (например, "над", "перед" , а затем, опираясь на это представление, усваивает второе. Но, усваивая представления об отношениях между предметами, ребенок долго может оценивать эти отношения только со своей позиции, он оказывается не в состоянии изменить точку отсчета, понять, что отношения изменяются, если смотреть на предмет с другой стороны: то, что было спереди, окажется сзади, то, что было слева, будет справа и т.п.       Только к концу дошкольного возраста у детей (да и то далеко не у всех) появляется ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умение менять точки отсчета.Накопление практического опыта освоения пространства позволяет постепенно овладевать и словом, обобщающим этот опыт. Опыт накапливается у ребенка в разнообразных видах деятельности (подвижные и строительные игры, изобразительная деятельность, наблюдения во время прогулок и т. д.). По мере его накопления движущей силой в формировании системного механизма восприятия пространства все большую роль начинает приобретать слово.Учитывая то, что число детей с речевыми расстройствами растет, актуальность решения проблем коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями, приобретает огромное значение.Диагностика развития пространственных представленийДля оценки пространственных представлений ребенка являются такие общеизвестные психологические методики, как «Кубики Кооса», «Разрезные картинки», нейропсихологические пробы и тесты. Так «Разрезные картинки», позволяют оценить уровень владения ребенком координатными представлениями, «Кубики Кооса» помогают выявить координатные и метрические представления, Методика «Домик» позволяет оценить все пространственные параметры. Таким образом, раннее выявление нарушений пространственных представлений у дошкольников позволит применить соответствующие пропедевтические меры для оказания помощи ребенку. Своевременно начатая специальная работа, направленная на предупреждение нарушений чтения и письма, занимает меньше времени и является максимально эффективной. Она позволяет сформировать функциональный базис письменной речи и тем самым предотвратить возможные трудности обучения или значительно уменьшить их.Особенности пространственных представлений у детей с ОНРПри общем недоразвитии речи формирование пространственных представлений имеет свои особенности, связанные с особенностями развития детей с речевой патологией. Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с ОНР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела — формирование представлений о ведущей руке, и частях лица и тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) дети осваивают только в ходе специального обучения.Они затрудняются в понимании предлогов и наречии, отражающих пространственные отношения (под, над, около). Дети с общим недоразвитием речи не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных. В их речи часто отсутствует предлог «над». В устной речи дошкольники затрудняются в дифференциации предлогов «к — у», «в — на» (к дому — дома, в столе — на столе). Нередко дети этой категории смешивают предлоги «перед» — «после» — «за», что является следствием несформированности пространственных отношений.У многих их из них восприятие целостного образа предмета: не могут разрезную картинку, не выполняют конструирование по образцу из палочек и строительного материала. В дальнейшем у детей появляются сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа (пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей, письмо в два-три столбика, зеркальное написание букв).Более грубые нарушения пространственных представлений у детей с ОНР выявляются при обследовании оптико-конструктивной деятельности. При копировании фигуры Тейлора наблюдаются по фрагментарная и хаотичная стратегии деятельности. Воспроизведение рисунка происходит без определенной последовательности действий, по отдельным деталям. У детей имеются ошибки, нарушение целостности образа фигуры, смещение элементов друг друга, несовпадение линий и точек пересечения. Для всех дошкольников с ОНР характерны копирование рисунка справа налево, неточное расположение фигуры либо ее деталей в пространстве. Часто дети копируют только элементы правой части фигуры.Коррекционно - логопедическая работаЦель: сформировать у детей с ОНР пространственные представления. В связи с этим решаются следующие задачи:1. Сформировать пространственные представления о собственном теле. 2. Сформировать пространственные представления о взаимоотношении объектов. 3. Обогащать словарный запас детей, познакомить со словами, обозначающими пространственные отношения. 4. Совершенствовать у детей умения и навыки практического владения грамматическими категориями, отражающими пространственные представления. 5. Обучать ориентировке на плоскости.Обучение ориентировке в схеме собственного тела.Исходным в развитии пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела.В коррекционной работе учитывается, что ориентировка в горизонтальных направлениях (сзади — спереди, вперед — назад) страдает больше, чем в вертикальных (вверху — внизу, сверху — снизу, над — под). Наиболее яркой отличительной особенностью детей с ОНР является неспособность овладеть понятиями слева — справа, левый — правый.Начинается работа по формированию пространственных представлений с дифференциации понятий вверх — вниз, спереди — сзади. Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью тряпочки, часов и т.п. Можно прикрепить значок у сердца. Таким образом вы даете ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством — ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь он знает. что «слева» — это «там, где красная тряпочка». Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на нем постоянноДалее происходит постепенное «сворачивание» движения, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению, из внешнего во внутренний план. Так, по инструкции ребенок переходит от движений всем телом к показу названного направления рукой или поворотом головы, а затем — только взором.Постепенно, с усвоением речевых обозначений  правой и левой руки, от внешней опоры избавляются.Задания по дифференциации правых и левых частей тела1. Показать правую руку, назвать ее. Показать и назвать левую руку..2. Показать (взять) предмет правой (левой) рукой.3. Соотнести части тела с правой рукой, назвать их (правое ухо, правая нога), соотнести части тела с левой рукой и назвать их (левый глаз, левое колено).4.Показать левой рукой правое ухо, правой рукой — левую.Обучение ориентировке в окружающем пространствеПосле того как дети начнут уверенно ориентироваться в схеме собственного тела, проводятся упражнения на определение направлений в пространстве. Для этого целесообразно использовать игру «Куда пойдешь, что найдешь?» Цель ее — упражнять ребят в действенном различении и обозначении основных пространственных направлений.Особенно трудным для дошкольника является определение правых и левых частей тела у человека, сидящего или стоящего напротив, потому что в этом случае ребенку нужно мысленно представить себя в другом пространственном отношении. Для лучшего усвоения следует специально над этим работать.Обучение восприятию пространственных отношениймежду предметамиПараллельно с работой по дифференциации правых и левых частей тела и развитию ориентировки в окружающем пространстве проводится уточнение понимания и употребления предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения между предметами.Специальная работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, формирования грамматических средств языка, произношения и обучения грамоте, развития связной речи. Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении.В связи с этим коррекционно-логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение, имеющих выраженное конкретное значение: «в», «на», «под». Затем отрабатываются предлоги «за», «к», «от», «по», «с», «около», «над», «через» и др. При этом уточняются и дифференцируются различные значения одного и того же предлога.В коррекционной работе над предложно-падежными конструкциями необходимо придерживаться следующих направлений:1.Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов.Детям объясняют, что предлог «на» — это когда предмет находится на поверхности чего-то (на столе, на шкафу и т.д.). Предлог «в» означает предмет внутри чего-то в столе, в шкафу и т.д.); «под» — внизу, под чем-то (под столом, под шкафом и т.д.).Дифференциация предлогов в устной речи детей.Для лучшего усвоения значений предлогов очень полезны упражнения с последовательным употреблением предлогов с противоположным значением.Например, педагог предлагает детям «оречевить» пары картинок, употребив при этом нужный предлог: «Дети идут „в" школу. Дети выйдут „из" школы». «Пальто висит „на" вешалке. Пальто сняли „с" вешалки».Формирование звуковых грамматических обобщений.4. Осознание словесного состава предложения. (в т. ч. выделение предлогов как самостоятельных слов).Приобретенные навыки автоматизируются в упражнениях: дети подсчитывают количество слов в предложениях, учатся выделять предлог как слово в потоке речи, зрительно запоминают графический образ предлога, составляют предложения и короткие рассказы с предлогами.Обучение ориентировке на плоскостиКак отмечалось, у детей с общим недоразвитием речи существуют определенные трудности в ориентации на ограниченной плоскости. Ориентировка на плоскости включает в себя умение находить и называть верхний, нижний, левый и правый края плоскости, находить и называть ее центр, правый верхний, левый верхний, правый нижний, левый нижний углы.Однако, прежде чем "загонять" малыша в клеточку, нужно научить его выполнять похожие действия с помощью предметов, игрушек и собственного тела. Это те же диктаты, но не требующие точных графических действий: поставить точку в нужной мелкой клеточке — серьезная и утомительная работа и для руки, и для глаз, и для их координированных действий.На занятиях по обучению грамоте можно применять следующие задания: посередине, в верхней части листа — М, слева — морковка, справа — машина; под буквой — любой предмет на букву м.Особые затруднения у детей с общим недоразвитием речи вызывают задания на ориентировку, содержащие сразу два условия, поэтому полезно использовать игры на различение пространственных характеристик. Детям предлагается взять левой рукой предмет и положить его, например, на верхнюю полку. В дальнейшем выполняются задания типа «поймай бабочку (муху, жука)» в верхнем правом углу листа, в вepхнем левом углу, в нижнем правом углу, в нижнем левом (рисунок предварительно закрываются листом бумаги).Применяют различные графические диктанты. В результате графической деятельности должны получиться конкретные изображения (например, «машина», «цапля», «собака», «кактус» и т.п.).ЗаключениеПространственные представления развиваются в условиях разнообразных видов деятельности дошкольников: в играх, наблюдениях, трудовых процессах, в рисовании и конструировании. Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления. Качественные изменения при формировании пространственных представлений связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями.Таким образом, своевременно организованная коррекционно-логопедическая работа по формированию пространственных представлений с использованием специальных упражнений позволит преодолеть недоразвитие пространственных представлений и создаст успешные предпосылки к обучению в школе.Использованная литература:Моргачева И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. // СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.Филатова И.А. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи.// М.: Издательство «Книголюб», 2010.Сивцова В. А. Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении //материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.).  — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 93-100.Пылаева Н. М. Трудности зрительно-предметного восприятия: диагностика и коррекция // Школа здоровья. — 1996. — № 4. — С. 42. Семенович А. В., Умрихин С. О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии (методические рекомендации к нейропсихологической диагностике).//М. — 1998. 9.        Формирование пространственных представленийу дошкольников с общим недоразвитием речи Учитель-логопед Зайчикова Л. А. МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 65»

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X