Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Сабитова Гульнар Шакировна

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

скачать документ

Вернуться назад

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВСабитова Г.Ш.МБДОУ д/с Светлячокgulnara.sabitova.00@mail.ruВ современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям, способностям, здоровью. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни современного человека.На первый взгляд, наши дети здоровые и нет причин волноваться. Но что такое здоровье? Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [4, с. 200].Традиционно принято считать, что здоровье формируется под влиянием таких факторов как наследственность (20%), экология окружающей среды (20%), уровень развития здравоохранения в стране (10%) и образ жизни семьи, в которой воспитывается ребенок (50%). Именно образ жизни семьи определяет перспективы адаптации малыша, результаты его социализации и реализации как человека, как гражданина, как личности. Поэтому содержание повседневных ритуалов в контексте идеи здоровосбережения должно включать сочетание таких компонентов как:Рациональное питание. Соблюдение режима.Оптимальный двигательный режим.Полноценный сон. Здоровая гигиеническая среда. Благоприятная психологическая атмосфера.Закаливание.Определим роль и значение последнего из упомянутых компонентов здорового образа жизни – закаливания. В последние годы, в дошкольные образовательные учреждения активно внедряются инновационные формы и методы оздоровления детей. Существует множество нетрадиционных методов, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. Для осуществления лечебно - оздоровительных мероприятий в группе МБДОУ практикуется использование нетрадиционных методов закаливания дошкольников: «Хождение босиком», «Дыхательная гимнастика» и «Массаж биологически активных точек тела». Перечисленные методики являются одними из наиболее современных и, как показывает опыт, эффективных способов снижения уровня заболеваемости малышей при посещении дошкольного учреждения.С древних времен было замечено, что закаливание способствует укреплению здоровья. «Хождение босиком» - хороший метод закаливания, как для детского учреждения, так и для дома. При хождении босиком температура пола должна быть не ниже 18 градусов. Вначале дети ходят в носках, а через 4-5 дней босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличивается каждый день на одну минуту и постепенно доводится до 15-20 минут [5, с. 35]. В летний период можно предоставить детям возможность ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камешкам, которые действуют как сильные раздражители. А теплый песок, мягкая трава, комнатный ковер действуют успокаивающе. При хождении босиком укрепляются своды и связки стопы, увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, идет профилактика плоскостопия, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.Закаливание «Хождение босиком» проводится в игровой форме, с увеличением количества и качества упражнений, выполняемых детьми поточным способом, по кругу. В закаливании используются различные виды ходьбы, бега, прыжков, имитационные движения, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки. Все это подготавливает организм к физической нагрузке. Для повышения интереса использую образно-игровые сюжеты: «чистюли», «дождик», «зайки», «обезьянки» и т.д.Как показывает опыт закаливание лучше начинать с бодрящей гимнастики «Пора вставать». Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после сна. Гимнастика проводится в групповой комнате в трусиках, маячках и босиком. Она помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, выполнять движения в общем для всех темпе, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус, здоровье детей, создает бодрое, радостное настроение.Одним из элементов здорового образа жизни является правильное дыхание, которое способствует сохранению и укреплению здоровья. Дыхательная гимнастика повышает обменные процессы, играющие главную роль в кровообращении, в том числе и органах дыхания, укрепляется мышца – диафрагма. Цель дыхательных упражнений заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за свое здоровье, что они сами могут помочь себе улучшить свое самочувствие [3, с. 10]. Как правило, при проведении дыхательной гимнастики используются образно – игровые технологии в сочетании с художественным словом: «Носом воздух мы вдыхаем, ртом мы воздух выдыхаем. Не страшна простуда нам – нам не нужно к докторам!» Очень хорошо сочетать дыхательную гимнастику с массажем.Массаж – это механическое воздействие специальными приемами: (поглаживание, постукивание, пощипывание и точечный массаж). Рассмотрим влияние отдельных видов массажа на улучшение общего состояния малышей в период нахождения в дошкольном учреждении.В сочетании с приведенными выше методами – хождения босиком и дыхательной гимнастикой точечный массаж используется по средствам выполнения следующего упражнения: «Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева». Это упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы, является способом профилактики простудных и других заболеваний.Еще одним из наиболее часто используемых методов массажа является само-массаж. В сочетании с художественным словом, данное упражнение является не просто физическим воздействием на тело ребенка, но и средством снятия психологического напряжения в течение дня.Чтобы массаж не выполнялся чисто механически, детям предлагается общаться со своим телом в игровой ситуации, проговаривая ласковые слова: «Скачут побегайчики – солнечные зайчики. Мы зовем их – не идут. Были тут – и нет их тут». Ребенок, играя, разглаживает свое тело, видя в нем предмет забавы, ласки, любви. Выполняя упражнения массажа в игровой форме, дети получают радостное настроение.Для оздоровления детей раннего возраста в сочетании с хождением босиком полезно использовать «игровые дорожки» - ребристая доска, силуэты ступней, колючие коврики. Применение этих спортивных снарядов не только делают процедуру более интересной, но и развивают двигательную активность, улучшают координацию движений, укрепляют отдельные мышцы рук, ног, развивают гибкость. Рифмованные фразы, произносимые педагогом во время выполнения детьми упражнений в закаливании, повышают интерес и помогают правильно выполнять упражнения, например: «Муравьишки, муравьишки, вы, как - будто бы из книжки! Вместе весело и дружно строим домик очень нужный!»Благотворное воздействие оказывает массаж биологически активных точек. Массаж БАТ можно проводить с использованием простейших снарядов. В качестве простейших снарядов могут выступать: губки для мытья посуды, обычный карандаш, колючий резиновый мяч.Массаж с губками для мытья посуды «Чистюли» – стимулировать БАТ на кончиках пальцев и ладоней: «Вот мы ручки вам покажем и как мыли их расскажем. Долго, долго отмывали и чистюлями мы стали!» [2, с. 11] Массаж «Дождик» расслабление, снятие напряжения, способствует релаксации: «Вот водичка капает – кап – кап – кап! Ручки моем мы вот так – так – так – так! Вот водичка капает – кап – кап – кап! Мы водичку наберем – так – так – так! И умоем личико чистенькой водичкой! Вот как хорошо!» [1, с. 48]. Массаж БАТ с водой непременно обогатит детско-родительские отношения опытом совместных игр, создаст благоприятные условия для общения с малышом в семье, сделает это общение приятным, интересным и полезным.Массаж «Мячики» улучшает осанку, способствует эмоциональному благополучию: «Мячики, мячики подарили нам! Красные, желтые дарят малышам!»Массаж «Веселый карандаш» применяется в изобразительной деятельности. Способствует развитию мелкой моторики рук, тактильных ощущений: «В руки карандаш возьмем, вместе с ним играть начнем. Вместе с нами ты играй и от нас не убегай!»Массаж биологически активных точек – способствует расслаблению мышц, снятию нервно-эмоционального напряжения, поднимает жизненный тонус, укрепляет здоровье, дает закалку организму.Эффективность закаливания существенно возрастает, если соблюдается режим дня. Режим дня – это хорошо продуманный распорядок труда, отдыха, питания, соответствующий возрасту. Режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического развития детей. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков. При этом необходимо учитывать, что добиваться успехов в укреплении здоровья можно только при одном подходе в детском саду и дома.Все современные направления оздоровления детей, используемые в детском саду, дали положительные результаты. Снизилась простудная заболеваемость в группе, повысилась посещаемость детей. Но самое главное – дети с желанием посещают группу, что является, показателем, прежде всего их психического благополучия. Закаливание не только повышает адаптацию детей к внешним условиям, но и закладывает фундамент здоровья.Библиографический списокБаранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. – Ярославль: Издательство «Академия развития», 2008. С. – 48. Подольская Е.И. Оздоровительная гимнастика: игровые комплексы, зантия, физические упражнения. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011. С. – 11. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду. – М.: Издательство «ГНОМиД», 2004. С. – 10. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. – М.: Издательство «ВАКО», 2009. С. – 200.Широкова Г.А. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов – на – Дону: Издательство «Феникс», 2009. С. – 35.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X